Том 15, № 3 (2018)
- Год: 2018
- Статей: 9
- URL: https://journals.rudn.ru/psychology-pedagogics/issue/view/1106
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-1683-2018-15-3
Весь выпуск
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТА ВЛЕНИЯ О ПОНЯТИИ «ДИСКУРС» В ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
Аннотация
В развитие понятия «дискурс» внесли вклад различные науки, изучающие homo loquens - человека говорящего. В статье представлен аналитический обзор современных представлений о «дискурсе», актуальность которого определяется их многообразием. Во многих трактовках можно отметить общее: дискурс имеет речевое выражение, формируется в широком коммуникативном контексте в результате взаимодействия субъектов друг с другом и социумом, влияет на социальные и индивидуальные представления, служит воспроизводству групповых норм. В статье представлены различные направления исследований дискурса, в том числе, теория речевых актов, конверсационный анализ, дискурс-анализ, социальная и когнитивная психология. Особое внимание уделяется интент-анализу, рассматривающий психологические основания дискурса как иерархию присущих ему интенций, с учетом различных психологических детерминант: межличностных отношений коммуникантов, их личностных особенностей, статусно-ролевых позиций, решаемых ими в ходе общения задач и др. Приводятся находящиеся в одном тематическом поле понятия: дискурсивная практика, дискурсивное мышление, дискурсивные способности. В заключении отмечается, что перспективным является изучение видов дискурса, феноменов и закономерностей психологического воздействия и взаимодействия, которые связаны с различными сферами современной жизни.
САМОРЕГУЛЯЦИЯ И САМОРЕГУЛЯТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ: КОМПОНЕНТЫ, УРОВНИ, МОДЕЛИ
Аннотация
ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ И СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
ОСОБЕННОСТИ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГОВ С РАЗНЫМ СТАЖЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация
Самоактуализация и самореализация в современной психологии рассматриваются как важнейшие показатели благополучного развития личности. В то же время отдельные исследования показывают, что педагоги с увеличением педагогического стажа испытывают все больше проблем с психологическим здоровьем и с самореализацией. В статье представлены результаты эмпирического исследования, целью которого было установление специфики самореализации педагогов на разных этапах профессиональной деятельности. Всего в исследовании приняли участие 137 педагогов (77 женщин и 60 мужчин) в возрасте 27-60 лет, которые были разделены на группы в зависимости от стажа педагогической деятельности: 1) 46 респондентов со стажем от 5 до 10 лет; 2) 46 респондентов со стажем 11-20 лет; 3) 45 респондентов со стажем от 25 до 35 лет. В качестве рабочей гипотезы взято предположение о том, что наиболее оптимальная самореализация будет осуществляться у педагогов со стажем деятельности от 11 до 20 лет, поскольку эти педагоги обладают достаточным опытом и знаниями с одной стороны, а, с другой, - у них сохраняется высокая активность и мотивация профессионализации. Для диагностики использовались Многомерный опросник самореализации личности (МОСЛ) С.И. Кудинова, авторская анкета «Самооценка удовлетворенности профессиональной деятельностью» и свободный ассоциативный тест. Были выявлены различия в иерархической структуре составляющих самореализации в группах педагогов с разным профессиональным стажем. Установлено, что наиболее оптимальная самореализация характерна для педагогов с профессиональным стажем 11-20 лет. Наибольшие трудности в самореализации обнаружены у педагогов со стажем работы 25-35 лет. Результаты анкетирования и ассоциативного теста показали, что более высокая удовлетворенность профессиональной деятельностью наблюдается в первых двух группах педагогов со стажем от 5 до 20 лет. В то время как в третьей группе со стажем более 25 лет наблюдается тенденция к неудовлетворенности, а в иных случаях и крайняя неудовлетворенность педагогической деятельностью. Полученные результаты свидетельствуют о некоторой закономерности успешности самореализации педагогов на разных этапах профессионализации и могут стать основой для разработки программ психологического сопровождения.
ДИНАМИКА ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ ХАРАКТЕРИСТИК СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ
Аннотация
Цель исследования, представленного в данной статье - сравнительное изучение ценностно-смысловых характеристик разных форм социальной активности в группах молодежи, различающихся по возрасту. Методологической базой исследования выступил системно-диахронический подход, разрабатываемый Р.М. Шамионовым. Исследование проведено на молодежной выборке, разделенной на две группы в зависимости от этапа возрастного развития: молодежь в возрасте 18-21 лет (юность, n = 40) и молодежь в возрасте 22-25 лет (ранняя взрослость, n = 40). Изучение форм проявления и характеристик социальной активности молодежи проводилось с помощью специально разработанной анкеты. Cмысложизненные характеристики изучали сь с помощью теста смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева, шкалы экзистенции А. Лэнгле и К. Орглера, методики «Жизненное предназначение» О.И. Моткова; ценностные ориентации изучались по методикам «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности» С.С. Бубновой и «Профиль личности» Ш. Шварца. Показано, что в структуре социальной активности молодежи доминируют досуговая, интернет-сетевая, образовательно-развивающая, а у студентов еще и духовная. Выявлено, что в возрасте 18-21 лет смысложизненные и экзистенциальные ориентации определяют досуговую, гражданскую, социально-экономическую и образовательно-развивающую активность; система ценностей и жизненных ориентаций, направленных на поддержку других людей обусловливают альтруистическую и религиозную формы активности. В возрасте 22-25 лет направленность на личностное отношение к собственной жизни, нахождение в ней смысла, ориентация на социальные отношения и традиции определяют проявления альтруистической, досуговой, социально-политической, интернет-сетевой, гражданской, образовательно-развивающей, духовной и религиозной форм активности. Социально-экономическая активность обусловлена направленностью на реализацию жизненных предназначений и ориентацией на гедонизм; эта же направленность снижает степень проявления протестной активности. В динамике возрастного развития молодежи выявлена тенденция снижения значимости смысложизненных характеристик социальной активности и повышения значимости ценностных ориентаций и направленности личности на реализацию жизненных предназначений.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ «ПРЕДМЕТНОГО ПОЛЯ» ДИСКРИМИНАЦИОННЫХ УСТАНОВОК
Аннотация
Цель исследования, представленного в данной статье, состоит в теоретико-эмпирическом изучении содержания предметного поля дискриминационных установок. Исследование выполнено на выборке ( N = 168), средний возраст которой соответствует 27,63 лет, преимущественно женского пола (78,6%). Применены методики исследования: «Шкала базисных убеждений» Р. Янофф-Бульман в адаптации М.А. Падун и А.В. Котельниковой (Падун, Котельникова, 2008), характеристики дискриминационных установок и признаков фиксированы с помощью специально разработанной анкеты. Изучено соотношение выраженности параметров базовых убеждений, которое свидетельствует в целом об убежденности испытуемых в благосклонности окружающего мира, в ценности собственного «Я» на фоне проявления сомнения в справедливости окружающего мира и возможности контролировать жизненные события. Зафиксирован факт ситуационного проявления установок дискриминации. Установлены признаки дискриминации, к которым отнесены « Необычное поведение », « Он делает что-то хуже, чем я », « Он делает что-то лучше, чем я », содержание которых описано как: « Опасность для людей », « Он все делает плохо », « Изворотливость » (соответственно). Описаны содержательные характеристики «предметного поля» дискриминационных установок, к которым причислены необычное поведение «Других», отличное от общепринятых социальных норм и предписаний; превосходство «моей группы»; приверженность к иной культуре или субкультуре. Выявлен существенный «вклад» в содержание дискриминационных установок базовой установки «убежденность в необходимости контроля» в соотнесении с «необычным поведением», описываемого испытуемыми как социально опасного. Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован в разработке превентивных программ снижения риска дискриминационного поведения.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОДНОЙ ЯЗЫК ЦЫГАНСКИХ ДЕТЕЙ ИЗ СПЕЦИАЛЬНЫХ ШКОЛ
Аннотация
ИННОВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОЛЛЕКТИВОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
Аннотация
В связи с происходящими в современной системе образования изменениями возрастает потребность в разработке и использовании инновационных технологий преподавателями вузов, которые, однако, не всегда готовы к подобным нововведениям. Главная цель исследования, представленного в статье - выявление взаимосвязи между уровнем инновационной готовности преподавателей вузов и особенностями социально-психологического климата педагогических коллективов высших учебных заведений (который рассматривается как один из возможных факторов инновационной готовности). В исследовании приняли участие педагогические коллективы девяти высших учебных заведений России. Общее количество составило 2 036 преподавателей со стажем педагогической работы от 5 до 40 лет (1 252 женщины, 784 мужчины). Для диагностики использовался комплекс методик: экспресс-методика «Оценка социально-психологического климата в коллективе» (А.Ю. Шалыто, О.С. Михалюк), опросник инновационной готовности персонала (В.В. Пантелеева, Т.П. Кнышева), методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса. Математико-статистические методы обработки полученных данных включали о дновыборочный критерий λ-Колмогорова-Смирнова, непараметрический коэффициент ранговой корреляции rs -Спирмена, метод линейной регрессии. В результате выявлено наличие благоприятного социально-психологического климата, средний уровень инновационной готовности и достаточно высокий уровень мотивации к успеху в большинстве изученных педагогических коллективах вузов. Установлена положительная корреляция инновационной готовности и социально-психологического климата педагогических коллективов вузов, которая подтверждена результатами линейного регрессионного анализа (чем выше уровень социально-психологического климата, тем выше уровень инновационной готовности). Полученные результаты могут быть положены в основу целенаправленной работы по психолого-педагогическому сопровождению инновационной деятельности преподавателей в условиях поддержания благоприятного социально-психологического климата в коллективе.
SOFT SKILLS В ПРЕДСТАВЛЕНИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ РОССИЙСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ В КОНТЕКСТЕ МИРОВОГО ОПЫТА
Аннотация
Изменение природы экономики и общества в условиях перехода к информационной стадии развития современной цивилизации привело к трансформации рынка труда и новым требованиям к рабочей силе, которые в дополнение к профессиональным компетенциям включают целый комплекс надпрофессиональных навыков, получивших название “soft skills”. Как следствие, в странах с рыночной экономикой активно проводятся образовательные реформы, предполагающие включение “soft skills” в качестве значимых ориентиров в программы подготовки бакалавров и магистров. Перед Россией, рыночная экономика которой развивается менее 30 лет, стоит задача разработки адекватной новым реалиям образовательной политики. Для понимания степени текущей интеграции “soft skills” в университетское образование в России, авторы провели исследование, нацеленное на выявление представлений о “soft skills” в академическом сообществе (студенческой и преподавательской среде). Эмпирическое исследование включало в себя теоретический и исследовательский этапы, предполагавшие соответственно анализ работ отечественных и зарубежных авторов в целях формирования предметного поля исследуемой проблематики и сопоставление существующих классификаций “soft skills” для конструирования их универсальной классификации, используемой далее для разработки анкет и проведения опроса, а также анкетирование 135 преподавателей и 312 студентов. Полученные результаты (универсальное определение и классификация “soft skills” выявленные представления российских студентов и преподавателей о “soft skills”, а также, по их мнению, наиболее эффективные академические дисциплины и методы обучения для развития “soft skills” у студентов) подтверждают гипотезу авторов о «точечных» включениях “soft skills” в учебные программы и почти полное отсутствие сложившихся практик их формирования, а также о необходимости проведения единой политики государства в данной области.