№ 4 (2011)
- Год: 2011
- Статей: 13
- URL: https://journals.rudn.ru/literary-criticism/issue/view/299
СТАТЬИ
Образы природы и их символическое значение в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго» (на материале пейзажных фрагментов частей 3 - «Ёлка у Свентицких» и 14 - «Разлука»)
Аннотация
Данная статья посвящена анализу образов природы в романе Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго». На материале избранных фрагментов автор доказывает, что изображение картин природы является в романе способом символизации единичной ситуации. Образы природы, выступая в роли инструмента психологического анализа, служат вместе с тем расширению смыслового объема текста.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2011;(4):5-11
5-11
Шаир «Си Пахит Лидах» как образец малайской традиционной литературы переходного периода
Аннотация
Проводится краткий обзор традиционной для малайско-индонезийского мира поэмы о герое Си Пахит Лидахе, являющейся ярким примером художественного наследия региона. Интерес к поэме вызван любопытным соотношением формы и содержания, обусловленным временем ее создания - накануне слома литературной средневековой традиции, в момент широкого бытования локальных литератур, черпающих материал из местного фольклора.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2011;(4):12-17
12-17
Сиуация «Смерть поэта» в лирике Вениамина Блаженного
Аннотация
В статье рассмотрен комплекс тем, мотивов и образов, составляющих ситуацию «смерть поэта» в лирике В. Блаженного. Использован архивный материал, в том числе неопубликованные произведения (всего 270 стихотворений).
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2011;(4):18-26
18-26
Принцип монтажа эпизодов в «пьесах по мотивам» в современной русской драматической сказке
Аннотация
В статье рассматриваются композиция и способы стыковки эпизодов в «пьесах по мотивам» сказок: введение персонажа от автора, прерывание основного действия сказки другим, параллельным, действием, смена картин. Анализируются произведения Г. Соколовой, А. Анисимова и Л. Филатова.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2011;(4):27-34
27-34
Семантико-стилистические функции метонимии в поэзии и прозе ХХ века
Аннотация
В статье рассматриваются основные приемы стилистического употребления метонимически организованных слов на примерах из прозы и поэзии XX века. Систематизированы, подробно описаны и проиллюстрированы наиболее важные образные метонимические словоупотребления и их функции (образное, ощутимое обозначение целого через его часть, т.е. синекдоха; обозначение содержимого через содержащее; смещенное определение (смещенный атрибут); прием, основанный на каузативных отношениях значений слов; номинация через непосредственную пространственную или функциональную смежность предметов и др.).
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2011;(4):35-42
35-42
И. Бунин и Ги Де Мопассан: к вопросу о типологии творчества
Аннотация
В статье обобщаются процессы активизация литературоведческой компаративистики в России в 70-е гг. ХХ в. Особое внимание уделяется российским ученым, которые предложили сравнивать литературы не только схожих исторических общностей но и литературы, далеко отстоящие друг от друга. В. Жирмунский предлагает четыре основных аспекта сравнительного изучения литератур. Сам ученый рассматривал фольклор и литературу Средневековья, однако его подход продуктивен для изучения и сопоставления таких авторов как Ги де Мопассан и И. Бунин.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2011;(4):43-48
43-48
Форматное телевидение
Аннотация
Автор анализирует форматные программы современного российского телевидения, дает научный обзор рейтинговых социальных и культурно-просветительских программ, размышляет о причинах их популярности в эфире федеральных телеканалов.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2011;(4):49-58
49-58
Концентрация муниципальных СМИ в Российской Федерации
Аннотация
В статье анализируется процесс становления в России нового медиапространства, которое, в частности, характеризуется появлением региональных СМИ. Телерадиокомпании сегодня есть у каждого субъекта РФ, во многих регионах их насчитываются десятки и даже сотни. Автор исследует влияние этих СМИ на политические настроения в обществе, их взаимодействие с властью, свободу самовыражения, уровень прозрачности.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2011;(4):59-65
59-65
Игра и телевидение в экранном пространстве
Аннотация
В статье феномен игры исследуется с точки зрения социальных и функциональных особенностей. Выдвигается гипотеза природной коммуникативной предназначенности игрового действия к показу на телеэкране в формате массового телевещания. Анализ проводится методом сравнения сущности/бытования игры и сущности/бытования телевидения. Также рассматривается явление экранности, как одна из причин глобальной трансформации зрительской зоны игрового пространства.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2011;(4):66-71
66-71
72-75
СМИ и власть в условиях демократии в Латинской Америки
Аннотация
Существует много оснований полагать, что средства массовой информации служат одной из основных опор для развития демократии. Им приписывается целый ряд функций, и в том числе функция защиты общественной силы от совершения возможного зла, поощрения гражданственности, привлечения внимания к разнообразным точкам зрения в обществе. СМИ стремятся выполнять свои функции с одной лишь целью: добиться свободы выражения, которая наравне со свободой справедливости является одним из главных человеческих прав в современном обществе. Но СМИ имеют прямое отношение к будущему демократии в Латинской Америке еще и потому, что их власть стремится заменить военные режимы тридцатилетней давности. Крупные экономические группы используют СМИ и решают, какой сегодня будет повестка дня, кому давать слово, а кому нет.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2011;(4):76-84
76-84
Рождение читателя не означает смерть Автора
Аннотация
Рецензируемая книга современного английского теоретика модернизма Maкса Сондерса «Selfimpression: Life-Writing, Autobiografiction and the Forms of Modern Literature» предлагает оригинальное исследование феномена «жизнеописания». Анализируя параллельно с литературоведческими изысканиями по вопросу автобиографии в художественной литературе работы первого ряда европейского литературного модернизма/постмодернизма с 1870 по 1930 гг., Сондерс предлагает новую трактовку диалога автор - герой - читатель, обусловленную «самовпечатлением»-автобиографией читателя как реакцией на заложенное в текст «самовпечатление»-биографию автора. Для этого ученый разбирает, как, какими способами писатели объединяют жизнеописание с беллетристикой. В итоге исследование Сондерса заставляет пересмотреть устоявшиеся концепции о протагонизме и соотношении автор - герой - читатель, особенно в советско-русской научной традиции.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2011;(4):85-87
85-87
Наши авторы
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2011;(4):88-89
88-89