Теоретико-методологические основания построения модели новой школы в России: культурно-историческая психология и деятельностный подход как фундамент образовательной практики
- Авторы: Зарецкий В.К.1, Зарецкий Ю.В.1, Карягина Т.Д.1,2, Островерх О.С.3, Тихомирова А.В.1, Федоренко Е.Ю.4
-
Учреждения:
- Московский государственный психолого-педагогический университет
- Психологический институт Российской академии образования
- Сибирский федеральный университет
- Московская высшая школа социальных и экономических наук
- Выпуск: Том 18, № 1 (2021)
- Страницы: 122-139
- Раздел: ЛИЧНОСТЬ В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ В РОССИИ И МИРЕ
- URL: https://journals.rudn.ru/psychology-pedagogics/article/view/26153
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-1683-2021-18-1-122-139
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Кризис института современной школы требует качественного переосмысления ее основ и проектирования принципиально новых подходов к реализации образовательной программы. Представлены теоретико-методологические основания концепции школы нового типа как практики развития, базирующиеся на положениях российской культурно-исторической психологии и деятельностного подхода. Цель работы - рассмотреть, переосмысляя в современном контексте, ключевые теоретические положения отечественной психологии и сформулировать вытекающие из них методологические принципы, которые задают условия организации образовательного процесса и тем самым обеспечивают переход от теории к практике. В качестве ключевых понятий концепции школы рассматриваются «развитие», «субъектность» и «сотрудничество»: «бесконечное развитие» формулируется как высшая цель и ценность школы, в качестве основного продуктивного процесса полагается становление субъектной позиции, главным профессиональным принципом - сотрудничество. Сформулированы восемь основных опорных принципов: замысел - реализация - рефлексия как методологическая схема организации процессов в школе, принцип многовекторности развития, принцип равнозначности видов деятельности в школе, принцип конгруэнтности, принцип организации образовательного пространства как пространства взросления, принцип содружества практик и подход к оцениванию, направленный на развитие. Таким образом, представлен авторский взгляд на школу как научно обоснованную антропологическую практику. Уже начавшаяся в России реализация концепции является экспериментом, позволяющим верифицировать данные теоретико-методологические положения.
Ключевые слова
Об авторах
Виктор Кириллович Зарецкий
Московский государственный психолого-педагогический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: zaretskiyvk@mgppu.ru
кандидат психологических наук, профессор кафедры индивидуальной и групповой психотерапии факультета консультативной и клинической психологии
Российская Федерация, 127051, Москва, ул. Сретенка, д. 29Юрий Викторович Зарецкий
Московский государственный психолого-педагогический университет
Email: zaretskiyyuv@mgppu.ru
кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии и психотерапии факультета консультативной и клинической психологии
Российская Федерация, 127051, Москва, ул. Сретенка, д. 29Татьяна Дмитриевна Карягина
Московский государственный психолого-педагогический университет; Психологический институт Российской академии образования
Email: kartan18@gmail.com
кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории консультативной психологии и психотерапии Психологического института Российской академии образования, доцент кафедры индивидуальной и групповой психотерапии, руководитель магистерской программы «Консультативная психология» факультета консультативной и клинической психологии Московского государственного психолого-педагогического университета
Российская Федерация, 127051, Москва, ул. Сретенка, д. 29; Российская Федерация, 125009, Москва, ул. Моховая, д. 9, стр. 4Оксана Семеновна Островерх
Сибирский федеральный университет
Email: ostrovoksana@mail.ru
кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии управления человеческими ресурсами Института экономики, государственного управления и финансов
Российская Федерация, 660041, Красноярск, пр-кт Свободный, д. 79Анна Владимировна Тихомирова
Московский государственный психолого-педагогический университет
Email: tihomirovaav@mgppu.ru
преподаватель кафедры индивидуальной и групповой психотерапии факультета консультативной и клинической психологии, ведущий аналитик Центра доказательного социального проектирования
Российская Федерация, 127051, Москва, ул. Сретенка, д. 29Елена Юрьевна Федоренко
Московская высшая школа социальных и экономических наук
Email: e.fedorenko@mail.ru
кандидат психологических наук, декан факультета менеджмента в сфере образования
Российская Федерация, 119571, Москва, пр-кт Вернадского, д. 82Список литературы
- Arievitch, I.M (2017). Beyond the Brain: An Agentive Activity Perspective on Mind, Development, and Learning. Sense Publishers.
- Alekseev, N.G. (2002). Proektirovanie uslovii razvitiya refleksivnogo myshleniya. Ph.D. in Psychology Thesis. Moscow: MPSU. (In Russ.)
- Belopolskaya, N.L. (1997). Otsenka kognitivnykh i emotsionalnykh komponentov zony blizhayshego razvitiya u detey s zaderzhkoy psikhicheskogo razvitiya. Voprosy Psikhologii, (1), 19-25. (In Russ.)
- Blonsky, P.P. (1979). Izbrannye pedagogicheskie i psikhologicheskie sochineniya. Moscow: Pedagogika Publ. (In Russ.)
- Chudinova, E.V., & Sanina, S.P. (2016). Ekspress-diagnostika osnovnykh obrazovatelnykh rezultatov v nachalnoy i osnovnoy shkole. Moscow: Avtorsky klub Publ. (In Russ.)
- Davydov, V.V. (1996). Teoriya razvivayushchego obucheniya. Moscow: INTOR. (In Russ.)
- Davydov, V.V., Slobodchikov, V.I., & Tsukerman, G.A. (1992). Mladshy shkolnik kak subyekt deyatelnosti. Voprosy Psikhologii, (3), 14-19. (In Russ.)
- Elkonin, B.D., & Frumin, I.D. (1993). Obrazovatelnoe prostranstvo kak prostranstvo razvitiya (“shkola vzrosleniya”). Voprosy Psikhologii, (1), 24-33. (In Russ.)
- Elkonin, B.D. (2015). Pedagogicheskaya ideya razvivayushchego obucheniya. In B.D. El-konin, B.A. Arkhipov, O.S. Ostroverkh & O.I. Sviridova (Eds.), Sovremennost i vozrast (pp. 26-28). Moscow: Avtorsky klub Publ. (In Russ.)
- Elkonin, D.B. (1989). Izbrannye psikhologicheskie trudy. Moscow: Pedagogika Publ. (In Russ.)
- Gordon, M.M., & Zaretsky, V.K. (2000). Proekt Obshchestvennogo dogovora “Ob usloviyakh normalnogo razvitiya osobennogo rebenka”. Pervoe Sentyabrya, (40). (In Russ.)
- Gromyko, Yu.V., Margolis, A.A., & Rubtsov, V.V. (2020). The school as ecosystem of developing child-adult communities: activity approach to designing the school of the future. Kulturno-istoricheskaya Psikhologiya [Cultural-Historical Psychology], 16(1), 57-67. https://doi.org/10.17759/chp.2020160106 (In Russ.)
- Khasan, B.I. (1990). Soderzhatelnyy konflikt - uslovie uchebnoy deyatelnosti i mekhanizm yeyo razvitiya. Sovremennoe sostoyanie i perspektivy razvivayushchego obucheniya (pp. 22-27). Krasnoyarsk: KSU Publ. (In Russ.)
- Kholmogorova, A.B. (2016). Significance of Cultural-Historical Theory of psychological development of L.S. Vygotsky for the development of modern models of social cognition and psychotherapy. Kulturno-istoricheskaya Psikhologiya [Cultural-Historical Psychology], 12(3), 58-92. https://doi.org/10.17759/chp.2016120305 (In Russ.)
- Kravtsova, E.E. (2001). Kulturno-istoricheskie osnovy zony blizhaishego razvitiya. Psikhologichesky Zhurnal, 22(4), 42-50. (In Russ.)
- Leontev, A.N. (1978). Activity, Consciousness, and Personality. Prentice-Hall. Retrieved December 20, 2020, from https://www.marxists.org/archive/leontev/works/1978/index.htm
- Leontiev, D.A. (1997). Samorealizatsiya i sushchnostnye sily cheloveka. In D.A. Leontiev & V.G. Shchur (Eds.), Psikhologiya s chelovecheskim litsom: gumanisticheskaya perspektiva v post-sovetskoy psikhologii (pp. 156-176). Moscow: Smysl Publ. (In Russ.)
- Nikolaevskaya, I.A. (2020). Situational-vectorial analysis of transcripts of sessions, aimed at overcoming of learning difficulties: a case study. Klinicheskaya i Spetsialnaya Psikhologiya [Clinical Psychology and Special Education], 9(1), 186-203. https://doi.org/10.17759/cpse.2020090110 (In Russ.)
- Obukhova, L.F., & Korepanova, I.A. (2005). Prostranstvenno-vremennaya skhema zony blizhayshego razvitiya. Voprosy Psikhologii, (5), 13-26. (In Russ.)
- Ostroverkh, O.S. (2012). Pedagogical Action in Educational Space of the Younger Pupils Schooling Activities. Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences, 11(5), 1628-1638.
- Petrovsky, V. A. (2010). Sushchestvuet li Ya - subyekt poznaniya. Metodologiya i Istoriya Psikhologii, (1), 136-148. (In Russ.)
- Polivanova, K.N. (2012). Praktiki razvitiya: Vzroslenie v sovremennom mire. “Novoe detstvo” Seminar Proceedings. Retrieved December 20, 2020, from https://psyjournals.ru/newchildhood/issue/56292.shtml (In Russ.)
- Rubinshteyn, S.L. (1986). Printsip tvorcheskoy samodeyatelnosti (k filosofskim osnovam sovremennoy pedagogiki). Voprosy Psikhologii, (4), 101-109. (In Russ.)
- Rubtsov, V.V., Margolis, A.A., & Guruzhapov, V.A. (1996). Kulturno-istorichesky tip shkoly (proyekt razrabotki). Psychological Science and Education, 1(4), 79-93. (In Russ.)
- Sanina, S.P. (2016). Development of primary school teacher’s competences in the process of solving professional tasks. Psikhologicheskaya Nauka i Obrazovanie Psyedu.ru [Psychological Science and Education psyedu.ru] 8(4), 41-49. https://doi.org/10.17759/psyedu.2016080405 (In Russ.)
- Slobodchikov, V.I., & Isaev, E.M. (1991). Kategoriya vozrasta v psikhologii i pedagogike razvitiya. Voprosy Psikhologii, (2), 37-50. (In Russ.)
- Stetsenko, A. P. (2020). Critical Challenges in Cultural-Historical Activity Theory: the Urgency of Agency. Kulturno-istoricheskaya Psikhologiya [Cultural-Historical Psychology], 16(2), 5-18. https://doi.org/10.17759/chp.2020160202
- Tsukerman, G.A. (1996). Ot umeniya sotrudnichat k umeniyu uchit sebya. Psychological Science and Education, (2), 27-42. (In Russ.)
- Tsukerman, G.A. (2006). Child-adult interaction: the creation of zone of proximal development. Kulturno-istoricheskaya Psikhologiya [Cultural-Historical Psychology], (4), 61-73. (In Russ.)
- Tsukerman, G.A., & Venger, A.L. (2010). Razvitie uchebnoy samostoyatelnosti. Moscow: OIRO Publ. (In Russ.)
- Tsukerman, G.A., & Masterov, B.M. (1995). Psikhologiya samorazvitiya. Moscow: Interpraks Publ. (In Russ.)
- Vasilyuk, F.E. (1996). Metodologichesky smysl psikhologicheskogo skhizisa. Voprosy Psikhologii, (6), 25-40. (In Russ.)
- Vasilyuk, F.E. (2007) Ponimayushchaya psikhoterapiya kak psikhotekhnicheskaya sistema. Doctor of Psychology Thesis. Moscow: Psychological Institute of RAE. (In Russ.)
- Vasilyuk, F.E. (2015). Coexperiencing Psychotherapy as a Psychotechnical System. Journal of Russian & East European Psychology, 52(1), 1-58. https://doi.org/ 10.1080/10610405.2015.1064721
- Vygotsky, L. S. (1999). Dinamika umstvennogo razvitiya shkolnika v svyazi s obucheniem. Pedagogicheskaya psikhologiya. Moscow: Pedagogika Press. (In Russ.)
- Vygotsky, L. S. (1987). The Historical Meaning of the Crisis in Psychology: A Methodological Investigation. The Collected Works of Vygotsky. Plenum Press. Retrieved December 20, 2020, from https://www.marxists.org/archive/vygotsky/works/crisis/index.htm
- Vygotsky, L.S. (1962). Thinking and Speaking. Thought and Language. The M.I.T. Press. Retrieved December 20, 2020, from https://www.marxists.org/archive/vygotsky/works/words/index.htm
- Vygotsky, L.S. (1984). Problemy detskoy (vozrastnoy psikhologii). In L.S. Vygotsky, Collected Works (vol. 4, pp. 243-432). Moscow: Pedagogika Publ. (In Russ.)
- Wertsch, J.V. (2004). From social interaction to higher psychological processes: A clarification and application of Vygotsky’s theory. Human Development, (51), 66-79.
- Zaretsky, V.K. (2009). The zone of proximal development - What Vygotsky did not have time to write. Journal of Russian and East European Psychology, 47(6), 70-93. https://doi.org/10.2753/RPO1061-0405470604
- Zaretsky, V.K. (2013). Stanovlenie i sushchnost refleksivno-deyatelnostnogo podkhoda v okazanii konsultativnoy psikhologicheskoy pomoshchi. Counseling Psychology and Psychotherapy, 21(2), 8-37. (In Russ.)
- Zaretsky, V.K. (2016). Vygotsky’s Principle “One step in learning - one hundred steps in development”: From Idea to Practice. Cultural-Historical Psychology, 12(3), 149-188. https://doi.org/10.17759/chp.2016120309
- Zaretsky, V.K., Zaretsky, Yu.V., Ostroverkh, O.S., Tikhomirova, A.V., Fedorenko, E.Yu. (2020). Sravnitelny analiz kontseptualnykh osnovanii sovremennykh obrazovatelnykh sistem i obrazovatelnykh praktik (na primere sravneniya sistemy razvivayushchego obucheniya i refleksivno-deyatelnostnogo podkhoda). Psikhologo-Pedagogicheskie Issledovaniya, 12(4), 3-18. https://doi.org/10.17759/psyedu.2020120401 (In Russ.)
- Zaretsky, Yu.V. (2014). Subyektnaya pozitsiya shkolnikov po otnosheniyu k uchebnoy deyatelnosti v raznykh vozrastnykh periodakh. Ph.D. in Psychology Thesis. Moscow. (In Russ.)
- Zaretsky, Yu.V. (2013). Subject position on learning activity as a resource for the development and the subject of the study. Konsultativnaya Psikhologiya i Psikhoterapiya [Counseling Psychology and Psychotherapy], (2), 110-128. (In Russ.)
- Zinchenko, V.P. (2011). Lev Semenovich Vygotsky: Zhizn i deyatelnost. In T.G. Shchedrina (Ed.), Stil myshleniya: Problema istoricheskogo yedinstva nauchnogo znaniya. K 80-letiyu Vladimira Petrovicha Zinchenko (pp. 294-299). Moscow: Rossiiskaya politicheskaya entsiklopediya. (In Russ.)