Том 22, № 3 (2017)
- Год: 2017
- Статей: 20
- URL: https://journals.rudn.ru/literary-criticism/issue/view/1013
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-9220-2017-22-3
Весь выпуск
Литературоведение
РАЗМЫШЛЯЯ О ЛИЧНОСТИ И. БРОДСКОГО (НА МАТЕРИАЛЕ ВОСПОМИНАНИЙ КАРЛА ПРОФФЕРА)
Аннотация
Автор статьи ставит своей целью - на основании мемуарных свидетельств К. Проффера - выделить в жизни и в личности И. Бродского некоторые важнейшие моменты. Это анализ нравственных и идейных императивов поэта, отношение к «красному», социалистическому, как решающий оценочный критерий поэта, проявлявшийся долгие годы в резкости его оценок писателей-современников; потрясенное сознание Бродского в изгнании, особенно в начале; высокая значимость в жизни и в творчестве поэта истории любви - чувства «невероятно сильного и долговечного». Все это, в целом, свидетельствует о Бродском как о личности трагической судьбы и неповторимой оригинальности.
«СУДЕБНЫЙ СЛЕДОВАТЕЛЬ» В РУССКОЙ ДЕТЕКТИВНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 1860-1880-Х ГГ. ОТ АЛЕКСАНДРА ШКЛЯРЕВСКОГО ДО ЧЕХОВА
Аннотация
В данной статье прослежена траектория развития детективного жанра в русской литературе. Непосредственным объектом анализа является образ судебного следователя, рассмотренный на материале обширного корпуса текстов. Интерпретация художественных произведений снабжена биографическими данными, составляющими основу «вертикального контекста».
ПОНЯТИЕ ЗАКОНА И ЗАКОННОСТИ В ТРАГЕДИИ А.С. ПУШКИНА «БОРИС ГОДУНОВ»
Аннотация
В статье делается попытка раскрыть сложность и стереоскопичность конфликта пушкинской трагедии «Борис Годунов» через категории закона и законности власти в их историческом, юридическом и нравственном понимании. Автор работы исходит из того, что в пьесе сталкиваются два взгляда на сущность и происхождение царской власти - национально-православный (ее религиозно-символическое восприятие) и западный (стремление к формальной законности). Выразителем первого выступает народ, второго - Борис Годунов. Пушкин рассматривает разные представления о законности и показывает, как их взаимодействие рождает ситуацию, в которой одна из реально действующих исторических сил становится предметом манипулирования со стороны других, а несовпадение взглядов на законность приводит к конфликту между правящим царем и народом.
АЛЕКСАНДР КУПРИН И САША ЧЕТНЫЙ: ДРУЖЕСКИЙ И ТВОРЧЕСКИЙ ДИАЛОГ
Аннотация
В статье предпринята попытка восстановить личные и творческие отношения двух писателей, связанных многолетней дружбой, которая началась еще в России. Знакомство писателей могло состояться в редакции журнала «Сатирикон», с которым сотрудничал Саша Черный и где также публиковался Куприн. В эмиграции общение стало более тесным, отношения переросли в искреннюю привязанность и крепкую дружбу. С этой целью привлекаются рецензии, письма, воспоминания; анализируются стихи Саши Черного с посвящением А. Куприну. Особое внимание уделяется текстам, где, так или иначе, присутствует образ писателя-прозаика: от простых упоминаний до создания лирического персонажа. Каждый из писателей в своих рецензиях, статьях и письмах дает высокую оценку творчества другого. В эмиграции они были рядом, помогали и поддерживали друг друга, может быть, именно такая поддержка позволяла выживать в новых условиях.
КАТЕГОРИЯ ЛИРИЗМА В ПРОЗЕ И.А. БУНИНА (ЛИНГВОПОЭТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)
Аннотация
Статья написана в русле лингвопоэтики и посвящена уточнению объема категории «лиризм», формирующей стиль прозы И.А. Бунина. В прозе писателя лиризм проявляется такими свойствами, как музыкальность, поэтизация изображаемой действительности, субъективность, ослабление повествования, каждое из которых реализуется с помощью определенных фонетических и лексических средств.
ЛИТЕРАТУРНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ В ОЧЕРКЕ О.Э. МАНДЕЛЬШТАМА «СЕВАН»: АЛЛЮЗИИ К РАССКАЗУ Э. ПО «ПРАВДА О ТОМ, ЧТО СЛУЧИЛОСЬ С МИСТЕРОМ ВАЛЬДЕМАРОМ»
Аннотация
В статье рассматривается композиция очерка «Севан» из цикла О.Э. Мандельштама «Путешествие в Армению». Проза Мандельштама отличается особым порядком изложения: вместо последовательного развития сюжета автор применяет «монтаж», и «ключом» к этому монтажу может быть как случайная ассоциативная связь, так и вполне конкретный текст. В данном исследовании проведено сопоставление двух текстов: очерка «Севан» и рассказа Эдгара По «Правда о том, что случилось с мистером Вальдемаром». В данном рассказе есть цепочка мотивов: месмеризм - человек, отличающийся болезненной худобой - болезнь и смерть - описание пограничного состояния между жизнью и смертью. Та же самая смысловая цепочка, наполненная иным содержанием, является и основой «Севана».
АВТОРСКИЕ СТРАТЕГИИ В СБОРНИКЕ СТИХОВ РЮРИКА ИВНЕВА «СОЛНЦЕ ВО ГРОБЕ»
Аннотация
С авторологических позиций исследуется проблема автора в сборнике стихов Рюрика Ивнева «Солнце во гробе» (1921). Делается вывод о том, что можно выделить как минимум три авторские стратегии Рюрика Ивнева: первая, наименее очевидная, идущая от юношеского увлечения неоромантической поэзией С. Надсона, символизмом Ш. Бодлера, А. Блока и предстающая в сильно ослабленном виде, может быть названа декадентской; вторая определяется недавней принадлежностью поэта к эгофутуризму; третья формировалась под воздействия эстетики имажинизма, к которому поэт тяготел в момент создания сборника. Авторские стратегии Рюрика Ивнева спонтанно, а иногда осознанно были направлены на формирование литературного образа автора, отождествляемого с автобиографическим героем. Темы и мотивы книги концентрируются вокруг гипертрофированно экранированного в тексте «я», становящегося центром поэтического мировоззрения Рюрика Ивнева. Все стратегии сложно переплетены и рождают качество стиля, резко выделяющее «Солнце во гробе» на фоне русской поэзии 1920-х гг. и которое можно определить как сюрреализм.
МОДИФИКАЦИЯ ЖАНРА МЕМУАРА В СБОРНИКЕ Г. ИВАНОВА «ПЕТЕРБУРГСКИЕ ЗИМЫ»
Аннотация
Книга мемуарной прозы Г. Иванова «Петербургские зимы» с момента публикации вызывала неоднозначные оценки современников, критиков и литературоведов. До сих пор остаются не проясненными жанровые и композиционные особенности сборника, их изучение и будет целью представляемой статьи. В ходе исследования были отмечены следующие особенности мемуарной прозы Г. Иванова: импрессионистический характер повествования, определяющий ассоциативный тип нарратива, подчеркнутая рефлексия в подаче материала, его утрированная произвольность. Сборник представляет собой лирическую прозу поэта. Тема памяти и ее пределов является структурообразующей для всего повествования. Автор уделяет особое внимание символичному для мемуаристики Г. Иванова образу «тумана» как метафорическому выражению мотива пути и судьбы в культуре эмиграции.
МОТИВ ПУСТОТЫ В РОМАНЕ В.О. ПЕЛЕВИНА «ЧАПАЕВ И ПУСТОТА»
Аннотация
Задачей данной статьи является раскрытие мотива пустоты в романе В. Пелевина «Чапаев и Пустота». Рассматривается философская основа понятия пустоты в художественной картине мира романа, истоки которой восходят к восточным и западным культурам. Понятие «пустота» в творчестве В. Пелевина рассматривается как попытка обрести новые идеологические установки в условиях духовно-мировоззренческого кризиса. Анализируются не только главные образы романа «Чапаев и Пустота», но и второстепенные сюжетные линии, имеющие немало-важное значение для понимания мотив пустоты в романе.
ИГРОВАЯ СТРАТЕГИЯ «ШПИОНСКОГО РОМАНА» Б. АКУНИНА
Аннотация
В данной статье рассматриваются особенности игровой стратегии «Шпионского романа» Б. Акунина. В романе предлагается автором «альтернативная» история начала Великой Отечественной войны. Текст романа вовлекает читателей в игру между советской и немецкой разведками, и в то же время, знакомит читателей с советской действительностью того времени. Ключевые исторические фигуры, и человеческие типы в псевдо-историческом детективе Акунина изображаются в своеобразном ракурсе. Анализируются такие составляющие игровой стратегии данного произведения, как пародия, театрализация, речевая игра персонажей, стилизация, вариативность сюжетных линий. Доказывается, что игровая стратегия в «Шпионском романе» является структурообразующим и семантическим фактором поэтики романа.
СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ АВТОБИОГРАФИЧЕСКАЯ ПРОЗА ВО ВРЕМЕННЫХ ОТНОШЕНИЯХ
Аннотация
В статье основное внимание обращается на рассмотрение времени повествователя и времени автобиографического героя на материале современных русских автобиографических произведений. С этой целью описывается ведущее начало времени в бинарной оппозиции «время / пространство», посредством которой можно проследить развитие литературно воссозданной становящейся личности, а также раскрыта неслитность времен повествователя и автобиографического героя. Эпическое время указывается как основа времени повествователя, введение которого проявляется главным образом в двух моментах - в прекращении или изменении хронологического движения героя. А доминантным временем автобиографического героя оказывается биографическое время, в которое происходят его рост и эволюция. Большое место в работе занимает исследование пересечения биографического времени с временами историческим, бытовым и мифологическим.
ОТРАЖЕНИЕ СРЕДНЕВЕКОВОЙ КОНЦЕПЦИИ ВРЕМЕНИ В РОМАНАХ Е. ВОДОЛАЗКИНА «ЛАВР» И «АВИАТОР»
Аннотация
В статье предпринята попытка проанализировать концепцию художественного времени в романах Е. Водолазкина «Лавр» и «Авиатор». При всем различии тематики данных произведений в них обнаруживается один и тот же тип художественного мышления. Ключом к пониманию данного феномена является научная работа Е. Водолазкина «Всемирная история в литературе Древней Руси (на материале хронографического и палейного повествования XI-XV веков)». Опыт филологического исследования оказал влияние на художественную практику писателя, структурные и смысловые особенности текстов. Концепция времени в «Лавре» и «Авиаторе» имеет точки соприкосновения с определением времени в Средневековье. В результате анализа произведений были выделены такие черты художественного времени, как спиралевидность, историчность и одновременность, характеризующие картину мира средневекового человека и реализованные в романах Е. Водолазкина.
СМЫСЛООБРАЗУЮЩАЯ ДОМИНАНТА В ТЕЛЕВИЗИОННОМ ХУДОЖЕСТВЕННОМ ФИЛЬМЕ «ПОЗДНИЙ РЕБЕНОК» (ПО ОДНОИМЕННОЙ ПОВЕСТИ А. АЛЕКСИНА)
Аннотация
В статье рассматриваются особенности экранизации повести А. Алексина «Поздний ребенок». Автор приходит к выводу, что фильм демонстрирует зрителю новые способы размышления о тексте, основанные на системе визуальной символики, кинематографических посылов, предполагающих глубокое и многосмысловое прочтение оригинала. Многоаспектный синтез позволяет передать все психологическое и художественное богатство повести, обогащает изначальную смысловую канву сюжета, добавляя и генерируя новые смыслы. Привлечение образов музыки, живописи, архитектуры демонстрирует взаимодействие творческих принципов писателя и режиссера.
МОТИВНАЯ СТРУКТУРА ЖЕНСКОГО МИРА В ПОЭЗИИ СИЛЬВИИ ПЛАТ
Аннотация
В статье предпринята попытка анализа мотивной структуры женского мира в поэзии Сильвии Плат (1932-1963) - американской поэтессы, представительницы жанра «исповедальной поэзии» и автора ряда произведений с ярко выраженной феминистской направленностью. Мотивная структура женского мира является наиболее объемной в поэтическом наследии С. Плат, включающей в себя более 10 взаимосвязанных мотивов: например, бунта против патриархальных традиций, женщины-творца, материнства. Мотивный анализ позволяет отследить взаимодействие и взаимное наложение понятий «внутреннего» и «внешнего», «общего» и «индивидуального», а также выявить смысловую связь текстов поэтессы между собой.
СВОЕОБРАЗИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО КОНФЛИКТА В ФИЛОСОФСКОЙ ЛИРИКЕ МИГЕЛЯ ДЕ УНАМУНО: КОНЦЕПЦИЯ АГОНИСТА И СТРАННИКА
Аннотация
В статье рассматриваются концепция Агонизма, связанная с типом подвижника в испанской литературе. Анализируется главный герой известного поэта Испании Унамуно - страдающий Воин-мессия, Агонист или Странник. Странник - авторский концепт Унамуно, обладающий архетипическими чертами, имеющий особенности углубленного миропонимания. Рассуждения и выводы публикации основываются на критических и литературоведческих статьях последних лет, на творчестве как крупных, так и малоизвестных современных поэтов новейшего времени.
Журналистика
РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО КАПИТАЛА В УСЛОВИЯХ МЕДИАТИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СООБЩЕСТВ И СВЯЗЕЙ
Аннотация
В статье исследуется приобретение и использование социального капитала вследствие вступления в профессиональные сообщества и расширения сети межличностных связей пользователями социальных сетей. Также в работе систематизированы механизмы использования социального капитала в виде того или иного типа связей, предложена типологизация профессиональных сообществ. Помимо этого, исследованы профессиональные преимущества, получаемые пользователями Facebook за счет использования медиатизированных сообществ и связей данной социальной сети.
ОСОБЕННОСТИ КРЕОЛИЗОВАННЫХ ТЕКСТОВ В СТРАНАХ МОНОАКТИВНЫХ, ПОЛИАКТИВНЫХ И РЕАКТИВНЫХ КУЛЬТУР
Аннотация
В данной статье авторами рассматривается проблема восприятия креолизованных текстов различными целевыми аудиториями, раскрывается сама суть понятий «моноактивная культура», «полиактивная культура», «ориентированная на уважение культура». Особое внимание уделено основным и лексическим чертам публицистического стиля креолизованных текстов. Авторы раскрывают данные процессы через призму их восприятия целевыми аудиториями. Основываясь на коммуникативной модели британского ученого и специалиста в области кросс-культурного менеджмента Ричарда Льюиса, в работе были проанализированы примеры журналистских и рекламных текстов и их восприятие различными целевыми аудиториями.
ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД К ИЗМЕРЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОНТЕНТА В НОВЫХ МЕДИА: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
Аннотация
Авторы предлагают рассматривать эффективность журналистских текстов, опубликованных в новых медиа, с помощью интегративного подхода, который объединяет техники журналистики и интернет-маркетинга. Один из вариантов - адаптация методов, применяемых рекламными агентствами. В статье ставится проблема совместимости маркетинговых методик с формализованной шкалой, которую использовали СМИ в период до цифровых коммуникаций. Авторы приходят к следующему выводу: создавать тексты для новых медиа с учетом ключевых показателей эффективности могут журналисты, обладающие маркетинговым мышлением и владеющие в равной степени как социальными, так и технологическими компетенциями.
НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ НА РОССИЙСКИХ ТЕЛЕКАНАЛАХ: РЕАЛИИ И ПРОБЛЕМЫ
Аннотация
Статья посвящена анализу современного состояния научно-популярного телевидения в России. Автор выявляет существующие проблемы, связанные с дальнейшим устойчивым развитием этого важного направления в деятельности телеканалов РФ и приходит к выводу о том, что нехватка квалифицированных научных журналистов существенно влияет на качество телевизионного научного контента. Кроме этого, не хватает целевых программ по переподготовке и повышению квалификации журналистов и ученых - популяризаторов науки. В статье анализируются возможности оптимизации научно-популярного направления. Особое внимание автор уделяет вопросу системного подхода к решению этих проблем. В частности, автор считает необходимым переподготовку не только журналистов, но и научных кадров - ученых и научных сотрудников, способных увлечь зрителей и передать им свои знания в доходчивом популяризаторском стиле.