Том 18, № 2 (2021): Развитие теории социальных представлений в России и мирe

ОТ РЕДКОЛЛЕГИИ

Введение: эвристический потенциал теории социальных представлений

Молине П., Бовина И.Б.

Аннотация

-

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2021;18(2):291-298
pages 291-298 views

ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО

Понятие «общее» и социальные представления

Жоделе Д.

Аннотация

Недавнее появление социальных и политических движений, которые призывают к «здравому смыслу» (common sense), и использование понятия «общее» (common) в философии и социальных науках инициировали интерес автора к размышлениям о социальных и научных представлениях, касающихся этих понятий. Вслед за обсуждением ряда политических коннотаций понятий «здравый смысл» и «общее» будет рассмотрено понятие, которое тесно связано с ними, - «сообщество» (community). В отношении этого понятия С. Московиси выражает сдержанную позицию, однако предлагает новый взгляд на киберсообщества и важность, придаваемую аффективности в группах сообщества. Рассматриваются два основных способа трактовки понятия «здравый смысл» в исторической перспективе от античности до наших дней. С типологической точки зрения принято различать ряд очень разных характеристик, присущих и объясняющих «здравый смысл»: через сведение его к факту простого разделения мнений в обществе; через исходную социальную близость, связанную с идентичностью моральных ценностей и эмоциональных измерений; через укорененность в повседневном опыте; через его девальвацию как формы знания по отношению к науке; через подчеркивание его рациональности; через акцентирование его потенциала для восстания и революционных взглядов или, наоборот, через трактовку его как индуцирующего конформность в обществе. С концептуальной точки зрения «здравый смысл» анализируется как эпистемологическая характеристика группы в ее содержании, формировании, передаче опыта и роли в социальной сплоченности. Современные воззрения подчеркивают его связь с демократией и популизмом. Понятие «общее», появившееся в последнее время, все чаще встречается в сочетании с понятием «общие блага» (common goods), изначально фокусировавшимся на материальных реалиях, теперь же - объединяющим факты и практики знания, являясь предметом определенной области - общего знания. Таким образом, «общее» появляется как новый способ подхода к социальным отношениям, что соответствует стремлению ввести отношенческое, этическое и политическое измерения в анализ социальных процессов и процессов изменения. В этом отношении призыв к исследованию «общего» имеет сходство с подходом социальных представлений. Изучение различных научных и обыденных представлений о понятиях общности, здравого смысла и общего позволяет установить связи с перспективами изучения социальных представлений и обозначить пути для новых исследований.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2021;18(2):299-314
pages 299-314 views

Социальные представления и индивидуальные представления: в чем разница? И почему индивидуальные представления похожи?

Лалу С.

Аннотация

Проясняется давняя двусмысленность в толковании понятия социальных представлений и дается четкое операциональное определение отношения между «социальным представлением» и «индивидуальным представлением». Это определение, основанное на теории множеств, поддерживает большинство современных эмпирических методов исследования социальных представлений. Другими словами, социальное представление объекта в популяции - это математический набор индивидуальных представлений, которые индивиды данной популяции имеют относительно этого объекта. Компоненты представления трактуются как компоненты, используемые для описания этого множества в математическом смысле данного термина. Статистические методы, как и метод контент-анализа, могут создавать такие компоненты путем сравнения индивидуальных представлений для извлечения общих черт, и именно этому посвящены классические исследования социальных представлений. Предлагается ответ на вопрос: как получилось, что в конкретной культуре индивиды имеют индивидуальные представления, похожие друг на друга?

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2021;18(2):315-331
pages 315-331 views

Представления в межгрупповых отношениях: рефлексивность, метапредставления и интеробъективность

Вагнер В., Раудсепп М.

Аннотация

Социальные и культурные группы характеризуются общими системами социальных объектов и проблем, которые составляют их объективную реальность и идентичность их членов. Межличностное взаимодействие внутри таких групп требует системы всеобъемлющих представлений, обеспечивающих согласованное взаимодействие между индивидами. Для того чтобы уменьшить возможные разногласия при взаимодействии, всеобъемлющие представления включают в себя фрагменты репрезентативной структуры взаимодействующего, а также его потенциальные ценности и поведение. В более широком масштабе то же самое относится к общению и взаимодействию между членами различных культурных групп, где взаимодействующие должны располагать приблизительным знанием соответствующих характеристик другой культуры. Это взаимное знание называется метапредставлениями, которые дополняют собственные ценности и способы мышления субъектов. Концепция метапредставлений дополняет теорию социальных представлений применительно к межкультурному и межэтническому взаимодействию.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2021;18(2):332-345
pages 332-345 views

МНОГООБРАЗИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

Феномен когнитивной полифазии в социальных представлениях о душевнобольных

Емельянова Т.П., Исраелян Т.В.

Аннотация

Феномен когнитивной полифазии рассматривается в контексте репрезентации психически больных людей разными группами общества. Поднимается проблема обнаружения условий актуализации когнитивной полифазии. Целью исследования стали проявления когнитивной полифазии в структуре социальных представлений (СП) о душевнобольном в группах православных респондентов и неверующих. Выборку составили последователи православного христианства - N = 114 (мужчины - 49 чел., женщины - 65 чел.) и неверующие респонденты - N = 113 (мужчины - 76 чел., женщины - 37 чел.) в возрасте 18-23, 40-45, 60-65 лет, постоянно проживающие в Москве. На основном этапе исследования использовались авторский опросник, разработанный на базе результатов поискового этапа и включающий 29 утверждений, шкала самооценки степени религиозности, модифицированная шкала «Психологической дистанции» Фелдеса, модифицированный вариант методики «Незавершенные предложения», проективная методика Bubbles и блок для получения социально-демографической информации. Результаты исследования показали, что эмоциональный компонент СП о душевнобольных при разных методиках опроса менял свою модальность. При оценивании респондентами утверждений опросника ядро СП обеих групп содержало исключительно сочувственные в отношении больных элементы, а утверждения, раскрывающие негативные эмоции (возможность заражения психическим заболеванием или необходимость изоляции психически больных от общества), оказались на периферии СП. В то же время данные проективных методик показывают, что негативный фон восприятия душевнобольных значимо преобладает (по сравнению с позитивным) как у верующих, так и у неверующих респондентов. Негативная репрезентация душевнобольного наиболее выражена в группе неверующих респондентов и достигает самых высоких показателей в группе 60-65-летних. Подобная амбивалентность рассматривается как проявление когнитивной полифазии и конкретно ее разновидности - селективного преобладания.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2021;18(2):346-362
pages 346-362 views

Джихадизм и обыденное мышление: гипотеза процесса “повторного якорения”

Бен Алайя Д.

Аннотация

Доктрина джихадистов-салафитов, лежащая в основе исламистского терроризма, поразившего несколько стран с момента появления Аль-Каиды в конце 1980-х годов, дала начало «Исламскому государству Ирака и Леванта» (ИГИЛ/ИГ), созданному как «халифат» в 2014 году. Несмотря на официальное военное поражение ИГИЛ в 2019 году, джихадистско-салафитское течение, история которого уходит корнями в далекое прошлое, в настоящее время стоит за рядом атак, ответственность за которые взяли организации или одиночные исполнители, и развивается в направлении того, что Ж. Кепел называет «атмосферой джихадизма». В исследовании предпринята попытка объяснить, почему джихадистский нарратив находит своих сторонников, взяв за парадигмальную основу теорию социальных представлений С. Московиси. Другими словами, принадлежность к джихадистскому течению рассматривается не как проявление отклонения от нормальности или оптимальной рациональности, но как выражение определенного «резонанса» здравого смысла (в понимании Д. Сноу и Р. Бенфорда). Если обратиться к контексту Туниса, то успех джихадистского нарратива объясняется возможностью его использования в качестве интерпретационной сетки и руководства к действию, что позволяет «повторно заякорить» реальность, лишенную смысла. Предлагаемая гипотеза о «повторном якорении» (re-anchoring) подразумевает, что якорение (anchoring), описанное Московиси как один из двух процессов, лежащих в основе формирования социальных представлений (наряду с процессом объективации) о чем-то новом, странном, незнакомом, может происходить не только путем введения нового объекта в уже известную, ранее существовавшую «рамку», но и как замена самой «рамки» на новую. В свою очередь, это позволяет поместить знакомые объекты, утратившие свой смысл именно из-за старой «рамки», в новую. Высказанная гипотеза может предложить теоретическую и эвристическую перспективу, позволяющую представить процесс «якорения» как циклический и неопределенный процесс.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2021;18(2):363-374
pages 363-374 views

Скрытая зона социальных представлений и эффекты (де)маскировки: обзор и перспективы

Рато П., Ло Монако Г.

Аннотация

Двадцать лет назад Гимелли и Дешам (2000) выдвинули гипотезу о существовании скрытой зоны социальных представлений. По мнению этих ученых, некоторые части социальных представлений об объектах, описанных как «чувствительные», не выявляются в обычных условиях исследования без дополнительных приемов. Этот фундаментальный вопрос на удивление поздно был поднят в литературе по социальным представлениям, но с тех пор он привлекает все больше внимания исследователей, работающих в данной области. В своей основополагающей работе Гимелли и Дешам предложили методологическую перспективу, позволяющую выявлять такие «невысказанные факты» и проложившую путь для дальнейших исследований, в которых были выдвинуты несколько теоретических интерпретаций и новых методов изучения «скрытой зоны» социальных представлений. При этом исследователям было важно как определить лежащие в основе «маскировки» процессы, так и разработать соответствующие инструменты для выявления контрнормативного содержания, потенциально связанного с определенными объектами представления. В настоящей работе предлагается подвести итоги этих двадцатилетних изысканий и наметить новые направления исследований, ориентированных, с одной стороны, на изучение социально-когнитивных процессов, связанных с феноменом скрытой зоны, а с другой - на поиск новых теоретических и методологических связей с другими концепциями, исследующими аналогичные вопросы.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2021;18(2):375-390
pages 375-390 views

ИЗОБРАЖЕНИЯ И МЕДИА

От прототипических к иконографическим стимулам: потенциал образов в изучении социальных представлений

Галли И., Фазанелли Р.

Аннотация

Когда психологов интересует образ социального объекта, они изучают, что люди думают об этом объекте, как восприняли его, как проинтерпретировали это восприятие. Полностью соглашаясь с идеей о том, что применение иконографических стимулов может усилить традиционные методы, приемы и техники, которые используются для изучения социального представления, в настоящем исследовании авторы представили две техники: 1) прототипических стимулов, предложенную во второй половине 1980-х годов Галли и Нигро; 2) иконографических стимулов, творчески интегрирующую образы и слова в единый инструмент, недавно разработанную Галли, Фазанелли и Шембером для изучения социального представления о культуре. Исследования, обзор которых представлен в статье, ясно демонстрируют, что образ обладает огромной притягательной силой, силой, которую часто не имеет слово. Именно образы заставляют людей задуматься, помогают им размышлять над вопросами, касающимися фундаментальных аспектов повседневной жизни. Предложенная в статье разработка мультиметодического подхода к исследованию социальных представлений является лишь отправной точкой для размышлений, новые и более четко организованные исследования смогут подкрепить эвристическими доказательствами то, что пока выглядит как гипотеза, которая в любом случае потребует более широких и совместных междисциплинарных усилий.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2021;18(2):391-401
pages 391-401 views

Исследование образа ученого в контексте концепции социальных представлений Сержа Московиси

Володарская Е.А.

Аннотация

Анализируются научно-социальный аспект функционирования научной школы, созданной С. Московиси, различные формы этого объединения: исследовательский коллектив, направление в науке, «незримый» колледж. Раскрывается возможность исследования социальных представлений через включение в диагностический арсенал новых методов анализа, в частности, иконографических документов, изображений социального объекта, что свидетельствует о современном этапе функционирования научной школы С. Московиси. В качестве примера исследования социальных преставлений не только через вербальные ассоциации, но и через рисунки, обсуждаются результаты изучения социальных представлений об ученом у подростков. Цель исследования - выделение особенностей категориального аппарата образа ученого у современных российских подростков на основе иконографического материала. Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что система социальных представлений об ученом у российских подростков содержит как устойчивые показатели принадлежности человека к профессиональному научному сообществу, так и вариативные контекстные элементы образа ученого, а степень выраженности и соотношение устойчивых и контекстных элементов отражают характеристики имиджа ученого у отечественных респондентов. В качестве основного диагностического инструмента была использована рисуночная методика The Draw-A-Scientist Test (DAST), направленная на выявление представлений об ученом на основе иконографических ассоциаций. Полученные рисунки анализировались посредством экспертной оценки, для статистической обработки использовались процедуры корреляционного и факторного анализа. Установлено, что для российских подростков характерно в целом стереотипное представление об ученом, связанное с использованием общих индикаторов внешнего облика, определяющих профессиональную принадлежность изображаемого персонажа. Обнаружены различия в частоте использования устойчивых и контекстных иконографических элементов рисунков. Показана возможность применения рисуночной методики в качестве диагностического инструмента выявления социальных представлений об ученом на основе анализа смысла объекта через его иконографическую фиксацию.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2021;18(2):402-421
pages 402-421 views

Социальные представления о коронавирусе в начале пандемии в России

Донцов А.И., Зотова О.Ю., Тарасова Л.В.

Аннотация

Вспышка коронавируса - глобальное событие, которое вышло за пределы национальных границ и охватило весь мир. Изучение социальных представлений о пандемии позволяет выявить проблемы, которые структурируют опыт людей в конкретном социальном контексте. Для выявления социальных представлений о коронавирусе проведено исследование на территории Свердловской области. Опрос респондентов проходил в период с 11 марта по 11 мая 2020 г. Сбор данных охватил два этапа: 1) когда в России в целом был подтвержден 31 случай заражения COVID-19, на территории Свердловской области таких случаев еще не было зафиксировано; 2) число заболевших в Свердловской области составляло 1952 чел., в стране - 221 344 чел. Для сбора эмпирического материала использовались методы свободных словесных ассоциаций и семантического дифференциала (В.Ф. Петренко), методика оценки психической активации Л.А. Курганского и Т.А. Немчина, анкетный опрос. Выявлено, что значимость проблемы коронавируса в разные периоды времени для респондентов различна. Ядро представления является устойчивым, согласованным и отражает результат информационного воздействия СМИ - «смерть», «паника», остается стабильным вне зависимости от времени и вовлеченности в пандемию респондентов. Потенциальная зона изменений выступает «приручением» знаний о коронавирусе, операционализацией содержания представления о коронавирусе на язык изменений в своей обыденной жизни - пандемия коронавируса понимается как «эпидемия гриппа», а введение необходимости самоизоляции - как «каникулы», возможность побыть «дома». Определение непосредственной аффективной реакции респондентов на слово-стимул «коронавирус» показало наличие эмоциональной напряженности и преобладание негативных переживаний респондентов при предъявлении данного стимула. Проведенное исследование показало, что в условиях пандемии, выступая основным источником информации и средством коммуникации, СМИ задают направление формирования представлений.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2021;18(2):422-444
pages 422-444 views

НАУЧНАЯ ХРОНИКА

День психологии - 2021 в ООН, посвященный постпандемическому восстановлению

Санданапитчай П., Такушьян Г.

Аннотация

После начала беспрецедентного глобального локдауна, связанного с пандемией COVID-19 в 2020 году, Коалиция психологов в Организации Объединенных Наций (Psychology Coalition at the United Nations, PCUN) смогла продолжить выполнять свою миссию - использовать достижения психологической науки в решении глобальных проблем, обсуждаемых в ООН. В данном научном репортаже, состоящем из двух частей, представлен краткий обзор: 1) недавних мероприятий PCUN в 2020-2021 гг.; 2) 14-го Ежегодного Дня психологии в ООН, организованного 15 апреля 2021 г. при поддержке PCUN и посвященного теме «Вклад психологии в улучшение восстановления в постпандемическом мире».

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2021;18(2):445-452
pages 445-452 views

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах