Аннотация
Венкатанатха, известный также как Веданта Дешика, является одной из наиболее значимых фигур индийской философии XIII-XIV вв. Его вклад в вишишта-адвайта-веданту позволил окончательно закрепить данную систему как систему философии. Дешика обосновал ее доктрины и защитил от нападок со стороны представителей других философских учений, в частности, адвайта-веданты Шанкары. До появления работ данного мыслителя, которых на сегодняшний день насчитывается около 120-и, последователи вишишта-адвайты Рамануджи уделяли внимание, в основном, лишь теологическим аспектам учения. В данной статье впервые представлены основные положения философского учения Венкатанатхи и проанализирован его вклад в развитие вишишта-адавайта-веданты. Выявлены основные задачи и проблемы, которые решаются в работах данного философа, рассмотрены три важнейшие онтологические концепции: теория субстанции и атрибута, теория отношения и теория причины-следствия. Последовательно рассмотрены шесть видов субстанции (Бог или Ишвара (īśvara), индивидуальная душа или джива (jīva), знание или джняна (jñāna), трансцендентальное вещество нитья-вибхути (nitya-vibhūti), время (kāla) и материя или пракрити (prakṛti)) и их теории, их деление на сознающие и не-сознающие, материальные и нематериальные. Особо рассмотрена теория познания, определены сущность знания и его функциональные характеристики, а также вопрос достоверного познания.