Том 24, № 1 (2019)
- Год: 2019
- Статей: 19
- URL: https://journals.rudn.ru/literary-criticism/issue/view/1180
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-9220-2019-24-1
Весь выпуск
Литературоведение
«Дионис Гиперборейский» А. Блока: эстетическая стратегия неосуществленного замысла
Аннотация
Статья посвящена анализу никогда не привлекавшего к себе серьезного внимания исследователей чернового наброска задуманной А. Блоком мистерии «Дионис Гиперборейский». Между тем написанный накануне премьеры первой лирической пьесы поэта «Балаганчик» набросок позволяет глубже уяснить суть его эстетических исканий в драматичный для творческой эволюции Блока период перехода от религиозной, в духе софиологии Вл. Соловьева, «стратегии» «Стихов о Прекрасной Даме» к тому, что он определял как «мистический реализм» и поворотом к воплощению которого считал художественный метод драмы «Балаганчик».
Рецептивная эстетика образа Китая в поэзии К. Бальмонта
Аннотация
В статье рассмотрена рецептивная эстетика образа Китая в поэзии К. Бальмонта. Новым в работе является выдвижение гипотезы о сосуществовании в произведениях поэта двух начал - Логоса и Дао. Обнаружены тексты на китайском языке, к которым обращался поэт. Выявлен первоначальный текст, ставший основой для создания стихотворения К. Бальмонта «Китайское небо». Рассуждения и выводы автора основываются на критических исследованиях, сопоставлении двух культур. Анализ поэтических произведений К. Бальмонта проведен в семантическом аспекте с применением метода текстовых параллелей. Исследование рецептивной эстетики образа Китая в поэзии К. Бальмонта позволяет с еще одной стороны приблизиться к миропониманию культуры Серебряного века.
И.А. Бунин и С.Н. Дурылин: проблемы творческого диалога
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению творческих связей И.А. Бунина и С.Н. Дурылина. В современном литературоведении этот вопрос является актуальным по причине малоизученности наследия С.Н. Дурылина и И.А. Бунина. Прежде всего, у Дурылина вызывает интерес повесть Бунина «Деревня», в которой затрагивается «русский вопрос». Но если в повести «Деревня» писатель не вполне принимает бунинское представление о России как стране дикой и первобытной, то в «Жизни Арсеньева» представленная автором модель русской жизни находит отклик в творческом сознании Дурылина. В мемуарной книге «В своем углу» автор воссоздает имманентный бунинскому образ родины. Сближает писателей восприятие революции 1917 г. как «слома», катастрофы, поэтизация повествования, структурообразующая функция памяти и др. Однако, если у Бунина дореволюционные картины русской жизни - центр повествования, то у Дурылина они служат фоном (и окном в идеальное прошлое), в фокусе писательского внимания - послереволюционный процесс гибели здоровых начал русской жизни, воплощенный в образе снега и др.
«Чудесный реализм» в прозе Зайцева, Шмелева, Бунина (в контексте магического реализма, фантастического реализма, мистического реализма, духовного реализма и т.д.)
Аннотация
Существует множество терминов, обозначающих вторжение необъяснимого в реалистическое повествование, среди которых: магический реализм, фантастический реализм, мистический реализм, духовный реализм, трансцендентальный реализм, метафизический реализм, христианский реализм и т.д. В статье предлагается термин «чудесный реализм» для обозначения реалистических произведений, содержащих чудесные (связанные с категорией чуда) событийные вкрапления. Такие чудеса приводят к очевидным нарушениям законов природы, не поддаются интерпретации с позиции материализма и не вписываются в научную картину мира. «Чудесный реализм» в прозе Бунина, автобиографических произведениях Зайцева и Шмелева рассматривается в сопоставлении с «материалистическим» методом Чехова.
«Рабом быть не хочу...» К 80-летию со дня рождения Венедикта Ерофеева
Аннотация
24 октября 2018 года исполнилось 80 лет со дня рождения Венедикта Ерофеева - одного из самых необычных русских писателей, мыслителей и бунтарей XX столетия. Данная статья посвящена выявлению и описанию природы творческой интенции писателя. Кроме этого, приводится аналитический обзор основных этапов биографического и творческого пути В. Ерофеева. Доказывается, что основными смыслообразующими вехами творческой природы автора являются: истоки (или травмы), которые определили драматический вектор всего жизненного пути; дар как потенция рождения творческой энергии; «сумасшествие» как оригинальное, самобытное проявление индивидуальности и, наконец, вера - мощный нравственный и духовный ориентир.
Образ времени в книге С. Алексиевич «Время секонд хэнд»: своеобразие художественного конфликта
Аннотация
Художественный конфликт в прозе С. Алексиевич является одним из инструментов создания обобщенного образа времени ХХ столетия в его наиболее трагических проявлениях. Благодаря целенаправленному отбору «человеческих документов», исповедей простых людей, а также циклически выстроенной композиции автор воплощает в книге «Время секонд хенд» конфликт двух эпох - Прошлого и Настоящего и двух пространств - Советского Союза и России. Острота воплощенного в книге художественного конфликта обусловлена обращением к судьбам отдельных людей, стремящихся понять свое место в истории, найти оправдание своим идеалам либо, наоборот, оправдать свой отказ от прошлого. Автор - художник, доказывающий свое право использовать в качестве материала живой «человеческий документ», расширить возможности этого документа и в итоге нарисовать объективные образы Времени и Человека, настоянные на живом человеческом чувстве.
Цикл А. Битова «Путешествие из России» как художественнoе целое (структура и поэтика)
Аннотация
В статье предпринята попытка рассмотреть книгу А. Битова « Путешествие из России» как художественное целое и особенно «путешествие» как жанр художественной литературы. Вместе с тем проанализированы черты сходства и различия, «творческая эволюция» в повестях писателя, отражающих авторскую рефлексию по поводу увиденных пространств бывшей советской Империи, ее социальных связей. Постоянное изучение культур других народов помогает писателю создать общую художественную картину. В итоге путешествие становится для А. Битова процессом существования (онтологическим принципом).
«Мир не в фокусе» Жана Руо: между романом и «автобиографическим вымыслом»
Аннотация
В статье рассматриваются теоретические подходы к определению понятия «автобиографический вымысел» (autofiction) - новой формы письма о себе, получившей особое распространение во французской литературе начиная с 80-х годов ХХ века. Анализ специфики нарративных стратегий в романе «Мир не в фокусе» Ж. Руо доказывает, что смешение вымысла и реального может лучше выражать правду субъекта, сложность, невыразимость его «Я» и передавать экзистенциальный опыт, чем достоверное изложение автобиографических фактов. Автофикциональные стратегии Ж. Руо определяются в первую очередь через интертекстуальный диалог с «Исповедью» Ж.-Ж. Руссо, имплицитно включенный в структуру текста.
Женский вопрос в романе Су Туна «Жены и наложницы»
Аннотация
В статье рассматривается роман Су Туна «Жены и наложницы» как исторический источник для изучения положения женщин в первой четверти XX века в Китае. Данный исторический период был полон поворотных событий для государства: Синьхайская революция 1911 года свергла династию Цин, большое влияние обрела западная культура. Именно к этому времени относится начало женского движения в Китае. Процесс трансформации роли женщины в китайском обществе является наиболее сложным и недостаточно изученным вопросом. Через анализ психологизма сюжетов, ситуаций, характеров персонажей, описаний природы и взаимоотношений героев в произведении Су Туна показаны социальные и политические особенности положения женщин в начале XX века. Автор демонстрирует, что, несмотря на прогресс в менталитете, китайская революция 1911 года не изменила основных правил, регулирующих общество, и стереотипы касающиеся положения женщин в нем остались прежними. Сохранялось влияние норм власти в представлении людей о браке, традиционная роль женщин была связана с семьей, ограничивая развитие ее карьеры.
Журналистика
Концептуализация модели «СМК-музей»: постановка проблемы
Аннотация
Статья посвящена анализу основных задач современных музеев и пересечению этих задач с деятельностью средств массовой информации (СМИ). Креативные музейные пространства становятся частью медиапространства, что вызывает необходимость их нового позиционирования и изучения в рамках научной специализации «журналистика (филологические науки)». Авторами рассматриваются функциональные возможности музеев, выступающих в качестве нового средства массовой коммуникации (СМК), определяются наиболее удачные формы подачи информации, выявляются общие со СМИ критерии оценки эффективности музейного контента. Подчеркивается значимость модели «СМК-музей» в условиях кроссплатформенности и дигитализации.
Вызовы медиатизации религии в России: в поисках нормативной модели
Аннотация
Рассматривая развитие религиозных СМИ в России за последние десятилетия, автор констатирует низкий исследовательский интересе к этой области и анализирует две основные проблемы религиозных СМИ. Первая глубоко укоренена в особенностях посткоммунистической религиозности - преимущественно номинальной, чем практической, а вторая проблема связана с низким влиянием религиозных ценностей на российскую медиасистему вообще и на российское телевидение в частности. Ценностный диалог в стране сталкивается с тремя общими проблемами: а) низкий уровень ценностного согласия; б) низкий уровень артикуляции религиозных ценностей и в) низкая культура публичного диалога. Поддерживая призыв британского ученого Н. Коудри к выдвижению и обсуждения нормативных моделей, автор предлагает нормативную модель оптимизации диалога религиозных институтов и СМИ на основе концепции «плюрализм - диалог - консенсус» Ю. Хабермаса. Предлагаемая модель ориентирована на основные принципы прозрачности и наличия четко сформулированных религиозных ценностей в общественной сфере и предполагает определенные ожидания от религиозных учреждений и журналистов. Операционализация модели до уровня эмпирических индикаторов могла бы стать инструментом, матрицей, контрольным списком для оценки нынешнего состояния диалога как между религией и СМИ, так и общественного диалога в целом.
Юмор как средство политического дискурса: от медийной персоны до кандидата в президенты
Аннотация
Авторами рассмотрены причины возрастания популярности политически окрашенного юмора в условиях кризисной ситуации, определены манипулятивные свойства юмористического контента в целом, а также роль смешного в формировании общественного мнения. Рассматривая изменения в области смыслообразования шутки и формата представления юмора на ТВ ведущей продакшн-компанией Украины студией «Квартал 95», авторы пришли к выводу, что отношение к медийной персоне приобретает характер политически окрашенного доверия благодаря остроте отражения реальных проблем страны сначала через шутку, а затем через сатиру, серьезный стендап или же посредством политического сериала. Эстрада и телевидение позволяют Владимиру Зеленскому вместе с коллективом декламировать свою гражданскую позицию, а результат формирования общественных настроений творческой элитой создает платформу электорального доверия и позволяет констатировать, что юмор как средство политического дискурса является оружием, которое дает видимые результаты в рамках предвыборной кампании.
Место коммунальных печатных изданий в структуре медиапространства Крыма
Аннотация
Статья посвящена изучению особенностей информационного пространства Крыма на момент вхождения в состав РФ, в частности функционированию региональных коммунальных (муниципальных) изданий. Последние оставались одним из наиболее востребованных источников информации благодаря невысокому уровню распространения интернета, привычке медиапотребления и значительному доверию читателей к местным газетам. Ключевой функцией муниципальных СМИ, по мнению автора, можно считать информирование населения о деятельности органов местной власти и разъяснение положений законодательства. Кроме того, издания транслировали сведения об общественно значимых событиях на полуострове. Автор анализирует специфику презентации информации, характеризует жанровую палитру коммунальных СМИ и отмечает преимущественную представленность информационных и художественно-публицистических жанров.
Жанровые и функциональные особенности работы Общественной телерадиовещательной корпорации Кыргызской Республики (на примере первой радиостанции «Кыргыз радиосу»)
Аннотация
В статье рассматривается жанровый состав передач Общественной телерадиовещательной корпорации Кыргызской Республики (ОТРК) в советский, постсоветский и современный периоды. Анализ производится на примере первой радиостанции Кыргызстана «Кыргыз радиосу», входящей в состав ОТРК. В основе исследования лежит сбор и анализ статистических данных по составу программных блоков и жанров «Кыргыз радиосу».
Особенности прессы Трансиордании и Аравийского полуострова в период между Первой и Второй мировыми войнами
Аннотация
Статья посвящена анализу особенностей прессы Трансиордании и стран Аравийского полуострова, делающей первые шаги в период перехода от османского влияния к зависимости от Великобритании, формирования современных территорий государств региона. В настоящее время регион привлекает пристальное внимание мировых СМИ. Авторы выделяют характерные черты прессы хашимитской Трансиордании, формирующегося Королевства Саудовская Аравия, монархического Северного Йемена и зависимого от Великобритании Южного Йемена и заключают, что пресса региона отстает от периодической печати передовых арабских стран не несколько десятилетий.