Том 23, № 1 (2018)

Литературоведение

«...Помню его кровно» (А.Л. Блок в жизни и творческой судьбе А.А. Блока)

Сарычев В.А.

Аннотация

Статья посвящена исследованию драматизма, который окрашивал взаимоотношения Блока и его отца. В отличие от предшественников, отводивших А.Л. Блоку незначительную и чаще всего негативную роль в судьбе поэта, автор публикации показывает, что между отцом и сыном существовала некая «тайная» - духовная - связь. Для обоснования данного тезиса вниманию читателей предложен обширный материал, включающий в себя эпистолярные свидетельства Блока об отце, воспоминания родственников, знакомых и учеников варшавского профессора, изложение наиболее ярких его научных идей. Итогом проведенного анализа явилась мысль о глубинном, мировоззренческом сродстве отца и сына, положенном в основу художественной концепции поэмы «Возмездие», над которой А. Блок работал до конца дней.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2018;23(1):7-28
pages 7-28 views

Фаустовский код в «Поэме без героя» Анны Ахматовой

Кихней Л.Г., Корниенко С.А.

Аннотация

В статье предложен новый аспект исследования интертекстуальности «Поэмы без героя» Анны Ахматовой. Авторы выявили цитатно-реминисцентный слой трагедии «Фауст» Гёте и показали, что каждая из отсылок к Гёте является структурообразующим принципом по отношению к тексту поэмы - структурирует ее на разных уровнях, начиная от мотивно-образного до композиционного. Рассмотрены художественные функции образов Фауста и Мефистофеля, открыто обозначенных в Поэме, выявлена связь сюжетных ситуаций прихода инфернальных сил к героине, вызвавшей их с помощью магического ритуала (гадания) с сюжетной завязкой «Фауста»; сопоставлены мотивы бесовского карнавала «Поэмы без героя» (с отсылками к «Брокену ночному») с мотивами «Вальпургииевой ночи» «Фауста»; прослежены лейтмотивы «отравленного вина», «Золотого века», «черного преступления», «мук совести», подспудно звучащие в ахматовской поэме и показано их созвучие смысловым линиям гетевской трагедии. Доказано, что Ахматова в своих апелляциях к Гёте опиралась не только на оригинал «Фауста», но и на его перевод, сделанный Н.А. Холодковским.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2018;23(1):29-35
pages 29-35 views

Буква и слово в пространстве художественного текста (С. Есенин, М. Шишкин)

Солнцева Н.М., Хлебус М.А.

Аннотация

В статье исследуется феномен буквы в эссе А.С. Есенина «Ключи Марии» (1918) и рассказе М.П. Шишкина «Урок каллиграфии» (1993), эссе «Спасенный язык» (2001). Выявлены общие и противоположные основы художественно-лингвистических концепций поэта Серебряного века и писателя XXI века: понимание буквы как микрокосма, антропологическое восприятие буквы, творящая потенция слова. Есенин и Шишкин соотносят «живую жизнь» слова с последовательным действием, в котором есть начало, кульминация, завершение. Сюжет «Урока каллиграфии» развивается, следуя графической логике буквы, повествование о жизни судебного переписчика движется к точке. В «Ключах Марии», напротив, сюжет об алфавите развивается как история человека: от интуитивного восприятия себя к самопознанию. При явном антропологическом смысле алфавита и Есенин, и Шишкин устанавливают свою иерархию ценностей, в которой человек - не доминанта бытия.Возможности буквы и слова в эстетике Есенина и Шишкина выходят за пределы только когнитивной функции. И поэт, и писатель развили мысль о слове как национальной культурной памяти. Философия слова обоих писателей рассмотрена в контексте стилевой традиции Епифания Премудрого.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2018;23(1):36-41
pages 36-41 views

Архетипический комплекс корабля в русской литературе: мортальный подтекст

Дударева М.А.

Аннотация

Данная статья посвящена изучению генезиса образа корабля в русской литературе и фольклоре, идее «иного царства» в поэтике русской литературы XIX-XX вв. Большое внимание уделено вопросам, связанным с метафорой корабля, лодки в художественном мире М.Ю. Лермонтова, И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, М. Горького и в поэзии начала XX в.; подробно рассматривается парадигма «луна - ладья». Образ лодки, периодически возникающий в русской литературе, в творчестве разных художников слова, связывается с семантикой погребальной обрядовой ладьи, которая была актуальна для разных фольклорных жанров. Обращение к загадкам о смерти, к былинной традиции, к сюжетам о Разине позволяет увидеть сложность и большую значимость символа лодки/ладьи/корабля для национальной культуры. За этим символом кроется высокая идея смерти как космического перерождения, инициации героя, что оказалось востребовано русской литературой, как реалистической прозой, так и поэзией авангарда и модернизма.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2018;23(1):42-49
pages 42-49 views

О театрализации прозы пореволюционной эпохи (на метериале произведений Е. Замятина и А. Грина)

Кольцова Н.З., Монисова И.В.

Аннотация

В основе статьи доклад авторов на Международной научной конференции «Театр революции» (Бахрушинские чтения - 2017). Речь идет о специфической театрализации действительности, характерной как для революционной, так и для тоталитарной эпох, а также об отражении и прогнозировании этих процессов в ранней советской прозе. Обнаруживается «мистериальный код» и «балетный код» как жанровые домининты отдельных эпизодов или текста в целом в произведениях Е. Замятина и А. Грина. Театрализация по тому или иному типу определяет формы выражения авторской позиции и в целом художественный язык анализируемых эпических текстов.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2018;23(1):50-58
pages 50-58 views

Образ подростка в повестях Ч. Айтматова 1970-х годов

Мескин В.А., Золотухина А.В.

Аннотация

В статье рассматриваются формально-содержательные компоненты повестей Ч. Айтматова «Белый пароход», «Ранние журавли», «Пегий пес, бегущий краем моря». Основное внимание уделяется анализу средств создания характеров героев-подростков, психологизму, мотивации поступков в целях раскрытия «внутреннего Я» героев. Делается вывод о существенной эволюции подростковой темы в творчестве писателя. Выявляя своеобразие айтматовской тематики и проблематики, авторы статьи с необходимостью совершают экскурсы в историю литературы, обращаются к произведениям, героями которых выступают подростки.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2018;23(1):59-65
pages 59-65 views

Современная русская детская литература - миф или реальность?

Петрова С.А.

Аннотация

В статье обосновывается актуальность использования в обязательном школьном образовании современной детской книги как «главного медиатекста культуры», выявляются причины сложившейся недооценки детской литературы в обществе, представлена характеристика современных процессов, которые идут в области детского книгоиздания, доказывается необходимость разработки на государственном уровне продуманной информационной политики. Новизна исследования заключается в выявлении основных негативных тенденций, которые приводят к потере Россией статуса не только «самой читающей страны мира», но и просто «читающей страны», в предложении автором определенных мер по улучшению ситуации в области чтения и детского отечественного книгоиздания. Научную ценность представляют обобщения и выводы, сделанные автором на основании изучения специфических особенностей современной детской и подростковой литературы, в частности: ее «овзросление», тяготение к публицистике, жанровые сдвиги, структурные изменения текстов, нарушение логики сюжета и композиции и др.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2018;23(1):66-78
pages 66-78 views

Повесть-путешествие А. Битова «Уроки Армении» в контексте русской прозы второй половины XX в

Элрашид Али М.А.

Аннотация

В статье предпринята попытка рассмотреть основные представления об Армении на материале произведений О. Мандельштама «Путешествие в Армению» и цикла стихотворений «Армения», а также повести А. Битова «Уроки Армении». Вместе с тем, рассматривается путешествие как жанр художественной литературы, степень влияния О. Мандельштама на А. Битова, общие черты и различия в творчестве писателей, а также место повести «Уроки Армении» в русской прозе второй половины ХХ века. Главной задачей исследования является анализ вклада А. Битова в жанр путешествия и репрезентация образа Армении для русскоязычного читателя. Автор данной работы приходит к выводу, что в основе повести «Уроков Армении» А. Битова лежат произведения об Армении О. Мандельштама. Писатель заново открывает Армению для российского читателя и привносит новые черты в такой жанр художественной литературы, как путешествие.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2018;23(1):79-85
pages 79-85 views

Вариации гротеска в романах Чарльза Диккенса

Мохова Т.Ю.

Аннотация

В статье приводится анализ видов гротеска в романах классика английской прозы Чарльза Диккенса и впервые в отечественном литературоведении представляется классификация различных его подвидов. Гротеск рассматривается как ведущий прием комического, который соединяет в себе как юмористические, так и сатирические цели и, несмотря на широкую гиперболизацию и психологическую утрировку, гармонично вписывается в образный мир шедевров реалистической литературы. В качестве материала для анализа были взяты ранние романы и поздние образцы творчества Чарльза Диккенса («Посмертные записки Пиквикского клуба», «Оливер Твист», «Домби и сын», «Дэвид Копперфильд», «Большие надежды» и др.). Выделены четыре главные типа гротеска: синекдоха, количественное преувеличение, психологическая утрировка и «злой» гротеск.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2018;23(1):86-94
pages 86-94 views

Журналистика

Публицистика в современных российских СМИ: рефлексия и практика

Тертычный А.А.

Аннотация

В статье исследуется современное состояние публицистики, определяются ее высокая значимость в жизни общества и тенденции развития. Феномен, который известен сегодня как «публицистика», существует в культуре России на протяжении более трех столетий. Однако в рассуждениях о публицистике, ее функциях, методах, формах, возможностях дальнейшего существования, до сих пор встречаются неясности. В известной мере это объясняется незавершенностью теоретического осмысления данного явления. Именно это, побуждает автора данной статьи, критически взглянуть на уже имеющиеся теоретические представления о публицистике и изложить новое системное видение данного феномена как более фундаментально и развитого явления, нежели это представлялось ранее, что и составляет концептуальную новизну статьи и ее научную ценность, поскольку открывает новые направления в исследовании публицистики, реализация которых приведет к дальнейшему научному уточнению ее сущности, форм, видов. В статье также выявляются ситуативные социально - политические факторы, затрудняющие существование и развитие публицистики в современном информационном пространстве России. Преодоление их будет способствовать дальнейшему развитию публицистического творчества.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2018;23(1):95-102
pages 95-102 views

Социальные координаты телесериалов: репрезентации людей с аутистическими чертами личности

Шестеркина Л.П., Важенина О.А.

Аннотация

Авторы исследуют систему социальных координат современного телевидения на примере репрезентации образов людей с личностными расстройствами аутистического спектра в телесериалах. В центре внимания авторов отечественные и зарубежные телесериалы острой социальной направленности, в которых представлены проблемы людей с аутистическими чертами личности. Авторы обнаруживают, что в драматических телесериалах, начиная с середины 2000-х гг. актуализирован образ героя с аутистическими чертами личности (с акцентуацией на синдроме Аспергера). Научная новизна заключается в обращении к массмедиа для анализа положения и социальной интеграции людей с особенностями развития на основании гипотезы о существовании системы прямых и обратных связей между формированием и удовлетворением телевидением социальных запросов общества.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2018;23(1):103-114
pages 103-114 views

Корпоративная социальная ответственность (КСО) PR в сирийских и российских телекоммуникационных компаниях в условиях кризиса. Сравнительный анализ деятельности компаний МТН и МТС

Музыкант В.Л., Мфарредж Ф.

Аннотация

Цель статьи - изучение вопроса корпоративной социальной ответственности PR в кризисных ситуациях, остающегося актуальным, о чем свидетельствуют дискуссии по данной теме. Признавая наличие подобных ситуаций, авторы считают, что важно определить задачи, стоящие перед корпоративной социальной ответственностью, выяснить, какие аспекты социальной ответственности PR могут быть осуществимо регламентированы. Это исследование предназначается отделам по связям с общественностью телекоммуникационных компаний МТН и МТС для определения концепции корпоративной социальной ответственности в кризисных ситуациях. В материале проанализирован план мероприятий и программ, осуществляемых этими двумя компаниями в целях понимания их концепций корпоративной социальной ответственности перед их общественностью и сообществом.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2018;23(1):115-126
pages 115-126 views

Методика анализа креолизованного текста политической карикатуры на арабском и французском языках

Эбзеева Ю.Н., Дугалич Н.М.

Аннотация

В статье предлагается методика анализа политической карикатуры, основанная на результатах сопоставительного изучения современной арабской и французской политической карикатуры на политического лидера. Политическая карикатура - жанр политического дискурса, появившийся в лингвистике в середине ХХ века и изучение которого в настоящее время является актуальной проблемой современного языкознания. Жанры политического дискурса могут быть охарактеризованы как гомогенный и креолизованный текст; политическая карикатура - креолизованный текст, который объединяет иконический и вербальный уровни и обладает паралингвистическими характеристиками. Креолизованный текст - неотъемлемая часть современной коммуникации и функционирует в целом ряде дискурсов. Классификация креолизованных текстов по взаимодействию его компонентов, описание языковых и визуальных средств, рассмотрение семиотических кодов и приемы их декодирования также актуальны для современных мультидисциплинарных исследований. Материалом проведенного анализа были выбраны 100 карикатур на политические темы на арабском и французском языках, полученные сплошной выборкой из печатных и электронных СМИ и сайтов карикатур.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2018;23(1):127-133
pages 127-133 views

Рецензии. Обзоры

pages 134-136 views
pages 137-144 views

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах