Political Orientations of Russians: Strategies for Modern Research

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

Based on a systematic review of 192 scientific articles published from 2019 to 2023. In journals included in the list of peer-reviewed publications of the Higher Attestation Commission of the Russian Federation, two main strategies for studying the political orientations of Russians are distinguished: dominant and critical. Within the first, a consensus was reached that the basis of the political orientations of Russian citizens are ideas that can be united under the leadership of traditionalism and analytically examined in the conceptual prism of moderate conservatism. The authors adhering to the second strategy problematize the accepted interpretation of tradition and aim at revealing the contradictions present in the worldview of Russians, showing the significance of the chronic fragmentation of Russian society. A comparison is also made of the areas of research on political orientations in Russia and in other countries. It is indicated that foreign scientists pay very little attention to Russian political culture itself; the available works are focused on its protest aspects and on the historical context of the formation of its specificity. Unlike their foreign colleagues, Russian scientists are most interested in studying the current political orientations of young people. The author concludes that solutions to some of the most pressing research problems are revealed in the civilizational and other approaches developed by Russian researchers, which contribute to the convergence of both strategies, the unification of their positive potential and at the same time can shed light on what seems to be a long-standing and truly most important and the current problem of the political orientations of Russian society - inconsistency, polarization, fragmentation, which may have taken shape in the civilizational specifics of Russia.

Full Text

Введение В связи с очевидными внешними вызовами, социальной ситуацией, общественным запросом в отечественной политологии все больше внимания уделяется проблематике связанных с политической системой ценностей, оценок, установок, аттитюдов, которые объединяются в феномене и понятии политической культуры или политических ориентаций [Алмонд, Верба 2014: 28]. Исследовательский поиск пока не привел к консенсусу в академической среде. Пока не сформулирована общепринятая теория, объясняющая специфику российской политической культуры, предоставляющая методологический инструментарий для решения существующих проблем научного и практического плана. Вместе с тем в накопленных разработках прослеживается несколько тенденций, демонстрирующих сближение позиций ученых по ряду важнейших вопросов. Поэтому цель статьи состоит в определении актуальной позиции российских исследователей относительно политических ориентаций в современной России, для чего даются ответы на два исследовательских вопроса: какие идейные основания политических ориентаций российских граждан чаще всего выделяют исследователи и каковы наиболее актуальные подходы к определению и аналитическому рассмотрению политических ориентаций россиян. Методология исследования Проведен направленный на выявление как можно большего количества научных текстов по теме исследования систематический обзор литературы1 по рекомендации (гайду) PRISM [Moher at al., 2009] с 2019 г. по 2023 г. Выборка составлена из 28 публикаций, выделенных из генеральной совокупности в размере 192 статей, опубликованных в рецензируемых научных изданиях, включенных в перечень ВАК РФ, содержащихся в научной электронной библиотеке «eLibrary» по тематике «Политика. Политические науки» (по критериям цитируемости, оригинальности и значимости результатов). Для поиска использовались слова «мировоззрение», «политическая идеология», «политические представления», «политическое сознание», «политические ценности». Эти термины чаще всего употребляются для операционализации или концептуализации политических ориентаций россиян. Отдельно были рассмотрены девять статей тома 7 (номер 1 за 2023 г.) и восемь статей тома 6 (номер 3 за 2022 г.) «Журнала политических исследований», посвященных аспектам политического мировоззрения. Идейные основания политических ориентаций российских граждан Обзор показывает, что большинство исследователей в политических ориентациях россиян на первое место ставят традиционное начало. К нему чаще всего относят идеи (константы) этатизма, патернализма, коллективизма, патриотизма, соборности, общего дела, правды, справедливости, а также иные духовные ценности [Харичев и др. 2022; Шатилов 2022; Евгеньева и др. 2023], которые видятся основными составляющими для (вос)создания «общенационального кода», 1 Kitchenham B. Procedures for performing systematic reviews (Joint Technical Report). Department of Computer Science, Keele University (TER/SE-0401) and National ICT Australia Ltd (04001T.1). 2004. URL: http://www.inf.ufsc.br/~aldo.vw/kitchenham.pdf (accessed: 01.03.2024). «ДНК» российской политической культуры. На региональном уровне обнаруживаются схожие установки, в особенности в т.н. национальных республиках (правда с дополнением ценности клана) [Матвеева, Алагоз, Сат 2023: 9]. Истоки этих установок исследователи находят в «цивилизационных культурных пластах»: языческом, православном, советском и др. [Генова, Стебляк, Гончар 2023; Щербинина, Аванесова 2023]. Наиболее предпочтительной теоретической базой для построения укорененного в традиции политико-культурного кода России выставляются идеи И.А. Ильина, Л.А. Тихомирова, Н.С. Трубецкого и других авторов т.н. умеренно консервативного направления, которое рассматривается как наиболее полно отражающее особенности российской духовной и культурной традиции [Осипова 2022: 8], как концептуальная основа для возрождения духовно-нравственных ценностей в массовом российском сознании [Шичанин, Гривков 2023: 115]. Однако некоторые исследователи усматривают серьезную проблему в политическом использовании традиции в современной России, как это делает, например, С.И. Каспэ, который обоснованно отмечает, в частности, спекулятивный и волюнтаристский характер интерпретации традиции и вытекающую из этого неопределенность ее роли в интеграции и легитимации. Трудно не согласиться с уважаемым профессором в том, что только надежные эмпирические данные, полученные в ходе комплексных и масштабных исследований, могут стать основанием для обсуждения вопроса о «подлинном содержании российской традиции» [Каспэ 2022: 30-31]. Действительно, в этой области пока до конца много неясного: не только упомянутое содержание политической традиции, но и, например, обстоятельства происхождения ее как «истории обычаев» (Э. Бёрк), «образа мышления (Дж. Стаут), совокупности «культурных объектов» (Р. Скрутон), время ее возникновения (период Киевской Руси, Московского царства, Российской империи, СССР, Российской Федерации?) и т.д. Правда, вырисовывается перспектива решения этой проблемы - надежду дает цивилизационный подход (см. ниже). К другим трудностям в исследовании политических ориентаций россиян критически настроенные исследователи относят устарелость подходов экспертного сообщества, находящегося под воздействием «стереотипов прошлого, конфликтов настоящего, фантазмов… будущего», ориентированного на «концепты и схемы «идеологических войн» [Белоус 2021: 129-131], а также «отсутствие внутренней целостности» в интерпретациях и нехватку критического анализа [Шестов 2023: 68, 69]. Перечисленное во многом объясняется независящими от специалистов действующим силами и ограничениями, а также разнонаправленностью политических ориентаций и расколотостью российского общества. Последняя характеристика имеет уже сложившуюся традицию аналитического рассмотрения оформленную в том числе в социокультурной теории А.С. Ахиезера, которая сейчас применяется, например, для анализа текущего «ценностного дисбаланса» и социокультурного раскола российского общества на две группы: городских «прогрессоров» и сторонников традиционных ценностей [Бирюков, Омеличкин 2019: 38], а также для определения причин и факторов возникновения специфической политической культуры на пространстве СНГ (вкупе с концепцией культурной травмы П. Штомпки) [Яковлев 2021]. По мнению исследователей, в последнее время увеличиваются препятствующие обогащению мировоззрения россиян «разломы» многослойного «отечественного культурного тела», действие созданных в ходе противостояния с западными странами институциональных и коммуникационных механизмов усиливает поляризацию общества, ужесточает политический режим, вытесняет демократические ценности, «травматические коллизии… вредят укреплению культурной самобытности российского общества», ведут к усекновению «культурного разнообразия российской жизни» [Соловьев 2022: 224, 227]. Во фрагментированном и противоречивом общественном сознании россиян прослеживаются такие течения, как стихийный традиционализм, традиционализм-этакратов, традиционализм разочаровавшихся, модернизм и постмодернизм [Тихонова 2021: 158]. Впрочем, некоторые специалисты считают преувеличенными глубину и силу социально-политического воздействия существующей поляризации и усматривают возможности «использования интегрирующих ценностей российской политической культуры для обоснования демократического варианта ее развития» [Стризое 2021: 95]. Таким образом, в последнее время авторы чаще всего выделяют такие идейные основания политических ориентаций российских граждан, как патернализм, коллективизм, патриотизм, соборность, справедливость, иные духовные ценности, которые объединяются под началом традиционализма и аналитически рассматриваются сквозь оптику умеренного консерватизма. Такова наиболее распространенная общая концепция исследования. Подходы к исследованию политических ориентаций россиян Предварительный обзор генеральной совокупности публикаций дополнительно позволил определить наиболее востребованные сюжеты в исследовании российских политических ориентаций и сравнить их с теми, что распространены за рубежом. Зарубежные ученые уделяют очень мало внимания нашей теме. Например, в одном из разделов посвященной российской политической философии монографии Э. ван дер Звирде вкратце рассматривает политико-философские и историософские проекты по созданию укрепляющих патриотизм нарративов о месте и роли России в мире и формы и действия протестной политической культуры [van der Zweerde 2022: 185-201]. В другой работе, относящейся к политической истории, определяются источники и механизмы формирования специфики советской политической культуры, которые в целом сводятся к процессу угнетения [Arsene A.-I. 2023]. К. Вельцель и Р. Инглхарт выделяют десять основных направлений в текущих исследованиях политических ориентаций: социальные истоки и основания демократии, трансформация этих оснований в ходе культурных изменений, связи политической культуры и политической экономии, сравнительный анализ политических культур, степень демократической гражданственности, модели лояльности граждан в условиях демократии, взаимоотношения между избирателями и партиями, положительная модель гражданина в демократическом обществе, политическая культура в недемократических системах, роль доверия, уверенности и социального капитала в укреплении способности социальных групп к коллективным действиям [Welzel, Ingelhart 2023: 310-333]. Тематика российских исследований заметно отличается. Отечественных исследователей более всего интересует изучение политических ориентаций молодежи (которым посвящено более двух третей статей). Далее с сильным отрывом следуют темы трансформации политической культуры в условиях цифровизации (7 статей); роли традиционных ценностей (6 статей); значения доверия и согласия (5 статей); регионального измерения и местной специфики политической культуры, политической социализации, особенностей российской политической культуры (по 4 статьи); периодизации изменений политических ориентаций россиян, идентичности, политической культуры правящей группы (по 3 статьи). Как видно, сейчас российские специалисты сосредоточены, главным образом, на применении методов эмпирических исследований, прежде всего социологических опросов часто вместе с кросс-темпоральным анализом динамики, для выявления и анализа политических ценностей и предпочтений, их развития. Так, среди прочих, был сделан вывод о спиралевидной эволюции политических ориентаций в России в последние 20 лет (от доминирования демократических ценностей в начале 1990-х гг. к установке на «твердую руку» к началу 2000-х гг. и обратно в 2018-2019 гг.) [Жданов, Мухаев, 2020 и др.]. Следующим по популярности является биографический метод, использование которого позволило, например, показать ход трансформации политической культуры оппозиции в протестных группах, а именно то, как сходятся разнонаправленные «биографические траектории» участников протестов, как «события создают возможности для объединения противоположных значений, навыков и схем действий, тем самым позволяя возникнуть культурным изменениям» [Erpyleva 2023]. Еще один оригинальный результат был получен при исследовании проявлений «социального цинизма и хамства» отдельными представителями региональных правящих групп [Кныжова, Суслов 2021]. Пожалуй, можно считать оформившимся тренд на применение цивилизационного подхода к анализу российских политических ориентаций, что подтверждается последними мероприятиями и публикациями. Например, повышенное внимание академического сообщества привлекла прошедшая 15 февраля 2024 г. в МГУ имени М.В. Ломоносова Международная научно-практическая конференция «XXI Панаринские чтения» на тему «Столкновение цивилизаций: миф или реальность?». По убеждению исследователей, этот подход позволяет объяснять политические институты сквозь «призму более устойчивых и глубинных факторов - ценностных систем и культуры» [Мчедлова, Букин 2023: 445], анализировать новые способы действий государств в политико-культурной сфере в условиях цифровизации и расширения сетевых глобальных коммуникаций [Федорченко 2023: 3]. Собственно разработкой методологических основ исследования политических ориентаций применительно к современным российским реалиям занимаются немногие авторы. Среди последних новаций в этой области наибольший интерес представляет политико-психологический подход А.В. Селезневой, в рамках которого используются методы контактной диагностики и дистантной оценки [Селезнева 2019], а также культурсоциологический подход К.Ф. Завершинского, в рамках которого, если я правильно понимаю, политическая культура анализируется через динамику символизации структур смысла (пространственновременных измерений политической памяти), специфику базовых культурантропологических форм политической солидарности, создание политических мифов [Завершинский 2019]. При этом обращается внимание на разнообразие исследовательских стратегий, отсутствие универсального метода и консенсуса относительно понятий, например, применительно к политической идеологии [Подшибякина 2023: 46]. Таким образом, наиболее актуальные подходы к определению и аналитическому рассмотрению политических ориентаций россиян - это цивилизационный, политико-психологический (включающий социологические опросы, биграфический метод и др.), культурсоциологический. Заключение В настоящее время наиболее востребованы две стратегии исследования политических ориентаций россиян. Первая - преобладает и объединяет согласных с тем, что базой российской политической культуры являются те идеи, которые можно объединить под началом традиционализма и аналитически рассмотреть в концептуальной призме умеренного консерватизма. В рамках этой стратегии проводится большая часть политико-психологических эмпирических исследований политических ценностей, представлений, предпочтений, мировоззрения российских граждан. Вторая стратегия - критическая. Следующие ей авторы проблематизируют распространенную интерпретацию традиции и другие влияющие на сознание и поведение феномены, ставят в центр внимания противоречия, наличествующие в мировоззрении российских граждан (часть которых коренится в коллективном бессознательном), и хроническую расколотость российского социума. Обе исследовательские стратегии дополняют знания о политических ориентациях россиян, а также о находящихся глубоко в истории причинах и характере фрагментации отечественной политической культуры. Актуальные трудности политической жизни не позволяют пока создать комплексное и релевантное теоретическое представление об основаниях политических ориентаций россиян. Пути решения некоторых наиболее острых исследовательских проблем открываются в цивилизационном и в других подходах, именно они могут пролить свет, кажется, на давнюю и действительно наиболее важную и актуальную проблему - противоречивость и поляризованность, тесно связанные с социальным расколом, который, похоже, уже стал нашей цивилизационной спецификой. Раскрытие подоплеки и природы этой специфики - одно из наиболее перспективных и плодотворных направлений дальнейших исследований политических ориентаций в современной России.
×

About the authors

Maksim V. Yakovlev

Lomonosov Moscow State University

Author for correspondence.
Email: maxvuz@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-0127-5642

Doctor of Political Science, Professor of the Department of Philosophy of Politics and Law, Faculty of Philosophy

Moscow, Russian Federation

References

  1. Almond, G., & Verba, S. (2014). The civic culture: political attitudes and democracy in five nations. Moscow: Mysl. (In Russian). [Almond, G., & Verba, S. (1963). The civic culture: political attitudes and democracy in five nations. Princeton, N.J. : Princeton University Press].
  2. Arsene, A.-I. (2023). Political discourse and oppression — influences on the mentality and culture of the Soviet man. Acta Universitatis Sapientiae, Philologica, 15, 41–54. (In Russian). https://doi.org/10.2478/ausp-2023-0026
  3. Biryukov, S.V., & Omelichkin, O.V. (2019). Contradictions of Russian political culture: Imaginary and real splits. Bulletin of the Transbaikal State University, 25(3), 38–47. (In Russian). https://doi.org/10.21209/2227-9245-2019-2, 5-3-38-47
  4. Belous, V. (2021). Political culture or culture of politics?: Polemical notes on a textbook topic. Political Expertise: POLITEX, 17(2), 118–134. (In Russian). https://doi.org/10.21638/ spbu23.2021.201
  5. Genova, N.M., Steblyak, V.V., & Gonchar, I.E. (2023). The study of the value orientations of modern Russian youth in the historical and cultural aspect. Culture and Сivilization, 13 (1A-2А), 58–65. (In Russian). https://doi.org/10.34670/AR.2023.45.86.008
  6. Erpyleva, S. (2023). Protest event, political culture, and biography: Post-protest local activism in Russia. American Journalof Cultural Sociology. https://doi.org/10.1057/s41290-023-00194-5
  7. Evgenieva, T.V., Selezneva, A.V., Skipin, N.S., & Tulegenova, D.D. (2023). Request on paternalism: The concept and value of state in the minds of Russian youth. RUDN Journal of Political Science, 25(1), 233–251. (In Russian). https://doi.org/10.22363/2313-1438-2023-25-1-233-251
  8. Fedorchenko, S.N. (2023). State-civilization in the digital ecumene. Journal of Political Research, 1, 3–26. (In Russian). https://doi.org/10.12737/2587-6295-2023-7-1-3-26
  9. Kaspe,S.(2022).Therearemanyskeletonsinthiscloset:ThepoliticaluseoftraditioninmodernRussia. SociologicalReview,21(1),P.9–37.(InRussian).https://doi.org/10.17323/1728-192x-2022-1-9-37
  10. Kharichev, A.D., Shutov, A.Yu., Polosin, A.V., & Sokolova, E.N. (2022). Perception of basic values, factors and structures of socio-historical development of Russia (based on research and testing). Journal of Political Research, 3, 9–19. (In Russian). https://doi.org/10.12737/2587-6295-2022-6-3-9-19
  11. Knyzhova, Z.Z., & Suslov, I.V. (2021). Cynicism and incivility of the regional political elite in the context of structural and biographical analysis. Central Russian Journal of Social Sciences, 1, 121–139. (In Russian). https://doi.org/10.22394/2071-2367-2021-16-1-121-139
  12. Matveeva, E.V., Alagoz, A.V., & Sat, A.V. (2023). The problem of typologizing the regional political culture of national subjects of the Russian Federation. Journal of Kemerovo State University. Series: Political, sociological and economic sciences, 8(1), 9–18. (In Russian). https://doi.org/10.21603/2500-3372-2023-8-1-9-18
  13. Mchedlova, M.M., & Bukin, O.A. (2023). Russian civilization: Civilizational approach in political theory. RUDN Journal of Political Science, 25(2), 445–454. (In Russian). https://doi.org/10.22363/2313-1438-2023-25-2-445-454
  14. Moher, D., Liberati, A., Tetzlaff, J., Altman, D.G., & The PRISMA Group. (2009). Preferred Reporting Items for Systematic Reviews and Meta-Analyses: The PRISMA Statement. PLoS Med., 6(7), e1000097.
  15. Osipova, N.G. (2022). Ideological impact on social behavior: Theoretical and methodological aspects (beginning). Moscow State University Bulletin. Series 18. Sociology and Political Science, 28(4), 7–29. (In Russian). https://doi.org/10.24290/1029-3736-2022-28-4-7-29
  16. Podshibyakina, T.A. (2023). Ideological aspects of worldview: Research methodology in political science. Journal of Political Research, 1, 38–49. (In Russian). https://doi.org/10.12737/2587-6295-2023-7-1-38-49
  17. Selezneva, A.V. (2019). Conceptual and methodological foundations of the political-psychological analysis of political values. Tomsk State University Journal of Philosophy, Sociology and Political science, 49, 177–192. (In Russian). https://doi.org/10.17223/1998863Х/49/18
  18. Shatilov, A.B. (2022). Statics and dynamics of Russian political culture in the 20th–21st centuries (on the issue of Russia’s DNA). Humanitarian Sciences. Journal of the Financial University, 12(6), 6–11. (In Russian). https://doi.org/10.26794/2226-7867-2022-12-6-6-11
  19. Shcherbinina, N.G., & Avanesova, E.G. (2023). Traditional element of Russian political culture: The constitution of Orthodox foundations. Tomsk State University Journalof Philosophy, Sociology and Political science, 75, 289–299. (In Russian). https://doi.org/10.17223/1998863X/75/24
  20. Shestov, N.I. (2023). A scientific view of the value systems of modern Russian youth: Why doesn’t acompletepictureemerge?NewsofSaratovUniversity.Newepisode.Series:Sociology.Political science, 23(1), 66–70. (In Russian). https://doi.org/10.18500/1818-9601-2023-23-1-66-70
  21. Shichanin, A.V., & Grivkov, O.D. (2023). Moderate conservatism as the ideological basis of modern Russia. Journal of Political Research, 1, 115–130. (In Russian). https://doi.org/10.12737/2587-6295-2023-7-1-115-130
  22. Soloviev, A.I. (2022). Citizen in the streams of digitalization: Collisions of politics and culture. Tomsk State University Journal of Philosophy, Sociology and Political science, 67, 216–230. https://doi.org/10.17223/1998863Х/67/19
  23. Strizoe, A.L. (2021). Ways of political modernization of Russia and traditions of political culture. Science Journal of Volgograd State University. History. Area Studies. International Relations, 26(3), 95–107. (In Russian). https://doi.org/10.15688/jvolsu4.2021.3.9
  24. Tikhonova, N.E. (2021). Dynamics of Russians’ ideas about the relationship between the interests of the individual and the state. Polis. Political Studies, 6, 155–170. (In Russian). https://doi.org/10.17976/jpps/2021.06.11
  25. Van, der Zweerde, E. (2022). Russian political philosophy. Edinburgh: Edinburgh University Press.
  26. Welzel, C., & Inglehart, R. (2023). Political culture. In D. Caramani (Ed.), Comparative Politics (pp. 310–333). Oxford University Press.
  27. Yakovlev, M.V. (2021). Features of political culture in modern politics of the CIS countries. Observer, 6, 66–75. (In Russian). https://doi.org/10.48137/2074–2975_2021_6_66.
  28. Zavershinskiy, K.F. (2019). Political culture as symbolic “rebuilding” of the political. Political Expertise: POLITEX, 15(1), 88–107. (In Russian). https://doi.org/10.21638/11701/ spbu23.2019.107
  29. Zhdanov, A.I., & Mukhaev, R.T. (2020). Evolution of the system of political values in modern Russia. Socio-Political Studies, 4(9), 38–51. (In Russian). https://doi.org/10.20323/2658-428X-2020-4-9-38-51

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2024 Yakovlev M.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.