Том 22, № 1 (2018)
- Год: 2018
- Статей: 13
- URL: https://journals.rudn.ru/philosophy/issue/view/1057
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2302-2018-22-1
Весь выпуск
ИСТОРИЯ ИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ
Два смысла индийской теории полемики
Аннотация
Статья посвящена проблеме, которая до этого исследователями не ставилась: выявлению двух смыслов теории полемики, разработанной в традиционной индийской культуре - логического и религиозно-философского (метафизического). Проблема различения возникла потому, что индийские философы делали это по умолчанию, а для западного читателя их текстов два следствия этого разделения - использование логики для деструкции дискурсивного мышления (как в школе мадхьямака) или закрепление правил фактически бесконечной процедуры обоснования (как у джайнов) - выглядят абсурдными. Однако и в Индии необходимость дискурсивного мышления признавалась, но только его возможности никогда не абсолютизировались и использовались в целях убеждения в истинности сверхрациональных метафизических тезисов. Два названные смысла различимы в таких сочинениях, как буддийский канонический текст «Катхаваттху» с зафиксированной в нем сложной структурой аргументации и джайнские канонические тексты, такие как «Стхананга-сутра», разрешающие разные «уловки» для опровержения оппонентов. Сопряженность двух смыслов полемики детерминировала отсутствие в индийской логике идеала объективной истины и стала предпосылкой двух джайнских диалектических концепций: сьяд-вады (семичастного паралогизма) и найя-вады (концепции «точек зрения»), являющихся дополнением к онтологической джайнской концепции анэканта-вада (неодносторонности реальности). Не случайно концепции «точек зрения» уделяли внимание основоположники джайнской философии Умасвати и Кундакунда. В статье разбирается логическая структура аргументации о реальности эмпирического субъекта (атман), приводимой в «Катхаваттху» и демонстрирующей противоречия в учениях оппонентов о субстанциальности души (атман).
Создание образа индуизма в религиозно-философской мысли Бенгальского Возрождения
Аннотация
На основе анализа источников по истории религиозно-философской мысли Бенгальского Возрождения XIX - первой трети XX в. автор представляет процесс и результаты создания образа индуизма лидерами Брахмо Самаджа (Раммоханом Раем, Дебендронатхом Тагором, Кешобчондро Сеном) и мыслителями неоиндуизма (Бонкимчондро Чоттопаддхаем и Свами Вивеканандой). Они наполнили воспринятый от европейских ориенталистов термин «индуизм» смыслами и содержанием, соответствующим потребностям эпохи. Для объяснения особенностей метода конструирования образа индуизма описаны множественные влияния на бенгальских мыслителей - традиционного санскритского образования и интеллектуальной культуры, кастового сознания, ислама, христианства, европейского ориентализма и научного рационализма. Используя герменевтический, аксиологический и сравнительный методы, бенгальские мыслители создали образ индуизма, который содержал в себе опыт критического анализа течений родной религии и опыт создания «идеального типа» (М. Вебер) родной религии. В общем образе индуизма сочетались две стороны - позитивный и негативный - для представления его как индийцам, так и всему миру.
Сатьяграх как субъект социального развития в философии М.К. Ганди
Аннотация
В статье освещен вопрос об участии в процессе общественного развития представителей творческого меньшинства (А. Бергсон, А. Дж. Тойнби). В философии М.К. Ганди аналогичную роль играют сатьяграхи . Этот термин восходит к центральному учению индийского мыслителя - сатьяграхе , суть которой - в призыве к противопоставлению всех душевных сил нравственно развитой личности любой несправедливости, с которой ей приходится сталкиваться. Созданный Ганди образ идеального человека и представления мыслителя о его роли в социально-динамических процессах обнаруживают прямое влияние культурного и интеллектуального облика философа на его взгляды. Так, являясь мыслителем, сформировавшимся на стыке культур традиционного общества и модерна, Ганди придает своему образу идеального человека восточные и западные черты. Он предлагает сочетать моральную строгость традиционного индийского аскета с социальной активностью, свободой и чувством персональной ответственности перед обществом, присущими индивидуалистической этике модерна. При этом он отвергает распространенное на Западе представление о развитии общества как техническом прогрессе, связывая этот процесс с совершенствованием личностей и гармонизацией социальных отношений. Последнее невозможно без участия посредников между различными общественными силами. Сознавая это, Ганди призывал своих последователей стать посредниками в примирении враждующих религиозных общин, каст и политических партий. Во многом такое понимание общественного развития определено культурным и социальным обликом самого мыслителя. Как человек, сформировавшийся на перекрестке культурных взаимодействий, Ганди сам выступал в роли посредника между индусами и мусульманами, высококастовыми индусами и неприкасаемыми, между различными направлениями в Индийском национальном конгрессе, между экономическими элитами и обездоленными массами.
Философский вклад Веданта Дешики в развитие доктрин вишишта-адвайта-веданты
Аннотация
Венкатанатха, известный также как Веданта Дешика, является одной из наиболее значимых фигур индийской философии XIII-XIV вв. Его вклад в вишишта-адвайта-веданту позволил окончательно закрепить данную систему как систему философии. Дешика обосновал ее доктрины и защитил от нападок со стороны представителей других философских учений, в частности, адвайта-веданты Шанкары. До появления работ данного мыслителя, которых на сегодняшний день насчитывается около 120-и, последователи вишишта-адвайты Рамануджи уделяли внимание, в основном, лишь теологическим аспектам учения. В данной статье впервые представлены основные положения философского учения Венкатанатхи и проанализирован его вклад в развитие вишишта-адавайта-веданты. Выявлены основные задачи и проблемы, которые решаются в работах данного философа, рассмотрены три важнейшие онтологические концепции: теория субстанции и атрибута, теория отношения и теория причины-следствия. Последовательно рассмотрены шесть видов субстанции (Бог или Ишвара (īśvara), индивидуальная душа или джива (jīva), знание или джняна (jñāna), трансцендентальное вещество нитья-вибхути (nitya-vibhūti), время (kāla) и материя или пракрити (prakṛti)) и их теории, их деление на сознающие и не-сознающие, материальные и нематериальные. Особо рассмотрена теория познания, определены сущность знания и его функциональные характеристики, а также вопрос достоверного познания.
ИСТОРИЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Философия Аристотеля в значении онтологического статуса музыки
Аннотация
Автор статьи рассматривает метафизику Аристотеля в значении онтологического статуса музыки как сферу исследований философии музыки и эстетики, где музыка, во-первых, по своей сущности предстает как субстанция (самодостаточное бытие, не зависящее от суждения человека, вселенский ритм, мировая гармония) и, во-вторых, музыка как формы музыкального искусства, ценностно взаимодействующие с миром человека. В интерпретации автора аристотелевского учения о сущности музыка есть субстанциально становящееся музыкальное бытие. В процессе становления музыкальной формы действуют законы логоса, Ума, мироздания. Категории: субстанция (сущность), материя и форма, энтелехия, энергия - рассматриваются в контексте эстетики и музыкального искусства. Автор обращает внимание на то, что в вопросе существования музыки как вида искусства в мире человека Аристотеля интересовало назначение музыки для человека, где он разделял профессиональное занятие и занятие музыкой, необходимое для воспитания. Отмечая ее предназначение, по словам философа, для удовольствия, отдыха, добродетели, очищения души, было обнаружено, что способность музыки воздействовать на нравственную сторону души осталась для него открытой проблемой. Метафизика Аристотеля утвердила представление о музыке как субстанции и музыкальной форме как процессе, музыке как способе ценностного взаимодействия человека с миром, что дает убеждение в устойчивости законов становления музыкальных форм.
Э. Кассирер и критическая этика Канта: вопрос об интерпретациях
Аннотация
В статье обсуждается дискуссия в немецком и англо-американском неокантианстве, затянувшаяся на долгие годы, вокруг этической теории Эрнста Кассирера. В отличие от своих учителей по Марбургской школе Когена и Наторпа, определивших этику в качестве важной составляющей части философской системы, философ не написал отдельной работы по этике. В статье проводятся параллели между этикой Когена и этикой Наторпа. Кассирер обращается к этике Канта не только с целью раскрытия специфики собственного генетического подхода и критического метода, но и пытается реконструировать ее исходные принципы - понятие автономии и понятие свободы, индивидуальной личности, ставшие отправными пунктами в системе этического идеализма. Граница между собственным познанием и мироистолкованием пролегает между бытием и должным, необходимым и возможным. Для Кассирера этическая мысль Канта становится важнейшим условием преодоления натурализма и ограниченности гносеологической программы Марбургской школы. Споры о философском наследии Кассирера, начавшиеся в 50-е гг. XX века, сегодня вновь становятся актуальными в связи с обсуждением его принадлежности к неокантианству. Переломным моментом становится эмиграция философа из Германии после установления национал-социалистической диктатуры. В англо-американской литературе этот этап в его творческой биографии определяется как культурфилософский и антропологический, полностью порывающий с наследием кантовской трансцендентальной философии. В статье выявляется собственная теоретическая позиция Кассирера, сформировавшаяся в период неокантианского влияния и специфически выразившаяся в обосновании критической этики Канта. Его конгениальность с Кантом проявляется в развитии семиотического варианта трансцендентальной философии. Обосновывается положение, что мотивы этической и критической позиции Кассирера можно встретить и в позднем этапе творчества, когда философ в «Мифе государства» раскрывает трансцендентальную историю морального сознания.
Гегель и Плотин: проблема зла
Аннотация
ПУБЛИКАЦИИ И ПЕРЕВОДЫ
Лев Толстой и русская религиозная философия (часть II)
Аннотация
Идеи Л.Н. Толстого являются одним из решающих катализаторов возникновения «нового религиозного сознания» и религиозной философии в начале XX века в России. Многие религиозные философы, которые в отличие от Льва Толстого верили в возможность реформирования Русской православной церкви, разрабатывали обстоятельную аргументацию как за, так и против толстовского морального учения. Что же касается веры в воскресение Христа, понимания искусства, отношения к «этому миру», прогрессу и культуре, то многие из них следовали за идеями Вл. Соловьева, который резко критиковал взгляды Л.Н. Толстого. В 1912 г. в издательстве «Путь» в свет вышел сборник «О религии Льва Толстого», посвященный памяти умершего в 1910 г. графа, который должен был служить «его же великой задаче» - «религиозному пробуждению современного общества» и в то же время бороться с заблуждениями толстовства. Спор с религией Толстого дал подходящее основание для проекций ключевых вопросов современной ему русской философии: во-первых, взаимоотношение между верой и разумом, во-вторых, отношение между духом и природой, в-третьих, конфликт между индивидом и обществом, в-четвертых, цель и смысл человеческого творчества и культуры. В виду различных интерпретаций идей Л.Н. Толстого русская религиозная философия показывает себя не как гомогенное единство, но демонстрирует многообразие личных стремлений ее представителей. Общим для них является то, что все они высоко оценивают литературный труд русского писателя и его возвышенные моральные притязания, но при этом отграничиваются от него, желая сохранить верность церковным догматам.
Изучение русской религиозной философии во Фрибурге (послесловие переводчика)
Аннотация
В кратком послесловии к переводу статьи современной швейцарской исследовательницы Регулы М. Цвален «Лев Толстой и русская религиозная философия» в общих чертах обозначается исследовательская деятельность по изучению истории русской мысли, которая осуществляется в институте экуменических исследований теологического факультета университета Фрибурга, Швейцария. В 2011 г. на базе фрибургского университета был открыт Исследовательский центр Сергия Булгакова (нем. Forschungsstelle Sergij Bulgakov), одной из главных задач которого является перевод, комментирование и издание немецкоязычного собрания сочинений С.Н. Булгакова (нем. Werkausgabe von Sergij Bulgakov in deutscher Sprache). На настоящий момент сотрудникам Центра удалось подготовить и выпустить первые три тома собрания сочинений отечественного мыслителя, в которые вошли его работы «Философия хозяйства», «Природа в философии Вл. Соловьева» (1 том) и «Автобиографические заметки» (2 том). В третий том, появившийся в самом конце 2017 г., была включена библиография работ С.Н. Булгакова, претендующая быть наиболее полной и точной на сегодняшний день. Кроме этого, в предлагаемом послесловии читатель сможет также ознакомиться с некоторыми другими направлениями исследовательской деятельности по изучению истории русской мысли, которая ведется сотрудниками центра Сергия Булгакова и не имеет прямого отношения к творчеству и личности отечественного философа-богослова.
«Макамат ас-суфиййа». Вступление. Глава «О доказательстве нематериальности души» (перевод с арабского и предисловие Путягиной В.Н.)
Аннотация
«Макамат ас-суфиййа» относится к малым теоретическим работам основателя философии озарения Шихаба ад-Дина ас-Сухраварди (ок. 1154-1191 г.). В этом труде ас-Сухраварди можно найти практические наставления и теоретические размышления и доказательства. В «Макамат ас-суфиййа» ас-Сухраварди выделяет терминологию, характерную для философов, и терминологию, используемую суфиями. Перевод осуществлен по изданию «Макамат ас-суфиййа». И.ал-Маалуф. - Бейрут. 1993.
Научные сообщения
Специфика проблемы субъекта в рецептивной эстетике и литературной антропологии В. Изера
Аннотация
Внимание в исследовании обращено к литературной антропологии В. Изера, созданной им на основе рецептивной эстетики. В статью включены перспектива исторического и теоретического формирования теории Изера, а также актуальный взгляд на нее, связанный с «антропологическим поворотом» гуманитарного знания. Демонстрируется философский потенциал концепции Изера, его внимание к проблеме определения сущностных черт человека. Акцентируется проблема субъективного опыта, ключевые особенности которого могут быть выявлены благодаря исследованию процесса чтения художественной литературы. Изер определяет свой подход к исследованию литературы как функциональный, рассматривая ее как медиум, для которого характерен вымысел в коммуникативных взаимоотношениях между текстом, реальностью и читателем. Чтение понимается как опыт смыслового конструирования, т.е. подчеркнута активная роль реципиента. В фокусе оказываются трансформации субъективности, вовлеченной в чтение с помощью воображения. В процессе осмысления литературного произведения явным становится собственное присутствие, выявляя трансцендентальную позицию, однако оно оказывается связанным с сущностной неопределенностью человека, так как отсылает к постоянной изменчивости субъективных установок. Литература исследуется как медиум такой антропологической черты, как собственная недостижимость субъекта.
Несокрытость и природа творения. К связи техники и природы в философии М. Хайдеггера
Аннотация
В статье рассматриваются важные понятия философии М. Хайдеггера - «произведение» и «творение» - в качестве различных способов взаимоотношения бытия и человека. Выявляется укорененность деятельности творения в «неметафизически» понимаемой природе - т.е. в подвижном характере бытия, принципиально отличного от понимания бытия в качестве эйдоса. Если природа понимается как «бытие вообще», как источник творчества и всякой связи (и связуемости), то «техническое» измерение само становится частью природного движения - открывается перспектива нового понимания техники в ее единстве с поэзией и мышлением.