Том 18, № 2 (2021): Развитие теории социальных представлений в России и мирe
- Год: 2021
- Статей: 11
- URL: https://journals.rudn.ru/psychology-pedagogics/issue/view/1451
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-1683-2021-18-2
Весь выпуск
ОТ РЕДКОЛЛЕГИИ
ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО
Понятие «общее» и социальные представления
Аннотация
Недавнее появление социальных и политических движений, которые призывают к «здравому смыслу» (common sense), и использование понятия «общее» (common) в философии и социальных науках инициировали интерес автора к размышлениям о социальных и научных представлениях, касающихся этих понятий. Вслед за обсуждением ряда политических коннотаций понятий «здравый смысл» и «общее» будет рассмотрено понятие, которое тесно связано с ними, - «сообщество» (community). В отношении этого понятия С. Московиси выражает сдержанную позицию, однако предлагает новый взгляд на киберсообщества и важность, придаваемую аффективности в группах сообщества. Рассматриваются два основных способа трактовки понятия «здравый смысл» в исторической перспективе от античности до наших дней. С типологической точки зрения принято различать ряд очень разных характеристик, присущих и объясняющих «здравый смысл»: через сведение его к факту простого разделения мнений в обществе; через исходную социальную близость, связанную с идентичностью моральных ценностей и эмоциональных измерений; через укорененность в повседневном опыте; через его девальвацию как формы знания по отношению к науке; через подчеркивание его рациональности; через акцентирование его потенциала для восстания и революционных взглядов или, наоборот, через трактовку его как индуцирующего конформность в обществе. С концептуальной точки зрения «здравый смысл» анализируется как эпистемологическая характеристика группы в ее содержании, формировании, передаче опыта и роли в социальной сплоченности. Современные воззрения подчеркивают его связь с демократией и популизмом. Понятие «общее», появившееся в последнее время, все чаще встречается в сочетании с понятием «общие блага» (common goods), изначально фокусировавшимся на материальных реалиях, теперь же - объединяющим факты и практики знания, являясь предметом определенной области - общего знания. Таким образом, «общее» появляется как новый способ подхода к социальным отношениям, что соответствует стремлению ввести отношенческое, этическое и политическое измерения в анализ социальных процессов и процессов изменения. В этом отношении призыв к исследованию «общего» имеет сходство с подходом социальных представлений. Изучение различных научных и обыденных представлений о понятиях общности, здравого смысла и общего позволяет установить связи с перспективами изучения социальных представлений и обозначить пути для новых исследований.
Социальные представления и индивидуальные представления: в чем разница? И почему индивидуальные представления похожи?
Аннотация
Проясняется давняя двусмысленность в толковании понятия социальных представлений и дается четкое операциональное определение отношения между «социальным представлением» и «индивидуальным представлением». Это определение, основанное на теории множеств, поддерживает большинство современных эмпирических методов исследования социальных представлений. Другими словами, социальное представление объекта в популяции - это математический набор индивидуальных представлений, которые индивиды данной популяции имеют относительно этого объекта. Компоненты представления трактуются как компоненты, используемые для описания этого множества в математическом смысле данного термина. Статистические методы, как и метод контент-анализа, могут создавать такие компоненты путем сравнения индивидуальных представлений для извлечения общих черт, и именно этому посвящены классические исследования социальных представлений. Предлагается ответ на вопрос: как получилось, что в конкретной культуре индивиды имеют индивидуальные представления, похожие друг на друга?
Представления в межгрупповых отношениях: рефлексивность, метапредставления и интеробъективность
Аннотация
Социальные и культурные группы характеризуются общими системами социальных объектов и проблем, которые составляют их объективную реальность и идентичность их членов. Межличностное взаимодействие внутри таких групп требует системы всеобъемлющих представлений, обеспечивающих согласованное взаимодействие между индивидами. Для того чтобы уменьшить возможные разногласия при взаимодействии, всеобъемлющие представления включают в себя фрагменты репрезентативной структуры взаимодействующего, а также его потенциальные ценности и поведение. В более широком масштабе то же самое относится к общению и взаимодействию между членами различных культурных групп, где взаимодействующие должны располагать приблизительным знанием соответствующих характеристик другой культуры. Это взаимное знание называется метапредставлениями, которые дополняют собственные ценности и способы мышления субъектов. Концепция метапредставлений дополняет теорию социальных представлений применительно к межкультурному и межэтническому взаимодействию.
МНОГООБРАЗИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
Феномен когнитивной полифазии в социальных представлениях о душевнобольных
Аннотация
Феномен когнитивной полифазии рассматривается в контексте репрезентации психически больных людей разными группами общества. Поднимается проблема обнаружения условий актуализации когнитивной полифазии. Целью исследования стали проявления когнитивной полифазии в структуре социальных представлений (СП) о душевнобольном в группах православных респондентов и неверующих. Выборку составили последователи православного христианства - N = 114 (мужчины - 49 чел., женщины - 65 чел.) и неверующие респонденты - N = 113 (мужчины - 76 чел., женщины - 37 чел.) в возрасте 18-23, 40-45, 60-65 лет, постоянно проживающие в Москве. На основном этапе исследования использовались авторский опросник, разработанный на базе результатов поискового этапа и включающий 29 утверждений, шкала самооценки степени религиозности, модифицированная шкала «Психологической дистанции» Фелдеса, модифицированный вариант методики «Незавершенные предложения», проективная методика Bubbles и блок для получения социально-демографической информации. Результаты исследования показали, что эмоциональный компонент СП о душевнобольных при разных методиках опроса менял свою модальность. При оценивании респондентами утверждений опросника ядро СП обеих групп содержало исключительно сочувственные в отношении больных элементы, а утверждения, раскрывающие негативные эмоции (возможность заражения психическим заболеванием или необходимость изоляции психически больных от общества), оказались на периферии СП. В то же время данные проективных методик показывают, что негативный фон восприятия душевнобольных значимо преобладает (по сравнению с позитивным) как у верующих, так и у неверующих респондентов. Негативная репрезентация душевнобольного наиболее выражена в группе неверующих респондентов и достигает самых высоких показателей в группе 60-65-летних. Подобная амбивалентность рассматривается как проявление когнитивной полифазии и конкретно ее разновидности - селективного преобладания.
Джихадизм и обыденное мышление: гипотеза процесса “повторного якорения”
Аннотация
Доктрина джихадистов-салафитов, лежащая в основе исламистского терроризма, поразившего несколько стран с момента появления Аль-Каиды в конце 1980-х годов, дала начало «Исламскому государству Ирака и Леванта» (ИГИЛ/ИГ), созданному как «халифат» в 2014 году. Несмотря на официальное военное поражение ИГИЛ в 2019 году, джихадистско-салафитское течение, история которого уходит корнями в далекое прошлое, в настоящее время стоит за рядом атак, ответственность за которые взяли организации или одиночные исполнители, и развивается в направлении того, что Ж. Кепел называет «атмосферой джихадизма». В исследовании предпринята попытка объяснить, почему джихадистский нарратив находит своих сторонников, взяв за парадигмальную основу теорию социальных представлений С. Московиси. Другими словами, принадлежность к джихадистскому течению рассматривается не как проявление отклонения от нормальности или оптимальной рациональности, но как выражение определенного «резонанса» здравого смысла (в понимании Д. Сноу и Р. Бенфорда). Если обратиться к контексту Туниса, то успех джихадистского нарратива объясняется возможностью его использования в качестве интерпретационной сетки и руководства к действию, что позволяет «повторно заякорить» реальность, лишенную смысла. Предлагаемая гипотеза о «повторном якорении» (re-anchoring) подразумевает, что якорение (anchoring), описанное Московиси как один из двух процессов, лежащих в основе формирования социальных представлений (наряду с процессом объективации) о чем-то новом, странном, незнакомом, может происходить не только путем введения нового объекта в уже известную, ранее существовавшую «рамку», но и как замена самой «рамки» на новую. В свою очередь, это позволяет поместить знакомые объекты, утратившие свой смысл именно из-за старой «рамки», в новую. Высказанная гипотеза может предложить теоретическую и эвристическую перспективу, позволяющую представить процесс «якорения» как циклический и неопределенный процесс.
Скрытая зона социальных представлений и эффекты (де)маскировки: обзор и перспективы
Аннотация
Двадцать лет назад Гимелли и Дешам (2000) выдвинули гипотезу о существовании скрытой зоны социальных представлений. По мнению этих ученых, некоторые части социальных представлений об объектах, описанных как «чувствительные», не выявляются в обычных условиях исследования без дополнительных приемов. Этот фундаментальный вопрос на удивление поздно был поднят в литературе по социальным представлениям, но с тех пор он привлекает все больше внимания исследователей, работающих в данной области. В своей основополагающей работе Гимелли и Дешам предложили методологическую перспективу, позволяющую выявлять такие «невысказанные факты» и проложившую путь для дальнейших исследований, в которых были выдвинуты несколько теоретических интерпретаций и новых методов изучения «скрытой зоны» социальных представлений. При этом исследователям было важно как определить лежащие в основе «маскировки» процессы, так и разработать соответствующие инструменты для выявления контрнормативного содержания, потенциально связанного с определенными объектами представления. В настоящей работе предлагается подвести итоги этих двадцатилетних изысканий и наметить новые направления исследований, ориентированных, с одной стороны, на изучение социально-когнитивных процессов, связанных с феноменом скрытой зоны, а с другой - на поиск новых теоретических и методологических связей с другими концепциями, исследующими аналогичные вопросы.
ИЗОБРАЖЕНИЯ И МЕДИА
От прототипических к иконографическим стимулам: потенциал образов в изучении социальных представлений
Аннотация
Когда психологов интересует образ социального объекта, они изучают, что люди думают об этом объекте, как восприняли его, как проинтерпретировали это восприятие. Полностью соглашаясь с идеей о том, что применение иконографических стимулов может усилить традиционные методы, приемы и техники, которые используются для изучения социального представления, в настоящем исследовании авторы представили две техники: 1) прототипических стимулов, предложенную во второй половине 1980-х годов Галли и Нигро; 2) иконографических стимулов, творчески интегрирующую образы и слова в единый инструмент, недавно разработанную Галли, Фазанелли и Шембером для изучения социального представления о культуре. Исследования, обзор которых представлен в статье, ясно демонстрируют, что образ обладает огромной притягательной силой, силой, которую часто не имеет слово. Именно образы заставляют людей задуматься, помогают им размышлять над вопросами, касающимися фундаментальных аспектов повседневной жизни. Предложенная в статье разработка мультиметодического подхода к исследованию социальных представлений является лишь отправной точкой для размышлений, новые и более четко организованные исследования смогут подкрепить эвристическими доказательствами то, что пока выглядит как гипотеза, которая в любом случае потребует более широких и совместных междисциплинарных усилий.
Исследование образа ученого в контексте концепции социальных представлений Сержа Московиси
Аннотация
Анализируются научно-социальный аспект функционирования научной школы, созданной С. Московиси, различные формы этого объединения: исследовательский коллектив, направление в науке, «незримый» колледж. Раскрывается возможность исследования социальных представлений через включение в диагностический арсенал новых методов анализа, в частности, иконографических документов, изображений социального объекта, что свидетельствует о современном этапе функционирования научной школы С. Московиси. В качестве примера исследования социальных преставлений не только через вербальные ассоциации, но и через рисунки, обсуждаются результаты изучения социальных представлений об ученом у подростков. Цель исследования - выделение особенностей категориального аппарата образа ученого у современных российских подростков на основе иконографического материала. Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что система социальных представлений об ученом у российских подростков содержит как устойчивые показатели принадлежности человека к профессиональному научному сообществу, так и вариативные контекстные элементы образа ученого, а степень выраженности и соотношение устойчивых и контекстных элементов отражают характеристики имиджа ученого у отечественных респондентов. В качестве основного диагностического инструмента была использована рисуночная методика The Draw-A-Scientist Test (DAST), направленная на выявление представлений об ученом на основе иконографических ассоциаций. Полученные рисунки анализировались посредством экспертной оценки, для статистической обработки использовались процедуры корреляционного и факторного анализа. Установлено, что для российских подростков характерно в целом стереотипное представление об ученом, связанное с использованием общих индикаторов внешнего облика, определяющих профессиональную принадлежность изображаемого персонажа. Обнаружены различия в частоте использования устойчивых и контекстных иконографических элементов рисунков. Показана возможность применения рисуночной методики в качестве диагностического инструмента выявления социальных представлений об ученом на основе анализа смысла объекта через его иконографическую фиксацию.
Социальные представления о коронавирусе в начале пандемии в России
Аннотация
Вспышка коронавируса - глобальное событие, которое вышло за пределы национальных границ и охватило весь мир. Изучение социальных представлений о пандемии позволяет выявить проблемы, которые структурируют опыт людей в конкретном социальном контексте. Для выявления социальных представлений о коронавирусе проведено исследование на территории Свердловской области. Опрос респондентов проходил в период с 11 марта по 11 мая 2020 г. Сбор данных охватил два этапа: 1) когда в России в целом был подтвержден 31 случай заражения COVID-19, на территории Свердловской области таких случаев еще не было зафиксировано; 2) число заболевших в Свердловской области составляло 1952 чел., в стране - 221 344 чел. Для сбора эмпирического материала использовались методы свободных словесных ассоциаций и семантического дифференциала (В.Ф. Петренко), методика оценки психической активации Л.А. Курганского и Т.А. Немчина, анкетный опрос. Выявлено, что значимость проблемы коронавируса в разные периоды времени для респондентов различна. Ядро представления является устойчивым, согласованным и отражает результат информационного воздействия СМИ - «смерть», «паника», остается стабильным вне зависимости от времени и вовлеченности в пандемию респондентов. Потенциальная зона изменений выступает «приручением» знаний о коронавирусе, операционализацией содержания представления о коронавирусе на язык изменений в своей обыденной жизни - пандемия коронавируса понимается как «эпидемия гриппа», а введение необходимости самоизоляции - как «каникулы», возможность побыть «дома». Определение непосредственной аффективной реакции респондентов на слово-стимул «коронавирус» показало наличие эмоциональной напряженности и преобладание негативных переживаний респондентов при предъявлении данного стимула. Проведенное исследование показало, что в условиях пандемии, выступая основным источником информации и средством коммуникации, СМИ задают направление формирования представлений.
НАУЧНАЯ ХРОНИКА
День психологии - 2021 в ООН, посвященный постпандемическому восстановлению
Аннотация
После начала беспрецедентного глобального локдауна, связанного с пандемией COVID-19 в 2020 году, Коалиция психологов в Организации Объединенных Наций (Psychology Coalition at the United Nations, PCUN) смогла продолжить выполнять свою миссию - использовать достижения психологической науки в решении глобальных проблем, обсуждаемых в ООН. В данном научном репортаже, состоящем из двух частей, представлен краткий обзор: 1) недавних мероприятий PCUN в 2020-2021 гг.; 2) 14-го Ежегодного Дня психологии в ООН, организованного 15 апреля 2021 г. при поддержке PCUN и посвященного теме «Вклад психологии в улучшение восстановления в постпандемическом мире».