Том 25, № 3 (2020)

Литературоведение

Специфика художественного миромоделирования в прозе русского символизма: теория, тенденции, трансперсональные модели

Гарипова Г.Т.

Аннотация

Статья посвящена изучению специфики художественного миромоделирования в прозе русского символизма с акцентом на персонологических и онтологических составляющих концепции Человека и Бытия, структурирующих «мироподобную» модель романа. Актуальность проблемы определяется возможностью в ее срезе выявить эволюционную динамику как эстетической, так и этико-философской парадигмы модернистского типа художественного сознания, идентифицируемого в контексте тенденций экзистенциализации и (нео)мифологизации. Новизна данного исследования заключена в анализе авторских трансперсональных мифомоделей в русских модернистских романах начала ХХ века, интегрирующих в условиях познания «эстетического императива целостности» текстовое сознание (мир как текст), личностное сознание (Я-бытие) и онтологическое сознание (бытие-во-мне). В качестве объекта исследования были избраны мифокультурные концепты христологической философии Д. Мережковского, семиосфера романа В. Брюсова «Огненный ангел», мифокоды антиутопического романа-мифа Л. Андреева, отражающие важнейшие категории и установки трансперсональных антропологических и религиозно-философских концепций «нового религиозного сознания» русского символизма.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2020;25(3):399-423
pages 399-423 views

Образ Иуды в новой и новейшей художественной литературе

Роменских П.В., Мескин В.А.

Аннотация

Цель статьи - ответить на вопрос: почему со второй половины ХIХ века ушло в прошлое безвариантное осуждение Иуды и литераторы стали иначе понимать, а затем и оправдывать его деяния? Для решения задач, обусловленных этой целью, авторы обращаются к идеям мыслителей нового времени, существенно повлиявших на мировидение художников слова, прежде всего Г. Гегеля, А. Шопенгауэра, С. Кьеркегора, более подробно - Ф. Ницше. Особое внимание уделяется писателям позднего Нового и начала Новейшего времени, создавшим наиболее яркие произведения на эту библейскую тему, подробно анализируется философия и поэтика шведа - Т. Гедберга и русского - Л. Андреева. Это первое в отечественном литературоведении столь подробное обращение к известному шведу в детальном сопоставлении его повести об Иуде с повестью Андреева об этом новозаветном персонаже. Доказывается, что оба писателя реагировали на обнаружившийся тогда «кризис сознания» и что на обоих прозаиков сильнейшие влияние оказал Ницше, при этом у Андреева Иуда предстает типом сверхчеловека.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2020;25(3):424-433
pages 424-433 views

Гоголевские традиции в романе В. Каверина «Скандалист, или Вечера на Васильевском острове»

Кольцова Н.З., Лю М.

Аннотация

Роман «Скандалист или Вечера на Васильевском острове» В. Каверина является одним из наиболее репрезентативных воплощений «русской гофманианы» 20-х гг. ХХ в., о чем свидетельствует гротескная образность произведения. Само понимание гротеска не ограничивается бахтинской теорией, но подразумевает обращение и к работам В. Кайзера и В. Шкловского. Кроме того, высказывается предположение, что актуальная для писателя петербургская тема разрабатывается под знаком формалистской идеи литературного быта, а также других концепций и теорий русского формализма (в том числе теории остранения). Каверину удается вписать в контекст петербургского мифа не только собственно литературу, но и литературоведение, что позволяет рассуждать о произведении как об одном из ярчайших проявлений «филологического романа», важнейшей характеристикой которого является акцентированное интертекстуальное начало. В работе утверждается, что мотивы и темы, образы и детали, синтаксические конструкции и даже композиция (в том числе хронотоп) первого романа В. Каверина вписываются в гоголевскую систему координат. Каверинский текст - это конструкция, собранная из фрагментов и деталей гоголевского текста по гоголевским же правилам.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2020;25(3):434-446
pages 434-446 views

Художественные искания поэтов дальневосточного зарубежья: версификационная поэтика Лариссы Андерсен

Цмыкал О.Е.

Аннотация

Статья посвящена анализу версификационных особенностей лирики поэтессы дальневосточного зарубежья Лариссы Андерсен в контексте литературного процесса дальневосточной ветви русской эмиграции. Новизна исследования определяется тем, что версификационная поэтика ее творчества впервые становится предметом самостоятельного и системного изучения. Объектом изучения выступает лирика Л. Андерсен дальневосточного периода (1920-1940-е гг.). Целью является целостное исследование версификационной поэтики Л. Андерсен 1920-1940-х гг. на материале харбинских публикаций, авторского сборника «По земным лугам» (1942) и коллективного сборника «Остров» (1946). Показано, что техническая, формальная сторона стиха не является для Лариссы Андерсен самоцелью или доминантой, что отражает общую непосредственность лирики поэтессы. Однако если того требует концепция произведения, Андерсен прибегает к необычным для себя версификационным средствам (поиски в области метра, рифмы и ритма). Не чужды Лариссе Андерсен и смелые эксперименты, вследствие которых рождаются стихи, перекликающиеся с детской поэзией, народным стихом, китайской классической поэзией, лирикой футуристов и т. д.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2020;25(3):447-457
pages 447-457 views

Художественное время московского текста Юрия Полякова

Ибадова Н.Э.

Аннотация

В статье исследуется поэтика воплощения образа Москвы в прозе выдающегося русского писателя современности Юрия Михайловича Полякова. Московский текст писателя-москвича анализируется в контексте изучения художественного времени. Присутствующий во всех произведениях Ю. Полякова образ Москвы многозначен, объемен, представлен в разнообразных аспектах и соотнесен с конкретными эпохами. Характерными особенностями создания московского текста Полякова являются описательная рефлексия с опорой на мелкие детали и подробности, использование горизонтальных и вертикальных хронологических линий связи, ставится вопрос о том, насколько они способны сохранить распавшуюся было связь времен. Особое внимание уделяется изучению художественных приемов, при помощи которых писатель, мастер «гротескного реализма», сатирически изображает городские реалии. Прослежена динамика изменения облика столицы от Москвы советской через перестроечную к современному мегаполису, утрачивающему свою национальную идентичность.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2020;25(3):458-467
pages 458-467 views

Карачаево-балкарская поэзия нового времени: проблема национальных художественных традиций

Керимова Р.А.

Аннотация

В данной статье впервые рассматривается разнообразный тематический пласт новейшей карачаево-балкарской поэзии конца XX - начала XXI века. Исследование осуществлено на основе анализа творчества писателей 1990-х годов - Артура Баккуева, Любы Ахматовой, Айшат Кущетеровой и новейшей генерации поэтов XXI века - Шамиля Узденова, Амины Газаевой, Науруза Байрамкулова, Дианы Рахаевой, Исмаила Байтуганова. Доказываются возрождение в сознании реликтов архаических форм мировоззрения в художественной культуре региона, а также приоритетность устоявшихся фундаментальных ценностей и стереотипов в поэтическом сознании молодого поколения поэтов. Вместе с тем отмечается усиление влияния исламских идей на современную национальную словесность. Об этом свидетельствует характер их поэтического самовыражения относительно тематики и проблематики, который носит онтологический характер. Поэты активно оперируют традиционными архетипами и символами (камень, вода, дерево), а также религиозной лексикой (Аллах, судьба, предначертание, молитва и т. д.). В результате исследования выявлены основные тенденции, ключевые аспекты в развитии творческого сознания, обозначены доминанты ценностно-ориентационного единства в содержании и проблематике произведений.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2020;25(3):468-478
pages 468-478 views

Шерлок Холмс и Эраст Фандорин: об особенностях акунинского диалога с Конан Дойлом

Афанасьева О.В., Герейханова К.Ф.

Аннотация

В статье исследуются рецепции А.К. Дойла в повестях и романах фандоринского цикла Бориса Акунина. На основе анализа произведений «Азазель», «Декоратор», «Скарпея Баскаковых», «Узница башни» делается ряд умозаключений о специфике интертекстуальной стратегии Б. Акунина. Демонстрируется, что интертекстуальный диалог Акунина с Конан Дойлом осуществляется через персонажные и нарративные проекции, в частности, структурную стилизацию, транспозицию сюжета на русскую почву и пр. Выявляется многозначная роль конан-дойловских рецепций, выполняющих, во-первых, паражанровую (детективную) функцию сюжетно-семантического кодирования, во-вторых, функцию транстекстуальной загадки, разгадка которой лежит вне произведения - в конан-дойловском претексте, в-третьих, функцию пародийной имитации стилистической манеры предшественника, включая специфику русских переводов рассказов о Шерлоке Холмсе.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2020;25(3):479-486
pages 479-486 views

Динамические виды образной структуры: взгляд на феноменологический подход Романа Ингардена с позиций теории литературы

Аксенова А.А.

Аннотация

Статья посвящена осмыслению некоторых данных, полученных польским философом Романом Ингарденом, в области изучения литературного произведения, эстетики, принадлежащим к феноменологическим исследованиям. Развитие идей Ингардена рассматривается с привлечением русских авторов, которые редко трактуются в феноменологической эстетике. Динамические виды образной структуры - это те качества потенциальных состояний, которые выступают и актуализируются в восприятии читателя как проблема воображения и художественного (визуального) образа. Таким образом, динамический характер видов образной структуры - это переход от нетематического фона к его актуальному состоянию и обратно. Реконструкция тезисов Ингардена приводит, в частности, к фрагментам работы, в которых он анализирует проблему зримо представленного пространства. Для изучения визуального в художественной литературе нужно понимать, что встреча читателя с литературным произведением актуализирует потенциальные типы, которые, по словам Р. Ингардена, «сверкают и гаснут». Визуальная природа эстетического объекта напрямую зависит от того, какое из этих потенциальных состояний актуализируется. Изучение визуального в художественной литературе предполагает двунаправленное движение от рецепции к аксиологии и от аксиологии к рецепции.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2020;25(3):487-496
pages 487-496 views

Традиция У. Морриса в эпическом фэнтези Дж.Р.Р. Толкина

Маратова Ж.Ж., Назарова Т.В.

Аннотация

Статья посвящена проблеме влияния творчества У. Морриса на становление эпического фэнтези Дж.Р.Р. Толкина. Целью исследования является отражение того, как именно традиция Морриса повлияла на формирование фантастической прозы Толкина, что позже вылилось в выделение отдельного поджанра эпического фэнтези, а также жанра фэнтези в целом. Были поставлены следующие задачи: проследить историю становления фантастического элемента, который стал основой для произведений двух авторов, найти сходства и отличия их поэтологических особенностей. Статья написана в русле сравнительно-сопоставительного метода с опорой на работы В. Гопмана и К. Мэсси. Результатом исследования является обоснование роли У. Морриса как естественного литературного предшественника Толкина. На основе влияния и частичного заимствования образов и мотивов творчества Морриса Толкин вырабатывает свое теоретическое обоснование жанра волшебной сказки, которая в дальнейшем получит название «фэнтези».

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2020;25(3):497-510
pages 497-510 views

Песенное творчество в «Дневнике эфемерной жизни» и его функциональная нагрузка

Гафурова Х.Ш.

Аннотация

В истории Японии эпоха Хэйан считается золотым веком, периодом расцвета аристократической литературы. Именно тогда аристократия выступила создателем литературных произведений, которые и по сей день являются шедеврами мировой литературы. Одним из неповторимых явлений японской классической литературы признана дневниковая литература, в том числе и женская, эпохи Хэйан (IX-XII вв.). Дневниковая литература отличается от других жанров по стилю и методам изложения, художественному языку, сюжету и композиции, образной системе. Самым ярким представителем женской дневниковой литературы Японии признают Митицуна-но хаха (935-996 гг.), которая обогатила японскую средневековую художественную традицию самобытным литературным стилем, новой тематикой, новым поэтическим видением, новой чувственностью. В «Дневнике эфемерной жизни» Митицуна-но хаха широко воплощена традиция поэтических вставок, выделяется особый пласт стихотворного материала (трехстишия, пятистишия). Они служат необходимым атрибутом для передачи эмоционального настроения, создания образа, усиления важных по значимости моментов. Рассмотрение художественных особенностей дневника наводит на предположение, что стихотворения - это дополнительный материал в передаче различных эмоциональных состояний героини. Стихотворные вставки усиливают то или иное настроение, устанавливают эмоциональную связь между внешним и внутренним миром автора. Анализ поэтических вставок дает возможность определить их функциональную нагрузку.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2020;25(3):511-520
pages 511-520 views

Журналистика

Связи с общественностью в контексте медиатизации: формирование концептуальной рамки исследования

Шилина М.Г.

Аннотация

В статье впервые в отечественном научном дискурсе о связях с общественностью (СО) предпринята попытка анализа СО в контексте актуальных базовых концепций медиатизации в условиях цифровой датификации. Компаративный анализ концептуальных параметров данных феноменов позволяет предложить в итоге более релевантный исследовательский подход, концептуальные рамки и инструментарий изучения связей с общественностью в условиях медиатизации. В исследованиях медиатизации, в свою очередь, представляется значимым применение инструментария СО, например субъектно-объектной парадигмы исследования для выявления базисных субъектов (заказчиков коммуникации) с целью более эффективного определения параметров коммуникативной фигурации. Выявлено, что практики и концептуальные рамки медиатизации и связей с общественностью трансформируются в парадигме новейшей «глубокой медиатизации», что провоцирует концептуальное сближение медиатизации и связей с общественностью.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2020;25(3):521-530
pages 521-530 views

Феномен фанатского творчества: основные направления изучения

Алгави Л.О., Харченко А.В.

Аннотация

В статье рассматриваются основные направления зарубежных и отечественных исследований фан-сообществ и фанатского творческого производства. Синтезируются теоретические знания, собранные за рубежом. Медиафэндомы понимаются как интерпретативные, партисипативные сообщества, способные оказывать влияние на медиапроизводство, фанфикшен - как одна из форм выражения критики и различных потенциальных смыслов оригинального произведения. Отечественное научное сообщество также называет фэндом «интерпретативным сообществом», а фанфикшен - литературным текстом, выполняющим функцию демонстрации множества индивидуальных читательских интерпретаций произведения. Выявлено, что при наличии некоторых отличий в подходах к изучению фанатского творчества прослеживается общая исходная установка на активность аудитории. Особое внимание уделяется исследованию коллективного смыслообразования и способов выражения различных толкований оригинального медиаисточника.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2020;25(3):531-541
pages 531-541 views

Германия - «цифровой аутсайдер»?

Гапонова Е.М.

Аннотация

Статья посвящена дигитализации в Германии с учетом исторического контекста. Научная новизна и актуальность исследования заключаются в том, что немецкая цифровая медийная история рассмотрена на фоне трансформации системы СМИ, преимущественно после воссоединения двух германских государств. Научная значимость полученных результатов состоит в том, что представлена и разрешена следующая коллизия. С одной стороны, Германия долгое время причислялась к странам, в которых мультимедиа активно входят в повседневную жизнь, и проблема «цифрового неравенства», вызывавшая бурные дискуссии в мире в середине 1990-х годов, была не характерна для такой экономически развитой страны, как Германия. С другой стороны, в 2018-2019 годах появились научные публикации, в которых страна была представлена как «цифровой аутсайдер», а значит стратегия Федерального правительства по развитию информационно-коммуникативных технологий не была выполнена должным образом. Изучая динамику и перспективы немецкой дигитализации (в историческом, содержательном и экономическом аспектах), автор анализирует сложившуюся ситуацию и в итоге приходит к выводу о ложности предположения об аутсайдерстве.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2020;25(3):542-553
pages 542-553 views

Визуализация данных в индийских печатных СМИ: сравнительное исследование газет на английском языке и хинди

Кумар А., Гаур П.

Аннотация

Передовые технологии влияют на все аспекты жизни, журналистика не остается в стороне от этих процессов. Благодаря цифровизации генерируется огромное количество данных, при этом значимую информацию теперь можно хранить, получать и анализировать. Термин «журналистика данных» стал популярным за последнее десятилетие. Анализ наборов данных, извлечение заслуживающей внимания информации и передача ее общественности - это и есть журналистика данных. Визуализация данных также занимает очень важное место в этом процессе. Визуализация используется для того, чтобы передать информацию, извлеченную из баз данных, наглядным и интересным способом. Объем контента на основе данных начал расти в СМИ, поэтому важность визуализации данных также возросла. Использование визуализации данных обогащает пользовательский опыт и помогает лучше понять контент на основе данных. Настоящее пилотное исследование посвящено визуализации данных в газетах Индии, издающихся на двух государственных языках - английском и хинди. Сравнительное изучение различных аспектов использования визуализации данных было проведено с помощью контент-анализа. В результате выявлен существенный разрыв в уровне использования визуализации данных в газетах: СМИ на английском используют визуализацию данных значительно чаще и эффективнее, чем СМИ на хинди.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2020;25(3):554-566
pages 554-566 views

Классификация альтернативных медиа

Дмитриев О.А.

Аннотация

Статья представляет собой попытку классификации альтернативных медиа, которые последовательно завоевывают доверие аудитории в онлайн-пространстве, находят свою аудиторию в конфронтации с мейнстримовскими СМИ. В научной литературе пока отсутствует системное описание альтернативных изданий, среди исследователей нет единого мнения по поводу их функциональных особенностей. Предложенная классификация - первый шаг в изучении специфики и перспектив альтернативных медиа. В качестве оснований для классификации рассматриваются несколько параметров: средства доставки новостей, ареал распространения информации, возможности монетизации контента. Особое внимание уделяется достоверности публикуемой информации, а также модели верификации сообщений международных альтернативных медиа. Результаты исследования выявили проблемные моменты, возникающие при изучении альтернативных медиа. Отмечено, что одно и то же СМИ может быть как альтернативным для одной группы целевой аудитории, так и мейнстримовским для другой.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2020;25(3):567-575
pages 567-575 views

Возможности и риски в процессе социализации современных подростков в среде новых медиа

Цзинь Х.

Аннотация

В статье приведены результаты некоторых исследований, касающихся воздействия новых (цифровых) медиа на социализацию подростков, с целью освещения проблематики изучения возможностей и рисков в процессе коммуникаций подрастающего поколения в онлайн-пространстве. Ученые, чьи работы представлены в статье, указывают на положительное влияние новых медиа, а также обращают внимание на следующие риски, которым подвергаются подростки в Сети: негативная информация, кибербуллинг, аддикция от смартфонов и ноутбуков, интернет-мошенничество, утечка персональных данных. Эти и другие факторы ведут к трансформации психологического состояния подростков, изменяют их сознание, корректируют поведение. Для смягчения и устранения негативного влияния цифровых медиа на подростков предлагается обсуждать превентивные меры в системном ключе, в парадигме «правительство - общество - медиаплатформа», при этом саморегулирование платформ должно являться важнейшим инструментом негосударственного воздействия на ситуацию. Также отмечается необходимость формирования медиаграмотности как у тинейджеров, так и у родителей.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2020;25(3):576-585
pages 576-585 views

Хроника

Научный семинар, посвященный 120-летию со дня рождения Артема Веселого

Малыгина Н.М.

Аннотация

В хронике научного семинара, прошедшего 6 февраля 2020 г. в Отделе рукописей Института мировой литературы имени А.М. Горького Российской академии наук и посвященного 120-летию со дня рождения Артема Веселого дается обзор двенадцати заслушанных докладов, в которых рассматривались биография писателя, его работа в качестве редактора газеты города Мелекесса Самарской губернии «Знамя коммунизма», роль в литературном процессе 1920-1930-х годов, творческие связи с писателями-современниками, а также анализировалась поэтика произведений «Страна родная», «Россия, кровью умытая», «Вольница», «Босая правда» и др.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2020;25(3):607-612
pages 607-612 views

Рецензии. Обзоры

Экранные коммуникации в условиях цифровой экономики: рецензия на книгу «Экранные коммуникации как фактор социализации медиапространства»: межвузовская коллективная монография / под ред. С.Л. Уразовой. М.: Академия медиаиндустрии, 2019. 398 с.

Вартанова Е.Л.

Аннотация

В рецензии рассматриваются основные положения междисциплинарной коллективной монографии «Экранные коммуникации как фактор социализации медиапространства», созданной ведущими исследователями медиа одиннадцати российских вузов и изданной в 2019 году.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2020;25(3):586-588
pages 586-588 views

Национальные особенности популяризации науки в России: исторические предпосылки и современное состояние

Пензина А.И.

Аннотация

В статье рассматривается актуальная тема популяризации науки и особенностей ее распространения с помощью средств массовой информации. Наука развивается все стремительнее. Множество новых исследований вызывают бурный интерес среди людей. Но зачастую научные труды остаются лишь достоянием научного сообщества. Статья представляет собой поэтапный анализ исторических и современных особенностей популяризации науки в России, в том числе развития научно-популярного жанра. Приводится модель, разработанная отечественным исследователем А.Г. Вагановым, на основе которой делается вывод о том, что сегодня аудитория вновь сталкивается с научным знанием в ненаучной среде. Наблюдается нарастание интереса к так называемому научпопу, но не к науке. Статья раскрывает ключевые элементы системы популяризации науки в России, в которой особая роль отведена средствам массовой информации, увеличивающим ее эффективность. Однако возникает проблема, связанная с тем, что журналисту порой сложно разобраться в освещении такой широкой темы, как наука, объединяющей несколько десяткой разных областей.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2020;25(3):589-597
pages 589-597 views

Медиапотребление на территории Украины в 2018-2020 гг.

Чебаненко В.В.

Аннотация

В статье анализируются актуальные аспекты медиарынка Украины, качественно изменившегося в период с 2018 по 2020 г. Учтены социальные и политические явления, которые повлияли и продолжают влиять на медиапотребление на территории Украины. На исходе 2018 г. президентская избирательная кампания способствовала массовой цифровизации страны, а в начале 2020 г. в связи с пандемией коронавируса наблюдалось значительное повышение активности аудитории в использовании мессенджеров при потреблении новостного контента. В работе представлены динамичные изменения в предпочтениях украинских пользователей мобильного интернета разных возрастных групп, выявлены особенности в использовании социальных сетей, отмечен рост интереса к телевидению, зафиксированы новые явления на рынке рекламы. Важным результатом анализа медиапотребления стал вывод об украинизации медиаконтента как ведущей тенденции в развитии вещательного рынка радио и ТВ.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2020;25(3):598-606
pages 598-606 views

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах