Том 17, № 1 (2020): ЛИЧНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ ДИАЛОГА КУЛЬТУР. К ЮБИЛЕЮ ТАТЬЯНЫ ГАВРИЛОВНЫ СТЕФАНЕНКО
- Год: 2020
- Статей: 17
- URL: https://journals.rudn.ru/psychology-pedagogics/issue/view/1308
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-1683-2020-17-1
Весь выпуск
ОТ РЕДКОЛЛЕГИИ
СОВРЕМЕННАЯ ЭТНОПСИХОЛОГИЯ В КОНТЕКСТЕ ДИАЛОГА КУЛЬТУР
Комплексная модель межкультурной компетентности: теоретическое обоснование
Аннотация
В статье приводится теоретическое обоснование и разработка авторской комплексной модели межкультурной компетентности, опирающейся на анализ и обобщение существующих в зарубежной и отечественной науке эмпирических моделей межкультурного взаимодействия. Содержание модели составляют 9 конструктов: межкультурная стабильность/устойчивость, межкультурная гибкость, межкультурная открытость, межкультурный интерес, отсутствие этноцентризма, культурная сензитивность, межкультурная эмпатия, управление межкультурными отношениями, толерантность к межкультурной неопределенности. Данные конструкты объединены в три группы характеристик: 1) межкультурные черты; 2) установки и особенности мировоззрения; 3) межкультурные навыки. Обоснованы основные механизмы, с помощью которых выделенные конструкты межкультурной компетентности способствуют межкультурной эффективности, - это поддержание в процессе межкультурного общения оптимального уровня чувствительности к неопределенности и оптимального уровня тревоги. Показана роль каждой составляющей межкультурной компетентности. Конструкты «Культурная сензитивность», «Межкультурная эмпатия», «Управление межкультурными отношениями», «Толерантность к межкультурной неопределенности», «Межкультурная гибкость» вносят весомый вклад в поддержание оптимального уровня чувствительности к неопределенности и тем самым способствуют повышению эффективности межкультурного взаимодействия. Благодаря таким составляющим межкультурной компетентности, как межкультурная эмпатия, межкультурный интерес, отсутствие этноцентризма, межкультурная открытость, толерантность к межкультурной неопределенности будет поддерживаться оптимальным уровень тревоги, способствующий эффективности межкультурному общению. Подчеркивается, что ни одна из составляющих межкультурной компетентности не является универсальным предиктором успешности межкультурного взаимодействия, такой эффект достигается только благодаря интегративному сочетанию с другими конструктами межкультурной компетентности.
Этос трудноразрешимого межэтнического конфликта: исследовательские подходы и перспективы изучения
Аннотация
В статье раскрывается понятие этоса трудноразрешимого конфликта, практически не встречающееся в русскоязычной научной литературе. Под этосом конфликта понимается система социальных верований и мифов, разделяемых большой группой, включенной в затяжной трудноразрешимый конфликт, которая тесно связана с доминирующей в данном обществе историей конфликта, то есть коллективной памятью о нем. Понятие трудноразрешимого межэтнического конфликта было введено в отечественную психологию Т.Г. Стефаненко, которая начала традицию изучения феноменологии трудноразрешимых межгрупповых конфликтов на кафедре социальной психологии МГУ имени М.В. Ломоносова. Настоящая статья является продолжением этой научной традиции и знакомит читателя с современными исследованиями в данной области. В первой части работы приводится определение трудноразрешимого конфликта, анализируется классическая теория этоса конфликта Д. Бар-Таля, характеризуются методы изучения этоса в зарубежной социальной психологии. Раскрывается содержание восьми тем, вокруг которых группируются убеждения, входящие в состав этоса конфликта. Во второй части статьи приводится критика исследований этоса, звучащая в современных работах, и анализируются новые подходы к анализу этого феномена, предлагаемые зарубежными учеными. Представлены три современных направления изучения этоса. Первое связано с попыткой объяснить его устойчивость с привлечением категориального аппарата теории оправдания социальной системы Дж. Джоста. Второе - исходит из предположения о том, что верования членов конфликтующей группы не единообразны, поэтому важно изучать не только доминирующую в обществе точку зрения на конфликт, но и альтернативное видение групп меньшинства или даже группаутсайдеров, скорее, противостоящее этосу, потому что нередко именно альтернативный взгляд помогает найти выход из, казалось бы, неразрешимой ситуации. И последнее направление связано с исследованиями на стыке феноменологии этоса конфликта и коллективной памяти.
Опыт изучения российско-китайской межкультурной коммуникации: обзор исследований
Аннотация
В статье представлен обзор исследований, посвященных проблеме российско-китайского межкультурного взаимодействия. За счет ярко выраженного междисциплинарного характера данной проблемы, посвященные ей исследования разрозненны как в методологическом плане, так и в отношении теоретических оснований. В связи с этим мы условно делим рассматриваемые работы на четыре основных направления: изучение восприятия образа России и Китая среди русских и китайцев, классификация барьеров коммуникации между русскими и китайцами, кросс-культурный анализ компонентов коммуникации, индигенные концепции китайской психологии, связанные с процессом межкультурного взаимодействия. Приводится краткий обзор результатов современных исследований российских и китайских авторов, посвященных эффективной коммуникации и выстраиванию доверительных отношений. Приводятся результаты исследований, выявляющих важные различия на уровне вербальной и невербальной коммуникации. Особое внимание уделено кросс-культурным исследованиям, направленным на выявление культурно-специфичных и универсальных атрибутов ситуации межкультурного взаимодействия. Описываются наиболее распространенные в китайских исследованиях подходы к пониманию концепции доверия и ее операционализации. Отмечается важность дальнейшего изучения механизмов выстраивания доверительных взаимоотношений между представителями двух стран. В заключении обозначаются нерешенные проблемы и актуальные направления в области изучения межкультурной коммуникации.
НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ КРОСС-КУЛЬТУРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Кросс-культурная нейропсихология: история и перспективы
Аннотация
ПРИКЛАДНЫЕ ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Межкультурная компетентность психологов: проблемы и перспективы изучения и формирования
Аннотация
Статья посвящена проблеме межкультурной подготовки психологов. Анализируются зарубежные и отечественные подходы к определению межкультурной компетентности и ее развитию. Обсуждаются профессиональные и этические проблемы психологической деятельности, связанные с межкультурной компетентностью/некомпетентностью специалистов. Рассмотрена специфика подготовки психологов к межкультурному консультированию, опыт организации психологической работы в мультикультурной среде на примере Республики Саха (Якутия), а также важные аспекты проявления и формирования межкультурной компетентности психологов при проведении этнопсихологических полевых исследований. На основе теоретического анализа и опыта практической работы в мультикультурной среде выявлены условия успешного развития межкультурной компетентности, задающие ценностные основания психолога и создающие мотивационную готовность к общению с людьми других культур: гуманистический подход в психологии, субъект-субъектный подход к общению; формирование научного и профессионального мышления; целенаправленное развитие таких механизмов понимания другого, как децентрация, рефлексия; овладение технологиями разрешения конфликтов и ведения групповой работы. Делается вывод о том, что в отечественной системе подготовки психологов формирование межкультурной компетентности требует не только подробного обсуждения этических проблем в деятельности психолога, особенностей межкультурной коммуникации с клиентами в рамках преподаваемых дисциплин, но и введения специальных программ развития межкультурной коммуникации, тренингов межкультурной компетентности и развития культурной сензитивности. В основу межкультурной подготовки психологов может быть положена рабочая модель этнокультурной компетентности, предложенная Т.Г. Стефаненко. Подчеркивается, что развитие межкультурной компетентности предполагает не только развитие компетентности отдельной личности, но и всего профессионального сообщества посредством исследования и открытого обсуждения современного состояния межкультурной компетентности психологов, всего комплекса этических проблем.
Этническая идентичность русских женщин в межэтнических браках и ее связь с привязанностью к супругу и сепарацией от родителей
Аннотация
Проведено сравнительное исследование типов этнической идентичности во взаимосвязи со стилями привязанности в паре и сепарации от родительской семьи женщин, состоящих в межкультурных и монокультурных браках. Основная выборка состояла из 198 русских женщин в возрасте от 21 до 55 лет ( М = 36,1), в том числе 84 женщины состояли в браке c представителем своей культуры и проживали в России, 114 - состояли в браке с представителями титульной национальности одной из шести европейских стран и проживали в стране мужа. Применялись следующие методики: «Мульти-опросник измерения романтической привязанности у взрослых - MIMARA» (в адаптации Т.Л. Крюковой, О.А. Екимчик), «Опросник привязанности к близким людям» Н.В. Сабельниковой, Д.В. Каширского, «Опросник психологической сепарации» Дж. Хоффмана (адаптация Т.Ю. Садовниковой, В.П. Дзукаевой), методика диагностики типов этнической идентичности Г.У. Солдатовой, С.В. Рыжовой. В целом результаты исследования показали, что у женщин в межэтнических браках, живущих в инокультурном окружении, отношения привязанности как с родителями, так и с супругом, более надежны и позитивны, а стиль этнической идентичности более экстремален и связан с внутренней конфликтностью. У женщин из межкультурных браков выявлены особенности этнической идентичности в зависимости от стажа брака. Показано, что стиль этнической идентичности связан с отношениями привязанности: у женщин в моноэтническом браке, проживающих в родной стране, он в большей степени связан с сепарацией от родителей, а у женщин в межэтническом браке, живущих в чужой стране, - с привязанностью к мужу. В обоих случаях позитивная этническая идентичность связана с ненадежной привязанностью к партнеру и зависимостью от партнера и родителей, а экстремальные формы этнической идентичности - с надежной привязанностью и личностной автономией в отношениях. Результаты данного исследования позволяют специалистам точнее учитывать специфическую социальную ситуацию межэтнических пар в ходе психологической, социальной и прочей помощи таким парам, вырабатывать конструктивные способы обсуждения и поддержания культурных различий в паре.
Трансформация этнической идентичности мигрантов-армян, вовлеченных и не вовлеченных в деятельность национально-культурной автономии
Аннотация
В статье рассматриваются результаты лонгитюдного эмпирического исследования, посвященного изучению типов и выраженности этнической идентичности мигрантов-армян, ее трансформации в зависимости от участия/неучастия представителей армянского этноса в деятельности Армянской национально-культурной автономии г. Пензы. Выборка исследования сформирована из представителей армянского этноса, проживающих на территории Пензенской области - 100 человек при исходной диагностике и 92 человека из их числа при повторной диагностике. Временной период между первым и вторым этапами исследования составил 5 лет. На каждом из этапов исследования выборка включала две равные подгруппы: мигранты-армяне, принимающие и не принимающие участия в деятельности национальной общины. Для диагностики особенностей этнической идентичности использовались методика «Тип этнической идентичности» (ТЭИ) Г.И. Солдатовой и С.В. Рыжовой и методика оценки позитивности и неопределенности этнической идентичности А.Н. Татарко и Н.М. Лебедевой. Для статистической обработки применялся t -критерий Стьюдента. Результаты исследования подтверждают предположение о том, что у мигрантов, взаимодействующих на протяжении длительного периода с общинной организацией, менее выражены гиперэтничные установки по типу этноэгоизма и этноизоляционизма. Повторное измерение дало возможность обнаружить тенденцию к уменьшению в обеих группах количества мигрантов с преобладанием позитивной этнической идентичности и к увеличению мигрантов с этноиндифферентностью, что, скорее всего, является закономерной реакцией на длительное пребывание в другой культуре, адаптацию к ней. Результаты исследования найдут свое применение при разработке программ профилактики межэтнической напряженности в современном обществе, в которых необходимо учитывать роль национально-культурных автономий в процессе адаптации мигрантов в принимающем обществе.
Психолингвистический анализ ассоциаций концептов «мужчина» и «женщина» у тюркоязычных народов Сибири
Аннотация
Предметом данного исследования явились ассоциации, связанные с понятиями «мужчина» и «женщина» у представителей тюркоязычных народов Сибири - алтайцев, тувинцев, хакасов и якутов. Целью исследования было выявление семантических полей стимулов, связанных с понятиями «мужчина» и «женщина», обусловленных этнокультурным контекстом. В исследовании проверялась гипотеза о том, что в содержательном смысле ядро ассоциативных полей, связанных с данными понятиями, у представителей тюркоязычных этнических групп - алтайцев, тувинцев, хакасов и якутов - будет иметь больше сходства, нежели различий. Исследовано 487 представителей тюркоязычных народов Сибири, в том числе 80 алтайцев, 157 тувинцев, 126 хакасов и 124 якута в возрасте от 18 до 65 лет, из них 230 мужчин и 257 женщин, в том числе 145 человек со средним, 73 человека со средним специальным и 269 человек с высшим образованием. Основным методом исследования был опрос с элементами ассоциативного эксперимента. Всего было получено 1844 ассоциации, из них 914 на стимул «мужчина» и 930 на стимул «женщина». В ходе контент-анализа все ответы были разделены на шесть категорий, в составе которых были выделены подкатегории и разные индикаторы: «Физические характеристики», «Статусно-ролевые характеристики», «Человек», «Предмет, природа, абстракция, образ», «Личностные качества», «Поведенческие характеристики». Первые три ранга по количеству упоминаний в образах «мужчины» и «женщины» занимают «Статусно-ролевые характеристики», «Личностные качества» и «Физические характеристики». В ядро ассоциативных полей концепта «мужчина» у тюркоязычных народов были включены индикаторы «Сильный», «Защитник, может постоять за семью, умеет отстаивать права семьи, опора семьи, плечо, советчик», «Добытчик, кормилец», «Отец, папа, родитель», «Глава семьи», «Мужественный»; у тувинцев и хакасов - «Умный»; у тувинцев и якутов - «Смелый, бесстрашный, храбрый, отважный»; у алтайцев - «Держит слово»; якутов - «Волевой». В ядро ассоциативных полей концепта «женщина» у тюркоязычных народов были включены индикаторы «Красивая, яркая, ухоженная, привлекательная, приятная, милая», «Мама», «Хозяйка дома, хранительница очага», «Женственная, мягкая», «Нежная», «Добрая, ласковая, добросердечная, великодушная, отзывчивая, искренняя», «Умная», Жена», «Заботливая». Результаты исследования могут быть использованы при разработке концепций и программ гендерной и семейной политики государства, а также найти применение в работе служб социально-психологической помощи семье в национальных регионах РФ.
ТАТЬЯНА ГАВРИЛОВНА СТЕФАНЕНКО – УЧЕНЫЙ, УЧИТЕЛЬ И ЧЕЛОВЕК: ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ
Вклад Т.Г. Стефаненко в развитие этнопсихологии в РУДН: вдохновляющее лидерство
Аннотация
В статье описываются разные формы сотрудничества Татьяны Гавриловны Стефаненко с преподавателями, аспирантами и студентами кафедры социальной и дифференциальной психологии Российского университета дружбы народов, самого многонационального вуза России. Представлен вклад Татьяны Гавриловны в развитие этнопсихологической науки и практики в РУДН: в преподавание этнопсихологии, проведение тренингов межкультурной компетентности, организацию совместных научных исследований межкультурной адаптации иностранных студентов и других этнопсихологических проблем.
Татьяна Гавриловна Стефаненко - пример профессионализма, образованности, скромности
Аннотация
Статья посвящена незабываемым воспоминаниям о встречах автора с удивительным человеком Т.Г. Стефаненко. В ней рассказано о Татьяне Гавриловне как об известном ученом, внесшем заметный вклад в науку, о ее роли в организации смоленских этнопсихологических конференций, о любви к живописи, музыке, театру. Приведены примеры проявления Татьяной Гавриловной доброжелательности, отзывчивости, душевной теплоты.
Тренинг межкультурного взаимодействия: памяти Татьяны Гавриловны Стефаненко посвящается
Аннотация
Статья посвящена памяти Татьяны Гавриловны Стефаненко, профессора факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, которая внесла большой вклад в развитие этнопсихологии и подготовки этнопсихологов в нашей стране. Представлено участие Татьяны Гавриловны в проекте разработки и апробации тренинга межкультурного взаимодействия, показаны некоторые черты ее личности.
Светлому Человеку - светлая память
Аннотация
Данный материал - воспоминания об уникальном человеке, профессоре факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, ведущем российском специалисте-этнопсихологе Татьяне Гавриловне Стефаненко.
Учитель и научная мама: памяти Татьяны Гавриловны Стефаненко
Аннотация
Статья посвящена памяти Татьяны Гавриловны Стефаненко, профессора факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, учителя и друга, и рассказывает том, как она растила и какое оказывала влияние на следующие поколения этнопсихологов - их карьеры и личную жизнь.
НАУЧНАЯ ХРОНИКА
Влияние Т.Г. Стефаненко на становление Азербайджанской школы этнопсихологических исследований
Аннотация
В статье показана краткая история возникновения азербайджанской школы этнопсихологических исследований и раскрыта роль Т.Г. Стефаненко в ее становлении. Представлены результаты, накопленные за первые годы развития традиции этнопсихологических исследований в Баку под непосредственным руководством Т.Г. Стефаненко: особенности этнической идентичности подростков из азербайджанских и азербайджанско-русских семей; межкультурные различия ценностных ориентаций студентов, проживающих в Азербайджане и России; связь временной перспективы и особенностей этнической идентичности у представителей азербайджанской и русской культур.