Теоретико-методологические основания построения модели новой школы в России: культурно-историческая психология и деятельностный подход как фундамент образовательной практики

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Кризис института современной школы требует качественного переосмысления ее основ и проектирования принципиально новых подходов к реализации образовательной программы. Представлены теоретико-методологические основания концепции школы нового типа как практики развития, базирующиеся на положениях российской культурно-исторической психологии и деятельностного подхода. Цель работы - рассмотреть, переосмысляя в современном контексте, ключевые теоретические положения отечественной психологии и сформулировать вытекающие из них методологические принципы, которые задают условия организации образовательного процесса и тем самым обеспечивают переход от теории к практике. В качестве ключевых понятий концепции школы рассматриваются «развитие», «субъектность» и «сотрудничество»: «бесконечное развитие» формулируется как высшая цель и ценность школы, в качестве основного продуктивного процесса полагается становление субъектной позиции, главным профессиональным принципом - сотрудничество. Сформулированы восемь основных опорных принципов: замысел - реализация - рефлексия как методологическая схема организации процессов в школе, принцип многовекторности развития, принцип равнозначности видов деятельности в школе, принцип конгруэнтности, принцип организации образовательного пространства как пространства взросления, принцип содружества практик и подход к оцениванию, направленный на развитие. Таким образом, представлен авторский взгляд на школу как научно обоснованную антропологическую практику. Уже начавшаяся в России реализация концепции является экспериментом, позволяющим верифицировать данные теоретико-методологические положения.

Об авторах

Виктор Кириллович Зарецкий

Московский государственный психолого-педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: zaretskiyvk@mgppu.ru

кандидат психологических наук, профессор кафедры индивидуальной и групповой психотерапии факультета консультативной и клинической психологии

Российская Федерация, 127051, Москва, ул. Сретенка, д. 29

Юрий Викторович Зарецкий

Московский государственный психолого-педагогический университет

Email: zaretskiyyuv@mgppu.ru

кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии и психотерапии факультета консультативной и клинической психологии

Российская Федерация, 127051, Москва, ул. Сретенка, д. 29

Татьяна Дмитриевна Карягина

Московский государственный психолого-педагогический университет; Психологический институт Российской академии образования

Email: kartan18@gmail.com

кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории консультативной психологии и психотерапии Психологического института Российской академии образования, доцент кафедры индивидуальной и групповой психотерапии, руководитель магистерской программы «Консультативная психология» факультета консультативной и клинической психологии Московского государственного психолого-педагогического университета

Российская Федерация, 127051, Москва, ул. Сретенка, д. 29; Российская Федерация, 125009, Москва, ул. Моховая, д. 9, стр. 4

Оксана Семеновна Островерх

Сибирский федеральный университет

Email: ostrovoksana@mail.ru

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии управления человеческими ресурсами Института экономики, государственного управления и финансов

Российская Федерация, 660041, Красноярск, пр-кт Свободный, д. 79

Анна Владимировна Тихомирова

Московский государственный психолого-педагогический университет

Email: tihomirovaav@mgppu.ru

преподаватель кафедры индивидуальной и групповой психотерапии факультета консультативной и клинической психологии, ведущий аналитик Центра доказательного социального проектирования

Российская Федерация, 127051, Москва, ул. Сретенка, д. 29

Елена Юрьевна Федоренко

Московская высшая школа социальных и экономических наук

Email: e.fedorenko@mail.ru

кандидат психологических наук, декан факультета менеджмента в сфере образования

Российская Федерация, 119571, Москва, пр-кт Вернадского, д. 82

Список литературы

  1. Arievitch, I.M (2017). Beyond the Brain: An Agentive Activity Perspective on Mind, Development, and Learning. Sense Publishers.
  2. Alekseev, N.G. (2002). Proektirovanie uslovii razvitiya refleksivnogo myshleniya. Ph.D. in Psychology Thesis. Moscow: MPSU. (In Russ.)
  3. Belopolskaya, N.L. (1997). Otsenka kognitivnykh i emotsionalnykh komponentov zony blizhayshego razvitiya u detey s zaderzhkoy psikhicheskogo razvitiya. Voprosy Psikhologii, (1), 19-25. (In Russ.)
  4. Blonsky, P.P. (1979). Izbrannye pedagogicheskie i psikhologicheskie sochineniya. Moscow: Pedagogika Publ. (In Russ.)
  5. Chudinova, E.V., & Sanina, S.P. (2016). Ekspress-diagnostika osnovnykh obrazovatelnykh rezultatov v nachalnoy i osnovnoy shkole. Moscow: Avtorsky klub Publ. (In Russ.)
  6. Davydov, V.V. (1996). Teoriya razvivayushchego obucheniya. Moscow: INTOR. (In Russ.)
  7. Davydov, V.V., Slobodchikov, V.I., & Tsukerman, G.A. (1992). Mladshy shkolnik kak subyekt deyatelnosti. Voprosy Psikhologii, (3), 14-19. (In Russ.)
  8. Elkonin, B.D., & Frumin, I.D. (1993). Obrazovatelnoe prostranstvo kak prostranstvo razvitiya (“shkola vzrosleniya”). Voprosy Psikhologii, (1), 24-33. (In Russ.)
  9. Elkonin, B.D. (2015). Pedagogicheskaya ideya razvivayushchego obucheniya. In B.D. El-konin, B.A. Arkhipov, O.S. Ostroverkh & O.I. Sviridova (Eds.), Sovremennost i vozrast (pp. 26-28). Moscow: Avtorsky klub Publ. (In Russ.)
  10. Elkonin, D.B. (1989). Izbrannye psikhologicheskie trudy. Moscow: Pedagogika Publ. (In Russ.)
  11. Gordon, M.M., & Zaretsky, V.K. (2000). Proekt Obshchestvennogo dogovora “Ob usloviyakh normalnogo razvitiya osobennogo rebenka”. Pervoe Sentyabrya, (40). (In Russ.)
  12. Gromyko, Yu.V., Margolis, A.A., & Rubtsov, V.V. (2020). The school as ecosystem of developing child-adult communities: activity approach to designing the school of the future. Kulturno-istoricheskaya Psikhologiya [Cultural-Historical Psychology], 16(1), 57-67. https://doi.org/10.17759/chp.2020160106 (In Russ.)
  13. Khasan, B.I. (1990). Soderzhatelnyy konflikt - uslovie uchebnoy deyatelnosti i mekhanizm yeyo razvitiya. Sovremennoe sostoyanie i perspektivy razvivayushchego obucheniya (pp. 22-27). Krasnoyarsk: KSU Publ. (In Russ.)
  14. Kholmogorova, A.B. (2016). Significance of Cultural-Historical Theory of psychological development of L.S. Vygotsky for the development of modern models of social cognition and psychotherapy. Kulturno-istoricheskaya Psikhologiya [Cultural-Historical Psychology], 12(3), 58-92. https://doi.org/10.17759/chp.2016120305 (In Russ.)
  15. Kravtsova, E.E. (2001). Kulturno-istoricheskie osnovy zony blizhaishego razvitiya. Psikhologichesky Zhurnal, 22(4), 42-50. (In Russ.)
  16. Leontev, A.N. (1978). Activity, Consciousness, and Personality. Prentice-Hall. Retrieved December 20, 2020, from https://www.marxists.org/archive/leontev/works/1978/index.htm
  17. Leontiev, D.A. (1997). Samorealizatsiya i sushchnostnye sily cheloveka. In D.A. Leontiev & V.G. Shchur (Eds.), Psikhologiya s chelovecheskim litsom: gumanisticheskaya perspektiva v post-sovetskoy psikhologii (pp. 156-176). Moscow: Smysl Publ. (In Russ.)
  18. Nikolaevskaya, I.A. (2020). Situational-vectorial analysis of transcripts of sessions, aimed at overcoming of learning difficulties: a case study. Klinicheskaya i Spetsialnaya Psikhologiya [Clinical Psychology and Special Education], 9(1), 186-203. https://doi.org/10.17759/cpse.2020090110 (In Russ.)
  19. Obukhova, L.F., & Korepanova, I.A. (2005). Prostranstvenno-vremennaya skhema zony blizhayshego razvitiya. Voprosy Psikhologii, (5), 13-26. (In Russ.)
  20. Ostroverkh, O.S. (2012). Pedagogical Action in Educational Space of the Younger Pupils Schooling Activities. Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences, 11(5), 1628-1638.
  21. Petrovsky, V. A. (2010). Sushchestvuet li Ya - subyekt poznaniya. Metodologiya i Istoriya Psikhologii, (1), 136-148. (In Russ.)
  22. Polivanova, K.N. (2012). Praktiki razvitiya: Vzroslenie v sovremennom mire. “Novoe detstvo” Seminar Proceedings. Retrieved December 20, 2020, from https://psyjournals.ru/newchildhood/issue/56292.shtml (In Russ.)
  23. Rubinshteyn, S.L. (1986). Printsip tvorcheskoy samodeyatelnosti (k filosofskim osnovam sovremennoy pedagogiki). Voprosy Psikhologii, (4), 101-109. (In Russ.)
  24. Rubtsov, V.V., Margolis, A.A., & Guruzhapov, V.A. (1996). Kulturno-istorichesky tip shkoly (proyekt razrabotki). Psychological Science and Education, 1(4), 79-93. (In Russ.)
  25. Sanina, S.P. (2016). Development of primary school teacher’s competences in the process of solving professional tasks. Psikhologicheskaya Nauka i Obrazovanie Psyedu.ru [Psychological Science and Education psyedu.ru] 8(4), 41-49. https://doi.org/10.17759/psyedu.2016080405 (In Russ.)
  26. Slobodchikov, V.I., & Isaev, E.M. (1991). Kategoriya vozrasta v psikhologii i pedagogike razvitiya. Voprosy Psikhologii, (2), 37-50. (In Russ.)
  27. Stetsenko, A. P. (2020). Critical Challenges in Cultural-Historical Activity Theory: the Urgency of Agency. Kulturno-istoricheskaya Psikhologiya [Cultural-Historical Psychology], 16(2), 5-18. https://doi.org/10.17759/chp.2020160202
  28. Tsukerman, G.A. (1996). Ot umeniya sotrudnichat k umeniyu uchit sebya. Psychological Science and Education, (2), 27-42. (In Russ.)
  29. Tsukerman, G.A. (2006). Child-adult interaction: the creation of zone of proximal development. Kulturno-istoricheskaya Psikhologiya [Cultural-Historical Psychology], (4), 61-73. (In Russ.)
  30. Tsukerman, G.A., & Venger, A.L. (2010). Razvitie uchebnoy samostoyatelnosti. Moscow: OIRO Publ. (In Russ.)
  31. Tsukerman, G.A., & Masterov, B.M. (1995). Psikhologiya samorazvitiya. Moscow: Interpraks Publ. (In Russ.)
  32. Vasilyuk, F.E. (1996). Metodologichesky smysl psikhologicheskogo skhizisa. Voprosy Psikhologii, (6), 25-40. (In Russ.)
  33. Vasilyuk, F.E. (2007) Ponimayushchaya psikhoterapiya kak psikhotekhnicheskaya sistema. Doctor of Psychology Thesis. Moscow: Psychological Institute of RAE. (In Russ.)
  34. Vasilyuk, F.E. (2015). Coexperiencing Psychotherapy as a Psychotechnical System. Journal of Russian & East European Psychology, 52(1), 1-58. https://doi.org/ 10.1080/10610405.2015.1064721
  35. Vygotsky, L. S. (1999). Dinamika umstvennogo razvitiya shkolnika v svyazi s obucheniem. Pedagogicheskaya psikhologiya. Moscow: Pedagogika Press. (In Russ.)
  36. Vygotsky, L. S. (1987). The Historical Meaning of the Crisis in Psychology: A Methodological Investigation. The Collected Works of Vygotsky. Plenum Press. Retrieved December 20, 2020, from https://www.marxists.org/archive/vygotsky/works/crisis/index.htm
  37. Vygotsky, L.S. (1962). Thinking and Speaking. Thought and Language. The M.I.T. Press. Retrieved December 20, 2020, from https://www.marxists.org/archive/vygotsky/works/words/index.htm
  38. Vygotsky, L.S. (1984). Problemy detskoy (vozrastnoy psikhologii). In L.S. Vygotsky, Collected Works (vol. 4, pp. 243-432). Moscow: Pedagogika Publ. (In Russ.)
  39. Wertsch, J.V. (2004). From social interaction to higher psychological processes: A clarification and application of Vygotsky’s theory. Human Development, (51), 66-79.
  40. Zaretsky, V.K. (2009). The zone of proximal development - What Vygotsky did not have time to write. Journal of Russian and East European Psychology, 47(6), 70-93. https://doi.org/10.2753/RPO1061-0405470604
  41. Zaretsky, V.K. (2013). Stanovlenie i sushchnost refleksivno-deyatelnostnogo podkhoda v okazanii konsultativnoy psikhologicheskoy pomoshchi. Counseling Psychology and Psychotherapy, 21(2), 8-37. (In Russ.)
  42. Zaretsky, V.K. (2016). Vygotsky’s Principle “One step in learning - one hundred steps in development”: From Idea to Practice. Cultural-Historical Psychology, 12(3), 149-188. https://doi.org/10.17759/chp.2016120309
  43. Zaretsky, V.K., Zaretsky, Yu.V., Ostroverkh, O.S., Tikhomirova, A.V., Fedorenko, E.Yu. (2020). Sravnitelny analiz kontseptualnykh osnovanii sovremennykh obrazovatelnykh sistem i obrazovatelnykh praktik (na primere sravneniya sistemy razvivayushchego obucheniya i refleksivno-deyatelnostnogo podkhoda). Psikhologo-Pedagogicheskie Issledovaniya, 12(4), 3-18. https://doi.org/10.17759/psyedu.2020120401 (In Russ.)
  44. Zaretsky, Yu.V. (2014). Subyektnaya pozitsiya shkolnikov po otnosheniyu k uchebnoy deyatelnosti v raznykh vozrastnykh periodakh. Ph.D. in Psychology Thesis. Moscow. (In Russ.)
  45. Zaretsky, Yu.V. (2013). Subject position on learning activity as a resource for the development and the subject of the study. Konsultativnaya Psikhologiya i Psikhoterapiya [Counseling Psychology and Psychotherapy], (2), 110-128. (In Russ.)
  46. Zinchenko, V.P. (2011). Lev Semenovich Vygotsky: Zhizn i deyatelnost. In T.G. Shchedrina (Ed.), Stil myshleniya: Problema istoricheskogo yedinstva nauchnogo znaniya. K 80-letiyu Vladimira Petrovicha Zinchenko (pp. 294-299). Moscow: Rossiiskaya politicheskaya entsiklopediya. (In Russ.)

© Зарецкий В.К., Зарецкий Ю.В., Карягина Т.Д., Островерх О.С., Тихомирова А.В., Федоренко Е.Ю., 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах