Изменение самосознания курсанта в ходе развития субъектности

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье приведены результаты исследования, в котором в качестве индикатора развития субъектности предложено рассматривать изменения самосознания курсанта, проявляющиеся в Я-концепции будущего офицера. Отмечено, что воспитание личности офицера требует развития способности быть субъектом, занимать адекватную субъектную позицию. С позиции экопсихологического подхода это возможно лишь в условиях развивающей образовательной среды, в том числе ее технологического компонента, который включает психолого-педагогическое сопровождение личностного развития курсантов.

Об авторах

Алексей Сергеевич Марков

Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище

Email: markoff.ac-50@mail.ru
Кафедра гуманитарных и естественно-научных дисциплин

Шамиль Раисович Хисамбеев

Психологический институт РАО

Email: khisam@mail.ru
Лаборатория экопсихологии развития

Список литературы

  1. Агапов В.С. Становление Я-концепции в управленческой деятельности руководителей: Дисс.. д-ра психол. наук. - М., 1999.
  2. Братусь Б.С. Аномалии личности. - М.: Мысль, 1988.
  3. Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. - М., 1994.
  4. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. - Т. 4. - М.: Педагогика, 1984.
  5. Иващенко А.В., Агапов B.C., Барышникова И.В. Методики изучения концепции личности. - М.: МГСА, Социум, 2000.
  6. Кроник А.А., Кроник Е.А. Психология человеческих отношений. - Дубна: Феникс, 1998.
  7. Кули Ч.Х. Человеческая природа и социальный порядок. - М.: Идея-Пресс, 2000.
  8. Марков А.С. Психолого-педагогическая модель профессионального становления курсанта военного вуза // Российский научный журнал. - 2013. - № 1 (32). - С. 160-165.
  9. Марков А.С. Психолого-педагогическое сопровождение нравственного становления будущего офицера как подготовка к служению Родине // Российский научный журнал. - 2012. - № 3 (28). - С. 164-174.
  10. Марков А.С., Хисамбеев Ш.Р. Способность конструктивного разрешения конфликтов в воинских коллективах, как проявление субъектности офицеров // Российский научный журнал. - 2014. - № 4 (42). - С. 181-186.
  11. Панов В.И. Экологическая психология. Опыт построения методологии. - М.: Наука, 2004.
  12. Панов В.И. Экопсихологические взаимодействия: виды и типология // Социальная психология и общество. - 2013. - № 3. - С. 13-28.
  13. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2002.
  14. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. - М.: Наука, 1997.
  15. Столин В.В. Самосознание личности. - М.: МГУ, 1983.
  16. Хисамбеев Ш.Р. Особенности экопсихологического сознания во взрослом возрасте // Экопсихология развития психики человека на разных этапах онтогенеза / Под общ. ред. В.И. Панова, Ш.Р. Хисамбеева. - М.: Психологический институт РАО; СПб.: НесторИстория, 2013. - С. 348-370.
  17. Хисамбеев Ш.Р. Экспериментальное исследование мотивации учащихся учреждения дополнительного образования // Теоретическая и экспериментальная психология. - 2010. - T. 3. - № 2. - C. 74-80.
  18. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. - М.: Наука, 1977.

© Психология и педагогика, 2016



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах