Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика
Главный редактор: Виктория Борисовна Куриленко, доктор педагогических наук, профессор, Россия
Почетный редактор: Елена Григоренко, доктор психологии, почетный профессор Университета Хьюстона, США
ISSN: 2313-1683 (Print) ISSN: 2313-1705 (Online)
Издатель: Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы
Издается с 2003 г. Периодичность выхода: 4 выпуска в год (ежеквартально)
Открытый доступ: . Плата за публикацию: не взимается.
Рецензирование: двойное слепое. Язык публикаций: русский, английский
История журнала
Индексация: РИНЦ, RSCI, ВАК, PsycINFO (APA), DOAJ, WJCI, Google Scholar, Ulrich's Periodicals Directory, WorldCat, East View, Cyberleninka, Dimensions, ResearchBib, Lens, Research4Life, JournalTOCs, British Library, Bodleian Libraries (University of Oxford), Ghent University Library
«Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика» – международный рецензируемый ежеквартальный научно-практический журнал открытого доступа, основанный в 2003 г.
В журнале публикуются результаты фундаментальных и прикладных научных исследований в области ведущих направлений психологии, педагогики, образования. Преимуществом журнала является освещение ключевых проблем комплексного изучения личности в контексте ее развития, образования и различных аспектов социального поведения с позиций мультидисциплинарного подхода, последних достижений психологической, педагогической науки, кросс-культурных, междисциплинарных исследований.
Журнал публикует научные статьи, научные обзоры, исторические справки, научно-информационные сообщения ученых из России и других стран мира на русском и английском языках, что отражает общую ориентацию философии и политики журнала на укрепление международного научного сотрудничества.
Цели журнала:
- способствовать научному обмену и сотрудничеству между учеными из разных стран мира в сфере психологических, педагогических, междисциплинарных исследований; консолидации деятельности российских и зарубежных научных школ;
- знакомить российских и зарубежных читателей с новейшими научными направлениями, актуальными проблемами отечественной и общемировой психологической и педагогической науки;
- публиковать научные достижения российских и зарубежных ученых по наиболее значимым, в том числе дискуссионным, проблемам психологии, педагогики, образования.
«Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика» включен в обновленный перечень ВАК по следующим научным специальностям:
5.8.1 – Общая педагогика, история педагогики и образования (педагогические науки),
5.8.2 – Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) (педагогические науки),
5.8.7 – Теория и методика профессионального образования (педагогические науки),
5.3.1 – Общая психология, психология личности, история психологии (психологические науки),
5.3.2 – Психофизиология (психологические науки),
5.3.3 – Психология труда, инженерная психология, когнитивная эргономика (психологические науки),
5.3.4. Педагогическая психология, психодиагностика цифровых образовательных сред (психологические науки)
5.3.5 – Социальная психология (психологические науки),
5.3.7 – Возрастная психология (психологические науки)
Журнал индексируется в базе данных Американской психологической ассоциации PsycINFO, одной из старейших (содержит информацию с 1887 года) и крупнейших (представлено более 4 миллионов записей по психологии и смежным наукам) профессиональных психологических баз данных в мире.
Все выпуски и статьи, начиная с 2017 года, имеют цифровой идентификатор DOI. Редколлегия проводит работу по присвоению DOI наиболее значимым статьям из архива журнала до 2017 года.
Структура каждого номера журнала конкретизируется и обновляется, отражая наиболее значимые направления развития современной науки.
Журнал строго придерживается международных стандартов публикационной этики, сформулированных в документе COPE (Committee on Publication Ethics): http://publicationethics.org
«Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика» зарегистрирован в базе DOAJ и предоставляет открытый доступ к полным текстам всех статей с момента их публикации (в соответствии с Creative Commons Attribution 4.0 International License).
Журнал является международным по составу редакционной коллегии, рецензентов, авторов, проблематике научных публикаций. Он адресован российским и зарубежным исследователям, научным работникам, преподавателям, практическим психологам, педагогам и учителям, а также аспирантам, студентам и всем, кто интересуется современной психологией и педагогикой.
Объявления
Приглашаем на Сингапурскую конференцию по прикладной психологии 2022 годаРазмещено: 31.08.2022
Уважаемые коллеги! Журнал «Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика» — один из журналов, поддерживающих Сингапурскую конференцию по прикладной психологии 2022 года (SCAP2022): https://scap.ear.com.sg SCAP 2022, организованная East Asia Research при поддержке Сингапурского университета технологий и дизайна и Университета Дерби - это конференция в гибридном формате, которая пройдет в Сингапуре с 8 по 9 декабря 2022 года. Тема SCAP 2022 — «Психологическое благополучие». В связи с сохранением COVID-19 конференция будет проводиться в «гибридном формате». Участники могут делать очные устные/постерные презентации или отправить предварительно записанные видеопрезентации и зарегистрироваться в качестве «виртуального докладчика» (предпочтительный формат участия нужно указать при регистрации). Крайний срок подачи тезисов: 13 сентября 2022 г. Крайний срок ранней регистрации — 12 октября 2022 года. Авторы и рецензенты журнала «Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика» при регистрации могут получить скидку 20% на регистрационный взнос. Для получения кода обращайтесь в редакционную коллегию по электронной почте: psyj@rudn.ru Общие запросы о SCAP 2022: anthonytan@ear.com.sg Веб-сайт SCAP 2022: https://scap.ear.com.sg Welcome to SCAP 2022! |
Наш журнал включен в WJCI Report!Размещено: 16.08.2021
Уважаемые коллеги! Наш журнал «Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика» на основе оценки был включен в новый рейтинг журналов - WJCI Report (The World Journal Clout Index Report, 2020 STM): https://wjci.cnki.net/Home/OverseaJournalList?code=004 WJCI Report разработан в рамках проекта «Исследование метода комплексной оценки влияния мировых научно-технических журналов» при поддержке Китайской ассоциации науки и технологий, целью которого является создание новой системы оценки журналов. В рейтинг 2020 года отобрано около 15 000 журналов высокого уровня по регионам, дисциплинам и отраслям из 63 000 академических журналов по всему миру. Помимо традиционного анализа цитирования, WJCI также интегрирует альтметрические данные для синтеза нового индекса и ранжирует выбранные журналы с помощью новой комплексной оценки. Из российских журналов к рассмотрению отбирались только журналы из числа индексируемых в БД WoS, Scopus, RSCI, и только относящиеся к категориям Agriculture, Engineering, Medicine, Science, Multidisciplinary. Наш журнал относится к категории Science (раздел Psychology). В WJCI Report-2020 вошло 554 российских журнала, из них – 10 журналов из раздела Psychology. |
Наш журнал на международном вебинаре “Psychology in the Global Arena”Размещено: 16.04.2021
9 апреля 2021 г. «Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика» был представлен на международном вебинаре “Psychology in the Global Arena”, организованного Коалицией психологов ООН при поддержке Американской психологической ассоциации и Фордхемского университета (Нью-Йорк, США). Член редколлегии журнала И.А.Новикова выступила с кратким сообщением о публикациях в международных журналах: представила РУДН как международного издателя и наш журнал как подлинно интернациональный с точки зрения его миссии и целей, состава редакционной коллегии, авторов и рецензентов, а также тематики публикаций. http://journals.rudn.ru/files/journals/14//IrinaNovikova_RUDN_for_GWebinar_9_April_2021_fin.pdf
|
Ещё объявления... |
Текущий выпуск
Том 21, № 3 (2024)
- Год: 2024
- Статей: 11
- URL: https://journals.rudn.ru/psychology-pedagogics/issue/view/1852
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-1683-2024-21-3
Весь выпуск
ЛИЧНОСТЬ И ОБРАЗОВАНИЕ В МЕЖКУЛЬТУРНОМ ИЗМЕРЕНИИ
Ключи к полилингвальному, межкультурному и творческому образованию: авторская образовательная программа по развитию гибких навыков
Аннотация
Представлена авторская программа «Ключи к полилингвальному, межкультурному и творческому образованию» (Plurilingual Intercultural Creative Keys, PICK), которая направлена на повышение адаптивности личности путем развития творческих, межкультурных и языковых компетенций. Опираясь на эмпирические исследования последних 25 лет, PICK подчеркивает взаимосвязь этих компетенций и их роль в развитии личностной и когнитивной адаптивности. Программа использует целостный подход, дополняя существующие учебные программы за счет рассмотрения учебных, психологических и социокультурных аспектов образовательной среды. Важно отметить, что PICK стремится реформировать педагогические методы преподавателей, не изменяя существующие учебные программы, а вместо этого фокусируясь на преобразовании практики преподавания в рамках существующих образовательных структур. Программа PICK, предназначенная для учителей, репетиторов и родителей детей на домашнем обучении, дает педагогам как теоретические знания, так и практические инструменты для внедрения инноваций в свои подходы к обучению. Программа состоит из учебных модулей, посвященных каждой компетенции, подкрепленных лекциями и семинарами, которые способствуют развитию внутренней мотивации, критического мышления и позитивного психологического климата через проектное обучение. Кроме того, PICK обеспечивает постоянную психологическую и методологическую поддержку для эффективного применения своих методов. Также представлена теоретическая основа, объединяющая концепции многоязычия, креативности, межкультурной компетенции и системной адаптации. Вместо того чтобы вводить новые эмпирические данные, она синтезирует существующие теории и исследования: из области психологии образования, когнитивного развития, кросскультурные. Этот синтез составляет основу программы PICK, предлагая концептуальную модель, которая позиционирует полилингвальную креативность - способность креативно мыслить и общаться на разных языках и в разных культурах - как катализатор системной адаптации. Объединяя теории когнитивной адаптивности, психологической устойчивости и образовательные методологии, статья вносит вклад в развитие теоретических представлений, закладывая основу для будущих исследований и практического применения. Соединяя традиционное академическое обучение с развивающимися требованиями глобализированного мира, PICK предлагает надежную основу для интеграции «мягких» навыков в образование. Потенциал программы по воспитанию адаптивных, инновационных и глобально компетентных учащихся подчеркивает ее вклад в развитие современных образовательных парадигм.


Связь executive functions с функциями регуляции активности у младших школьников - монолингвов и билингвов - в начале школьного обучения
Аннотация
Проблема влияния билингвизма на способность человека обрабатывать информацию значительного объема не перестает быть актуальной в мировой психологии. Подтверждается связь языкового статуса с executive functions (управляющими функциями, EF), при этом результаты остаются противоречивыми. К EF, отвечающим за управление действиями, деятельностью и поведением, относят тормозный контроль, когнитивную гибкость, рабочую память, контроль внимания. В исследовании рассмотрена проблема изучения преимуществ и трудностей у младших школьников - монолингов и билингвов - в начале школьного обучения через выявление связи функций регуляции активности (I функциональный блок мозга) с EF (III функциональный блок мозга) в образовательной ситуации. Выборка включала 150 детей младшего школьного возраста от 7 до 8,4 лет ( М = 7,7; SD = 0,39), из них 75 детей (33 мальчика, 42 девочки) со сбалансированным билингвизмом (удмуртский - русский), 75 детей (38 мальчиков, 37 девочек) - монолингвы (русский). Применялись методы нейропсихологического обследования детей 6-9 лет с использованием компьютеризированных тестов программного обеспечения «Инструментарий психолога Практика - МГУ». Выявлены преимущества билингвизма по показателям продуктивности EF и трудности у билингвов, касающиеся отдельных показателей тормозного контроля (допущение ошибок без самокоррекции) и когнитивной гибкости (использование словосочетаний в вербальных ассоциациях), с необходимостью их контроля в образовательной ситуации. Установлены разные траектории развития отдельных компонентов EF у младших школьников в начале школьного обучения: у монолингвов функции регуляции активности сопряжены с функциями программирования, регуляции и контроля невербальной деятельности, у билингвов - речевой деятельности. Выявленные нейропсихологические закономерности позволяют прогнозировать сознательный контроль целенаправленного поведения и деятельности младших школьников - монолингвов и билингвов - в образовательном процессе, могут быть использованы в коррекционной работе с применением методов, направленных на регуляцию общей психической активности, обеспечивающей развертывание EF учащихся с трудностями в обучении.


Мотивация к изучению русского языка у иностранцев: опыт качественного анализа на примере Таиланда и Мьянмы
Аннотация
Мотивация изучения иностранного языка (в том числе русского как иностранного) рассматривается в качестве одного из важных психологических факторов успешности его усвоения. Рассмотренные теоретические подходы к анализу мотивации изучения иностранного языка обычно реализуются в рамках объяснительной парадигмы с применением количественных методик, не позволяющих описать проявления мотивации в их полноте и качественном своеобразии. В работе в контексте теории самодетерминации предпринята попытка качественного анализа мотивации изучения русского языка на примере интервью с гражданами Таиланда и Мьянмы. Выборку составили 18 человек в Таиланде (6 мужчин и 12 женщин) и 14 в Мьянме (2 мужчин и 12 женщин) из числа слушателей курсов русского языка на базе центров открытого образования на русском языке и обучения русскому языку в Университете Принца Сонгкхлы (Таиланд) и Мандалайском университете иностранных языков (Мьянма). Проводилось тематическое слабоструктурированное интервью, фокусированное на теме мотивации к изучению русского языка, результаты которого были подвергнуты качественному контент-анализу. Категории анализа были образованы в соответствии с известными из теории самодетерминации типами мотивационной регуляции, подкатегории сформулированы с учетом теоретических представлений и содержания интервью. Полученные результаты показали, что в условиях краткосрочных бесплатных курсов слушатели из Таиланда и Мьянмы демонстрируют исключительно автономную мотивацию к изучению русского языка, обеспечивающую наибольшую продуктивность учебной деятельности. Наиболее характерные проявления автономной мотивации у слушателей таких курсов - интерес к языкам в целом и к русскому языку в частности, к России и её культуре, а также понимание важности русского языка для работы и собственного профессионального роста.


ЛИЧНОСТЬ И ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОСТИ
Психологические, социально-психологические и культурно-исторические основания дискриминационных установок и условия их преодоления: системно-диахронический подход
Аннотация
Проблема поддержки личностью и группами дискриминационных установок как одно из препятствий устойчивому развитию общества находится в поле исследовательского внимания психологии, социологии, права и других наук. Цель исследования - анализ психологических, социально-психологических и культурноисторических оснований формирования и поддержки дискриминационных установок и средств их устранения в ситуации взаимодействия с позиций системно-диахронического подхода. Проведен обзор и детальный анализ исследований компонентов (когнитивный, эмотивный, конативный) дискриминационных установок, социально-психологических (межгрупповые взаимоотношения и социализация) и культурно-исторических (конкурентные взаимоотношения и культурная трансмиссия) оснований, принципов системно-диахронического подхода к исследованию и прикладных исследований по устранению дискриминационных установок. Отмечена дифференциация дискриминационных установок по мишеням дискриминации и их генерализация по видам, наличие общих оснований и поведенческих проявлений. Предложен системнодиахронический подход, подкрепленный комплексным и метасистемным подходами к изучению установок, в соответствии с которыми дискриминационные установки рассматриваются как динамичные, структурно однородные, характеризующиеся синхронией и диахронией под воздействием ситуативных и эволюционных факторов взаимодействия личности и группы с разнородными социальными субъектами и объектами и учитывающий различные объяснительные принципы их возникновения, функционирования и поддержки. Разработана модель поддержки дискриминационных установок, отражающая их системное строение и динамические аспекты действия. Принцип диахронии может быть использован для разрушения консолидированных дискриминационных установок.


Профессиональное самоопределение личности и ресурсы психологической готовности к выбору профессии: обзор российских и зарубежных исследований
Аннотация
Динамика изменений, происходящих в профессиональной жизни человека в современном обществе, актуализирует фундаментальное и практическое значение проблемы профессионального самоопределения, в частности психологических аспектов первичной профессионализации и выбора профессии. Цель статьи - обзорно-аналитическое исследование современных научных представлений о психологической готовности личности к профессиональному самоопределению. Поставлена задача раскрыть понимание концепта психологической готовности в контексте вопросов профессионального самоопределения обучающихся и охарактеризовать современные тренды в изучении ресурсов психологической готовности к выбору профессии. Представленные в научной литературе теоретические и эмпирические данные указывают на широкую вариативность и существенные различия в трактовке понятия психологической готовности к выбору профессии. При этом, несмотря на имеющие место терминологические расхождения, психологическая готовность к профессиональному самоопределению рассматривается российскими и зарубежными авторами как важнейший фактор профессиональной успешности, благополучия и удовлетворенности жизнью в целом. Обсуждаются эмпирические данные о ключевой роли ресурсов психологической готовности. Поднимается проблема отсутствия в рамках единого исследования комплексного анализа разноуровневых ресурсов готовности к выбору профессии и дальнейшему ее освоению. Показаны перспектива рассмотрения саморегуляции и регуляторных ресурсов для исследования проблематики психологической готовности к профессиональному самоопределению человека и потенциал проведения комплексных исследований личностных и регуляторных ресурсов готовности к выбору профессии, позволяющих строить многокомпонентные интегративные модели для прояснения сложных взаимосвязей между данными феноменами.


ЛИЧНОСТЬ В ЦИФРОВУЮ ЭПОХУ: ВОЗМОЖНОСТИ И РИСКИ
Будущее психологии: эффективное взаимодействие с ChatGPT возможно?
Аннотация
Актуальность исследования обусловлена необходимостью адаптации психологии к вызовам цифровой эпохи и внедрению новых инструментов для прогнозирования будущего науки. Использование больших языковых моделей, таких как ChatGPT, открывает перспективы для анализа научных представлений и тенденций в психологии будущего. Цель исследования - определение возможностей диалога с ChatGPT для анализа перспективных направлений психологии и выявление «представлений» о будущем психологической науки, закодированных в текстовой базе GPT-3.5. Исследование проводилось в три этапа: определение оптимальных параметров взаимодействия с ChatGPT, разработка схемы интервью по методике С. Квале и проведение серии интервью с последующим анализом текстов методом конденсации смысла А. Джорджи. В процессе работы оптимизировались параметры промптов для улучшения качества и полноты ответов, выявлялись ограничения модели, включая проблему «галлюцинирования». Результаты исследования показали: качество ответов ChatGPT зависит от структуры промптов, описанных ролей и контекста задачи; оптимальная длина запроса составляет до 13 тысяч знаков; ключевыми проблемами остаются поверхностные ответы на простые запросы и генерация недостоверных данных, требующая критической верификации. Исследовательское интервью с ChatGPT позволило реконструировать представления о будущем психологии, выделить 73 актуальных направления исследований, среди которых искусственный интеллект, позитивная психология, виртуальная реальность и онлайн-психотерапия. Установлено, что будущий дизайн психологических исследований будет основан на использовании Big Data, машинного обучения, технологий виртуальной реальности и мультиметодных подходов. Показано, что будущее психологической науки в значительной степени зависит от интеграции психологии с нейронауками, генетикой, эпигенетикой и искусственным интеллектом. Исследование продемонстрировало потенциал использования ChatGPT для анализа научных представлений и определения перспективных направлений развития психологии. Полученные результаты позволяют оценить возможности больших языковых моделей в качестве инструментов для конкретных психологических исследований и подчеркивают их актуальность в контексте современных междисциплинарных подходов.



Уроки программирования и развития вычислительного мышления школьников в пост-пандемическом образовательном ландшафте: аналитический обзор вызовов и перспектив исследований
Аннотация
Несмотря на быстрый рост технологий и постоянный спрос на IT-специалистов, когнитивные процессы, лежащие в основе вычислительного мышления и способности мозга понимать коды, остаются плохо изученными, особенно у детей младшего возраста. После пандемии Covid-19 школы многих стран включили уроки программирования в свои учебные планы. Программирование тесно связано со сложными когнитивными навыками в области STEM (наука, технологии, инженерия и математика), такими как вычислительное и алгоритмическое мышление. Однако в литературе существует путаница в отношении взаимосвязи между этими формами мышления и другими когнитивными навыками. Цели обзора: проанализировать методологии, используемые когнитивными учеными для изучения эффектов переноса навыков, полученных на уроках программирования, на развитие навыков вычислительного мышления у детей; рассмотреть современные исследования, направленные на изучение проблемы связи занятий программированием и развитием вычислительного мышления. Наши результаты показали, что многим учителям не хватает адекватной подготовки в области программирования и цифровой грамотности, что приводит к низкой компетентности и неуверенности в преподавании этих предметов. Кроме того, отсутствие универсальных платформ и методов обучения усложняет внедрение уроков программирования в начальных школах. Существует также нехватка лонгитюдных исследований (более шести месяцев), которые изучают когнитивные навыки, развиваемые в ходе уроков программирования. Решение этих проблем важно для улучшения образовательных практик.


СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ИССЛЕДОВАНИЙ ЛИЧНОСТИ И ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ
Цифровые инструменты для оценки психического развития детей: эффективность на примере диагностики зрительной рабочей памяти
Аннотация
Диагностика психического развития является необходимым условием для своевременного выявления потенциальных рисков развития и их коррекции у детей всех возрастов. Разработка и внедрение цифровых версий методик позволит обеспечить доступность профессиональных методов диагностики, а также существенно сократить процедурную нагрузку и повысить качество собираемых данных. Цель исследования - оценка диагностических возможностей и психометрических характеристик цифровой версии субтеста батареи The NEPSY II - «Память на конструирование». Исследование проводилось по интраиндивидуальной схеме на выборке из 62 детей дошкольного возраста. Выборку разделили на две группы в зависимости от последовательности проведения традиционной и цифровой версий методики. Полученные результаты подтвердили, что обе версии методики имеют высокую согласованность и внутреннюю надежность. Выявлены средние и сильные положительные корреляции между показателями методики безотносительно способа предъявления. Не обнаружено значимых различий в результатах диагностики зрительной рабочей памяти в зависимости от формы предъявления методики. Полученные результаты открывают новые перспективы для дальнейших исследований в области детского развития, в частности, масштабных скрининговых исследований (МСИ) с использованием цифровой версии методики. Однако необходимо помнить, что каждый цифровой инструмент перед включением в МСИ должен проходить процедуру апробации с детальной оценкой психометрических свойств и эргономичности.



Нейронные основы усвоения слов в контексте в разных возрастных группах: обзор зарубежных исследований
Аннотация
Контекст играет ключевую роль при чтении и усвоении новых слов, предоставляя важные подсказки для понимания значения новых слов. Дети активно используют слова для описания окружающего мира. По мере расширения словарного запаса они уточняют значения слов, опираясь на контекст. Значение контекста особенно важно в процессе изучения новых слов в школе и в подростковом возрасте, когда чтение становится ключевой частью образовательной программы. Взрослые также полагаются на контекстные подсказки для понимания незнакомых слов, особенно в профессиональной среде. Рассмотрены современные исследования с применением ЭЭГ, изучающие нейронную активность, лежащую в основе усвоения слов в различных контекстах. Цель обзора - определить методы, используемые в экспериментах для оценки усвоения слов в контексте, а также описать различия и сходства нейрональных маркеров в разных возрастных группах. В большинстве проанализированных работ исследовались выборки взрослых, в нескольких работах рассмотрен детский возраст, и только в одной работе - подростковый возраст. В обзоре рассмотрены парадигмы изучения слов в различных контекстах: слабо-, средне- и сильно ограничивающем контексте, несвязанном и содержательном контексте, а также эпизодическом контексте. Среди электрофизиологических маркеров в рассмотренных исследованиях изучены компоненты N400, P200 и N300, а также проанализированы тета-, альфа- и низкие бета-диапазоны с целью изучения быстрых нейронных реакций во время изучения новых слов.



Сравнение эффективности методов оценки воспринимаемого экономического неравенства в российском социокультурном контексте
Аннотация
Экономическому неравенству посвящено большое количество исследований, которое со временем лишь увеличивается. Оценки воспринимаемого уровня экономического неравенства вносят значительный вклад в социальное поведение, например, в готовность поддерживать инициативы, направленные на уменьшение неравенства. Однако среди исследователей нет согласия в используемых методах оценки воспринимаемого экономического неравенства, а выделенные ранее классы методов показывают, что у каждого из них есть как достоинства, так и недостатки. В исследовании с использованием данных 761 респондента ( М возр = 36,58, SD возр = 10,85) проверена эффективность различных способов измерения особенностей восприятия экономического неравенства в российском социокультурном контексте. Внутренняя валидность оценивается связью оценок разных методик между собой. Внешнюю валидность методики оценивали на основе связи полученных оценок с готовностью оправдывать существующую систему, а также с поддержкой различных процедур и инициатив, направленных на снижение уровня неравенства (поддержкой универсального базового дохода; введения прогрессивного налогообложения). Из всех протестированных методов (3 задачи на прямую оценку неравенства, 2 задачи на выбор альтернатив, задача на соотнесение и задача на самокатегоризацию) представления о неравенстве в потреблении и самокатегоризации в социальной иерархии показали наибольшую эффективность. Применение более эффективных методов измерения воспринимаемого экономического неравенства позволяет увеличить точность измерения, повысить валидность выводов и облегчить сравнение результатов разных исследований.



МИРОВАЯ НАУКА В ЛИЦАХ
Вклад А.Ф. Лазурского в становление Петербургской (Ленинградской) школы психотерапии: к 150-летию со дня рождения
Аннотация
Статья посвящена 150-летию Александра Федоровича Лазурского (12.04.1874-12.03.1917), доктора медицинских наук, профессора, выдающегося психолога, психиатра, психотерапевта, основателя психологии отношений, автора первой в мире теории личности и первой отечественной учебной программы по клинической (медицинской) психологии. Раскрыты основные этапы становления ученого: обучение в Военно-Медицинской академии и стажировка по психологии в ведущих европейских научных центрах. Охарактеризовано научное понятие «отношение», на основе которого ученый разработал первую в мире психологическую теорию личности. Показано, что психология отношений А.Ф. Лазурского является базисом методов психотерапии Петербургской (Ленинградской) школы психотерапии (В.М. Бехтерев, В.С. Зигель, В.Н. Мясищев, Б.Д. Карвасарский, А.А. Александров, В.Ю. Слабинский и др.).


