Молчание золото? Хронический стресс и динамика психофизиологических показателей у иностранных студентов: пилотное исследование

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Большинство людей считают, что учеба или работа за границей - это стресс, но насколько это может нанести вред здоровью? Литература о стрессе связывает межкультурные взаимодействия с шансами получить более высокий уровень хронического стресса. В статье представлены результаты двух исследований иностранных студентов, обучавшихся в Москве в 2018 г. В частности, в исследовании 1 оценивалось, насколько межкультурные взаимодействия воспринимаются как влияющие на состояние здоровья в течение первого полугода пребывания в новой стране. Исследование 2 было направлено на изучение того, может ли психологический стресс, связанный с переездом в другую страну, привести к психофизиологическим последствиям хронического стресса. В исследовании 1 применялись качественные методы: проведено 21 интервью с иностранными студентами. В исследовании 2 проведено лонгитюдное пилотное исследование для 10 иностранных студентов в течение первых 2-5 месяцев (М = 3,6) с их переезда. Ожидалось, что стресс, связанный с межкультурными взаимодействиями, повлияет на субъективное самочувствие и показатели здоровья. Результаты первого исследования показали, что состояние здоровья было относительно «молчаливой», то есть редко упоминаемой темой в интервью. Результаты второго исследования свидетельствуют, что у участников были изменения исходного уровня частоты сердечных сокращений в состоянии покоя. Таким образом, воспринимаемый хронический стресс, связанный с межкультурными взаимодействиями, может влиять на психофизиологическое состояние; однако эффект варьируется в зависимости от индивидуальных различий. Необходимы дальнейшие исследования для согласования данных и выявления неинвазивных объективных маркеров риска и индивидуальных путей развития стресса с целью выявления «групп риска» студентов и предоставления вариантов профилактики до того, как их здоровью будет нанесен какой-либо серьезный вред.

Об авторах

Юлия Николаевна Музыченко

Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана

Email: iuliia.muzychenko@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-8896-3615

независимый исследователь

Российская Федерация, 105005, Москва, ул. 2-я Бауманская, д. 5, стр. 1

Ирина Александровна Апполонова

Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана

Email: apollonova-i@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0003-2908-6541

доктор технических наук, заведующая кафедрой биомедицинской инженерии

Российская Федерация, 105005, Москва, ул. 2-я Бауманская, д. 5, стр. 1

Дэвид Эванс

Университет Пердью

Автор, ответственный за переписку.
Email: dave83707@gmail.com

независимый исследователь

Соединенные Штаты Америки, IN 47906, Уэст-Лафейетт, Purdue Mall, 610

Список литературы

  1. Altbach, P.G., & Knight, J. (2007). The internationalization of higher education: Motivations and realities. Journal of Studies in International Education, 11(3-4), 290-305. https://doi.org/10.1177/1028315307303542
  2. Baklashova, T.A., & Kazakov, A.V. (2016). Challenges of international students’ adjustment to a higher education institution. International Journal of Environmental and Science Education, 11(8), 1821-1832.
  3. Black, D.S., & Slavich, G.M. (2016). Mindfulness meditation and the immune system: A systematic review of randomized controlled trials. Annals of the New York Academy of Sciences, 1373(1), 13-24. https://doi.org/10.1111/nyas.12998
  4. Black, J.S., & Mendenhall, M. (1991). The U-curve adjustment hypothesis revisited: A review and theoretical framework. Journal of International Business Studies, 22(2). 225-247. https://doi.org/10.1057/palgrave.jibs.8490301
  5. Brosschot, J.F., Verkuil, B., & Thayer, J.F. (2016). The default response to uncertainty and the importance of perceived safety in anxiety and stress: An evolution-theoretical perspective. Journal of Anxiety Disorders, 41, 22-34. https://doi.org/10.1016/j.janxdis.2016.04.012
  6. Brosschot, J.F., Verkuil, B., & Thayer, J.F. (2017). Exposed to events that never happen: Generalized unsafety, the default stress response, and prolonged autonomic activity. Neuroscience & Biobehavioral Reviews, 74(Pt B), 287-296. https://doi.org/10.1016/j.neubiorev.2016.07.019
  7. Bykova, O.N., Ermolaeva, T.K., & Scraybin, O.O. (2018). Strategies of Russian education internationalization development. Revista ESPACIOS, 39(49), 24.
  8. Cacioppo, J.T., & Cacioppo, S. (2014). Social relationships and health: The toxic effects of perceived social isolation. Social and Personality Psychology Compass, 8(2), 58-72. https://doi.org/10.1111/spc3.12087
  9. Cerny, L., Smith, D., Ritschard, H., & Dodd, C. (2007, March 29). The CSAI: An expatriate on-field adjustment index to measure intercultural. Family in Global Transition Conference. Houston, TX.
  10. Chebotareva, E.Ju. (2011). Intercultural adaptation to Russia of students from Asia, Africa, Latin America and the Middle East. RUDN Journal of Psychology and Pedagogics, (3), 6-11.
  11. Cohen, S., Janicki-Deverts, D., & Miller, G.E. (2007). Psychological stress and disease. JAMA, 298(14), 1685-1687. https://doi.org/10.1001/jama.298.14.1685
  12. Cunningham, T. (2015). Measuring suffering: Assessing chronic stress through hair cortisol measurement in humanitarian settings. Intervention, 13(1), 19-27.
  13. Demasi, O., Kording, K., & Recht, B. (2017). Meaningless comparisons lead to false optimism in medical machine learning. PLOS ONE, 12(9), e0184604. https://psycnet.apa.org/doi/10.1371/journal.pone.0184604
  14. Draine, C., & Hall, B. (2000). Culture shock! Indonesia: A guide to customs and etiquette. Portland, OR: Graphic Arts Center Publishing Company.
  15. El-Amrawy, F., & Nounou, M.I. (2015). Are Currently available wearable devices for activity tracking and heart rate monitoring accurate, precise, and medically beneficial? Healthcare Informatics Research, 21(4), 315-320. https://doi.org/10.4258/hir.2015.21.4.315
  16. Everly Jr, G.S., & Lating, J.M. (2013). A clinical guide to the treatment of the human stress response. New York, NY: Springer. https://doi.org/10.1007/978-1-4614-5538-7
  17. Farcas, D., & Gonçalves, M. (2016). Do three years make a difference? An updated review and analysis of self-initiated expatriation. SpringerPlus, 5(1), 1326. https://doi.org/10.1186/s40064-016-2991-x
  18. Fomina, T.K. (2004). Inostrannye studenty v meditsinskom vuze Rossii: Interiorizatsiya professional''nykh tsennostei. Doctor of Sociology Thesis. Volgograd: Volgograd State Medical University. (In Russ.)
  19. Georgiou, K., Larentzakis, A.V., Khamis, N.N., Alsuhaibani, G.I., Alaska, Y.A., & Giallafos, E.J. (2018). Can wearable devices accurately measure heart rate variability? A Systematic Review. Folia Medica, 60(1), 7-20. https://doi.org/10.2478/folmed-2018-0012
  20. González-Landero, F., García-Magariño, I., Lacuesta, R., & Lloret, J. (2018). Green communication for tracking heart rate with smartbands. Sensors, 18(8), 2652. https://doi.org/10.3390/s18082652
  21. Guest, G., MacQueen, K.M., & Namey, E.E. (2012). Applied thematic analysis. Thousand Oaks, CA: SAGE Publications, Inc. https://dx.doi.org/10.4135/9781483384436
  22. Hellhammer, D.H., Stone, A.A., Hellhammer, J., & Broderick, J. (2010). Measuring stress. In G.F. Koob, M. Le Moal & R.F. Thompson (Eds.), Encyclopedia of Behavioral Neuroscience (pp. 186-191). London: Academic Press. http://dx.doi.org/10.1016/B978-0-08-045396-5.00188-3
  23. Holmes, T.H., & Rahe, R.H. (1967). The social readjustment rating scale. Journal of Psychosomatic Research, 11(2), 213-218. https://doi.org/10.1016/0022-3999(67)90010-4
  24. Juster, R.P., Bizik, G., Picard, M., Arsenault-Lapierre, G., Sindi, S., Trepanier, L., Marin, M.F., Wan, N., Sekerovic, Z., Lord, C., Fiocco, A.J., Plusquellec, P., McEwen, B.S., & Lupien, S.J. (2011). A transdisciplinary perspective of chronic stress in relation to psychopathology throughout life span development. Development and Psychopathology, 23(3), 725-776. https://doi.org/10.1017/S0954579411000289
  25. Kaiser, K. (2009). Protecting respondent confidentiality in qualitative research. Qualitative Health Research, 19(11), 1632-1641. https://doi.org/10.1177/1049732309350879
  26. Kamara, I. (2012). Stress and its influence on the adaptation of African students in Russia. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics, (2), 66-70. (In Russ.)
  27. Latipov, Z.A., Ziyatdinov, A.M., Demidova, L.A, Gerasimov, V., & Zaostrovtseva, M.N. (2017). The problem of adaptation of foreign students studying in Russian universities. Revista ESPACIOS, 38(56), 27.
  28. Lee, J.M., Kim, H.C., Kang, J.I., & Suh, I.I. (2014). Association between stressful life events and resting heart rate. BMC Psychology, 2(1), 29. https://doi.org/10.1186/s40359-014-0029-0
  29. Leger, K.A., Charles, S.T., Turiano, N.A., & Almeida, D.M. (2016). Personality and stressor-related affect. Journal of Personality and Social Psychology, 111(6), 917-928. https://doi.org/10.1037/pspp0000083
  30. McCraty, R., & Zayas, M.A. (2014). Cardiac coherence, self-regulation, autonomic stability, and psychosocial well-being. Frontiers in Psychology, 5, 1090. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2014.01090
  31. McEwen, B.S. (2008). Central effects of stress hormones in health and disease: Understanding the protective and damaging effects of stress and stress mediators. European Journal of Pharmacology, 583(2-3), 174-185. https://doi.org/10.1016/j.ejphar.2007.11.071
  32. Mezick, E.J., Matthews, K.A., Hall, M.H., Jennings, J.R., & Kamarck, T.W. (2014). Sleep duration and cardiovascular responses to stress in undergraduate men. Psychophysiology, 51(1), 88-96. https://doi.org/10.1111/psyp.12144
  33. Mora, H., Gil, D., Terol, R.M., Azorin, J., & Szymański, J. (2017). An IoT-based computational framework for healthcare monitoring in mobile environments. Sensors, 17(10), 2302. https://doi.org/10.3390/s17102302
  34. Muzychenko, I.N., Zhang, L., Apollonova, I.A., Nikolaev, A.P., Pisareva, A.V., & Malikova, S.G. (2018). Development of a method for assessing the effects of chronic stress on the human body. Journal of Physics: Conference Series, 1118, 012027. https://doi.org/10.1088/1742-6596/1118/1/012027
  35. Nanchen, D. (2018). Resting heart rate: What is normal? Heart, 104(13), 1048-1049. http://dx.doi.org/10.1136/heartjnl-2017-312731
  36. Nowell, L.S., Norris, J.M., White, D.E., & Moules, N.J. (2017). Thematic analysis: Striving to meet the trustworthiness criteria. International Journal of Qualitative Methods, 16(1), 160940691773384. https://doi.org/10.1177/1609406917733847
  37. Ostchega, Y., Porter, K.S., Hughes, J., Dillon, C.F., & Nwankwo, T. (2011). Resting pulse rate reference data for children, adolescents, and adults: United States, 1999-2008. National Health Statistics Reports, (41), 1-16.
  38. Peake, J.M., Kerr, G., & Sullivan, J.P. (2018). A critical review of consumer wearables, mobile applications, and equipment for providing biofeedback, monitoring stress, and sleep in physically active populations. Frontiers in Physiology, 9, 743. https://doi.org/10.3389/fphys.2018.00743
  39. Piwek, L., Ellis, D.A., Andrews, S., & Joinson, A. (2016). The rise of consumer health wearables: Promises and barriers. PLOS Medicine, 13(2), e1001953. https://doi.org/10.1371/journal.pmed.1001953
  40. Pyrkova, K.V. (2016). Features of international students’ adaptation (on the basis of a Russian higher education institution). International Electronic Journal of Mathematics Education, 11(4), 611-621.
  41. Sacha, J. (2014). Interaction between Heart Rate and Heart Rate Variability. Annals of Noninvasive Electrocardiology, 19(3), 207-216. https://doi.org/10.1111/anec.12148
  42. Saeb, S., Lonini, L., Jayaraman, A., Mohr, D.C., & Kording, K.P. (2016). Voodoo machine learning for clinical predictions. BioRxiv, 059774. https://doi.org/10.1101/059774
  43. Sawka, M.N., & Friedl, K.E. (2018). Emerging wearable physiological monitoring technologies and decision aids for health and performance. Journal of Applied Physiology, 124(2), 430-431. https://doi.org/10.1152/japplphysiol.00964.2017
  44. Schubert, C., Lambertz, M., Nelesen, R.A., Bardwell, W., Choi, J.-B., & Dimsdale, J.E. (2009). Effects of stress on heart rate complexity - A comparison between short-term and chronic stress. Biological Psychology, 80(3), 325-332. https://doi.org/10.1016/j.biopsycho.2008.11.005
  45. Seo, S.-H., & Lee, J.-T. (2010). Stress and EEG. In M. Crisan (Ed.), Convergence and hybrid information technologies (pp. 413-426). London: IntechOpen. https://doi.org/10.5772/9651
  46. Sin, N.L., Sloan, R.P., McKinley, P.S., & Almeida, D.M. (2016). Linking daily stress processes and laboratory-based heart rate variability in a national sample of midlife and older adults. Psychosomatic Medicine, 78(5), 573-582. https://doi.org/10.1097/PSY.0000000000000306
  47. Slavich, G.M. (2016). Life stress and health: A review of conceptual issues and recent findings. Teaching of Psychology, 43(4), 346-355. https://doi.org/10.1177/0098628316662768
  48. Tarasova, A.N. (2017). Acculturation and psychological adjustment of foreign students (the experience of Elabuga Institute of Kazan Federal University). Procedia - Social and Behavioral Sciences, 237, 1173-1178. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2017.02.175
  49. Truman, S.D., Sharar, D.A., & Pompe, J.C. (2011). The mental health status of expatriate versus U.S. domestic workers: A comparative study. International Journal of Mental Health, 40(4), 3-18. https://doi.org/10.2753/imh0020-7411400401
  50. Van Aswegen, M. (2008). The establishment of an adjustment model for expatriates. Doctor of Commerce Thesis. Pretoria: University of Pretoria.
  51. Zhang, A., Hughes, J.T., Brown, A., Lawton, P.D., Cass, A., Hoy, W., O’Dea, K., & Maple-Brown, L.J. (2016). Resting heart rate, physiological stress and disadvantage in Aboriginal and Torres Strait Islander Australians: Analysis from a cross-sectional study. BMC Cardiovascular Disorders, 16(1), 36. https://doi.org/10.1186/s12872-016-0211-9

© Музыченко Ю.Н., Апполонова И.А., Эванс Д., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах