Том 27, № 1 (2022)
- Год: 2022
- Статей: 21
- URL: https://journals.rudn.ru/literary-criticism/issue/view/1535
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-9220-2022-27-1
Весь выпуск
Литературоведение
Роман Ф.М. Достоевского «Идиот» в инсценировках XIX века: история цензуры и постановок
Аннотация
В статье изучен феномен сценической интерпретации творчества Ф.М. Достоевского, в частности, рассмотрены театральные инсценировки романа «Идиот» конца ХIХ века. Особого внимания заслуживает тот факт, что любые театральные переделки романа встречали упорный отказ со стороны цензуры. Автор статьи ставит своей задачей рассмотрение причин такого «сопротивления». Подробно изучены цензурные рапорты, хранящиеся в архивах, содержащиеся в них аргументы о «неуместности» творчества Достоевского на сцене, о «низком качестве» пьес по мотивам романа. Сделан сопоставительный анализ сценических версий и самого романа. Приводятся причины успеха варианта переделки В. Крылова и Г. Сутугина, которая в итоге была представлена на сценах в Московском Малом театре и Александринском театре в 1899 г. Изучение истории сценического воплощения романа позволяет расширить представление о критической и общественной рецепции романа, о театральной репутации писателя в контексте синтеза различных видов искусства.
Рецепция творчества Ф.М. Достоевского в татарской литературе и литературоведении
Аннотация
В статье рассматривается обращение татарских писателей к творчеству Ф.М. Достоевского, диалог с писателем в их произведениях, а также исследуется перевод романа «Преступление и наказание» на татарский язык. Изучение диалогических связей татарских писателей с творчеством Ф.М. Достоевского современными казанскими литературоведами способствует выявлению сложной и многоаспектной истории взаимодействия татарских писателей ХХ века с русской классикой. Изучив научные труды В.Р. Аминевой, Л.К. Байрамовой, Д.Р. Москалевой, К.С. Миннибаева, Э.Г. Нигматуллина, Ю.Г. Нигматуллиной, М.М. Хабутдиновой, З.З. Шагиахметова, а также перевод романа «Преступление и наказание» Р. Даутова, можно сделать вывод о том, что в творчестве Г. Исхаки, Ф. Амирхана, Г. Ибрагимова, А. Гилязова обращение к художественному и философскому наследию Ф.М. Достоевского проявилось в творческом и оригинальном осмыслении нравственно-философских идей и глубокого психологизма русского классика, стремлением через призму его идей полнее раскрыть явления современной татарской действительности.
Интерпретация стихотворения А.А. Ахматовой «Муза»
Аннотация
Раскрытие смысла загадочного диалога между поэтом и Музой в финале произведения мы начнем исходя из последовательного прочтения. Необходимо сразу отметить, что в человеческом и природном мире разделение тьмы и света, сна и бодрствования, праздной жизни и служения отражается в ценностном предпочтении поэтом своей Музы земным почестям, юности и свободе. Это в финале произведения сближает между собой двух поэтов из разных временных сфер: поэт, живущий сейчас, как и поэт эпохи Возрождения, продолжает служить Музе. Муза в этом произведении имеет человекоподобный облик, тело, голос и взгляд. Визуальная подробность образа Музы важна и для лирического героя, и для читателя, поскольку переводит нечто значимое и возвышенное в интимный, личный мир героя. На персональный план коммуникации указывает ценностная и стилистическая оппозиция: «почести» и «милая». Атрибут такой Музы - дудочка (авлос или сиринга в руках богини Эвтерпы) соответствует скорее Пану, чем Аполлону-Кифареду. Поэтому природное состояние мира здесь не враждебно, а, напротив, - репрезентативно в отношении человеческой жизни. В ходе исследования выясняется, что отсылка именно к «Божественной комедии» подтверждается не только очевидным упоминанием Данте в финале, но еще и в самой первой строфе.
«Техногенная» образность поэзии Александра Ерёменко в контексте эволюции его романтического мировоззрения
Аннотация
В статье рассматривается недостаточно изученная специфика «техногенной» образности в поэзии Александра Ерёменко. В стихотворениях 1984-1986 годов поэт часто сопоставлял образы техники и науки с природными объектами. Исследователи давали этим образам различные этические оценки. В признании неправомерности этих подходов кроется актуальность поставленной проблемы. Позднее, в 1987-1989 годах, стихи поэта будут транслировать политическую повестку. Цель статьи - определить причинно-следственную связь двух периодов творчества А. Ерёменко. Задача статьи - выявить идейную направленность этих периодов. Автор статьи выдвигает тезис: два периода в творчестве А. Ерёменко соответствуют двум стадиям разворачивания его романтического мировоззрения. Поэт сначала абсолютизировал механистичность внешнего мира («Не-Я»), а потом локализировал из него политический «образ врага». В постсоветский период (после 1991 г.) поэт отказался и от политической, и от поэтической деятельности. Причина этого - исчерпание авторского романтического конфликта и «образа врага». Литературоведческая наука недостаточно изучает вопросы романтического мировоззрения в современной литературе, его политическую и образную специфику, их взаимосвязь.
Пьеса А. Арбузова «Старомодная комедия» в Китае: театральная и критическая рецепция
Аннотация
В статье поднимается проблема восприятия русской драматургии ХХ века в Китае на материале театральной и критической рецепции пьесы А. Арбузова «Старомодная комедия», которая неоднократно ставилась в театрах страны на разных культурно-исторических этапах и в последние годы снова оказалась востребованной театральными деятелями и аудиторией. Анализ постановок известного текста, рецензий и читательских реакций на него позволяет не только проследить изменения в восприятии хрестоматийной для русской сцены пьесы в инокультурном пространстве, но и судить об общественных процессах, обусловливающих такие изменения, а также коснуться собственно театральной жизни и сценических экспериментов в Китае. Делается вывод о том, что общечеловеческое содержание пьес драматурга, вневременные ценности, которые утверждаются в его творчестве, и присущая ему сценичность, органичность драматургического языка помогают успешно адаптировать произведения автора не только для современного русского, но и для иноязычного театра. Примером успешного диалога культур в театрально-драматургической сфере может служить сценическая история пьесы «Старомодная комедия» в Китае.
Историко-культурные процессы и периодизация арабской литературы
Аннотация
Статья посвящена теоретической проблеме периодизации арабской национальной литературы. Вопрос деления арабской литературы на периоды уже давно находится в фокусе как арабских, так и западных, а также российских исследователейлитературоведов. Несомненно, анализа требуют такие приобретшие за последнее время в связи с ростом интереса к современной арабской литературе актуальность вопросы, как множественность и вариативность имеющихся периодизаций, причины несовпадения периодизаций европейских и арабской национальных литератур, различные подходы к составлению периодизации арабскими и европейскими специалистами. Цель данной работы была обозначена как попытка продемонстрировать, прибегнув к анализу и сопоставлению, а также методу историчности, избыточность либо, наоборот, недостаточность некоторых периодизаций и использованных в них терминов, найти различные именования одних и тех же периодов с теми же художественными принципами и временными рамками, а также установить факторы, которые оказали наиболее сильное влияние на пути развития арабской литературы. В ходе исследования делаются выводы о нецелесообразности соотнесения периодизации арабской литературы с общеевропейской, а также ключевой роли в истории арабской литературы ряда факторов. Во-первых, языкового (минимальные изменения в литературном языке с момента кодификации Корана в VII в.), который обеспечил преемственность и традиционность арабской литературы, веками сохранявшей и культивировавшей образные системы и стилистические приемы еще доисламского времени. Во-вторых, национального доминирования - чисто арабского или общемусульманского характера общества. В условиях последнего произошло взаимообогащение литератур народов, включенных в халифат, что повлекло коренные изменения в жанровой системе и тематике арабской литературы. Автор таким образом проводит мысль о том, что самобытность арабской литературы обусловлена особенностями арабской доисламской культуры вообще и словесной культуры в частности и историческими процессами Средневековья на Ближнем Востоке, в первую очередь - стремительным становлением халифата в качестве государства имперского характера и пребыванием большинства арабских стран в составе Османской империи, где арабский язык не был государственным, с XIV в. и до территориального передела по результатам Первой мировой войны.
Образ женщины в китайской лирике периода Шести династий
Аннотация
В предлагаемой статье рассматриваются особенности женских образов в китайской лирике периода Шести династий (Лючао). Приводится их типологическая характеристика в контексте указанного периода, а также намечена эволюция образов в сопоставлении с предшествующими эпохами. Отмечено структурное различие в женской и мужской лирике. Проводится анализ творчества ведущих поэтов периода Шести династий. Делается вывод о том, что в мужской лирике указанного периода женский образ оставался идеализированным, унифицированным и нарциссичным. В изображении женских образов поэты-мужчины пользовались стандартным набором художественных средств. Женщина предстает как объект эстетического наслаждения в неразрывной связи с окружающей ее обстановкой и предметами будуара. Выдвигается тезис о возникновении в лючаоской поэзии образа «прекрасной дамы». Как в женской, так и в мужской лирике появляются все более индивидуализированные образы, наблюдается отход от традиционных гендерных стереотипов. В поэзии эпохи Шести династий возникает осознание поэтами своей субъектности, как в жизни, так и в творчестве. Женские образы эпохи Лючао оказываются наделенными рефлексивностью и психологизмом.
Трансформация художественных образов прошлого в современной китайской детской литературе
Аннотация
Актуальность статьи обусловлена кардинальными изменениями, которые происходят в современной Китайской Народной Республике, в представлениях о той роли, которую должен играть ребенок в китайском обществе. Новизна и научная ценность предложенного исследования заключается в контент-анализе ряда китайских литературных источников, который ранее не проводился. Сегодня в научной среде развернулась активная полемика между теми, кто утверждает, что идет европеизация азиатской культуры и ее трансформация вопреки древним философским воззрениям, и теми, кто отстаивает положение о сохранении ее национальных культурных ценностей в противовес глобализации. Авторы, основываясь на юнгианском анализе художественных образов, предлагают рассмотреть несколько архетипов прошлого, которые используются литераторами в современной китайской детской литературе. Они приходят к выводу о том, что отличительной особенностью архетипичных образов детской китайской литературы является их положительное движение от конфуцианских и неоконфуцианских представлений к современным воззрениям при неизбежном регрессе в период маоизма, однако на протяжении всей истории существования детской литературы идет сохранение базовых архетипов, присущих древним легендам и мифам, как европейским, так и азиатским.
Путешествие с Кихотом Сервантеса: «переизобретение» Салмана Рушди
Аннотация
Последний роман Салмана Рушди «Кихот», вдохновленный «Дон Кихотом» Сервантеса, посвящен путешествию вымышленного персонажа по имени Исмаил Смайл, который принимает имя Кихот, когда отправляется в фантастическое путешествие по Америке, чтобы завоевать сердце знаменитого актера и ведущего ток-шоу Сальма Р., поскольку его восприятие реальности было затуманено постоянным погружением в телевизионные шоу точно так же, как разум дона Сервантеса был затуманен его увлечением рыцарскими романами. В то время как главный герой Сервантеса своими различными злоключениями иронически обнажил многие недуги современного общества, путешествие Кихота по Америке в сопровождении сына Санчо, существование которого он чудесным образом воображает, также действует как плутовское повествование, методично анализирующее тревожные заблуждения общества, современный мировой порядок. Взяв за отправную точку неспособность Кихота различать реальное и вымышленное, Рушди эклектично выдвигает на первый план угрожающие трещины социального порядка, где безудержное игнорирование фактов также становится платформой для повсеместного регресса к атавистическим злодеяниям. Предлагаемый текст посвящен этим и другим вопросам, чтобы подчеркнуть, как знаменитый Человек из Ламанчи продолжает действовать как актуальная фигура даже в условиях прихотливых противоречий нашего времени.
Журналистика
Миссия и роль современной журналистики: факторы трансгресcии
Аннотация
В данной статье рассматриваются пять актуальных вызовов, которые определяют ситуацию трансформации традиционных профессиональных ориентиров журналистики в контексте трансгрессии, смешения с другими видами информационной деятельности, в частности со связями с общественностью и пропагандой. Прояснение этого вопроса имеет существенное значение не только для решения профессиональных задач в сфере СМИ, но и для определения социальных приоритетов массмедиа. В настоящее время роль и миссия журналистики определяются границами классических постулатов прошлого и парадоксами современных практик, что провоцирует неопределенность и даже противоречия в изучении данной сферы деятельности.
Квантитативный анализ динамики распространения слова как фактор выявления значимости молодежных СМИ
Аннотация
Исследованы роль и место молодежных средств массовой информации в изменении словарного состава русского языка. Для сопоставительного анализа использованы три слова, факторами популярности которых является политическая пропаганда, частое употребление слова в определенном молодежном журнале и широкая распространенность слова в Интернете. Выявлена волнообразная динамика повышения частотности слова, ставшего популярным благодаря публикациям в молодежных СМИ: повзрослевшие читатели журнала через 20-25 лет начинают активно употреблять слово, введенное в их словарный запас авторами публикаций. Поставлен вопрос о значимости средств массовой информации для динамики изменений лексикона языка. Разработана методика доказательства влияния средств массовой информации на динамику изменения лексикона с применением инструментария квантитативной лингвистики. История частотности употребления проанализированных слов в русском языке позволяет говорить о важности молодежных средств массовой информации как определяющего мировоззрение и лингвистическую картину мира текста. Более того, и для других слов, у которых частотность коррелирует с исторической обстановкой, сами контексты употребления свидетельствуют о связи повышения частотности с личностью конкретного публициста или писателя и с генерируемыми им текстами.
Гай Фокс и антиномии цифровой эры
Аннотация
В статье исследуется феномен превращения образа Гая Фокса в мем - общезначимый символ. История становления символа, объединившая события Порохового заговора начала XVII века и общественные движения начала XXI века, рассматривается как своего рода естественный лонгитюдный эксперимент, проливающий свет на процесс эволюции личности и ключевые проблемы цифровой эры. Выдвигается гипотеза об изначально амбивалентном характере празднования «Ночи Гая Фокса» как символической реализации интенций, табуированных социальной иерархией. Анализируются аллюзии на тему Порохового заговора в массовой культуре, особенности использования имени и маски Гая Фокса в качестве элементов самоидентификации. Делается вывод о том, что символическая идентификация с Гаем Фоксом свидетельствует о возрастании потребности общества в независимости и самоорганизации и резком обострении антиномических отношений между официальной и неофициальной культурой, впервые описанных М. Бахтиным на примере средневекового карнавала. Рассматривается роль, которую сыграли древние кельтские мистерии и современные цифровые технологии в эволюции символа. Показано, как архаические ритуалы способствовали переосмыслению образа Гая Фокса в русле бинарных оппозиций коллективной психики. Особенности развития «феномена Гая Фокса» в условиях цифрового общества рассматриваются как предиктор очередного этапа эволюции общества и личности.
Волны развития медиаобразования: синхронический и диахронический аспекты
Аннотация
В условиях усиления влияния продуктов интернет-пространства (соцмедиа, блогинг) на повседневность медиаобразование получает особую актуальность. Изменяется символический статус аудитории, которая становится не только потребителем, но и производителем медиаконтента. Однако настоящий этап развития медиакоммуникаций можно считать уникальным с некоторой оговоркой. Прежде уже существовала прецедентность, поскольку в обществе периодически наблюдались периоды масштабного всплеска интереса к медиаграмотности как основной категории медиаобразования, зависящие от ряда социокультурных факторов. Подобное усиление носит волнообразный характер. Предметом настоящей статьи являются волны медиаобразования, которые рассматриваются с позиций синхронии и диахронии. Используется комплекс методов: историко-культурный анализ; структурный анализ; контекстуальный анализ; вторичный анализ социологических и статистических данных. По итогам проведенного исследования делаются выводы о том, что современные медиакоммуникационные условия, в которых развиваются новые медиа, схожи с теми, что были при формировании аудитории кинематографа и телевидения.
Технологии peer learning и edutainment в развитии профессиональных компетенций студентов медийных специальностей
Аннотация
В центре внимания авторов статьи учебно-образовательные проекты (специальные мероприятия) двух вузов: Российского университета дружбы народов и МГУ им. М.В. Ломоносова (филиал в Севастополе). Специальные мероприятия рассматриваются, во-первых, как медиаобразовательные инициативы, развивающие профессиональные компетенции участников и демонстрирующие возможности применения концепции peer learning и технологий edutainment для практического эмоционально-мотивированного обучения студентов медийных специальностей; во-вторых, как элементы внутренней и внешней коммуникаций университетов, как средства событийного маркетинга, формирующие положительный имидж учебного заведения. Авторы представляют методику подготовки мероприятий применительно к образовательным стандартам, увязывают организационные этапы с формированием конкретных компетенций у студентов. Сделаны выводы об эффективности подобных форм учебной активности, о перспективах их использования в условиях онлайн-образования. Модель репрезентации специальных мероприятий, представленная авторами, универсальна и может использоваться не только в вузах, где есть направления подготовки «Журналистика», «Телевидение», «Реклама и связи с общественностью».
Особенности формирования имиджа России на медиаплатформах Сербии
Аннотация
Любая сетевая медиаплатформа, как целостная многофункциональная мультимедийная система, априори обладает совокупностью технологических преимуществ для трансляции общественно значимой информации, при этом медиатекст является ключевым элементом интернет-коммуникаций. В связи с этим медиаплатформу можно рассматривать как одно из наиболее эффективных средств формирования имиджа государства. Авторы проверяют эту гипотезу на эмпирическом материале конкретных медийных платформ Сербии: изучаются медиатексты 2020-2021 годов, посвященные России (ее политике, культуре, истории). Исследовательский вопрос связан с выявлением особенностей формирования и продвижения имиджа России на «цифровой территории» родственного народа. Существует междисциплинарная как теоретическая, так и практическая потребность в изучении медиатекста сетевых платформ как феномена, активно осваивающего мультимедийный формат и различные каналы дистрибуции. Авторы используют лингвистический анализ текстов о России, выявляя стереотипы, присущие жителям Балкан относительно россиян. Было установлено, что на современный имидж Российской Федерации в этом регионе влияют стереотипы, отраженные в текстах, размещенных на сербских медиаплатформах. Особое внимание уделено медиатекстам, отражающим период укрепления международного авторитета России как независимого, последовательно реализующего свою внешнюю политику государства. Проведенное исследование актуально для объективной оценки отношения Балкан к России в контексте вековых межгосударственных связей и традиций славянского мира. Тексты сербских онлайн-медиа демонстрируют понимание авторами ценности общего национально-культурного наследия, лингвокультуры русского и сербского народов. Функционирование современных медиа на Балканском полуострове, выходящих на сербохорватском языке, рассматривается применительно к формированию национального гражданского общества, заинтересованного не только в родном языке, но и в интеграции в славянскую культуру в целом, в развитии эффективного сотрудничества с Россией. Используя технологические возможности медиаплатформ, было установлено, что моделирование имиджа России в сербских медиа в период 2020-2021 гг. является элементом комплексного мультимедийного воздействия на их аудиторию. Результаты проведенного исследования показывают, что репрезентация имиджа России проводилась системно - с учетом ценностей, потребностей и предпочтений южнославянских народов.
Процесс адаптации контента интернет-газеты Lenta.ru к пространству социальных сетей
Аннотация
В настоящее время интернет-газеты, деятельность которых соответствует журналистским стандартам, вынуждены достаточно быстро адаптироваться к стремительно развивающейся цифровой среде. Это, прежде всего, связано с переходом большей части читательской аудитории в пространство социальных сетей и мессенджеров, выступающих сегодня в роли поставщиков новостей. В сложившейся ситуации редакциям СМИ приходится осваивать новые, непривычные для них стратегии и технологии подачи новостного контента. Целью исследования является выявление особенностей процесса адаптации коммуникационной структуры средства массовой информации к пространству социальных сетей и мессенджеров в изменяющейся информационной среде на примере интернет-газеты Lenta.ru . В статье приводится характеристика социальной сети и мессенджера в качестве площадок для деятельности сетевого издания. Исследуются способы подачи материала и стратегии, используемые редакцией на указанных интернет-ресурсах с учетом процесса слияния журналистики и маркетинга, характерного для осуществления деятельности СМИ в социальных сетях.
Доверие к новостным СМИ как источникам политической информации в Западной Африке: признанные vs. новые медиа в Гане и Нигерии
Аннотация
Как и многие развитые демократии, большинство демократических стран Западной Африки сталкиваются с проблемами доверия к средствам массовой информации как источникам политической информации, особенно с появлением новых социальных медиа. Проводившиеся ранее исследования показали, что доверие к альтернативным средствам массовой информации коррелирует с более низким уровнем доверия к новостям в Африке и что частные медиа не являются альтернативой государственным СМИ. В данной статье впервые делается попытка исследовать причины роста недоверия к официальным и новым медиа в Западной Африке, Гане и Нигерии, как основным источникам политической информации в регионе. Метод исследования: онлайн-опрос аудитории средств массовой информации в Нигерии и Гане, которая интересуется политическими новостями и использует как официальные, так и новые медиа для получения политической информации. Результаты исследования показали, что хотя респонденты в Гане и Нигерии используют новые медиа в качестве альтернативного источника получения политической информации, однако в целом доверяют политическим новостям не в социальных сетях, а в официальных СМИ.