Том 25, № 3 (2023): Политическая урбанистика и руралистика
- Год: 2023
- Статей: 15
- URL: https://journals.rudn.ru/political-science/issue/view/1691
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-1438-2023-25-3
Весь выпуск
СТАТЬИ И ОБЗОРЫ
Политическая урбанистика и руралистика: представляем номер
Аннотация
Возрастание политической субъектности негосударственных акторов, и в первую очередь мегаполисов, давно проартикулировано, но все еще не получило достаточного осмысления. Продолжающиеся процессы урбанизации и глобализации и встречные им процессы деурбанизации и деглобализации, ярко проявившиеся в период пандемии, порождают множество сложных задач политического управления, требующих новых подходов как практики, так и теории политики. Редакция представляет выпуск журнала, посвященный анализу проблем города и деревни в политическом ракурсе, заявляя в качестве субдисциплины политической науки становящуюся политическую урбанистику и делающую первые шаги политическую руралистику.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ УРБАНИСТИКА: ГОРОД ПЕРЕД НОВЫМИ ВЫЗОВАМИ
Креативный потенциал города в контексте цифровизации
Аннотация
В условиях ограниченности ресурсов и множественности кризисов, социально-политической напряженности, дисбалансов развития и других вызовов, для городов и городской политики особую актуальность приобретает поиск новых ресурсов развития и разработки стратегий и программ по их наращиванию и реализации. В качестве такого рода нематериального ресурса развития рассматривается креативный потенциал города. Цель исследования - проанализировать значимые аспекты и выявить механизмы, перспективные для городской политики развития креативного потенциала учреждений культуры и креативных индустрий, релевантные в контексте процессов цифровой трансформации. Использованы методы изучения кейсов, анализа стратегических и программных документов, отчетов о работе городских администраций, СМИ. Отдельное внимание уделено периоду пандемии, который продемонстрировал значительную уязвимость сферы культуры и креативных индустрий высокий уровень ее потребности в государственной поддержке, однако также способствовал созданию инновационных продуктов, возникновению новых форм самоорганизации участников отрасли и разработке целевых мер поддержки со стороны городских властей. Сделаны выводы о значимых для развития отрасли инструментах, таких как стратегии цифрового развития, представлены предложения по конкретным управленческим и организационным практикам, способным содействовать реализации креативного потенциала города.
Политическая и публично-правовая субъектность городских агломераций
Аннотация
В связи с масштабами российской территории проблема развития системы расселения и городских агломераций как центров преимущественного развития обладает высокой степенью актуальности. Целью исследования является выявление возможностей и ограничений как правового, так и организационного характера для формирования систем управления городскими агломерациями. Проведя сравнительный анализ развития и функционирования данных систем в ряде стран с условиями, существующими в регионе Санкт-Петербурга, второго по численности населения города России, авторы впервые четко вычленили проблему развития городской агломерации, территория которой включает полностью или частично территории двух субъектов Российской Федерации: города федерального значения и окружающей его Ленинградской области. В обоих вариантах - агломерация радиусом 60 км и радиусом 120 км - определена допустимая с точки зрения российского законодательства и принципов рациональности, экономичности и эффективности, являющихся базовыми принципами современного управления, модель организации системы публичной власти для Санкт-Петербургской агломерации, способной сформировать оптимальное единообразное качество жизни на ее территории. Она не предусматривает институционализацию с созданием полной системы публичной власти для всей территории, а должна быть ориентирована на совместное выполнение общих для всей территории функций с включением в процесс всех уровней и органов публичной власти, ответственных за качество жизни на территории. Первые шаги в этом направлении предпринимаются обоими регионами на протяжении последних лет. Объединение Санкт-Петербурга и Ленинградской области в один субъект федерации, а также присоединение к городу части территории области пока не рассматриваются.
«Право на город» и политизация городского пространства: краткий обзор
Аннотация
Политизация городского пространства быстро становится предметом отдельного внимания политической науки. В научном сообществе нет единого определения публичного пространства города. Однако в многообразии дефиниций можно проследить и общие характеристики: в основном публичное пространство города определяют через пространственные категории, связывая их с социально-политическим и культурно-ценностным контекстом. В исследовании также приводятся основные подходы и концептуальные схемы, с помощью которых обосновывается процесс политизации городского пространства. Основной метод в работах по политической урбанистике - case-study для выявления общих закономерностей этого процесса. Этот метод характерен для накопления эмпирической базы для дальнейшего развития этой новой отрасли политической науки.
Влияние урбанизации и демографической политики на экономику Китая
Аннотация
Урбанизация и демографическая политика являются важнейшими факторами экономического роста, и количественные и качественные методы применяются для анализа взаимосвязи между урбанизацией, демографической политикой с 1950 г. по настоящее время. Анализ корреляций и закономерностей между процессами урбанизации и экономическим ростом позволяет делать прогноз относительно будущих тенденций. Экономика Китая и урбанизация являются связанными. В процессе урбанизации большое число рабочей силы переходит в отрасли промышленной сферы, что значительно повышает эффективность производства. Население перемещается из сельской местности в малые и средние города, а из малых и средних городов - в крупные города. Города в определенных районах образуют огромную городскую агломерацию. Население перемещается из западного региона в восточный, поскольку экономика в восточной прибрежной зоне более развита, здесь больше возможностей для трудоустройства, есть инфраструктура и медицинское обслуживание, что приводит к несбалансированному региональному развитию. На основе модели автор прогнозирует, что процесс урбанизации достигнет своего пика в 2040 г., а уровень урбанизации составит более 80 процентов.
ПУБЛИЧНАЯ ПОЛИТИКА В ГОРОДСКИХ СОЦИАЛЬНЫХ ЛАНДШАФТАХ
Движение городов-побратимов в управлении региональной политикой: опыт новых территорий
Аннотация
Институт городов-побратимов в условиях развивающегося международного кризиса, когда городская дипломатия, успешная практика межгосударственного гражданского сотрудничества, десятилетиями воспринимаемые как незыблемые и ценностно ориентированные, оказались подвергнуты «приостановке» или «отмене», сталкивается с серьезными вызовами. Вместе с тем территориальные изменения 2022 г., вхождение новых территорий в состав России и установление отношений побратимства российских городов с городами Донбасса придают институту городов-побратимов новый смысл и важное политико-культурное значение. Формирование и развитие аксиосферы городов-побратимов видится важным фактором развития межрегионального сотрудничества и «связывания» российских территорий. Междисциплинарность настоящего исследования выражается в обращении не только к вопросам публичной политики, социальной философии, культурологии, этики, экономики, но и в стремлении учесть специфику развивающегося цифрового общества, при этом авторы рассматривают вопросы регионального управления с позиции аксиологического подхода. Авторы отмечают важность гражданских инициатив и движений, социальных медиа, деятельность которых направлена на поддержание социальной сферы и формирование цифровой среды доверия, на интенсификацию городского, гражданского сотрудничества в сети как противовес используемым сегодня агрессивным сетевым практикам антироссийского характера.
Институционализация городских сообществ крупных региональных центров РФ в системе политического управления конфликтами: пределы возможностей
Аннотация
В современной России актуализируются проблемы институционализированного участия сообществ крупных региональных центров в политическом управлении конфликтами и принятии решений по повестке городского развития. Политическая институционализация рассматривается авторами в контексте таких концептов, как либеральная теория конфликта, неоинституциональный подход, нелиберальное миростроительство. На основе данных эмпирического исследования, проведенного методами полуструктурированного интервью с лидерами и активистами городских сообществ в трех крупных региональных центрах России - Воронеже, Краснодаре, Ярославле, а также экспертного опроса в указанных городах, были сделаны выводы о росте субъектности городских сообществ при недостаточной их включенности в систему политического управления на городском уровне. Анализ кейса «Краснодарский трамвай» позволяет выявить такие проблемы, как низкий уровень институционального доверия в системе взаимодействия городских сообществ с местными органами власти, а также отсутствие эффективных механизмов согласования решений в условиях конфликта. Таким образом, политическая институционализация сообществ осуществляется в ограниченном масштабе, что обусловлено состоянием пространства публичной политики на муниципальном уровне, гибридным характером институционального регулирования, структурой и характеристиками деятельности самих сообществ.
Политика и практика ревитализации индустриального наследия как фактор повышения качества городской среды Санкт-Петербурга
Аннотация
В российских городах можно наблюдать ситуацию, когда крупные промышленные предприятия в связи с ликвидацией многих производств представляют собой бесхозные и разрушающиеся объекты. Например, современное состояние старопромышленных территорий Санкт-Петербурга, обладающих в разной степени моральным и физическим износом, депрессивно воздействует на городскую среду в целом. Отметим, что феномен деиндустриализации достаточно известен во всем мире. Как результат глобализации, он создает города-призраки, что негативно влияет на социальную, экономическую и политическую среду. Один из самых наглядных примеров таких городов представляет собой Детройт в штате Мичиган, который в 1960-е гг. воплощал в себе всю мощь индустриальной Америки, а сегодня переживает упадок. Данное исследование сосредоточивается на рассмотрении актуальной проблемы бережного перепрофилирования и сохранения индустриального наследия. Особое внимание авторы уделяют политике ревитализации промышленных объектов как модели развития комфортной городской среды с учетом сохранения культурной идентичности, ценностей промышленной эпохи, а также организации новых общественных пространств и созданию условий для развития культурного диалога. Раскрываются проблемы реализации государственной культурной политики в сфере ревитализации индустриального наследия, рассмотрены перспективы диалога между гражданским обществом и государством по вопросам восстановления промышленных зон, проанализированы возможности эффективного привлечения ресурсов частного сектора, определены основные стратегии развития промышленных территорий. Эмпирической основой исследования послужили результаты исследования промышленных объектов и комплексов Санкт-Петербурга. В заключении авторами делается вывод о релевантности предложенной модели ревитализации, способствующей эффективному использованию градостроительного потенциала депрессивных территорий СанктПетербурга. Результатом такой деятельности является преобразование индустриального наследия в комфортные центры притяжения людей, обладающие благоприятными условиями и инвестиционной привлекательностью.
Генезис Дубая как мирового города
Аннотация
В настоящее время происходит существенная трансформация мировой политики на разных уровнях, негосударственные акторы и субгосударственные территориальные образования активизируют свою международную деятельность. Безусловно, ведущие городские центры мира - глобальные и мировые города не остаются в стороне от данных процессов. Самые амбициозные, целеустремленные и активно включенные в глобальные процессы города получают шанс ворваться в элиту. Показательный пример реализации данных процессов - город Дубай, который за короткий, в историческом плане, период прошел путь от небольшой рыбацкой деревни до ведущего глобального центра - признанного мирового города. Таким образом, цель данного исследования - анализ предпосылок, этапов, основных влияющих факторов и специфики развития международной деятельности и становления Дубая в качестве мирового города. Методология исследования базируется на системном, структурно-функциональном методах исследования, конкретно-историческом подходе, которые позволили выявить исторические предпосылки, этапы, основные факторы, исследовать схему генезиса мировых городов на примере города Дубай.
Цифровые системы в публичной политике и городском планировании: лоббирование, примеры и рекомендации к дальнейшему применению
Аннотация
Применение цифровых систем в условиях растущей глобальной конкуренции является одним из важнейших трендов развития как корпоративного, так и публичного управления во всем мире. Отсюда ключевая задача статьи проанализировать специфику внедрения и совершенствования цифровых систем управления в аспекте минимизации политико-экономических рисков. Сравнительный анализ различных кейсов наглядно демонстрирует, что даже лоббирование внедрения цифровых систем планирования и управления может оказать как положительное, так и отрицательное влияние на политику правительства в зависимости от конкретной ситуации. Однако запрос на их использование в государственных институтах федерального и регионального уровней с каждым годом неизменно возрастает, что открывает возможности не только для потенциальных заказчиков, но и для исполнителей, а также разработчиков цифровых систем. Авторы доказывают, что развертывание инновационных технологий управления играет решающую роль в формировании конкурентоспособности и рентабельности компании как государственного, так и частного секторов. В качестве примера авторы рассматривают варианты имплементации системы планирования ресурсов предприятия (ERP-систем или Enterprise Resource Planning, т.е. программное решение, которое объединяет различные бизнес-процессы и функции организации в единую систему). В частности, в исследовании представлены примеры успешной реализации проектов по цифровой трансформации в России и составлен перечень потенциальных рисков, на которые стоит обратить внимание при реализации проектов по городскому планированию, дабы в дальнейшем избежать финансовых потерь. Внедрение цифровых систем управления в практику функционирования единой системы публичной власти РФ является важным шагом на пути к совершенствованию управления государственными ресурсами и повышению эффективности работы государственных структур в целом.
Взаимодействие общества и власти в вопросах городского развития: кейс крупных городов Северо-Западного федерального округа
Аннотация
Сбалансированное развитие городов, формирование комфортной городской среды, в том числе с активным участием граждан в этих процессах, выступает приоритетным направлением в рамках стратегических задач и национальных проектов РФ. Для раскрытия сути взаимодействий общества и власти автор использует концепт гражданского участия как процесса, посредством которого общественные объединения или отдельные индивиды вовлекаются во взаимоотношения с государством (вертикальное взаимодействие), с другими социально-политическими институтами / между собой (горизонтальное взаимодействие) с целью решения общественно значимых задач. На основе количественной (анкетный опрос городского населения, N = 2000) и качественной (экспертные интервью, N = 47) методической стратегии, апробированной на территории 5 крупных городов (столичных центров) Северо-Западного федерального округа (СЗФО), выявляются особенности оффлайн и онлайн-практик взаимодействия общественности и органов власти, а также условий их формирования в вопросах городского развития. Получен вывод, что в городах наибольшее распространение получают такие практики, как обращение в органы власти и участие в инициативном бюджетировании, чем, к примеру, протестное участие по поводу городских проблем. Несмотря на предпочтение оффлайн-практик, для конструктивного взаимодействия общества и власти в вопросах городского развития становится своевременным активное использование информационных ресурсов и онлайн-сервисов. Институциональная среда гражданского участия объективно обеспечена формальными регуляторами, однако горожане далеко не в полной мере их освоили, плохо информированы о данных нормах, не осознают тех правовых возможностей и ограничений, которые определяют их деятельность в вопросах городского развития. Неформальные нормы как часть институциональной среды, с одной стороны, способствуют развитию устойчивых взаимодействий и организационной инфраструктуры общественно полезной деятельности, с другой - могут опираться на неправовую практику манипуляции статусами и ресурсами, что обуславливает рост недоверия населения по отношению к государственным и муниципальным органам власти. Обосновывается важность формирования единого информационного поля на городском уровне по актуальным проблемам, волнующим местных жителей, о возможных форматах гражданского участия в развитии комфортной городской среды. Полученные выводы результаты вносят вклад в понимание проблем и возможностей использования гражданского участия населения в городском развитии.
«ТРУДНЫЙ РЕБЕНОК» ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ: ДИСКУРС РУРАЛИСТИКИ
Лидерство в институциональной системе политики развития сельских территорий: результаты эмпирического исследования в Краснодарском крае
Аннотация
Научная проблема, на решение которой направлено данное исследование, заключается в дефиците объяснительных моделей и аналитического инструментария для исследования роли нематериальных ресурсов развития сельских территорий. По результатам теоретического моделирования и эмпирических данных самостоятельных полевых исследований авторами определен и охарактеризован лидерский потенциал в институциональной системе политики развития сельских территорий Краснодарского края. Показано, что многоуровневый анализ феномена лидерства как важного компонента нематериальных ресурсов развития сельских территорий позволяет говорить об имеющемся значительном потенциале как совокупности ресурсов (человеческом, личностном, профессиональном, сетевом, институциональном), который в настоящее время не в полной мере реализован в системе институтов развития сельских территорий Краснодарского края. Практики актуализации лидерства могут принимать формальные и неформальные вариации в институциональной системе политики развития сельских территорий, но так или иначе они связаны с активацией институтов развития регионального и федерального уровня, позволяющего достигать определенных приоритетов. Наибольшего эффекта лидерство как нематериальный ресурс развития достигает, когда речь идет о создании лидерских сообществ и институциональных практиках их функционирования в качестве институтов развития территорий. Региональная и локальная идентичность выступают фундаментальными основаниями и значимыми факторами, определяющими ориентацию лидеров на включенность в политику развития территорий и выстраивание системы формирования человеческого капитала сельских сообществ, что может стать одним из приоритетных стратегических направлений развития региона.
Сельские территории Краснодарского края в контексте политики пространственного развития: социально-демографический аспект
Аннотация
Вопросы развития сельских территорий Краснодарского края не могут рассматриваться вне рамок политики пространственного развития, реализуемой на федеральном и региональном уровне и анализа особенностей социальных и демографических процессов в сельском населении региона. Сделан вывод о существенных структурных изменениях в составе сельского населения Кубани, которые в силу инертности демографических процессов сегодня еще не столь заметны, но в перспективе могут приобрести необратимый характер. Отмечается, что развитие сельских территорий в крае при наличии ряда общих тенденций характеризуется неоднородностью, что требует разработки и реализации программ пространственного развития с учетом особенностей конкретных сельских территорий. Кроме того, необходимо учитывать, что модели, используемые при реализации политики сельского развития, должны принимать во внимание не столько экономическую составляющую села (отраслевая модель), сколько ориентироваться на развитие, прежде всего, человеческого капитала в уникальных условиях конкретной территории (неоэндогенная и территориальная модели).
Гражданское участие молодежи малых территорий крупного индустриального региона России
Аннотация
В последнее время актуализируется публичный дискурс по поиску возможностей и источников развития малых территорий. Значимая роль при этом отводится молодежи, вовлеченной в различные практики общественно-политического участия и решение актуальных социальных проблем. Целью работы стало выделение особенностей гражданского участия молодежи малых территорий, которые могут и должны быть учтены для эффективного взаимодействия органов власти и институтов гражданского общества. Эмпирические данные собраны в ходе анкетного опроса молодежи Свердловской области 14-35 лет, проведенного в октябре 2022 г. (n = 2500 человек). В исследовании подвыборка молодежи из малых территорий (1091 человек) сравнивалась с данными по молодежи крупного города (784 человека). Для анализа применялись методы дескриптивного анализа и непараметрические тесты. Результаты показали, что молодежь из малых городов и сельских поселений проявляет меньший интерес к политике, но при этом она оказывается сильнее включена в проблемы местных сообществ, чувствует большую ответственность за происходящее в родном городе, чем молодые жители крупного города, а также более оптимистична в оценке своих возможностей. При схожести форм гражданского участия молодые люди из малых территорий демонстрируют большую активность и готовность к действию на благо родного города, его жителей, у них также выше вовлеченность в патриотические акции. Молодежь крупных городов и малых территорий отличается способами включения в добровольческую деятельность, последняя предпочитает коллективные, а не индивидуальные формы участия. Обозначена проблема недоверия молодежи малых городов и сельских поселений к некоммерческим организациям при более высоком уровне межличностного и институционального доверия. Полученные результаты вносят вклад в понимание проблем и возможностей использования молодежного ресурса для развития малых территорий.
Реализация и легитимация результатов дистанционного электронного голосования в регионах России: особенности городских и сельских практик
Аннотация
Дистанционное электронное голосование (ДЭГ) постепенно укореняется в политической практике Российской Федерации. Актуальность данного исследования заключается в том, что эта технология юридически и хронологически является новой, она закономерно вызывает как интерес, так и необходимость объяснения ее внедрения и реализации, а также разрешения вопросов, связанных с технологической базой ДЭГ, и как следствие, вопросов о возможностях потенциального нелегального использования данной технологии. Цель исследования состоит в выявлении и приведении элементов анализа практик реализации и легитимации ДЭГ в городе и деревне в разных регионах РФ. Основными методами исследования стали качественные социологические методы, общелогические методы, в целом использовался диалектико-материалистический подход, а также инструментарий сравнительной политологии. Для выявления особенностей легитимации ДЭГ была проведена серия экспертных интервью в 10 регионах России. В результате проведения исследования выяснилось, что ЦИК РФ, региональные избирательные комиссии субъектов РФ, а также региональные и муниципальные органы власти, где проводится ДЭГ, на данном этапе ищут специфические технологии легитимизации электронного голосования. Эти практики будут разниться не только в рамках сравнения нескольких регионов, но и, как правило, в рамках одного субъекта. Одна из ярко выраженных политтехнологических и имиджевых разниц будет заметна при внедрении ДЭГ в высоко урбанизированных массивах (условном городе) и в руральных районах (сфере деревни). Для городских районов характерно использование широкого спектра политтехнологий по привлечению избирателя к электронному голосованию и его легитимации. Значительно более большие бюджеты вкладываются в АПМ, в том числе в объекты крупной печатной продукции (билборды, реклама на остановках и общественном транспорте). Продвигается идея электронного голосования в социальных сетях, преимущественно в ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках и WatsApp. Для руральных зон характерна работа, направленная на личный контакт с избирателем и использование неформальных связей. В то же время работа в социальных сетях в современных условиях доходит и до жителей сельской местности, хотя чаще всего это не целенаправленная деятельность, а фоновый захват аудитории. В связи с совершенствованием технологической базы и расширением географии ДЭГ исследование вопросов его легитимации и реализации может получить дальнейшее развитие, в том числе в контексте вопросов, обозначенных в данном исследовании.