Том 19, № 2 (2022): Цифровое общество как культурно-исторический контекст развития личности

ОТ РЕДКОЛЛЕГИИ

Цифровое общество как культурно-исторический контекст развития личности

Куриленко В.Б., Ершова Р.В., Новикова И.А.

Аннотация

-

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2022;19(2):185-194
pages 185-194 views

ЛИЧНОСТЬ В ЦИФРОВУЮ ЭПОХУ: РАЗВИТИЕ, ПОЗНАНИЕ, КОММУНИКАЦИЯ

Эвристики человеческие и нечеловеческие

Войскунский А.Е.

Аннотация

Проблематика искусственного интеллекта с самого зарождения данного прикладного направления науки в середине ХХ в. тесно пересекается с психологической проблематикой, в первую очередь с психологией мышления. Как показывает опыт, не только реальные разработки в области искусственного интеллекта, но и обсуждаемые перспективы построения работающих моделей искусственного интеллекта в значительной степени зависят от технического прогресса в области создания компьютеров и программного обеспечения. Обсуждается изменение представлений о эвристиках, понимаемых как творческое мышление и как приемы или правила, полезные для поиска решения задач. Конкретно рассматриваются психологическая сторона проблематики эвристического программирования, сходство и различие человеческих и компьютерных эвристик, вероятность и возможные последствия явления сингулярности (понимаемой как превосходство искусственного интеллекта над естественным), в том числе на примере функционирования сообщества профессиональных шахматистов. Делается вывод, согласно которому прогресс компьютерных моделей и систем искусственного интеллекта перспективны для позитивного преобразования человеческой психики.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2022;19(2):195-208
pages 195-208 views

(Не)взрослое поколение: модель исследования поколенческой относительности оценки взрослости

Тихомандрицкая О.А., Рикель А.М.

Аннотация

Факт удлинения периода детства на данный момент не оспаривается психологами-исследователями и является причиной пересмотра общепризнанных возрастных рамок детства. Рассматриваются как классические (в том числе биологические, социологические, демографические, возрастно- и социально-психологические) критерии взросления, так и современные представления об этих критериях. Анализируется хронология изменения воззрений в этой области, а также причины этих изменений в сегодняшнем цифровом контексте. Исходя из тезиса о вариативности сценариев современного взросления, соответствующего этой вариативности различия взглядов представителей разных поколений и, как следствие, возможного конфликта «отцов и детей», предлагается модель исследования поколенческой относительности оценки взросления. Модель описывается на каждом уровне возможного исследования (поведенческие проявления взрослости, интерпретация данных проявлений, система установок, ценностные ориентации). Обосновывается цель создания модели - анализ конфликта поколений как на уровне обыденных представлений, так и на более глубинных уровнях различий (в том числе ценностных ориентаций). Сквозь призму социального конструкционизма делается вывод о снижающейся полезности выделения конкретных параметров и компонентов взросления в условиях современного цифрового общества.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2022;19(2):209-232
pages 209-232 views

Связи зависимости от социальных сетей с импульсивностью, нарциссизмом и ассертивностью у белорусских и украинских студентов

Шейнов В.П., Девицын А.С.

Аннотация

Зависимость от социальных сетей (ЗСС) - одна из самых массовых немедицинских зависимостей. В предшествующих исследованиях обнаружены положительные связи зависимости от социальных сетей с депрессией, тревожностью, стрессом и другими признаками психологического неблагополучия. Цель настоящего исследования - выявить и сравнить связи ЗСС с другими признаками психологического неблагополучия (импульсивностью, нарциссизмом, незащищенностью от манипуляций, низкой ассертивностью, зависимостью от смартфона и ее факторами) в группах белорусских и украинских студентов. ЗСС диагностировалась опросником ЗСС-15 В.П. Шейнова и А.С. Девицына, зависимость от смартфона - короткой версией САС-16 опросника «Шкала зависимости от смартфона» В.П. Шейнова, ассертивность - тестом ассертивности В.П. Шейнова, незащищенность от манипуляций - опросником «Оценка степени незащищенности индивида от манипулятивных воздействий» В.П. Шейнова, импульсивность - методикой диагностики потенциала коммуникативной импульсивности В.А. Лосенкова, нарциссизм - опросником Е. Кот. В исследовании приняли участие 604 студента, в том числе 403 из Беларуси (77 % - девушки) и 201 - из Украины (53 % - девушки). Средний возраст - 21,5 лет (SD = 5,17). Установлены для ЗСС: общие для белорусских и украинских студентов положительные связи с импульсивностью, зависимостью от смартфона и формирующими ее факторами («Потеря контроля», «Страх отказа» и «Эйфория» пользователя), для белорусских юношей и девушек, а также украинских юношей - с нарциссизмом; отрицательная связь с ассертивностью для украинских юношей и девушек и для белорусских девушек (для последних выявлена еще и отрицательная связь с незащищенностью от манипуляций). В практическом плане установленные в исследовании связи ЗСС с рядом признаков психологического неблагополучия дают материал для разъяснительной работы с учащимися и студентами об опасности чрезмерного увлечения социальными сетями.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2022;19(2):233-252
pages 233-252 views

Эмоциональное отношение к компонентам цифровой среды (на материале текстового анализа комментариев в Сети)

Кузнецова Ю.М.

Аннотация

Установление специфических отношений человека с киберсредой и ее компонентами является одним из психологических эффектов цифровизации. Представлены результаты исследования эмоциональной составляющей отношения к компонентам цифровой среды, проведенного с помощью эмотивно-предикатного анализа - нового метода компьютерной обработки текста, реализованного в инструменте TITANIS. Метод позволяет в автоматическом режиме извлекать из текстов описания эмоциональных ситуаций, в которых компоненты цифровой среды выступают причиной либо субъектом 68 эмоциональных состояний. Материалом для анализа послужили тексты 2048 сетевых обсуждений видео, размещенных в русскоязычном YouTube. Показано, что эмоциональные ситуации с участием различных компонентов цифровой среды достаточно типичны даже для далеких по своей тематике сетевых обсуждений. Упоминаемые в нетематических обсуждениях в качестве участников эмоциональных ситуаций компоненты цифровой среды отнесены к группам: общие понятия из сферы цифровых технологий, цифровые устройства, опосредованная цифровыми технологиями деятельность. Относящиеся к последней группе лексемы, обозначающие различные аспекты сетевой коммуникации, входят в абсолютное большинство описаний эмоциональных ситуаций с участием компонентов цифровой среды, при этом в шесть раз чаще в качестве причин эмоций, чем в качестве субъектов эмоциональных состояний. По своему знаку эмоциональное отношение к компонентам киберсреды в целом характеризуется как сбалансированное, без заметного преобладания негативных или позитивных эмоций, однако негативные состояния чаще атрибутируются компонентам киберсреды как субъектам, чем как причине эмоций. Практическая значимость описанного метода текстового анализа как средства, позволяющего оценивать эмоциональную составляющую отношения к компонентам киберсреды, определяется тем влиянием, которое аффективные реакции пользователей оказывают на востребованность технических инноваций и направленность их развития.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2022;19(2):253-281
pages 253-281 views

Особенности переживания в игровой деятельности у студентов (на материале групповых настольных игр)

Митина О.В., Исакова Р.В.

Аннотация

Проблематика игры с давних времен является актуальной для многих исследователей и рассматривается в аспекте различных дисциплин. В современную эпоху цифровизации большое распространение получили компьютерные игры, которые привлекают внимание и интерес как пользователей, так и исследователей. В то же время «обычные» настольные игры в современной психологии изучаются гораздо реже и в основном на примере шахмат. Цель исследования состоит в выявлении изменений эмоциональных состояний в процессе и по итогу двух настольных игр, которые предполагают кооперативные («Имаджинариум») и сопернические («Монополия») действия, а также в описании характера переживания в игровой деятельности студентов, в том числе и с учетом их личностных характеристик. В исследовании приняли участие 62 студента вузов Ташкента (Узбекистан). Для диагностики состояния респондентов использовались методика измерения переживания в деятельности Д.А. Леонтьева и русскоязычная версия методики «Тест имплицитного позитивного и негативного аффекта» (ИПАНАТ) О.В. Митиной и соавт. Для определения личностных особенностей применялись российский вариант шестифакторного личностного опросника HEXACO-PI-R М.C. Егоровой и соавт. и методика диагностики личностных черт «Темной триады» Т.В. Корниловой и соавт. Результаты исследования в целом демонстрируют положительные изменения эмоционального состояния после игровой деятельности, независимо от результата и процесса. Обе настольные игры, несмотря на специфику, хорошо повысили положительный эмоциональный фон респондентов. Одновременно с этим установлено, что характер переживания связан с содержанием игровой деятельности: в кооперативной игре «Имаджинариум» испытуемые чаще переживали осмысленность, а в конкурентной «Монополии» - пустоту.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2022;19(2):282-303
pages 282-303 views

Особенности устойчивости внимания взрослых интернет-пользователей

Медведская Е.И.

Аннотация

Рассматривается проблема изменения функционирования познавательных процессов в условиях цифровизации. Систематизация существующих исследований внимания обнаруживает, что подавляющее большинство работ посвящено медиамногозадачности, результаты изучения которой довольно противоречивы и относятся преимущественно к подросткам и юношам. Академическим сообществом анализируется также воздействие на внимание обучающихся разных возрастов цифровых технологий, эффект которых оценивается скорее как негативный. Проверяется гипотеза о возможных изменениях в реализации данной когнитивной функции у взрослых интернет-пользователей. Эмпирическая проверка осуществлялась в дизайне сравнительного анализа устойчивости внимания взрослых, отдающих предпочтения разным системам кодирования информации: традиционной («бумажной») и цифровой. Респондентами выступили лица от 37 до 60 лет, получившие высшее образование в доцифровую эпоху и работающие в сфере интеллектуальных профессий, сформировавшие две группы: взрослые читатели и взрослые интернет-пользователи (по n = 50). Для уточнения различий в устойчивости внимания взрослых респондентов, имеющих разные практики обращения к носителям информации, привлечена также группа студентов - активных молодых интернет-пользователей (n = 50). Оценка параметров устойчивости внимания осуществлялась посредством методики «Корректурная проба» Бурдона. Установлено, что взрослые читатели статистически достоверно ( р ≤ 0,01) обладают более высокой концентрацией внимания, чем активные интернет-пользователи (как молодые, так и взрослые), сохраняя ее в тех нормативных границах, которые были присущи человеку доцифровой эпохи.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2022;19(2):304-319
pages 304-319 views

ЦИФРОВОЕ ОБЩЕСТВО: ВОЗМОЖНОСТИ И РИСКИ

Переосмысление и повышение резильентности как стратегии выживания для традиционных предприятий в новой цифровой и кризисной среде

Леви-Таджин Т., Агулон С., Хани М., Вельмурадова М., Токатлиоглу С., Сатури Т.

Аннотация

Кризис COVID-19, резко увеличивший долю удаленной работы и электронной коммерции в новой цифровой реальности, во многом принес выгоду доминирующим транснациональным высокотехнологичным компаниям (Google, Apple, Amazon и др.) и другим цифровым платформам и сервисам. В сложившихся условиях обычные малые и средние предприятия и традиционный бизнес вынуждены искать новые адаптивные стратегии. Некоторые исследователи утверждают, что всему традиционному бизнесу необходимо повышать предпринимательскую и организационную резильентность. И именно в этом направлении, в частности, психологическая наука может быть очень полезна для анализа новых форм экономической конкуренции. Основываясь на этом, авторы статьи защищают идею о том, что малые, средние и традиционные предприятия смогут не только существовать, но и по-новому заявить о себе на фоне «цифровых» конкурентов. В этой новой взаимосвязанной, турбулентной и неопределенной среде такое самоутверждение требует как стратегической и организационной реконфигурации, так и, прежде всего, специально организованных в соответствии с логикой принятия решений предпринимательских действий, направленных на повышение резильентности и, более того, антихрупкости.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2022;19(2):320-335
pages 320-335 views

Радикализация в информационном обществе: социально-психологический анализ

Бовина И.Б., Бовин Б.Г., Дворянчиков Н.В.

Аннотация

Терроризм не является новым феноменом, он существует более двух тысячелетий, развиваясь, изменяясь и приобретая новые черты и особенности, характерные для той или иной исторической эпохи. Тем не менее одна особенность остается неизменной: терроризм по-прежнему представляет собой серьезную угрозу для человечества. То, как человек приходит к признанию легитимности террористической деятельности, описывает процесс радикализации. В фокусе внимания настоящей работы - социально-психологический анализ специфики воздействия, сопровождающего процесс радикализации в современном мире. Актуальность обращения к этой проблеме объясняется тем, что меры по противодействию терроризму с необходимостью опираются на знание психологических закономерностей, по которым происходит радикализация. Статья состоит из двух частей: в первой части обсуждаются особенности проблемы терроризма и радикализации в рамках социально-психологического знания. Особое внимание уделяется тому факту, что процесс радикализации - это форма коллективного ответа на ситуацию межгруппового конфликта (реального или воображаемого). Кроме того, в этой части работы обозначается место коммуникации в процессе радикализации. Во второй части речь идет о специфике коммуникативных процессов (их содержания и формы) в связи с радикализацией в информационном обществе.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2022;19(2):336-351
pages 336-351 views

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ В ЦИФРОВОМ МИРЕ

Модель обучения математике с эффектом развития вероятностного стиля мышления в цифровой образовательной среде: теоретическое обоснование и эмпирическая проверка

Дворяткина С.Н.

Аннотация

Рассматривается проблема развития нелинейного, вероятностного стиля мышления обучаемых в условиях цифровой трансформации современного образования. Целью является разработка эффективного научно-методологического инструментария организации процесса обучения математике в школе и вузе для достижения высоких педагогических, социально-востребованных результатов и создания на его основе усовершенствованной дидактической модели с эффектом развития вероятностного стиля мышления, гибкости, креативности и критичности личности для возможности ее активного участия в жизнедеятельности общества. Модель обучения математике с эффектом развития вероятностного стиля мышления разработана в единстве целевого, теоретико-методологического, содержательного, технологического, диагностического и результативного компонентов. Структурообразующим фактором выступает информационно-насыщенная образовательная среда обучения математике как совокупность цифрового информационного и образовательного контента, способствующая эффективному развитию вероятностного стиля мышления. Содержательный компонент модели реализуется в отборе и структурировании учебного материала на основе фрактального подхода, в методическом обновлении комплексом спиралей фундирования, оснащенного банками прикладных и исследовательских задач с учетом глубины фрактального представления учебных элементов. При решении технологических задач реализации модели, получения гарантируемых результатов обучения в качестве инструмента развития вероятностного стиля мышления обучаемых и объективного средства управления выступала адаптивная обучающая система. Результаты внедрения модели в практику обучения с последующей статистической проверкой на основе методов описательной статистики, t -критерия Стьюдента установили положительную динамику по всем структурным компонентам модели с доверительной вероятностью 95 %. Перспектива исследования состоит в дальнейшей интеллектуализации технологического компонента модели на основе гибридности методов искусственного интеллекта для обеспечения эффективного развития вероятностного стиля мышления с быстрой динамикой изменения значений параметров, согласно заданным обратным связям.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2022;19(2):352-366
pages 352-366 views

Интерес и осведомленность как факторы, опосредующие содержание онлайн-поисковых запросов школьников в процессе выполнения простых и проблемно ориентированных учебных заданий

Безгодова С.А., Микляева А.В.

Аннотация

Онлайн-поиск дополнительной информации является неотъемлемым элементом учебной деятельности современных школьников, однако факторы, определяющие эффективность онлайн-поисковой активности как элемента учебной активности, остаются недостаточно изученными. Представлены результаты исследования вклада факторов осведомленности в предметном поле онлайн-поиска и интереса к тематике учебного задания в содержательные характеристики онлайн-поисковых запросов школьников при выполнении простых и проблемно ориентированных поисковых заданий. Участниками исследования стали 206 школьников, обучающихся в 5-9 классах общеобразовательных школ, из них 115 девочек и 91 мальчик, в возрасте 13,24 ± 1,56 лет. Исследование проводилось с использованием экспериментального метода и метода анкетирования. Участникам предлагалось последовательно найти информацию в интернете и выполнить сначала простое учебное задание, затем - проблемно ориентированное, а также оценить свой интерес и осведомленность в предметном поле поискового запроса. Математическая обработка осуществлялась с помощью критериального (φ* Фишера и Манна - Уитни), дисперсионного и регрессионного анализа. Выявлено, что интерес к теме поискового запроса не вносит существенного вклада в качественно-количественные характеристики поиска. Осведомленность школьника связана с качественными характеристиками уточняющих поисковых запросов, но не с их количеством. Выявлено, что простые учебные задания в большей степени способствуют поиску в сети Интернет готовых решений для их выполнения. Проблемно ориентированные задания имеют большую эффективность для стимуляции самостоятельного информационного поиска школьниками в интернете, чем простые учебные задания. Результаты исследования могут быть использованы при разработке учебно-методических материалов в практике общего образования.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2022;19(2):367-381
pages 367-381 views

Игровые технологий и приемы геймификации в преподавании английского языка: анализ педагогического опыта

Коваленко И.В., Скворцова Т.П.

Аннотация

Игровые технологии (в том числе компьютерные) в преподавании английского языка уже давно занимают важное и постоянное место в структуре занятия. Они помогают формированию межкультурных коммуникативных компетенций, повышению мотивации и самоорганизации. Цель исследования - выявить актуальное состояние внедрения игровых методов работы и приемов геймификации на уроках английского языка современными педагогами в условиях как очного, так и дистанционного образования. Теоретическая значимость работы заключается в анализе эмпирических психолого-педагогических исследований по проблемам преподавания английского языка отечественных и зарубежных ученых, что позволило составить анкету для обобщения опыта педагогов английского языка, классифицировать электронные игры и приемы геймификации на занятиях. Выборка составила 48 педагогов английского языка со стажем преподавания от 1 до 13 лет, возрастной диапазон их учеников от 3 до 60 лет. Педагоги с помощью анкеты проанализировали свой опыт использования игровых технологий и приемов геймификации на очных и дистанционных занятиях. Все педагоги английского языка применяют игровые методы работы и приемы геймификации на занятиях вне зависимости от возраста обучающихся. Игры, которые они включают в свои занятия, можно условно разделить на дидактические (используют две трети педагогов), многопользовательские игры на кооперацию (включает в занятие каждый пятый педагог), игры на поиск предметов с нелинейным сюжетом (используют на занятии четверть педагогов нашей выборки). Большинство преподавателей, применяющих приемы геймификации, отмечают устойчивое повышение мотивации учеников на занятиях. Практическая значимость результатов исследования заключается в возможности построения индивидуальной траектории самообразования, повышения квалификации педагогов английского языка как в основном, так и в дополнительном образовании. Обобщение практического опыта работы педагогов может быть положено в основу методических и педагогических рекомендаций по повышению информационно-коммуникационной компетентности и педагогического мастерства учителей английского языка.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2022;19(2):382-392
pages 382-392 views

МИРОВАЯ НАУКА В ЛИЦАХ

Вечное настоящее? От глобальной деревни Маклюэна к искусственному интеллекту

Соколовски М., Ершова Р.В.

Аннотация

Маршалл Герберт Маклюэн (1911-1980) - канадский философ, филолог, литературовед и специалист в области медиа. Энди Уорхал однажды сказал, что каждому человеку в жизни выпадает 15 минут славы, слава Маклюэна растянулась на десятилетия. Его идеи о том, что технологии могут влиять на общество и детерминировать его, широко обсуждаются до сих пор. Работы Маклюэна рассматриваются как важный концептуальный вклад в теорию медиа, а его термин «глобальная деревня» (global village) широко используется студентами и учеными, практиками и теоретиками в области коммуникации. В статье предпринимается попытка анализа вклада М. Маклюэна, эксперта по коммуникации, влиятельного технодетерминиста, в понимание медиа XXI в. Делается вывод о том, что, несмотря на обилие критики в адрес наивности, «ненаучности» его подхода, отсутствия эмпирических доказательств выдвинутой им теории, увлеченности технологиями, веры в решающую роль СМИ в развитии культуры и общества, идеи Маклюэна сих пор вдохновляют исследователей. Концепция «глобальной деревни» в современном информационном мире не только не утратила своей актуальности, она как нельзя лучше описывает законы функционирования цифрового общества. Интернет и социальные сети подтвердили постулат Маклюэна, согласно которому коммуникационные технологии предоставляют людям возможность все более активно участвовать в жизни друг друга.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2022;19(2):393-405
pages 393-405 views

РЕЦЕНЗИИ

Рецензия на книгу: Fourquet Courbet M.-P., Courbet D. Connectés et heureux! Du stress digital au bien-être numérique. Paris: Dunod, 2020

Вельмурадова М.

Аннотация

-

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2022;19(2):406-410
pages 406-410 views

НАУЧНАЯ ХРОНИКА

Возрождение надежды: День психологии - 2021 в ООН, посвященный борьбе с изменением климата

Балва Д., Такушьян Г.

Аннотация

В 2022 г. Коалиция психологов в Организации Объединенных Наций (Psychology Coalition at the United Nations, PCUN) отметила свое десятилетие, поставив перед собой задачу применить психологическую науку к решению глобальных проблем. Несмотря на глобальные ограничения в связи с пандемией COVID-19, с марта 2020 г. деятельность PCUN в этом направлении не прекратилась, а, скорее, активизировалась. Данный репортаж состоит из двух частей, в которых представлены краткие обзоры: 1) резкого роста активности PCUN с 2020 г.; 2) 15-го Ежегодного Дня психологии в ООН 21 апреля 2022 г., посвященного теме «Возрождение надежды: вклад психологии в борьбу с изменением климата».

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2022;19(2):411-422
pages 411-422 views

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах