Том 15, № 4 (2018)
- Год: 2018
- Статей: 10
- URL: https://journals.rudn.ru/psychology-pedagogics/issue/view/1153
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-1683-2018-15-4
Весь выпуск
ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ И СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Социальная активность личности и группы: определение, структура и механизмы
Аннотация
Проблема социальной активности личности и группы становится центральной в современной социальной, экономической и политической психологии. Инновационные процессы в обществе, сохранение динамического равновесия в нем всецело зависят от высвобождения социальной активности личности и групп, от ее свободы и разнообразия, конструктивности и ответственности. В статье представлен теоретический анализ проблемы операционализации феноменов социальной активности личности и группы, обобщение разрозненных данных о ее основаниях, побудителях, механизмах и общественных эффектах. Предложено определение социальной активности как частного случая инициативного воздействия социальных субъектов на окружающую социальную среду, как действий, направленных на изменение и преобразование социальных объектов, в результате которых происходит изменение самой личности и всей социальной ситуации, рассмотрена проблема ее операционализации. Показано, что социальная активность является эффектом социализации личности и развития субъекта. Отмечены различия социальной активности в разные возрастные периоды, ее значение для личности и ее социально-психологического статуса. Выделена многокомпонентная структура социальной активности, включающая когнитивный, эмоционально-оценочный, мотивационный, поведенческий компоненты. Проанализированы побудительные механизмы социальной активности (мотивация, удовлетворенность/неудовлетворенность как показатель диахронического рассогласования личности и социальной среды). Намечены эмпирические исследования, направленные на выяснение предикторов и оснований доминирующих видов социальной активности личности.
Духовные способности и продуктивная жизнедеятельность семьи
Аннотация
В статье рассматривается роль духовных факторов в продуктивной жизнедеятельности семьи. Особое внимание уделено описанию конструкта «духовные способности». Анализируется влияние духовно-нравственного аспекта ценностных ориентаций и мотивации на удовлетворенность браком, успешность семейной жизни. Показано, что семейному благополучию способствуют: духовно-нравственные мотивы вступления в брак, духовные ценностные ориентации, имеющие отношение к осознанию жизненных смыслов, самосовершенствованию, альтруизму. Отмечено важное значение для продуктивной жизнедеятельности семьи духовных способностей и лежащей в их основе духовной направленности личности. Приводятся подробные характеристики таких духовных способностей, как моральные, рефлексивные, саморегулятивные, творческие, которые автор относит к категории высших. Эти способности позволяют заложить прочный моральный фундамент для семейных отношений и успешного воспитания детей, создают возможность творческого развития, проявления мудрости и духовного самосовершенствования. Подчеркивается, что здоровая, счастливая семья благодаря духовным способностям может выступать как результат продуктивной жизнедеятельности ее членов, направленной на поддержание и развитие семьи. Кроме того, продуктивная жизнедеятельность семьи может выражаться в благоприятствовании успешности и продуктивности ее членов на поприще учебной, профессиональной и прочей деятельности. При этом в обоих случаях духовные способности могут служить гарантом благополучия и продуктивной жизнедеятельности семьи.
Модификации семантического пространства межличностного восприятия билингвизма при разном уровне дискурсивных способностей
Аннотация
Статья посвящена психосемантическому исследованию межличностного восприятия билингвов у людей с разным уровнем дискурсивных способностей. Дискурсивные способности позволяют человеку эффективно инициировать, поддерживать, развертывать и завершать процесс общения, но их влияние на структуру семантического пространства межличностного восприятия не исследовалось. Реконструкция семантического пространства межличностного восприятия билингвов на двух контрастных выборках показала, что размерность и содержание семантических пространств людей с высоким и низким уровнем дискурсивных способностей существенно различаются. Для выборки с высоким уровнем дискурсивных способностей было выделено четыре значимых фактора семантического пространства: энтузиазм, симпатия, дружелюбие, осторожность. Семантическое пространство выборки с низким уровнем дискурсивных способностей оказалось трехмерным: энтузиазм, симпатия, открытость опыту. Сопоставление обоих пространств с помощью метода объединения данных (pooled data method) позволило выявить два направления существенных различий в межличностном восприятии билингвов у людей с низким и высоким уровнем дискурсивных способностей: «энтузиазм - апатия» и «сложность в общении - открытость». Было определено, что с повышением уровня дискурсивных способностей люди в большей степени склонны воспринимать билингвов как более деятельных, активных и открытых в общении.
Взаимосвязи виктимизации, макиавеллизма и поведения в конфликте
Аннотация
В статье установлены взаимные связи между виктимизацией, макиавеллизмом личности и стратегиями поведения в конфликте. Многие из этих связей зависят от пола и возраста. Виктимизация испытуемых оценивалась с помощью авторского теста виктимизации для взрослых, макиавеллизм - с помощью теста Мак-IV, типы поведения в конфликте - тестом К. Томаса - Р. Килманна. Всего в исследовании приняли участие 732 испытуемых: 285 женщин, 110 мужчин, 180 девушек и 157 юношей. Виктимизация связана с макиавеллизмом, который у мужчин, женщин, юношей и девушек положительно коррелирует с общей виктимизацией, агрессивным и некритичным поведением. Кроме того, макиавеллизм мужчин, женщин и юношей положительно связан с зависимым поведением и реализованной виктимизацией, макиавеллизм юношей и девушек - с саморазрушающим и некритичным поведением, юношей - с зависимым поведением и реализованной виктимизацией. Установлено, что соперничество в конфликте у мужчин и женщин, юношей и девушек положительно связано с общей виктимизацией и агрессивным поведением. Приспособление в конфликте у женщин и мужчин отрицательно коррелирует с общей виктимизацией и агрессивным поведением, у женщин - еще и с саморазрушающим и некритичным поведением. Избегание конфликта у женщин отрицательно коррелирует с саморазрушающим и некритичным поведением и реализованной виктимностью, у мужчин - положительно связано с зависимым поведением, а у юношей - с саморазрушающим поведением. Компромисс у мужчин, женщин, юношей и девушек отрицательно коррелирует с общей виктимизацией и агрессивным поведением. Сотрудничество в конфликте отрицательно связано с общей виктимностью и агрессивным поведением у юношей и женщин, а у юношей - еще и с некритичным поведением. Макиавеллизм мужчин, женщин и юношей положительно связан с соперничеством в конфликте и отрицательно - с приспособлением.
Об инструментах управления модой и модной коммуникацией
Аннотация
Проблема моды как социального феномена изучалась классиками философии, социологии, экономической теории, начиная с XVIII в. В современной науке мода рассматривается как междисциплинарный феномен в контексте культуры. В российской науке наблюдается рост интереса к исследованиям моды, что отражается увеличением количества диссертаций по филологическим, социологическим, психологическим, философским наукам, культурологии, искусствоведению, защищенных в последние годы. Одной из актуальных тенденций является рассмотрение моды в контексте коммуникативных процессов разного уровня, т.е. «модной коммуникации». В то же время недостаточно внимания уделяется возможностям управления модой, так как многие исследователи понимают ее как стихийное явление. В данной статье представлено обоснование основных субъектов и инструментов управления модой и модной коммуникацией. В качестве субъектов управления модой рассматриваются государство, коммерческие структуры, «живые эмблемы моды», правящие классы, духовные лидеры. К инструментам управления модной коммуникацией в долгосрочной перспективе относятся, прежде всего, идеология, культура, политика, образование; в среднесрочной - брендинг, имидж, маркетинг, реклама и т.п.; в краткосрочной перспективе - как традиционные СМИ и кино, так и социальные сети и другие сетевые ресурсы, роль которых стремительно возрастает. По результатам исследований сделан вывод о том, что потенциал инструментов управления модной коммуникацией в настоящее время используется недостаточно конструктивно.
КЛИНИЧЕСКАЯ И ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Опасения и страхи в системе отношения к личной безопасности у больных сердечно-сосудистыми заболеваниями
Аннотация
В настоящей работе представлены результаты изучения психологических аспектов отношения к личной безопасности у больных с ишемической болезнью сердца (ИБС) и пороками сердца. В исследовании приняли участие 40 пациентов в возрасте от 45 до 81 года (47,5 % мужчины, 52,5 % женщины): 20 больных с ИБС со стабильной формой стенокардии и 20 больных с приобретенными пороками сердца. В ходе исследования, проведенного методиками на основе субъективного шкалирования, были выявлены страхи, отношение к угрозам личной безопасности, представления о последствиях реализации угроз и оценки усилий по противодействию им, выступающие в авторской теоретической модели компонентами системы отношения субъекта к личной безопасности. Результаты показывают, что среди больных с пороками сердца оценки по целому ряду угроз и последствий их реализации, а также усилий по противодействию значимо выше, чем среди больных с ИБС. В целом оценки по всем параметрам в группе больных с ИБС оказались ближе к оценкам здоровых людей, полученным в предыдущих исследованиях. Среди больных с пороками сердца, отличающихся большей продолжительностью и тяжестью заболевания, оценки показателей отношения к личной безопасности в целом повышены и менее дифференцированы. По результатам исследования сделан вывод о том, что отношение к личной безопасности как часть системы психологического отношения в целом может выступать диагностическим критерием и индикатором эффективности адаптации при сердечно-сосудистых заболеваниях (ССЗ), а также выступать самостоятельной мишенью коррекционного воздействия при психологическом консультировании и психотерапии пациентов с ССЗ. В заключении сформулированы рекомендации для специалистов, занимающихся психологическим сопровождением пациентов с ССЗ, по диагностической и коррекционной работе с отношением к личной безопасности.
Механизмы психологической защиты осужденных с повторной преступностью
Аннотация
Рецидивная преступность в России на протяжении многих лет остается стабильной и составляет не менее 50 %. За редким исключением, реабилитационные программы не оказывают существенного влияния на рецидивизм. После освобождения профессиональный преступник вновь возвращается к прежней криминальной деятельности, и все идет по порочному кругу. Предполагается, что сверхнормативное или дефицитарное функционирование психологических защит в определенной мере препятствует исправительному воздействию и является тормозом психологического развития этого контингента. Исходя из концепции психологических защит, разработанной Анной Фрейд, под психологическими защитами нами понимаются механизмы, направленные на достижение согласованности внутреннего мира и реалистического приспособления субъекта к окружающему миру для избегания аффекта в конкретной ситуации. В исследовании принимали участие лица мужского пола, неоднократно судимые по различным статьям УК РФ, т.е. осужденные-рецидивисты, находящиеся в различных исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы России. Объем выборки - 381 человек (в возрасте от 25 до 55 лет). Для диагностики использовался тест-опросник Life Style Index (LSI), созданный Р. Плутчиком и предназначенный для измерения основных механизмов психологических защит, связанных с восьмью базисными эмоциями в соответствии с психоэволюционной теорией эмоций. Согласно этой теории, психологические защиты понимаются как производные базисных эмоций, для сдерживания которых и развиваются защитные механизмы в процессе онтогенеза. В результате исследования выявлен наиболее примитивный и наименее осознаваемый проективный механизм защиты; обсуждается стратегия коррекции этой фиксированной защиты, опирающаяся на идеи гештальт-терапии.