Discussions on Teaching Philosophy in Russian Higher Education in the Context of New Educational Reform

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The research deals with discussions in the academic environment around the teaching of philosophy at a Russian higher school, which take place in 2023-2025 due to the ongoing fundamental reforms of the entire education system. The features of this reform are clear from official documents such as the Decree of the President of the Russian Federation dated 12.05.2023 № 343 “On some issues of improvement of higher education system” and discussion of the forthcoming “Strategy for the development of Russian education until 2036”. It is about the current transition to “basic” and “specialized” higher education, about close attention to education as a person’s upbringing, oriented on traditional Russian spiritual and moral values, about the formation of nationwide civic identity. The appearance within the framework of the mega-project “DNA of Russia” of a new compulsory university academic discipline “Foundations of Russian statehood” in 2023-2024, the updated version of “History of Russia”, the upcoming introduction “History of religions of Russia” is a fundamentally important context for discussions around the discipline “Philosophy”. The proposed study demonstrates two conceptual projects of an educational and methodical complex and a teaching manual on philosophy for non-philosophical specialties, claiming to be of Russian-wide status. The first was developed by a working group of the Institute of Philosophy of St. Petersburg State University under the leadership of N.V. Kuznetsov. It is proposed to look at philosophical problems, grouped into eight thematic sections, as eternal and existential, getting acquainted with the main answers to philosophical questions of various thinkers - Western, Russian, Eastern. The course is logically based on historical-philosophical material and introduces students not only to philosophical concepts, but also to traditional values, many of which are comprehensively revealed in this course. The second approach is a widely discussed project of the collective study guide “Philosophy for non-specialists of natural-scientific and technical fields of training”, carried out under the editorship of I.M. Chubarov and ready to be printed. Here, the basis is a peculiarly understood active approach and philosophy presented as “practice-oriented” discipline. This study critically examines the concept of I.M. Chubarov and discusses the importance of philosophy in the system of higher education as a humanitarian, value-based and ideological course that can play an important role in the formation of moral guidelines and Russian civic identity.

Full Text

Введение

В современных условиях формирования многополярного миропорядка и глобальных геополитических вызовов, с которыми сталкивается Россия, особое значение приобретает образование и воспитание подрастающего поколения. 12 мая 2023 г. Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал Указ № 343 «О некоторых вопросах совершенствования системы высшего образования», а незадолго до этого дал поручение подготовить учебный модуль «Основы российской государственности» для преподавания студентам первого курса всех образовательных программ.

Согласно данному Указу, в 2023/2024 и в 2025/2026 уч. гг. в нескольких высших учебных заведениях России уже реализуется пилотный проект, по которому обучение происходит не по ставшей давно привычной болонской системе «бакалавриат–магистратура», а по новым уровням: «базовое» и «специализированное» высшее образование, после чего обучающимся может быть освоен «профессиональный уровень» – аспирантура. В Указе отмечается, что срок освоения программ на первых двух уровнях зависит «от направления подготовки, специальности и (или) профиля подготовки, либо от конкретной квалификации, отрасли экономики или социальной сферы»[1].

Уже в 2026/2027 уч. гг. во всей стране произойдет переход на новую систему высшего образования, которое должно будет стать в полной мере национально-ориентированным. При этом большое внимание уделяется естественно-научным и инженерно-техническим специальностям, их престиж должен значительно вырасти. Отсюда – компетентностный подход, ставший уже привычным в российской системе высшего образования. Речь идет о подготовке высококлассных специалистов в разных, прежде всего, практико-ориентированных областях, которые будут работать в нашей стране.

По поручению Президента Российской Федерации В.В. Путина с 2024 г. ведется работа над документом «Стратегия развития российского образования до 2036 года». Она должна охватить «все уровни образовательной  системы: от дошкольного и школьного образования до высшего образования и подготовки кадров высшей квалификации». Цель Стратегии заявлена как «создание современной системы образования, способной эффективно отвечать на вызовы времени и раскрыть потенциал каждого учащегося на всех этапах обучения»[2]. При этом особое внимание должно быть уделено воспитанию обучающихся с ориентацией на традиционные российские духовно-нравственные ценности. По словам ректора одного из старейших и ведущих российских вузов – федерального Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) Н.М. Кропачева, новая Стратегия развития «должна учитывать необходимость сохранения цивилизационной уникальности России в условиях информационной войны за мировоззрение и моральные устои». Он подчеркнул, что ценностная компонента, соответствующие идеи и смыслы, должны пронизывать «весь образовательный процесс, а не только отдельные предметы гуманитарного цикла»[3].

Важно отметить, что реформа высшего образования уже коснулась социо-гуманитарных учебных дисциплин. Прежде всего тех, которые сегодня являются общеобязательными для обучающихся всех образовательных программ и формируют те самые «идеи и смыслы» – «Основы российской государственности», «История России», «Философия», в ближайшем будущем – «История религий России». Первая из них была создана и внедрена в кратчайшие сроки в рамках мегапроекта «ДНК России», стремительно появившись в высшей школе в 2023/2024 уч. г. [1]. После длительных и многочисленных дискуссий, проходивших в рамках научно-практических конференций главным образом в Москве на базе Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС), был подготовлен и издан единый учебник для вузов, являющийся сегодня основополагающим для освоения дисциплины «Основы  российской государственности»[4]. Вторая дисциплина в этом списке – это значительно расширенный курс, который читается по обновленной концепции преподавания истории России, подготовленной Российским историческим обществом и Институтом российской истории РАН. Совсем недавно ими издан единый учебник для непрофильных специальностей[5]. Такие учебники, отражающие единую, согласованную концепцию знания как воспитания гражданина и патриота России, должны появиться и по другим дисциплинам, в том числе и по «Философии».

Разговор об особенностях российского мировоззрения и традиционных российских ценностях, ставший столь актуальным после Указа Президента Российской Федерации В.В. Путина № 809 от 9 ноября 2022 г.[6], теперь будет вестись не только в рамках новой учебной дисциплины «Основы российской государственности» (III-й раздел «Мировоззрение и ценности Российской цивилизации»). Предполагается, что он будет продолжен уже в 2025/2026 уч. г. в учебном курсе «История религий России», который в дальнейшем также станет общеобязательным для обучающихся всех специальностей. Помимо исторической части, туда будет входить блок «Религии России и традиционные духовно-нравственные ценности». Единый учебник по этой учебной дисциплине также уже появился[7], по философии – все еще не нет.

Мировоззренческая составляющая философского знания, как представляется, сегодня очевидна для многих, однако у целого ряда представителей нефилософских специальностей, как профессорско-преподавательского, так и студенческого сообщества, в отношении роли философии в системе высшего образования все еще достаточно скепсиса и много вопросов. О значении и важности философии на протяжении последних десятилетий писали выдающиеся ученые, в том числе на страницах научного журнала «Вопросы философии», об этом говорилось на многочисленных конференциях и круглых столах (см. напр. [2. С. 3–46; 3. С. 34–58] и др.). Однако сегодня вопрос стоит принципиально иначе, чем еще несколько лет назад. На наш взгляд, он уже не выглядит как «Зачем нужна философия в российском вузе?». Нам кажется, что в современных российских реалиях возникают примерно такие вопросы: «Как через вузовскую философию лучше показать значение российской (особенно – консервативной) мысли?», «Выполняет ли философия как учебная дисциплина не только мировоззренческую, но и воспитательную функцию?» и «Поможет ли философия воспитать патриота России?».

Вокруг преподавания философии для обучающихся нефилософских специальностей в высшей школе в настоящий момент развернулись очень острые дискуссии. Многие их участники, например, обращают внимание на то, что совершенно необходимо уделять значительно больше внимание русской  философии. Однако в вопросах о том, какая именно должна быть сегодня концептуальная база, единый учебник и т.д. среди представителей философского сообщества нет полного единства. Попробуем в этом разобраться.

Дискуссии вокруг преподавания философии  для обучающихся нефилософских специальностей

Можно согласиться со словами из научной статьи С.Б. Кондратьевой, опубликованной несколько лет назад, о том, что преподавание философии в вузе для нефилософских специальностей (на «непрофильных факультетах») «носит пропедевтический характер» и обычно ведется в одном из двух направлений. Первое – это курс истории философии, который дополняется кратким введением в другие области философского знания (онтология, гносеология, этика и т.д.) и сопровождается «детальным анализом философских текстов, концепций, дефиницией понятий». Второе – это так называемая «идея свободного размышления, выступающего как творческий акт»  [4. С. 123–124]. В последнем случае, как известно, преподаватель предлагает обучающимся совместно поразмышлять над различными проблемами, в некоторых случаях просто выбирая для изучения лишь те темы, которые, как ему самому кажется, вызовут наибольший интерес и приведут к живым дискуссиям на семинарах. Очевидно, что оба варианта имеют своих сторонников. Именно так чаще всего преподавание до сих пор и ведется, хотя строгость историко-философского изложения материала и проблемный подход, предполагающий дискуссии на разные важные темы, по всей видимости, не должны исключать друг друга. В этой связи в современных, стремительно  меняющихся социально-политических условиях поиск новой концепции преподавания этой важной дисциплины является более чем актуальным.

После появления в 2023/2024 уч. г. в высшей школе новой дисциплины «Основы российской государственности» всему академическому сообществу стало понятно, что этим дело не ограничится. В рамках проекта «ДНК России», возникшего с целью вовлечения этого сообщества «в учебно-методическое и научно-исследовательское сопровождение государственной политики в области просвещения, высшего образования и молодежной политики»[8], продолжается работа по созданию единой логической связки всех основных социогуманитарных дисциплин, читаемых в вузах Российской Федерации для непрофильных специальностей. Все они, в ходе совместных обсуждений, должны будут предстать в новом свете, дополняя друг друга и выполняя воспитательную функцию. Среди них особое место занимает дисциплина  «Философия».

Принципиально новым в концептуальном плане стал утвержденный в Санкт-Петербургском государственном университете проект УМК, подготовленный рабочей группой Института философии под руководством его директора Н.В. Кузнецова. В 2017 г. два философских онлайн-курса («Философия» и «Начала философии») появились на Национальной платформе «Открытое образование». С тех пор на них могут записаться бакалавры всех нефилософских специальностей СПбГУ и все желающие («внешние слушатели»).  В конце 2019 г. члены рабочей группы по созданию онлайн-курса «Философия» стали лауреатами университетской премии «За учебно-методическую работу». В период дистанционного обучения в связи с пандемией коронавируса (2020 и 2021 гг.) он оказался одним из самых популярных и востребованных среди студентов.

Особенность, актуальность и новаторство предложенного в СПбГУ подхода к преподаванию философии для непрофильных специальностей заключается в том, что впервые предлагается не говорить отдельно об истории философии (такой разговор практически всегда касается только западной философии, почти исключая как русскую, так и восточную), «мимоходом» освещая остальные области философии. Он также не предполагает некое «философствование» вместо изучения философии, «свободные размышления» на «свободно выбранные» преподавателем философские темы. Предлагаемая концепция уникальна. Дается система, состоящая из взаимосвязанных компонентов, соответствующих восьми тематическим разделам, полностью и  «равномерно» раскрывающим все философское знание, при этом курс выстроен на историко-философском материале. Предложенные разделы: мир, истина, благо, красота, человек, общество, культура, история. Они раскрываются в тематических лекциях и семинарах, где речь идет о проблемах бытия и познания, истины и блага, эстетическом, антропологическом, социальном и культурном измерениях. Уделяется внимание различным философским позициям по всем этим вопросам, включая не только западных, но и русских, а также восточных выдающихся мыслителей. На семинарах обсуждаются самые важные философские проблемы не в «случайном» порядке, по «наитию» преподавателя, а также системно – каждый раздел предполагает вопросы для осмысления и дискуссии. Таким образом происходит знакомство с основополагающими темами, ключевыми понятиями, концептуальным аппаратом, с выдающимися западными, русскими и восточными философами и их подходами к решению фундаментальных философских проблем. Важно подчеркнуть, что происходит не только знакомство с основными философскими  понятиями, но и содержательное осмысление многих традиционных духовно-нравственных ценностей, о которых идет речь в Указе Президента Российской Федерации В.В. Путина от 09.11.2022 г. № 809.

Интересно следующее: в 2023 г. СПбГУ стал региональным опорнометодическим центром по разработке новой образовательной программы «Философия» для нефилософских специальностей для вузов всей страны. Настоящий проект преподавания обсуждался в декабре 2023 г. на научно-практических конференциях «Философия и основы российской государственности: актуальные практики в контексте развития социогуманитарного образования» (Санкт-Петербург, СПбГУ) и «Знание. Государство. Общественные науки» (Москва, в рамках проекта «ДНК России»), а также в марте 2024 г. («Актуализация социально-гуманитарных дисциплин. Философия», Санкт-Петербург, СПбГУ)[9].

Однако в дальнейшем с альтернативными концептуальными предложениями выступили представители других российских философских сообществ, это Уральский федеральный университет им. первого Президента  России Б.Н. Ельцина (УрФУ) и Научно-методический центр (НМЦ) «ДНК России» Тюменского государственного университета (ТюмГУ) под руководством его проректора и директора Школы перспективных исследований  И.М. Чубарова. Совместно, в апреле 2025 г., они провели круглый стол «Дисциплина „Философия“ в системе преподавания социально-гуманитарных наук» в смешанном формате (г. Екатеринбург, УрФУ и онлайн). Его продолжением стал июньский круглый стол, прошедший уже в Москве (тоже в смешанном формате), на философском факультете Московского государственного университета (МГУ) им. М.В. Ломоносова при участии исполняющего обязанности декана А.П. Козырева[10]. В ходе заседания была представлена презентация нового проекта УМК и коллективного учебного пособия «Философия для неспециалистов естественно-научного и технического направлений подготовки», выполненного под редакцией И.М. Чубарова. В заседании круглого стола приняли участие представители философского сообщества из разных вузов – МГУ им. М.В. Ломоносова, СПбГУ, РАНХиГС, ТюмГУ,  Балтийского федерального университета (БФУ) им. И. Канта, Саратовского государственного университета (СГУ), а также из Института философии Российской академии наук (ИФ РАН).

По словам И.М. Чубарова, предлагаемый учебник будет состоять из трех разделов: I. Мир и знание о мире: история, природа, бытие; II. Познание: законы, методы и критерии познания; III. Человек: сознание, жизнь, деятельность. Соответственно, наполняемость разделов – это мировоззренческая проблематика, понятие картины мира; философия истории и цивилизационный подход; натурфилософия и философия техники; онтология (I). Гносеология и эпистемология; понятие истины; логика и теория аргументации;  философские методы; философия и методология науки (II). Философия сознания, проблема субъективности; философия жизни, понятие личности; философия деятельности; этика искусственного интеллекта, биоэтика, ценности и мораль (III). Изначально предполагался и раздел IV, в котором, помимо прочего, должны были быть озвучены «основные понятия» русской философии. Однако в ходе обсуждений было принято решение показать представителей русской философии и отразить достижения русской мысли в каждом разделе.

Критические замечания по концепции И.М. Чубарова

Безусловно, до публикации учебника по философии для непрофильных специальностей под редакцией И.М. Чубарова, который обещает стать основным по данному курсу (заменив все многочисленные учебники, существующие на сегодняшний день) давать ему какую-либо оценку было бы преждевременно. Однако, поскольку это коллективный проект под эгидой «ДНК России», который на всех этапах работы предполагал также и коллективное обсуждение, следует высказать некоторые замечания относительно представленной концепции. В своих выступлениях И.М. Чубаров не раз отмечал, что в учебнике будет сделан акцент на «пользе» философии, т.е. на ее методологических, эпистемологических и гносеологических аспектах. Идея «полезности», якобы, должна стать привлекательной для будущих ученых естественно-научных и инженерных направлений подготовки. При этом ими не раз отмечалось, что «не решенной проблемой» оставалось «включение в высшее образование мировоззренческой и ценностной составляющих философского знания»[11]. В то время как в концептуальном проекте рабочей  группы Института философии СПбГУ под руководством Н.В. Кузнецова она была положена в основу, во главу угла. В противоположность этому, для  И.М. Чубарова краеугольным камнем стал деятельностный подход в его  интерпретации.

В ходе круглого стола «Деятельностный подход в философии, продуктовая деятельность и практико-ориентированное образование (опыт ТюмГУ)», прошедшего в июне 2025 г. (с возможностью подключения онлайн), была представлена концепция И.М. Чубарова. В своей работе он опирается на ряд отечественных авторов, среди которых особенно выделяет культурно-историческую теорию Л.С. Выготского и культурно-деятельностную концепцию А.Н. Леонтьева. Безусловно, их интересные размышления заслуживают внимания и могут быть, с известной натяжкой, названы философскими, но традиционно они выступают и воспринимаются именно как психологи,  ведь именно психологией, по большей части и прежде всего, они и занимались. Однако И.М. Чубаров понимает деятельностный подход весьма своеобразно и широко. Он утверждает, что концепт «деятельность» в его  «соотнесении с развитием сознания» «преодолевает традиционные философские дуализмы сознание / материя, субъект / объект, мышление / практика». И.М. Чубаров отмечает роль деятельностного подхода в решении фундаментальных философских проблем, в том числе, проблемы объективности  познания, и обращается к теме «практики» в жизни и в системе высшего  образования. По его мнению, высшее образование должно стать «практико-ориентированным», а философское знание и методы философского познания действительности «могут быть успешно освоены и эффективно использоваться студентами вузов только в режиме практической деятельности»[12].

По словам И.М. Чубарова, «практико-ориентированное» образование успешно реализуется в ТюмГУ с 2017 г. по настоящее время. Оно получило название «индивидуальные образовательные траектории»[13] и презентуется им как нечто исключительное и уникальное. Подобный проект, получивший также название «ядерной программы» (имеется в виду образовательное ядро или общеобязательные дисциплины, являющиеся основанием для «надстройки» различных общепрофессиональных компетенций), реализуется и в некоторых других вузах, например, в Томском государственном университете (ТГУ)[14] и Южном федеральном университете (ЮФУ). Безусловно, и сам этот проект, и реформы по модернизации ТюмГУ заслуживают внимания, однако какое это имеет отношение к философии, и, главное, почему философия должна стать «практико-ориентированной» дисциплиной? Дело в том, что в рамках так называемой «ядерной программы» дисциплина «Философия» становится «ядром» под названием «Философия: технологии мышления». Что меняет это название? Речь идет о стандартном наборе компетенций: критическое и системное мышление, командная работа, коммуникация и навыки проектной деятельности.

Следует сказать, что философия как общеуниверситетская дисциплина должна носить подчеркнуто гуманитарный, мировоззренческий и ценностный характер. В этой связи хочется предостеречь от попыток выстроить учебную дисциплину по философии для негуманитарных специальностей, опираясь исключительно на формирование компетенций, и представить ее как «практико-ориентированный» курс, лишенный историко-философской базы. Стоит предостеречь и от его выстраивания вокруг собственного содержания нефилософских дисциплин в ущерб его внутренней логике. Философский курс, читаемый для естественно-научных и технических направлений, должен сближать и уменьшать разрыв между ними и гуманитариями, а не усугублять его. По словам Н.С. Кирабаева, «необходимо преодолевать  однобокость в образовании, технократические тенденции в подготовке специалистов естественнонаучного и технического профиля, с другой стороны, оторванности социально-гуманитарного образования от естественно-научных и технических вопросов современной культуры» [5. С. 27].

Философию нельзя сводить к «техникам» или «технологиям» мышления, к развитию навыков коммуникации и аргументации, эти «прикладные» задачи не должны выступать на первый план. Философия не должна и не может быть «практико-ориентированной» дисциплиной в узком, прикладном значении, при этом она может оказывать самое благотворное влияние на воспитание личности. Философия помогает «сформировать основы мышления, заложить основы нравственности, особое представление о человеке, мире, то есть речь идет о формировании теоретического остова мировоззрения» [5. С. 27]. Философия не должна быть редуцируема к каким-либо навыкам и компетенциям (именно в этом значении она не является «практико-ориентированной» дисциплиной), она «имеет свою проблематику и в этом смысле определенную целостность как в культуре, так и в системе образования» [5. С. 27]. По словам Е.В. Брызгалиной, «акцент на развитие компетенций порождает опасность складывания „беззнаниевой формы компетенций“, когда недостаток предметных знаний компенсируется успешными личностными демонстрациями (например, отсутствие дифференцированных содержательных аргументов становится менее значимым в сравнении с развитыми навыками ведения  публичных дискуссий)» [6. С. 95].

Философия не просто изучает мир, но и структурирует само мышление, помогая человеку осознать свое место в мире и сформироваться как личность. Интерес к философии должен закладываться еще в средней школе, пусть на таких уроках, как обществознание, история и литература. Изучение философии «должно присутствовать на всех уровнях образования человека, однако на каждом уровне оно имеет свои цели и задачи, реализуя функцию формирования мировоззрения, становление которого на каждом из этапов имеет свои внутренние особенности» [5. С. 27].

Безусловно, философия не оторвана от повседневной жизни и фундаментальной науки, религии, искусства и культуры. Об этом пишет и академик В.А. Лекторский в статье «Зачем нужна сегодня философия». По его словам, «философия сегодня все больше обнаруживает прямой практический смысл» [7. С. 142]. Имеется в виду «необходимость в новых способах понимая мира и человека, в новой системе ценностей», ответы на многие современные вопросы, которые возникают в результате радикальных трансформаций современного мира. В.А. Лекторский отмечает, что выход из кризиса цивилизации невозможен без участия философии, и наибольшее значение она всегда приобретает в переломные моменты развития культуры [7. С. 142]. Таким образом, сегодня перед философией «остро стоит задача не только по выявлению оснований разных форм деятельности и формулированию способов их  возможных изменений, но и по сохранению и спасению тех ценностей, без которых ни человек, ни культура невозможны» [7. C. 143]. Философия в вузе для нефилософских специальностей и популяризация философии также необходимы для ориентации в современных стремительно меняющихся реалиях социально-политической и культурной жизни.

Заключение

Сегодня Россия находится перед лицом многочисленных вызовов и угроз, не только геополитического и технологического, но и ценностно-мировоззренческого характера. Ответом на них служат также и фундаментальные реформы всей системы образования, которые происходят в настоящее время. Высшая школа переживает период глобальных перемен. Выход из болонской системы и происходящий переход на «базовое» и «специализированное» высшее образование, стремительное развитие естественно-научных и инженерно-технических специальностей, пристальное внимание к социо-гуманитарным наукам – все это и многое другое будет отражено в готовящемся государственном документе «Стратегия развития российского образования до 2036 года». Сегодня очевидно, что большое внимание в нем будет уделено не только компетентностному образованию и высокотехнологичной науке, но и воспитанию в духе традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Безусловным «ядром» всей системы высшего образования становятся общеобязательные дисциплины ценностно-мировоззренческого характера: «Истории России», «Основы российской государственности», «История религий России», «Философия».

О важности философии в системе высшего образования говорилось всегда. Сегодня речь идет не о том, нужна ли она, а, по всей видимости, о том, каким образом она способна помочь в формировании не только самостоятельной личности, но также гражданина и патриота России. С этой целью необходим ценностный ориентир и в жарких современных дискуссиях об обновлении философских программ для всех нефилософских специальностей это становится едва ли не ключевым моментом. Очевидно, что раскрытие всей полноты философского знания должно быть интересно и полезно обучающимся, однако означает ли это, что дисциплина «Философия» должна стать «практико-ориентированной»? Может ли вообще она таковой когда-либо стать?

Безусловно, философия способствует формированию таких «навыков  и компетенций», как критическое и системное мышление, ведение дискуссий и умение отстаивать свою точку зрения, а также многих других. Однако не следует сводить ее исключительно к этому. Философия никогда не была практико-ориентированной дисциплиной, но при этом она может играть принципиально важную роль в формировании целостного мировоззрения и нравственных ориентиров, то есть в воспитании личности.

Важным вопросом преподавания философии в вузе является ее сводимость или несводимость к истории философии, и можно ли ей пожертвовать в «угоду» проблемному подходу? С другой стороны, нужно ли освещать все области философского знания в «равных пропорциях», или же можно предпочесть этому обсуждение отдельных фундаментальных и экзистенциальных тем, с указанием на то, как они раскрывались в истории философской мысли. Безусловно, необходимо вводить в курс философии больше русской философии, которая зачастую и вовсе почти игнорировалась, в том числе и по причинам того, что сами преподаватели далеко не всегда хорошо разбираются в ее православном изводе.

Концепция И.М. Чубарова и готовящееся коллективное издание учебного пособия «Философия для неспециалистов естественно-научного и технических направлений подготовки», выполненного под его редакцией,  претендуют на новый подход к преподаванию философии. Однако так ли он хорош? Рабочей группой Института философии Санкт-Петербургского государственного университета под руководством Н.В. Кузнецова задолго до этого была предложена и апробирована в преподавании философии иная концепция. В ней предлагается взглянуть на философские проблемы, сгруппированные в восемь тематических разделов – как на вечные и экзистенциальные, познакомив с основными ответами на философские вопросы различных мыслителей – западных, русских, восточных, на протяжении истории. В отличие от концепции И.М. Чубарова, курс логически выстроен на историко-философском материале. Такой подход позволяет сформировать у обучающихся нефилософских специальностей живой интерес к философии и, что немаловажно, познакомиться с традиционными российскими духовно-нравственными ценностями, многие из которых всесторонне раскрываются в этом курсе.

В заключении стоит еще раз отметить принципиальную важность вузовской дисциплины «Философия» в современных российских и геополитических реалиях. Философия способствует развитию критического мышления, но философия и воспитывает, и формирует мировоззрение, которое может и должно строиться на традиционных ценностях. Таким образом, при грамотном преподавании, обращаясь и к истории философии, и к проблемам современности, к вечным вопросам и ценностным ориентирам, философия в вузе может способствовать формированию не только системы взглядов зрелой и ответственной личности, но и российской гражданской идентичности.

 

1 Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2023 г. № 343 «О некоторых вопросах совершенствования системы высшего образования». Официальное интернет-представительство Президента Российской Федерации. Режим доступа: http://kremlin.ru/acts/news/71118 (дата обращения: 16.07.2025).

2 Стратегию развития российского образования до 2036 года обсудили на совместном заседании Ассоциации ведущих университетов и Совета ректоров вузов СЗФО. Режим доступа: https://spbu.ru/news-events/novosti/strategiyu-razvitiya-rossiyskogo-obrazovaniya-do-2036-goda-obsudili-na?from=email (дата обращения: 16.07.2025).

3 Там же.

4 Основы российской государственности : учебное пособие / А.Д. Харичев, А.В. Полосин, А.В. Селезнева. М. : Издат. дом «Дело» РАНХиГС, 2024.

5 История России : учебник для вузов [для студентов неисторических специальностей] : в 2 частях / под ред. Ю.А. Петрова. М. : Наука, 2024.

6 Указ Президента Российской Федерации В.В. Путина от 09.11.2022 г. № 809 «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Официальное интернет-представительство Президента Российской Федерации. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502 (дата обращения: 16.07.2025).

7 История религий России : учебник / коллектив авторов; под ред. О.Ю. Бойцовой. М. : КНОРУС, 2025.

8 Проект «ДНК России». Федеральный институт развития образования. Режим доступа: https://firo.ranepa.ru/dna-of-russia (дата обращения: 16.07.2025).

9 Эксперты СПбГУ предложили новую концепцию преподавания философии в высшей школе. Режим доступа: https://spbu.ru/news-events/novosti/eksperty-spbgu-predlozhili-novuyu-koncepciyu-prepodavaniya-filosofii-v-vysshey (дата обращения: 17.07.2025).

10 Круглый стол по методикам преподавания философии в вузах. Режим доступа: https://philos.msu.ru/node/7823 (дата обращения: 17.07.2025).

11 Эксперты обсудили преподавание философии в вузах. Режим доступа: https://www.utmn.ru/news/stories/obrazovanie/1306053/ (дата обращения: 17.07.2025).

12 Презентация во время круглого стола на философском факультете Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова в июне 2025 г.

13 Индивидуальные образовательные траектории в университете: ключевые точки внедрения. Опыт ТюмГУ. Режим доступа: https://www.forbes.ru/education/special/iot-main/iot-unmn?ysclid=md3p5hqitv132887924#!/tab/263036917-3 (дата обращения: 18.07.2025).

14 Ядро – это единая платформа… О проекте. Режим доступа: https://tsu-bcore.tilda.ws/about (дата обращения: 18.07.2025).

×

About the authors

German E. Bokov

Saint Petersburg State University

Author for correspondence.
Email: bokovg@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-0456-2356
SPIN-code: 3934-2396

PhD in Philosophy, Associate Professor of the Department of Philosophy of Religion and Religious Studies, Institute of Philosophy

7/9 Universitetskaya Naberezhnaya, Saint Petersburg, 199034, Russian Federation

Alexandra A. Lisitsyna

Southern Federal University

Email: aleksandralisicyna@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-4361-565X
SPIN-code: 3898-1470

PhD in Philosophy, Senior lecturer of the Department of Social Philosophy, Institute of Philosophy and Social-Political Sciences

105 Bolshaya Sadovaya St., Rostov-on-Don, 344004, Russian Federation

Helen V. Chapny

Southern Federal University

Email: elena_chapny@mail.ru
ORCID iD: 0009-0009-8386-0607
SPIN-code: 1557-8962

PhD in Philosophy, Associate Professor of the Department of Social Philosophy, Institute of Philosophy and Social-Political Sciences

105 Bolshaya Sadovaya St., Rostov-on-Don, 344004, Russian Federation

References

  1. Bokov GE, Chapny HV. New module “Foundations of Russian statehood” in higher education system. In: Rozin MD, editor. Science, pedagogy and mentoring in the South of Russia: materials of the All-Russian scientific conference with international participation (Pyatigorsk – Rostov-on-Don, 23–24 November 2023) dedicated to the memory of Y.A. Zdanova. Rostov-on-Don: RO Rossiiskaya inzhenernaya akademiya publ.; 2023. (In Russian).
  2. Lektorsky VA, Stepin VS, Huseynov AA. Philosophy in modern culture: new perspectives (materials of “round table”). Voprosy Filosofii. 2004;(4):3–46. (In Russian). EDN: NDSHKV
  3. Pruzhinin BI, Azhimov FE, Arlamov AA, et al. What kind of education is valuable to us? Materials of “round table”. Voprosy Filosofii. 2018;(6):34–58. (In Russian). doi: 10.7868/S0042874418060031 EDN: XQKJXF
  4. Kondratieva SB. Teaching of philosophy in university: problems, forecasts, prospects. Problems of pedagogy and psychology. 2018;(4):122–131. (In Russian). doi: 10.17805/zpu.2018.4.12 EDN: XQEGZR
  5. Kirabaev NS. Education of a citizen: on teaching philosophy in higher educational institutions of Russia. Voprosy Filosofii. 2018;(6):27–28. (In Russian).
  6. Bryzgalina EV. Problems of integration of natural-scientific and philosophical knowledge in modern education: social aspects. Philosophy and Society. 2017;(2):87–123. (In Russian). EDN: ZCPEKN
  7. Lektorsky VA. Why is philosophy needed today? Voprosy Filosofii. 2017;(7):140–143. (In Russian). EDN: YZAYKL

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2025 Bokov G.E., Lisitsyna A.A., Chapny H.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.