Том 16, № 4 (2019)
- Год: 2019
- Статей: 11
- URL: https://journals.rudn.ru/psychology-pedagogics/issue/view/1283
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-1683-2019-16-4
Весь выпуск
ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ И КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Перспективы использования биологической обратной связи для обучения музыкантов-исполнителей
Аннотация
Использование биологической обратной связи (БОС) для тренинга контроля психологических и физиологических функций, необходимых для достижения успеха в психомоторной деятельности, становится актуальным для профессионального обучения музыкантов-исполнителей. С целью изучения перспектив использования биоуправления для повышения эффективности обучения музыкантов сравнивались два способа преподавания: с привлечением БОС для повышения альфа-мощности электроэнцефалограммы (ЭЭГ) с одновременным снижением напряжения мышц лба (альфа-ЭЭГ/ЭМГ) и без БОС (ложное биоуправление). Для этого 50 студентов-музыкантов (18-28 лет) были разделены рандомизированно по возрасту, полу, исполнительской специальности и уровню частоты альфа-пика ЭЭГ на две группы. Первая проходила курс обучения (20-22 занятия) с БОС, вторая - с ложным БОС. До и после обоих видов преподавания оценивались исполнение музыки, ситуативная тревожность, самоактуализация, коэффициент оптимальности исполнительского движения (Ко) и эффективность единичной сессии биоуправления (Э1), рассчитанные по динамике мощности ЭЭГ в отведении Pz в индивидуально-установленном альфа-2 диапазоне и интегральной мощности ЭМГ поверхностных мышц лба при движении пальцев. Преподавание с помощью биоуправления привело к улучшению исполнения музыки, увеличению самоактуализации, Ко и Э1 при снижении сценической тревожности. В группе ложного биоуправления студенты не достигли таких улучшений. При использовании БОС у студентов с исходно низкой частотой альфа-пика (НЧ) отмечался больший прирост Ко и Э1 оценок за исполнение музыки, чем у студентов с исходно высокой частотой альфа-пика (ВЧ), которые уже на первом занятии демонстрировали Э1 больше, чем студенты НЧ. У студентов НЧ занятия без помощи биоуправления не изменили изучаемые показатели. В настоящем пилотном плацебо-контролируемом исследовании было продемонстрировано, что результативность обучения музыкантов повышается при использовании в преподавании биоуправления, а эффективность обучения зависит от исходного значения частоты генерации альфа-волн мозга.
Исследование фобических проявлений и тревожности у больных ишемической болезнью сердца после перенесенного инфаркта миокарда в связи с задачами психологической реабилитации
Аннотация
Изучение психоэмоциональных особенностей больных ишемической болезнью сердца (ИБС) является важным для разработки мероприятий психологической реабилитации. В частности, необходим учет специфики переживаемых страхов и тревожных состояний, которые могут проявляться у пациентов, перенесших инфаркт миокарда (ИМ). Известно, что негативные психоэмоциональные характеристики могут влиять на течение и прогноз заболевания. Выявление структуры фобических проявлений, тревожности и личностных особенностей пациентов является целесообразным для оптимизации психодиагностики и психокоррекции. Целью данного исследования являлось изучение особенностей фобических проявлений и структуры тревожности у больных ИБС, перенесших ИМ, с учетом доминирующего состояния, показателей качества жизни и личностных характеристик. Исследование проводилось на базе ФБГУ «НМИЦ имени В.А. Алмазова» Минздрава России. Всего обследовано 67 пациентов, из них 12 женщин (18 %) и 55 мужчин (82 %). Все пациенты перенесли ИМ не более 1 года назад, и им была выполнена реваскуляризация миокарда. Средний возраст больных составил 58,95 лет. Использовались клинико-психологический и экспериментально-психологический методы исследования (Методика определения доминирующего состояния (ДС), Интегративный тест тревожности (методика ИТТ), Краткий общий опросник оценки статуса здоровья (SF-36), личностный опросник «Большая пятерка» (BIG V)) . Установлено, что у больных ИБС, перенесших ИМ, имеющих выраженные страхи, в структуре фобических проявлений наиболее часто выявлялись боязнь физической нагрузки и страхи, связанные с самим заболеванием. В этой группе пациентов отмечены более выраженные показатели тревожности, более низкие показатели качества жизни (КЖ) и эмоциональной стабильности в структуре личностных особенностей. Таким образом, при планировании психологической реабилитации для больных ИБС, перенесших ИМ, важно учитывать вероятность наличия тревожных состояний и фобических проявлений.
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ
Типы установок на черты и их роль в самооценке и оценке Другого
Аннотация
В исследовании осуществляется интеграция экспериментального и дескриптивного подходов к изучению аттитюдов. Тестируется предположение о том, что выраженность эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов установок на черты, а также типы этих установок опосредуют оценки себя и Другого по данным чертам. В исследовании приняли участие 314 студентов в возрасте от 18 до 30 лет (М = 20,23; SD = 1,59), из них 79 мужчин (25 %) и 235 женщин (75 %). Для измерения установок на черты, самооценки и оценки Другого использовался список из 20 антонимичных прилагательных, обозначающих личностные характеристики. В качестве объектов восприятия выступали персонажи видеоинтервью (юноша или девушка), которые отвечали на вопросы Короткого опросника Темной триады как абсолютно «хорошая» или «плохая» личность. С помощью кластерного анализа в рамках каждого компонента (когнитивного, эмоционального и поведенческого) были выделены типы установок на черты, определяемые спецификой отношения участников к положительным и отрицательным чертам. Полученные результаты свидетельствуют о том, что самооценка субъекта обнаруживает разную выраженность в зависимости от типа установок на черты. Наиболее высокая самооценка наблюдается на фоне представлений о широкой распространенности положительных и редкой - отрицательных черт, максимально контрастной эмоциональной оценке положительных и отрицательных черт, а также убежденности в высокой подконтрольности положительных и низкой - отрицательных черт. Оценка Другого также обнаруживает связи с типами установок на черты. «Хороший» Другой оценивается более высоко при наиболее контрастном эмоциональном отношении к чертам, а «плохой» Другой - при убежденности в более широкой распространенности отрицательных черт по сравнению с положительными и при наименее контрастном эмоциональном отношении к ним. Полученные результаты открывают новые перспективы коррекции самоотношения и отношения к Другому через формирование установок на черты.
Субъектно-деятельностные детерминанты видов социальной активности учащейся молодежи
Аннотация
Актуальность представленного в статье исследования социальной активности молодежи в контексте субъектно-деятельностного подхода обусловлена необходимостью психологического обоснования программ вовлечения ее в значимые сферы общественной жизни. Цель исследования - выявление субъектных и деятельностных характеристик, детерминирующих социальную активность учащейся молодежи в зависимости от вида ее направленности. Исследование проведено на выборке учащейся молодежи в возрасте 15-25 лет ( n = 229). Было выделено два вида социальной активности: направленной на реализацию личных устремлений и интересов («на себя») и на достижение социально значимых целей («на других»). Субъектные характеристики этих видов активности изучались с помощью теста самодетерминации личности Б. Шэлдона в модификации Е.Н. Осина, опросника изучения структуры субъектности Е.Н. Волковой и И.А. Серегиной, методики «Уровень развития субъектности личности» М.А. Щукиной. Для изучения деятельностных характеристик использовались опросник самоорганизации деятельности Е.Ю. Мандриковой и авторская анкета, надежность которой подтверждена результатами позиционного анализа. Показано, что социальная активность молодежи в большей степени обусловлена деятельностными характеристиками. Детерминация субъектными характеристиками личности социальной активности, направленной «на себя», выше в сравнении с активностью, направленной «на других». Выявлены универсальные детерминанты социальной активности учащейся молодежи, не зависящие от видов ее направленности и имеющие общий для них прогностический потенциал. К ним отнесена уровневая характеристика субъектности личности «креативность - стандартность» и характеристики деятельности - «инициатива в деятельности», «решение социально ориентированных задач» и «самоорганизация (посредством внешних средств)». В структуре деятельностных факторов, к устойчиво выраженным детерминантам социальной активности, направленной «на себя», также были отнесены характеристики «содержание деятельности», «социальная ответственность» и «удовлетворенность результатом деятельности». Детерминантами активности, направленной «на других», стали характеристики деятельности «стремление к успеху, самоутверждение», «стремление к уверенности, работа над собой», «удовлетворение своих потребностей», «соответствие социальным требованиям», «настойчивость», «ориентация на настоящее», а также характеристика внеситуативной субъектности личности «свобода выбора и ответственность за него».
Структура социальных представлений о высшем образовании учащихся с разным интрагрупповым статусом
Аннотация
В статье обсуждаются результаты исследования структуры и содержания социальных представлений учащихся о высшем образовании. Выборку исследования составили 358 человек, средний возраст которых - 18,3 лет: старшеклассники московских общеобразовательных школ и студенты бакалавриата различных московских вузов. Цель исследования заключалась в выявлении структуры и содержания социальных представлений о высшем образовании старшеклассников и студентов с разным интрагрупповым статусом в учебной группе. Для изучения структуры социальных представлений была использована методика свободных ассоциаций П. Вержеса, для определения интегрального интрагруппового статуса учащихся - методический прием определения неформальной интрагрупповой структуры власти в контактном сообществе, социометрия, референтометрия. Полученные ассоциации подвергались прототипическому (рангово-частотному) анализу. Установлено, что ядра социальных представлений о высшем образовании учащихся разных статусных категорий отличаются по количеству элементов и по их содержательным характеристикам. Выявлено, что социальные представления студентов разных статусных категорий отличаются большей согласованностью в сравнении со старшеклассниками за счет меньшей «дистанции» к высшему образованию как к «объекту». Обнаружены различия в значимости и валентности элементов ядра представлений у учащихся разных статусных категорий.
ПСИХОЛОГИЯ ИНТЕРНЕТ-ДИСКУРСА
Постсобытийный кинодискурс: понятие, функционирование, анализ случая
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы организации и функционирования постсобытийного кинодискурса. Постсобытийный дискурс формируется зрителем и представляет собой их ответные высказывания в коммуникативном взаимодействии с фильмом; в нем отражаются процессы восприятия и осмысления зрителями фильма, приписываются значения увиденному. Обсуждается, что при наличии реального события, лежащего в основе фильма, сам фильм становится постсобытийным дискурсом, формирующим или переосмысливающим представления о произошедшем в зависимости от культурного и исторического контекста. Представлены результаты эмпирического исследования, реализующего методологию исследования случая (case study). Проведен тематический анализ постсобытийного интернет-дискурса, выражающегося в высказываниях по поводу конкретного фильма («Т-34»). Разработана тематическая карта, которая выявила структуру постсобытийного кинодискурса и ее упрощенные варианты, обусловленные жанровыми особенностями фильма. Показано, что зрители не только интерпретируют сюжет фильма, но и переосмысляют стоящие за ним события, выражают эффекты воздействия, поднимают для обсуждения темы, напрямую не имеющие отношение к фильму. Структура постсобытийного дискурса меняется в зависимости от характеристик зрителей. Выявлено, что значительной частью аудитории фильм был воспринят как развлекательный и зрелищный, что определило и особенности его понимания, и эффекты воздействия, преимущественно эмоциональные. Другая часть зрителей обнаружила когнитивные последствия фильма и продемонстрировала более сложную структуру организации постсобытийного дискурса; понимание фильма в более широком контексте способствовало осмыслению и актуализации дополнительных тем. Предполагается, что разворачивающийся постсобытийный дискурс в процессе коммуникативного взаимодействия зрителя с фильмом вносит свой вклад в формирование дискурсивной реальности.
Потребности пользователей Яндекса в знаниях по психологии
Аннотация
Современное информационно-технологическое пространство предоставляет человеку новые возможности для познания окружающего мира, приобретения дополнительных знаний и удовлетворения познавательных потребностей. В статье анализируются запросы и характерные особенности потребностей в знаниях по психологии пользователей сети Интернет в Российской Федерации. Исследование проведено на основе поисковых запросов в Яндексе. Специфика запросов пользователей показала неоднородный уровень интереса к различным отраслям психологии, позволила выделить структурные и содержательные особенности потребностей респондентов в знаниях по психологии и предпочитаемые ими формы получения такого рода знаний. В целом результаты исследования показали высокий уровень интереса пользователей сети Интернет к знаниям по психологии, продемонстрировали их высокую ориентацию на поиск прикладной информации по личностному развитию, профессиональной деятельности и созданию благоприятных взаимоотношений с окружающими. Полученные данные указывают на наиболее значимые для современного человека сферы знаний по психологии и будут полезны в рамках психолого-педагогической теории и практики. В статье отмечается, что изучение потребностей населения в знаниях по психологии должно стать неотъемлемой частью деятельности психологического сообщества, которое несет ответственность за психологическое самочувствие человека и развитие психологической культуры общества в целом.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Мультимодальный контент электронного учебного курса, особенности его структуры и лингводидактический потенциал
Аннотация
В статье представлены результаты исследования мультимодального сегмента электронного учебного курса на платформе Moodle с точки зрения его структурных особенностей и прагматического потенциала в формировании инновационной системы иноязычной профессионально ориентированной подготовки магистров неязыковых специальностей. Актуальность работы обусловлена необходимостью определить функциональную нагрузку семиотически разнородных составляющих электронного контента для уточнения их роли в оптимизации представления и восприятия учебного материала в условиях активной интеграции цифровых технологий в языковое обучение. Алгоритм исследования предусматривал определение в составе мультимедийных ресурсов и элементов электронного учебного курса номенклатуры изобразительных и вербальных средств, логико-семантических корреляций между ними, дидактических свойств, соответствующих им функций и эффективности их реализации в учебном процессе на основе объективных результатов освоения магистрами поликодового учебного материала и субъективной оценки студентами его образовательной ценности. Полученные результаты подтвердили наличие в мультимодальном контенте сложного механизма взаимодействия разных каналов передачи информации с потенциалом их синергии на уровне содержания и прагматики. Электронная природа поликодовых сегментов онлайн-курса обусловила наличие у них ряда специфических свойств (мультимедийность, интерактивность, нелинейность подачи информации, информационность и геймификация), использование которых в дидактических целях способствует созданию эффективной виртуальной лингвопрофессиональной обучающей среды. Конкретизация параметров формально-смысловой организации ее мультимодального сегмента и дидактических функций его невербальных составляющих определяет новизну данной работы.
К 80-ЛЕТИЮ ПРОФЕССОРА РУДН А.И. КРУПНОВА
Мы выросли на плечах предшественников: к юбилею А.И. Крупнова
Аннотация
В статье, посвященной 80-летию со дня рождения доктора психологических наук, профессора А.И. Крупнова, анализируются преемственность и достижения научных исследований по дифференциальной психологии в отечественной науке. Выявлены преимущества современных психологических исследований А.И. Крупнова и сотрудников Психологического института РАО. Юбиляр разработал целостную концепцию формирования черт личности, систематически сочетающую взаимодействие непосредственного-чувственного и сознательного компонентов человеческой деятельности. Актуальные теоретически обоснованные и практически востребованные аспекты саморегуляции деятельности личности, представленные в интегральной концепции А.И. Крупнова, рассматриваются наряду с представлениями автора статьи о регуляторном опыте личности, обеспечивающем самостоятельность и сознательную саморегуляцию в процессе организации и осуществления деятельности. Реконструкция обращения к опыту человека при изучении его психологических особенностей в регулятивном контексте сочетает в себе взаимодействие ценностного, рефлексивного, операционального, коммуникативного и привычно активированного компонентов организации и осуществления деятельности. Через регулятивный опыт человек приобретает способность ставить перед собой задачи, выбирая их из числа навязанных окружением или порождая самостоятельно, а затем последовательно добиваться их успешного решения.