Том 20, № 3 (2018)
- Год: 2018
- Статей: 13
- URL: https://journals.rudn.ru/political-science/issue/view/1115
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-1438-2018-20-3
Весь выпуск
Актуальные вопросы политической науки
КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗОВ ПОЛИТИЧЕСКИХ ДЕЯТЕЛЕЙ ПРОШЛОГО В СОЗНАНИИ ШИРОКИХ МАСС НАСЕЛЕНИЯ
Аннотация
В статье исследован процесс конструирования образа политического деятеля прошлого. Определены факторы, влияющие на ход формирования образа. Определена специфика образа формирования политического деятеля прошлого. Сделан вывод о том, что образ политического деятеля прошлого формируется преимущественно в рамках общей логики создания политического имиджа. В этом процессе используются механизмы стереотипизации, категоризации и казуальной атрибуции. Образ создается за счет средств визуализации и вербальных практик. Он формируется на осознанном и бессознательном уровнях, в силу чего его природа является двойственной. Образ существует в виде вербальных кодов и в форме символов, содержит в себе как рациональную, так и эмоциональную составляющую. Специфика образов политических деятелей прошлого проявляется через большие возможности в плане визуализации. Чаще всего нехватка аутентичной визуализации внешнего облика человека позволяет достраивать его образ посредством обращения к стереотипам. Помимо того потенциал выстраивания образа исторического деятеля в заметно меньшей степени ограничен личным опытом представителей целевой аудитории. Наконец, создателю образа исторического деятеля доступен более широкий набор номинаций, в рамках которых позиционируется персонаж. Это становится возможным благодаря существованию вокруг фигуры политического деятеля прошлого элементов национальной мифологии, построенной на использовании архетипов массового сознания, и сакральной природы ключевых сюжетов исторического эпоса в глазах целевой аудитории.
ИНСТРУМЕНТЫ «МЯГКОЙ СИЛЫ» ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ ГОСУДАРСТВА
Аннотация
Процесс глобализации привел к изменению моделей глобальной конкуренции. В новую эпоху ключевым способом воздействия на иное государство, чем обладание ядерным оружием и военная мощь, становятся инструменты «мягкой силы», а именно экономический успех, культурная привлекательность страны, идеологическая убедительность. Анализ ряда национальных моделей «мягкой силы» (США, Южная Корея, Китай, Япония, ЕС, Россия) показывает, что различные государства стремиться найти уникальные инструменты влияния на мировую систему с целью реализации национальных интересов. В итоге, на основе оценки внутреннего (качество жизни, безопасность) и внешнего (инвестиционная привлекательность, позиция на международной арене) ресурсного потенциала в реализации инструментов «мягкой силы», обозначены имеющиеся общемировые рейтинги государств.
ИНСТИТУТ ПРЕЗИДЕНТА В ПОСТСОВЕТСКИХ ГОСУДАРСТВАХ: ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
Аннотация
Институт президента имеет особое значение для большинства постсоветских государств, играет ключевую роль на их политической арене. При этом сложившиеся институциональные механизмы президентской власти здесь весьма серьезно отличаются от «классических» мировых образцов, с учетом которых они изначально формировались. Это касается не столько самих характеристик института президента, сколько особенностей его функционирования. В бывших советских республиках, даже при существенно отличающихся по своему институциональному дизайну политических системах, президентская власть может функционировать достаточно схожим образом. Все сказанное актуализирует необходимость выявления сложившихся за почти три десятилетия закономерностей развития института президента в странах постсоветского пространства. Для решения этой задачи в статье предпринята попытка анализа динамики развития института президента в указанных государствах, специфики его функционирования, сложившихся институциональных механизмов взаимодействия главы государства с другими органами государственной власти, а также его влияния на состояние политической системы. Автор работы стремится рассмотреть президентскую власть не только с формально-институционального ракурса, но также с учетом наиболее частых неформальных практик.
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ: ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ В РОССИИ
Аннотация
В статье рассматриваются основные направления налоговой политики местного самоуправления зарубежных стран с точки зрения перспектив применения зарубежного опыта в России, на примере США, Канады, Германии, Великобритании и Франции. Целесообразность данного анализа обусловлена необходимостью повышения эффективности проводимой налоговой политики России на местном уровне и низкой степенью осмысления данного вопроса в современной отечественной политической мысли. Оценка опыта проводилась по следующим базовым характеристикам налоговой системы: уровни налоговой системы, характер и метод налогообложения, состав местных налогов, степень самостоятельности органов местного самоуправления в вопросах установления местных налогов. На основе анализа опыта зарубежных стран выделяются основные тенденции развития налоговой политики местного самоуправления России: проведение самостоятельной налоговой политики на местном уровне, позволяющей увеличить финансово-экономическую самостоятельность территориального образования, а также одновременная реализация принципа бюджетного федерализма.
НОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ - СТАРЫЕ РЕШЕНИЯ? КРИТИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД НА ДОКЛАД ЭКСПЕРТНОЙ ГРУППЫ ВЫСОКОГО УРОВНЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ КОМИССИИ О ФЕЙКОВЫХ НОВОСТЯХ И ОНЛАЙН ДЕЗИНФОРМАЦИИ
Аннотация
Политические процессы в современном мире
ВЫЗОВЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ В КОНТЕКСТЕ РОССИЙСКО-АМЕРИКАНСКИХ ОТНОШЕНИЙ ПРИ АДМИНИСТРАЦИИ Д. ТРАМПА
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы национальной безопасности России, обусловленные тенденциями развития российско-американских отношений в период администрации Д. Трампа. Автор анализирует факторы, влияющие на внешнеполитический курс США в отношении России в 2017-18 гг. В статье доказывается, что тенденция к ухудшению отношений имеет долгосрочный характер, что вызвано фундаментальными процессами в американской элите. Основной тенденцией в ее развитии является усиление неоконсервативных сил и возрастающее влияние т.н. глубинного государства. Влияние неоконов проявилось в кадровом обеспечении американского внешнеполитического курса. Ведущие должности в правительстве США заняли деятели, связанные с неоконсервативными «мозговыми центрами» - Американским институтом предпринимательства (AEI), Брукингским институтом, Атлантическим Советом и др. Автор определяет характер американской внешней политики как сочетание внешнеполитического идеализма с элементами реализма. Процесс выработки новой американской стратегии в условиях меняющегося мира, реалистическое осознание США границ своей мощи предопределяет турбулентность и неустойчивость в американороссийских отношениях, чередование элементов сдерживания и диалога во взаимных отношениях. Основой национальной стратегии США остается неоконсервативный принцип «мир посредством силы», который в настоящее время проявляется в модификации ядерной компоненты США и разрушении сложившейся структуры стратегической стабильности.
СЕПАРАТИЗМ В СТРАНЕ БАСКОВ
Аннотация
Статья посвящена анализу проблемы сепаратизма в Стране Басков в Испании, насчитывающего уже несколько сотен лет. Баски являются одним из крупнейших разделенных народов современной Западной Европы, проживающих в двух государствах ЕС, Испании и Франции. Авторы критически осмысляют историческую эволюцию борьбы за самоопределение региона, акцентируя внимание на идейно-политической составляющей данного процесса. Проблема рассматривается в контексте сепаратистских настроений, охвативших Европу в последние десятилетия. Авторы отмечают, что на современном этапе борьба баскских националистических организаций потеряла экстремистскую составляющую (террористическая организация ЭТА самораспустилась) и стала носить политический характер, что связано как с демократизацией испанского государства после падения режима фашисткой диктатуры Ф. Франко, применительно к проблемам басков проявившейся в предоставлении автономии региону, так одновременно и с ужесточением политики Соединенных Штатов в отношении региональных националистов в европейских странах - сателлитах США, выразившейся в точечном преследовании лидеров националистических движений. Всемирный экономический кризис, особенно сильно ударившей по Испании, также способствовал снижению популярности в регионе радикальных националистов и их террористических методов борьбы за самоопределение. В статье проводятся параллели, отмечается общее и различное между проблемой сепаратизма в Стране Басков и Каталонии, сравнительно анализируются подходы руководителей двух провинций к проблемам национальной автономизации и суверенизации, рассматриваются будущее перспективы получения басками независимости и отмечаются потенциальные точки бифуркации данного процесса, в том числе и по линии координации усилий каталанского и баскского народов на фоне обострения политической обстановки после референдума в Каталонии, в общем контексте общеевропейских тенденций и геополитической ситуации в мире, характеризующейся стремительным скатыванием условно проамериканского и пророссийского глобальных блоков к новой «Холодной войне».
КРАТКИЕ ЗАМЕЧАНИЯ О МЕТОДИЧЕСКОМ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЛОГИЧЕСКИХ ПРОТИВОРЕЧИЙ ПРЕЗИДЕНТОМ Р.Т. ЭРДОГАНОМ И ЕГО СТОРОННИКАМИ
Аннотация
ВЗГЛЯД НА АТОМНУЮ ПРОГРАММУ ИРАНА С НАЧАЛА «ЯДЕРНОЙ СДЕЛКИ 2015» И РОЛЬ РОССИИ
Аннотация
МЕТОДЫ МЕЖДУНАРОДНОГО СООБЩЕСТВА ПО ОКАЗАНИЮ ПОДДЕРЖКИ ГОСУДАРСТВАМ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ БЕЖЕНЦЕВ
Аннотация
Региональная политика в России
ИСЛАМ В КОНСТРУИРОВАНИИ РЕГИОНАЛЬНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА СОВРЕМЕННОГО ТАТАРСТАНА
Аннотация
Для России, как поликультурного и поликонфессионального государства, важную роль в государственном строительстве, в идентификационных процессах граждан играют этнический и религиозный факторы. Постсоветская история Российской Федерации продемонстрировала их значимость в формировании политической идентичности российских регионов, особенно в национальных республиках. Так, для многих республик с мусульманским населением ислам становится одной из важнейших составных в повседневной жизни, а для местных элит - элементом формирования политики идентичности региона. Взятый в качестве исследовательского кейса пример Республики Татарстан призван показать факторы и стимулы актуализации религиозного фактора в жизни местного сообщества и в политической архитектуре региона. Проведенное с использованием исторического и социологического методов исследование позволяет проследить динамику проявления религиозного фактора: а) на уровне массового сознания татарского мусульманского сообщества; б) на идеологическом уровне. Последний включает деятельность политической и духовной элит региона, а также влияние внешней конъюнктуры (российская внутренняя и внешняя политика; исламская глобализация) на использование и интерпретацию исламского фактора.
«КРЯШЕНСКИЙ ВОПРОС» ВО ВСЕРОССИЙСКОЙ ПЕРЕПИСИ НАСЕЛЕНИЯ 2002 ГОДА: ПОПЫТКА ПОЛИТИЗАЦИИ ЭТНИЧНОСТИ
Аннотация
В статье анализируется феномен «Кряшенского вопроса» в период переписи населения 2002 года. События, связанные с исследовательской проблемой, породили крупномасштабный кризис в национальных отношениях в Республике Татарстан. Целью данной работы является ответ на вопрос: «Существует ли в действительности Кряшенский вопрос или же он был искусственно сконструирован?» Для этого автор применял в своем исследовании ивент-анализ, используя информацию из средств массовой информации (как сугубо информационных, так и общественнополитических изданий). Кроме этого был использован ретроспективный ситуационный анализ данных (конструирование событий постфактум, исходя лишь из фактических представлений и действий сторон) для выстраивания взаимоотношений групп интересов и возможных сценариев развития ситуации. В ходе исследования автор определяет ключевые стороны в кампании по развертыванию кряшенского стремления записать себя в качестве отдельной этнической группы (отдельной переписной категории). Так же в исследовании представлена схема, которая визуализирует их взаимодействие. В данной работе поясняются позиции разных сторон по «Кряшенскому вопросу». Кроме этого, выделяются вмешивающиеся факторы, которые усиливали развитие кризиса в межнациональных отношениях. В заключение автор отметил иллюзорность «Кряшенской проблемы» и бессмысленность спора между сторонами конфликта (использование разных объяснительных моделей этничности и фактическое признание кряшен особой субконфессиональной группой всеми сторонами).
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ РЕПУТАЦИОННОГО ПОДХОДА К ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЛАСТИ НА УРОВНЕ РЕГИОНА
Аннотация
Одним из приоритетов современного реформирования российского государственного управления является создание оптимальной системы оценки его эффективности, в том числе на региональном уровне. Автором предложен репутационный подход к оценке эффективности региональной власти, в котором репутация рассматривается в качестве своего рода результирующего критерия социальной эффективности деятельности государственных органов. Представлены базовые положения качественно новой, сбалансированной методики оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ, позволяющей выявить ключевые зоны как достижений, так и проблем в реализации государственной региональной политики, с учетом так называемого коэффициента общественного мнения. Ключевая идея репутационного подхода к оценке эффективности региональной власти связана с выделением двух групп показателей - объективных и субъективных, которые напрямую соотносятся друг с другом, при определяющей роли мнения населения, влияющего на значение объективных показателей. Основополагающим в определении порядка оценки эффективности является приоритет социальной ориентации системы оценки, заключающийся в корректировке объективных показателей с учетом мнения населения. Представлены алгоритм разработки методики оценки, включающий пять основных этапов и базовые принципы выстраивания системы показателей для оценки эффективности региональной власти на основе репутационного подхода.