Физическая активность ребенка с сочетанной патологией как интегрирующий показатель функционирования и гигиенической активности


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Наличие хронических заболеваний ограничивает физическую активность больного ребенка, а наличие одновременно нескольких заболеваний обуславливает более сложные взаимоотношения болезней и физической активности. Целью настоящего исследования явилось изучение влияния коморбидности на физическую активность детей. Было обследовано 652 ребенка 7-15 лет, среди которых выделены 3 группы: 1 - 235 детей, имеющих два и более хронических заболевания; 2 - 119 детей с изолированными хроническими заболеваниями и 3 - 298 случайно выбранных школьников. Основные характеристики физической активности изучались методом интервьюирования детей и родителей. Средняя оценка физической активности в 1 группе оказалась ниже, чем у детей 2 и 3 групп (15,2 в сравнении с 19,0 и 22,2 баллов; p < 0,05). Дети с двумя хроническими заболеваниями имели ограничения в занятиях физкультурой в 1,4 раза, а имевшие три и более заболевания - в 1,8 раза чаще, чем дети с изолированной патологией. 28,5% родителей детей 2 группы и 74,1% 1 группы не получали от врача специальных рекомендаций по физической активности. 65,5% родителей 1 группы и 42,8% 2 группы поддерживали ограничения занятий физкультурой своих детей. Среди детей 1 и 2 групп избыточный вес был отмечен в 28,2 и 32,1% случаев (в 3 группе - у 22,6%), но рекомендации по физической активности получили только 33,3% из них, а 52,9% имели освобождение или ограничение в занятиях физкультурой. Дети 1 группы, в сравнении с детьми 2 и 3 групп, испытывали гиподинамию в 1,7-1,9 раза чаще, посещали спортивные секции в 1,5-2,4 раза реже, а их родители занимались физкультурой и спортом в 1,4-2,0 раза реже.

Об авторах

Роман Анатольевич Гудков

Рязанский государственный медицинский университет

Email: comancherro@mail.ru
Рязань, Россия

Олег Евгеньевич Коновалов

Российский университет дружбы народов

Email: konovalov_oe@pfur.ru
Москва, Россия

Список литературы

  1. Гамова С.Н. Развитие эмоциональной устойчивости детей старшего дошкольного возраста средствами физической культуры: Автореф. дис.. к. пед. наук. Елец, 2007. 42 с.
  2. Криволапчук И.А. Возрастная динамика и адаптационные изменения функционального состояния детей 5-14 лет под влиянием занятий физическими упражнениями: Автореф. дис.. д-ра. биол. наук. Москва, 2008. 56 с.
  3. Медицинские аспекты физического развития детей и детского спорта в современном обществе. Материалы III международной конференции по вопросам хронических заболеваний в педиатрии, инвалидности и развития человека (Иерусалим, 2-5 декабря 2012) (Режим доступа: http://www.mif-ua.com/archive/ article/34831).
  4. Глобальные рекомендации по физической активности для здоровья. ВОЗ, 2010 (Режим доступа: http://www.who.int/dietphysicalactivity/publications /9789241599979/ru).
  5. Линёва О.А., Волков И.Э. Роль физических нагрузок в лечении сахарного диабета 1 типа у детей // Детская больница. 2009. № 1. С. 24-28.
  6. Национальная программа «Бронхиальная астма у детей. Стратегия лечения и профилактика». 4 изд. перераб. и доп. Москва: Оригинал-макет, 2012. С. 184.

© Гудков Р.А., Коновалов О.Е., 2017

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах