Патриотические организации в национальных республиках Сибирского федерального округа: между национальной и этнической идентичностью
- Авторы: Казанцев Д.А.1, Асеева Т.А.1, Качусов Д.А.1
-
Учреждения:
- Алтайский государственный университет
- Выпуск: Том 25, № 1 (2023): Идеи, идеологии и общественное согласие
- Страницы: 266-278
- Раздел: МОЛОДЕЖЬ И СОВРЕМЕННОЕ РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО
- URL: https://journals.rudn.ru/political-science/article/view/34049
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-1438-2023-25-1-266-278
Цитировать
Полный текст
Аннотация
На фоне усиливающегося в связи с СВО дискурса о «колониальном» характере Российской Федерации и выраженной локальной идентичности среди учащейся молодежи национально-территориальных регионов СФО, таких как Республики Алтай, Хакасия и Тыва, встает вопрос о формировании у молодых людей гражданской идентичности и патриотических чувств как основ легитимации политических институтов и структур. Важным механизмом консолидации и мобилизации патриотически настроенной молодежи выступают патриотические организации. В ходе контент-анализа информационного портала Министерства юстиции РФ, страниц патриотических организаций в социальных сетях (n = 121), экспертного опроса руководителей организаций и их членов (n = 85) авторами выделено несколько категорий патриотических организаций, осуществляющих свою деятельность в национальных республиках СФО. Было выявлено преобладание во всех исследуемых регионах организаций военно-патриотической и военно-исторической направленности, ориентированных на формирование общенациональной идентичности. Этнический же компонент в деятельности патриотических организаций больше присутствует в Хакасии и Тыве, но в общей доле патриотических объединений представлен незначительно. Связанные с переходом большинства молодежных патриотических организаций под патронаж федерального движения «Юнармия» процессы стандартизации и унификации методов работы, форматов мероприятий и руководящих структур данных объединений, с одной стороны, нивелируют локальную и этническую идентичность, а с другой стороны, способствуют формированию у молодежи этатистской модели патриотизма.
Ключевые слова
Полный текст
Введение Одним из последствий глобализации современного общества становится кризис национальной и этнической идентичностей, ответом на который со стороны элит государств и этнических сообществ выступает пропаганда идеологий этатизма и национализма. В то же время в массовом сознании и политике многонациональных государств, каковым является Россия, эти ценностные модели являются взаимоисключающими. Национализм, особенно принимающий агрессивные и дискриминационные формы, по мнению исследователей данной проблемы, приводит к «…фрагментации и расслоению, отчуждению и разделению людей по… национальным, этническим, …признакам… Все это создает значительные трудности в понимании идеи общего блага, подлинного и ложного в патриотизме, определении объективных интересов государства, власти и общества, социальных групп и отдельных элит» [Данакари 2019: 193; Ilisoi, Nagy, Constantinescu, Lesenciuc 2011]. В российской традиции принято разделять понятия национализм и патриотизм, имеющий этатистскую направленность. В то время как в западной политической науке они используются как синонимичные понятия или предпринимаются попытки совместить патриотизм и национализм [Suhay, Calfano, Dawe 2016; Erez, Laborde 2020; Cowan 2021; Ragragio 2022]. Этатистский смысл патриотизма преобладает и в сознании молодых людей, что объясняется большинством авторов особенностями, принципами и механизмами функционированиями системы патриотического воспитания в России на федеральном и на региональном уровнях [Зиненко 2019; Подъячев, Халий 2020; Лагунова 2020; Леонова 2021; Volkov, Kolesnikova, Aslanov, Vagina 2021]. Отдельным аспектом изучения процессов формирования патриотических ценностей выступает анализ структуры и деятельности военно-спортивных, военно-патриотических, культурных, краеведческих молодежных патриотических организаций, волонтерских и добровольческих объединений [Паклина 2018; Kukushkina, Yolkin, Ivanov, Alexandrovich 2019; Москаленко, Швецова 2019], оценка их роли в качестве субъектов патриотического воспитания молодых россиян [Резинкина, Акимова 2019; Губенко 2019; Романов 2020]. Кроме того, следует отметить ряд работ, характеризующих формы и методы патриотического воспитания в национальных республиках СФО (в частности в Тыве: [Дапылдай 2017; Карнышев 2017; Монгуш 2018; Рубанова, Смоленова 2019; Хакасия: Шиголакова 2016; Саражакова 2020; Алтай: Борисова 2021; Шашкова, Асеев 2022 и др.]). Однако комплексного анализа специфики функционирования системы патриотических организаций в Республиках Алтай, Тыва и Хакасия в научной литературе в настоящее время не представлено. Дизайн исследования Цель данного исследования - оценить состояние действующих молодежных патриотических организаций в национальных республиках Сибирского Федерального округа и их роль в патриотическом воспитании молодежи. Основная гипотеза исследования заключается в том, что, принимая во внимание угрозу доминирования этнической идентичности у представителей данных регионов и, как следствие, существование потенциала конфликтогенности изучаемых субъектов РФ, акторами патриотического воспитания должны усиливаться меры по формированию общегражданской идентичности и основанных на ней патриотических настроений в молодежной среде. В качестве методов исследования были использованы традиционный анализ документов, контент-анализ, анализ социальный сетей рассматриваемых в статье организаций, экспертный опрос руководителей патриотических организаций и представителей органов государственной и муниципальной власти, анкетирование членов молодежных организаций 9-11 классов средних общеобразовательных учреждений методом квотного, гнездового анкетирования (n = 2050). Исследование проходило в несколько этапов. На первом осуществлялся поиск действующих молодежных патриотических организаций через «Информационный портал Министерства юстиции Российской Федерации». Вторая стадия предполагала отбор объектов в выборочную совокупность: в нее попадали зарегистрированные некоммерческие организации при выполнении следующих условий: а) в названии организации присутствуют слова «патриотический» или «патриот», а также сходные с ними части речи, явно или косвенно указывающие на соответствующий тип деятельности организации; б) в документах организации и (или) в их открытых источниках записаны цели, задачи по патриотическому воспитанию, просвещению, объединению молодежи; в) организация занимается патриотическим активизмом, патриотической волонтерской деятельностью, организует мероприятия патриотической направленности или похожей на нее и т.д. Критерии «б» и «в» требовали дополнительных действий по анализу документов организаций, их информационных ресурсов в интернете, социальных медиа в виде сайтов, групп в социальных сетях или каналов в Telegram. На третьем этапе, в ходе экспертного опроса к начальному списку организаций, добавились неучтенные или пропущенные на первом этапе. Анализ отобранных структур осуществлялся по критериям количества участников (сторонников) патриотической организации, правовому типу, реализуемых ею проектов за последний год, присутствия в информационном поле субъекта РФ, наличия и размера бюджета, грантов или иной финансовой поддержки, иных параметров. Особенности функционирования молодежных патриотических организаций Республик Тыва, Хакасия и Алтай В ранее опубликованных работах авторами было установлено, что в структуре идентичности школьников преобладает общероссийский компонент, уступая региональному, космополитическому и этническому, однако «в национально-территориальных субъектах Российской Федерации, в отличие от административно-территориальных, респонденты чаще ощущают себя россиянами и при этом жителями своего региона и представителями своего этноса, но реже гражданами мира, сибиряками или представителями своей конфессии. Нетрудно заметить, что учащиеся, проживающие в государственно-территориальных образованиях России, обладают менее выраженной локальной идентичностью, чем учащиеся из национально-территориальных субъектов страны…» [Казанцев 2021: 96]. Среди молодежи национальных республик можно наблюдать существенный разрыв между общероссийской и этнической идентичностью, при том что как представителя этноса себя идентифицирует каждый пятый школьник старших классов (рис. 1). Подобное обстоятельство коррелирует с содержанием и спецификой деятельности молодежных патриотических организаций национально-территориальных образований России, отвечающих с одной стороны, на запрос государства и органов публичной власти на конструирование общероссийской идентичности молодых людей, а с другой - за сохранение традиционных и этнических особенностей народов, проживающих на изучаемых территориях. Рис. 1. Структура идентичностей учащейся молодежи национальных республик СФО, 2020, % Источник: составлено авторами. Figure 1. The structure of identities of students in national republics of SFD, 2020, % Source: compiled by the authors. С точки зрения целей и форм деятельности можно отметить преобладание в национальных республик СФО объединений, развивающих военно-спортивные навыки молодых людей и занимающихся их военно-историческим воспитанием (более 60 %). Общероссийский уровень системы патриотического воспитания представлен Российским движением школьников (далее - РДШ) и Всероссийским детско-юношеским военно-патриотическим общественным движением «ЮНАРМИЯ», реализующими весь комплекс направлений патриотического воспитания. Несмотря на то, что региональные отделения РДШ во всех исследуемых республиках не зарегистрированы как юридические лица, они ведут активную деятельность офлайн и онлайн-работу. Так, РДШ в Тыве с 2017 г. имело страницу в Instagram1 с числом подписчиков более 1200 человек. Были реализованы проекты, направленные на развитие детского общественного движения «Юные инспекторы движения» (школьники привлекались к просвещению сверстников по вопросам правил безопасного поведения на улицах и дорогах, «Парад юных инспекторов движения»), проводились военно-патриотические акции «Голубь мира» против войн, «Георгиевская ленточка», «Урок мужества», уроки толерантности, встречи с ветеранами Афганской войны «Наши Герои» и др. 2 1 21 марта 2022 г. Тверской районный суд г. Москвы удовлетворил иск Генпрокуратуры РФ и признал деятельность соцсети Instagram, принадлежащей Meta, экстремистской, запретив ее работу в России. 2 «Союз ветеранов Афганистана стали нашими близкими друзьями…» // РДШ / ТыВА. URL: https://www.instagram.com/p/Be8Z_mehq3B/ (дата обращения: 24.12.21). В Хакасии отделением РДШ устраивались благотворительные акции «#Бежимсдобрымсердцем», акция «Незабудка с РДШ», приуроченная ко «Дню матери», «Бессмертный полк», конкурс «Память сердца», семинар «Духовнонравственное воспитание как приоритетное направление воспитательной деятельности в образовательной организации», которые освещались на его странице в «ВКонтакте» с 2016 г. (3236 участников) и Instagram с 2019 г. (695 подписчиков). Также соответствует федеральной повестке организации деятельность РДШ в Республике Алтай. Проводимые мероприятия «Свеча памяти», «День России», «Зарница», «Страна мастеров», «Культурный кот» и материалы, размещенные на странице «ВКонтакте» (3948 участников), в основном направлены на формирование общегражданских качеств и национально-государственного патриотизма среди молодежи республики. Проект «ЮНАРМИЯ» направлен на детей и подростков в возрасте от 8 до 18 лет и занимается военно-патриотическим воспитанием, туризмом, краеведением, развивает навыки начальной военной подготовки, лидерские качества, и т.п. С момента появления движений в республиках юнармейцы организовали и приняли участие в большом количестве мероприятий, однако почти все они носят общефедеральный характер. Лишь в Тыве имидж земляка, действующего министра обороны России, а также идейного вдохновителя движения «ЮНАРМИЯ» С.К. Шойгу придает движению юнармейцев колоритную региональную специфику. Это заметно и на странице Instagram юнармейцев Тывы, которая была наполнена материалами, посвященными жизни и деятельности С. Шойгу, текстами, стихами и видеороликами в его честь. Также большая часть постов содержит информацию о проводимых в регионе акциях, конкурсах, смотрах и проектах с национальной спецификой (акция «Восхождение на горные вершины Тувы», «Береги честь смолоду», «Шагаа-2021», соревнование по национальной борьбе «Хуреш», «Кубок министра обороны Российской Федерации по спортивной борьбе», республиканский фестиваль «Национальное подворье», «Военное ралли») и т.д. Кроме РДШ и «ЮНАРМИИ» в системе патриотического воспитания во всех республиках широко представлены военно-спортивные клубы, движения и центры различной правовой формы, осуществляющие идентичные виды деятельности - военно-спортивные соревнования, смотры и мероприятия по формированию первичных военно-строевых навыков. члены и руководство данных объединений, как правило, понимают патриотизм узко, отождествляя его со способностью молодого человека отдать долг Родине, отслужив в армии. Существующие в регионах военно-патриотические НКО часто взаимодействуют с местными отделениями ДОСААФ России, «ЮНАРМИЕЙ», порой входя в их состав или выступая под их эгидой, а также патронируются организациями ветеранов спецподразделений и казачьими обществами. При этом и здесь следует отметить специфику Республики Тыва на фоне схожести спектра организаций Республик Алтай и Хакасии. В Тыве же основную роль в военно-спортивной работе с молодежью выполняют не НКО, как в Алтае и Хакасии, а региональное отделение ДОСААФ России. Интересными кейсами вынужденного сочетания национального и этнического патриотизма можно считать деятельность в исследуемых регионах всероссийских общественных движений «Волонтеры Победы», «Бессмертный полк» и «Бессмертный полк России» и отделений «Российского военно-исторического общества». Реализуя общефедеральную повестку и всероссийские акции по популяризации военной истории России, сохранению объектов исторического наследия, поднятию престижа военной службы, они обращаются к краеведческим материалам, биографиям ветеранов и героев победы, историям региональных воинских соединений и т.д., тем самым создавая основу для регионального патриотизма, принимающего в национальных республиках этническую форму. В целом организации указанных типов имеют относительно устойчивый состав, меняющийся с возрастной динамикой, и занимаются формированием патриотических чувств по большей части через многочисленные события и мероприятия военно-спортивного или военно-исторического характера. Поэтому их можно охарактеризовать как устойчивые и разветвленные сети социальных связей между членами и руководителями, обеспечивающими конструирование российской идентичности подростков. Несколько иная ситуация с организациями культурно-патриотического или этнопатриотического профилей. Их основной задачей выступает духовное и культурное просвещение молодых людей, интеграция молодежи через ее участие в добровольческих акциях и проектах, формирование идентичности юношей и девушек на основе принадлежности к сообществу единомышленников. Это отражает другую сторону патриотизма - как чувства, возникающего посредством идентификации с социальными группами и общностями. Общественное и этническое направления воспитания патриотизма наиболее представлены в Республике Хакасия. Его яркий представитель - региональная общественная молодежная организация Республики Хакасия «Эдельвейс» под руководством А.А. Госсман. Хотя организация декларирует содействие сохранению среди молодежи этнической идентичности русских немцев, ее программа «Радуга наций», другие акции и мероприятия носят мультикультурный характер, способствуя росту самосознания различных этнических групп. Вместе с тем деятельность организации, хотя и имеет некоторую национальную специфику, не угрожает формированию ни гражданской идентичности, ни этатистского патриотизма среди молодежи, а также не повышает конфликтогенность в этническом регионе. В Республике Тыва подобную нишу историко-патриотического и этнопатриотического воспитания занимает автономная некоммерческая организация «Хранители историко-культурного наследия». На сайте организации указано, что основными направлениями ее деятельности являются «содействие развитию архивного дела, исторической науки, культуры и искусства в Республике Тыва; сохранение и продвижение местного культурного наследия и ценностей; развитие сотрудничества со всеми правительственными и неправительственными организациями Республики Тыва, Российской Федерации, международными организациями во всех областях архивного дела, исторической науки, культуры и искусства»[208]. Например, при поддержке Фонда Президентских грантов была организована «Передвижная выставка „Тувинская Народная Республика: факты, события, люди“, посвященная 100-летию со дня образования Тувинской Народной Республики»[209]. Заключение Таким образом, в структуре патриотического воспитания молодежи национальных регионов преобладают организации, нацеленные на формирование национально-государственной идентичности. На их фоне менее заметны объединения, занимающиеся сохранением этнических культур и этнопатриотизма, как правило, через приобщение молодых людей к этническим праздникам, местным традициям и обычаям, языковым практикам. Данное соотношение патриотических организаций позволяет предположить, что в республиках проводится целенаправленная политика по профилактике этнического сепаратизма и межэтнических конфликтов путем смещения акцентов в системе патриотического воспитания в сторону общероссийского компонента идентичности молодежи. Вместе с тем данная ситуация вписывается в текущий федеральный тренд на стандартизацию и унификацию методов работы, форматов мероприятий и руководящих структур молодежных патриотических объединений, особенно усилившуюся в последние годы за счет инкорпорирования многих из них в «ЮНАРМИЮ», а теперь и в «Движение первых». И хотя на данный момент среди молодежи всех регионов СФО, в том числе национальных, наблюдается рост патриотических настроений и общероссийской идентичности, он обеспечивается не эффективностью и системностью работы патриотических организаций, а ситуативной поддержкой внешней политики страны. Соответственно такая подвижность основ патриотизма, его высокая эмоциональная детерминация могут, в случае ухудшения социально-экономической и геополитической ситуации, обернуться в национальных республиках ростом бытового национализма и этносепаратизма, что неминуемо отразится и в молодежной среде.Об авторах
Дмитрий Анатольевич Казанцев
Алтайский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: dimkazanchev@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-7287-6413
старший преподаватель кафедры философии и политологии
Барнаул, Российская ФедерацияТатьяна Анатольевна Асеева
Алтайский государственный университет
Email: Tatulyasolar@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-8654-3337
кандидат политических наук, доцент кафедры философии и политологии
Барнаул, Российская ФедерацияДмитрий Анатольевич Качусов
Алтайский государственный университет
Email: dmitrij.kachusov@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-8143-6214
старший преподаватель кафедры философии и политологии, аспирант
Барнаул, Российская ФедерацияСписок литературы
- Борисова О.В. Гражданская идентификация населения приграничных регионов России // Социальная интеграция и развитие этнокультур в евразийском пространстве. 2021. Т. 2. № 10. С. 291-294
- Губенко М.С., Ковалев А.С. Место и роль молодежных патриотических организаций в системе военно-политической работы // Вестник адъюнкта. 2019. № 1 (3). С. 4-13
- Данакари Р.А. Патриотизм и дружба народов как базисные детерминанты российской цивилизации // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения. 2019. Т. 24, № 5. С. 193-204. https://doi.org/10.15688/jvolsu4.2019.5.14
- Дапылдай А.Б. Формирование патриотизма школьников при преподавании географического краеведения в Туве // Международный журнал экспериментального образования. 2017. № 4 (1). С. 13-15
- Зиненко В.Е. Патриотическое воспитание российской молодежи: современные реалии // Вестник Московского университета. Серия 18, Социология и политология. 2019. Т. 25, № 1. С. 145-161. https://doi.org/10.24290/1029-3736-2019-25-1-145-161
- Казанцев Д.А., Качусов Д.А. Региональная идентичность в сознании школьников Сибирского федерального округа // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2021. № 1 (66). С. 90-100. https://doi.org/10.21672/1818-510X-2021-66-1-090-100
- Карнышев А.Д. Особенности отношения к патриотизму и космополитизму в разных странах и регионах России // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Политология. Религиоведение. 2017. Т. 20. С. 17-25
- Лагунова И.С. Основные тенденции взаимодействия государства с молодежными общественными организациями // Интернаука. 2020. № 23-2 (152). С. 58-59
- Леонова О.В., Волкова А.Е. Государственная политика РФ по формированию гражданственности и патриотизма в молодежной среде: социологический и политологический анализ // Среднерусский вестник общественных наук. 2021. Т. 16. № 1. С. 175-193. https://doi.org/10.22394/2071-2367-2021-16-1-175-193
- Монгуш Л.К. Патриотическое воспитание студентов педагогического колледжа через внеурочную деятельность // Научные труды Тувинского государственного университета: сборник материалов ежегодной научно-практической конференции преподавателей, сотрудников и аспирантов ТувГУ. Кызыл: Изд-во ТувГУ, 2018. С. 240-242
- Москаленко И.В., Шевцова М.М. Волонтерская деятельность в формировании патриотических качеств личности студента вуза культуры // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2019. № 47. С. 237-245
- Паклина Е.А. Волонтерская деятельность в культурно-образовательном пространстве вуза // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2018. № 3 (36). С. 101-104. http://doi.org/10.30725/2619-0303-2018-3-101-104
- Подъячев К.В., Халий И.А. Государственная молодежная политика в современной России: концепт и реалии // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2020. Т. 20. № 2. С. 263-276. https://doi.org/10.22363/2313-2272-2020-20-2-263-276
- Резинкина Л.В., Акимова Т.Н. Воспитательный потенциал детских общественных объединений патриотической направленности в развитии социальной активности школьников // человек и образование. 2019. № 3 (60). С. 9-13
- Романов В.А. Военно-патриотическое воспитание молодежи как направление взаимодействия образовательных организаций и органов власти // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 66-2. С. 272-275
- Рубанова Ю.А., Смоленова А.М. Гражданская идентичность опыт формирования Российской гражданской идентичности в Кызылском президентском кадетском училище // Вестник военного образования. 2019. № 2 (17). С. 102-106
- Саражакова Л.М. Гражданско-патриотическое воспитание школьников на примере организации классного часа «путешествие по памятным местам Хакасии, посвященным событиям и героям Великой Отечественной войны» // Научно-методический журнал Поиск. 2020. № 1 (69). С. 42-44
- Шашкова Я.Ю., Асеев С.Ю. Молодежные патриотические организации «Двух Алтаев»: современное состояние и траектории развития // Социально-политические исследования. 2022. № 1 (14). С. 39-54. https://doi.org/10.20323/2658-428X-2022-1-14-39-54
- Шиголакова Т.Б. Эффективность государственной молодежной политики в Республике Хакасия // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2016. Т. 16, № 1. С. 163-174
- Cowan J. The Constitutive Rhetoric of Late Nationalism: Imagined Communities after the Digital Revolution // Rhetoric Review. 2021. Vol. 40, no. 2. P. 183-197. http://doi.org/10.1080/07350198.2021.1883833
- Erez L., Laborde C. Cosmopolitan Patriotism as a Civic Ideal // American Journal of Political Science. 2020. № 64. Р. 191-203. https://doi.org/10.1111/ajps.12483
- Ilisoi D., Nagy D., Constantinescu C.G., Lesenciuc A. Patriotism - an absolute value? // Redefining community in intercultural context. 2011. № 11. Р. 172-178
- Kukushkina A.G., Yolkin S.M., Ivanov E.V., Alexandrovich T.V. Ecological-patriotic volunteership as a means of forming the civiс position, International Scientific And Practical Conference Contemporary Issues Of Economic Development Of Russia: Challenges And Opportunities European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. 2019. Vol. 59. P. 892-900. http://doi.org/10.15405/epsbs.2019.04.96
- Ragragio J.L.D. Facebook populism: mediatized narratives of exclusionary nationalism in the Philippines // Asian Journal of Communication. 2022. Vol. 32, no. 3. P. 234-250 http://doi.org/10.1080/01292986.2021.1993943
- Suhay E., Calfano B., Dawe R. Social norms, dual identities, and national attachment: how the perceived patriotism of group members influences Muslim Americans // Politics, Groups, and Identities. 2016. Vol. 4, no. 1. Р. 63-83. http://doi.org/10.1080/21565503.2015.1080614
- Volkov Y.G., Kolesnikova E.Y., Aslanov Y.A., Vagina V.O. Civic patriotism among young sportsman in the South of Russia: Sociological analysis and diagnostics // Journal of Human Sport and Exercise. 2021. Vol. 16, no. 3. P. 1244-1252. https://doi.org/10.14198/jhse.2021.16.Proc3.40