Том 22, № 3 (2017)

Литературоведение

РАЗМЫШЛЯЯ О ЛИЧНОСТИ И. БРОДСКОГО (НА МАТЕРИАЛЕ ВОСПОМИНАНИЙ КАРЛА ПРОФФЕРА)

Колобаева Л.А.

Аннотация

Автор статьи ставит своей целью - на основании мемуарных свидетельств К. Проффера - выделить в жизни и в личности И. Бродского некоторые важнейшие моменты. Это анализ нравственных и идейных императивов поэта, отношение к «красному», социалистическому, как решающий оценочный критерий поэта, проявлявшийся долгие годы в резкости его оценок писателей-современников; потрясенное сознание Бродского в изгнании, особенно в начале; высокая значимость в жизни и в творчестве поэта истории любви - чувства «невероятно сильного и долговечного». Все это, в целом, свидетельствует о Бродском как о личности трагической судьбы и неповторимой оригинальности.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2017;22(3):375-383
pages 375-383 views

«СУДЕБНЫЙ СЛЕДОВАТЕЛЬ» В РУССКОЙ ДЕТЕКТИВНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 1860-1880-Х ГГ. ОТ АЛЕКСАНДРА ШКЛЯРЕВСКОГО ДО ЧЕХОВА

Кибальник С.А.

Аннотация

В данной статье прослежена траектория развития детективного жанра в русской литературе. Непосредственным объектом анализа является образ судебного следователя, рассмотренный на материале обширного корпуса текстов. Интерпретация художественных произведений снабжена биографическими данными, составляющими основу «вертикального контекста».

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2017;22(3):384-397
pages 384-397 views

ПОНЯТИЕ ЗАКОНА И ЗАКОННОСТИ В ТРАГЕДИИ А.С. ПУШКИНА «БОРИС ГОДУНОВ»

Гаврильченко О.В.

Аннотация

В статье делается попытка раскрыть сложность и стереоскопичность конфликта пушкинской трагедии «Борис Годунов» через категории закона и законности власти в их историческом, юридическом и нравственном понимании. Автор работы исходит из того, что в пьесе сталкиваются два взгляда на сущность и происхождение царской власти - национально-православный (ее религиозно-символическое восприятие) и западный (стремление к формальной законности). Выразителем первого выступает народ, второго - Борис Годунов. Пушкин рассматривает разные представления о законности и показывает, как их взаимодействие рождает ситуацию, в которой одна из реально действующих исторических сил становится предметом манипулирования со стороны других, а несовпадение взглядов на законность приводит к конфликту между правящим царем и народом.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2017;22(3):398-406
pages 398-406 views

АЛЕКСАНДР КУПРИН И САША ЧЕТНЫЙ: ДРУЖЕСКИЙ И ТВОРЧЕСКИЙ ДИАЛОГ

Жиркова М.А.

Аннотация

В статье предпринята попытка восстановить личные и творческие отношения двух писателей, связанных многолетней дружбой, которая началась еще в России. Знакомство писателей могло состояться в редакции журнала «Сатирикон», с которым сотрудничал Саша Черный и где также публиковался Куприн. В эмиграции общение стало более тесным, отношения переросли в искреннюю привязанность и крепкую дружбу. С этой целью привлекаются рецензии, письма, воспоминания; анализируются стихи Саши Черного с посвящением А. Куприну. Особое внимание уделяется текстам, где, так или иначе, присутствует образ писателя-прозаика: от простых упоминаний до создания лирического персонажа. Каждый из писателей в своих рецензиях, статьях и письмах дает высокую оценку творчества другого. В эмиграции они были рядом, помогали и поддерживали друг друга, может быть, именно такая поддержка позволяла выживать в новых условиях.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2017;22(3):407-416
pages 407-416 views

КАТЕГОРИЯ ЛИРИЗМА В ПРОЗЕ И.А. БУНИНА (ЛИНГВОПОЭТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)

Ло Сычэнь -.

Аннотация

Статья написана в русле лингвопоэтики и посвящена уточнению объема категории «лиризм», формирующей стиль прозы И.А. Бунина. В прозе писателя лиризм проявляется такими свойствами, как музыкальность, поэтизация изображаемой действительности, субъективность, ослабление повествования, каждое из которых реализуется с помощью определенных фонетических и лексических средств.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2017;22(3):417-425
pages 417-425 views

ЛИТЕРАТУРНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ В ОЧЕРКЕ О.Э. МАНДЕЛЬШТАМА «СЕВАН»: АЛЛЮЗИИ К РАССКАЗУ Э. ПО «ПРАВДА О ТОМ, ЧТО СЛУЧИЛОСЬ С МИСТЕРОМ ВАЛЬДЕМАРОМ»

Головченко И.Ф.

Аннотация

В статье рассматривается композиция очерка «Севан» из цикла О.Э. Мандельштама «Путешествие в Армению». Проза Мандельштама отличается особым порядком изложения: вместо последовательного развития сюжета автор применяет «монтаж», и «ключом» к этому монтажу может быть как случайная ассоциативная связь, так и вполне конкретный текст. В данном исследовании проведено сопоставление двух текстов: очерка «Севан» и рассказа Эдгара По «Правда о том, что случилось с мистером Вальдемаром». В данном рассказе есть цепочка мотивов: месмеризм - человек, отличающийся болезненной худобой - болезнь и смерть - описание пограничного состояния между жизнью и смертью. Та же самая смысловая цепочка, наполненная иным содержанием, является и основой «Севана».

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2017;22(3):426-432
pages 426-432 views

АВТОРСКИЕ СТРАТЕГИИ В СБОРНИКЕ СТИХОВ РЮРИКА ИВНЕВА «СОЛНЦЕ ВО ГРОБЕ»

Исаев Г.Г.

Аннотация

С авторологических позиций исследуется проблема автора в сборнике стихов Рюрика Ивнева «Солнце во гробе» (1921). Делается вывод о том, что можно выделить как минимум три авторские стратегии Рюрика Ивнева: первая, наименее очевидная, идущая от юношеского увлечения неоромантической поэзией С. Надсона, символизмом Ш. Бодлера, А. Блока и предстающая в сильно ослабленном виде, может быть названа декадентской; вторая определяется недавней принадлежностью поэта к эгофутуризму; третья формировалась под воздействия эстетики имажинизма, к которому поэт тяготел в момент создания сборника. Авторские стратегии Рюрика Ивнева спонтанно, а иногда осознанно были направлены на формирование литературного образа автора, отождествляемого с автобиографическим героем. Темы и мотивы книги концентрируются вокруг гипертрофированно экранированного в тексте «я», становящегося центром поэтического мировоззрения Рюрика Ивнева. Все стратегии сложно переплетены и рождают качество стиля, резко выделяющее «Солнце во гробе» на фоне русской поэзии 1920-х гг. и которое можно определить как сюрреализм.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2017;22(3):433-442
pages 433-442 views

МОДИФИКАЦИЯ ЖАНРА МЕМУАРА В СБОРНИКЕ Г. ИВАНОВА «ПЕТЕРБУРГСКИЕ ЗИМЫ»

Роговский А.А.

Аннотация

Книга мемуарной прозы Г. Иванова «Петербургские зимы» с момента публикации вызывала неоднозначные оценки современников, критиков и литературоведов. До сих пор остаются не проясненными жанровые и композиционные особенности сборника, их изучение и будет целью представляемой статьи. В ходе исследования были отмечены следующие особенности мемуарной прозы Г. Иванова: импрессионистический характер повествования, определяющий ассоциативный тип нарратива, подчеркнутая рефлексия в подаче материала, его утрированная произвольность. Сборник представляет собой лирическую прозу поэта. Тема памяти и ее пределов является структурообразующей для всего повествования. Автор уделяет особое внимание символичному для мемуаристики Г. Иванова образу «тумана» как метафорическому выражению мотива пути и судьбы в культуре эмиграции.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2017;22(3):443-448
pages 443-448 views

МОТИВ ПУСТОТЫ В РОМАНЕ В.О. ПЕЛЕВИНА «ЧАПАЕВ И ПУСТОТА»

Сейдашова А.Б.

Аннотация

Задачей данной статьи является раскрытие мотива пустоты в романе В. Пелевина «Чапаев и Пустота». Рассматривается философская основа понятия пустоты в художественной картине мира романа, истоки которой восходят к восточным и западным культурам. Понятие «пустота» в творчестве В. Пелевина рассматривается как попытка обрести новые идеологические установки в условиях духовно-мировоззренческого кризиса. Анализируются не только главные образы романа «Чапаев и Пустота», но и второстепенные сюжетные линии, имеющие немало-важное значение для понимания мотив пустоты в романе.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2017;22(3):449-456
pages 449-456 views

ИГРОВАЯ СТРАТЕГИЯ «ШПИОНСКОГО РОМАНА» Б. АКУНИНА

Тан Ши -.

Аннотация

В данной статье рассматриваются особенности игровой стратегии «Шпионского романа» Б. Акунина. В романе предлагается автором «альтернативная» история начала Великой Отечественной войны. Текст романа вовлекает читателей в игру между советской и немецкой разведками, и в то же время, знакомит читателей с советской действительностью того времени. Ключевые исторические фигуры, и человеческие типы в псевдо-историческом детективе Акунина изображаются в своеобразном ракурсе. Анализируются такие составляющие игровой стратегии данного произведения, как пародия, театрализация, речевая игра персонажей, стилизация, вариативность сюжетных линий. Доказывается, что игровая стратегия в «Шпионском романе» является структурообразующим и семантическим фактором поэтики романа.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2017;22(3):457-465
pages 457-465 views

СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ АВТОБИОГРАФИЧЕСКАЯ ПРОЗА ВО ВРЕМЕННЫХ ОТНОШЕНИЯХ

Ван Цзяо -.

Аннотация

В статье основное внимание обращается на рассмотрение времени повествователя и времени автобиографического героя на материале современных русских автобиографических произведений. С этой целью описывается ведущее начало времени в бинарной оппозиции «время / пространство», посредством которой можно проследить развитие литературно воссозданной становящейся личности, а также раскрыта неслитность времен повествователя и автобиографического героя. Эпическое время указывается как основа времени повествователя, введение которого проявляется главным образом в двух моментах - в прекращении или изменении хронологического движения героя. А доминантным временем автобиографического героя оказывается биографическое время, в которое происходят его рост и эволюция. Большое место в работе занимает исследование пересечения биографического времени с временами историческим, бытовым и мифологическим.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2017;22(3):466-474
pages 466-474 views

ОТРАЖЕНИЕ СРЕДНЕВЕКОВОЙ КОНЦЕПЦИИ ВРЕМЕНИ В РОМАНАХ Е. ВОДОЛАЗКИНА «ЛАВР» И «АВИАТОР»

Бочкина М.В.

Аннотация

В статье предпринята попытка проанализировать концепцию художественного времени в романах Е. Водолазкина «Лавр» и «Авиатор». При всем различии тематики данных произведений в них обнаруживается один и тот же тип художественного мышления. Ключом к пониманию данного феномена является научная работа Е. Водолазкина «Всемирная история в литературе Древней Руси (на материале хронографического и палейного повествования XI-XV веков)». Опыт филологического исследования оказал влияние на художественную практику писателя, структурные и смысловые особенности текстов. Концепция времени в «Лавре» и «Авиаторе» имеет точки соприкосновения с определением времени в Средневековье. В результате анализа произведений были выделены такие черты художественного времени, как спиралевидность, историчность и одновременность, характеризующие картину мира средневекового человека и реализованные в романах Е. Водолазкина.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2017;22(3):475-483
pages 475-483 views

СМЫСЛООБРАЗУЮЩАЯ ДОМИНАНТА В ТЕЛЕВИЗИОННОМ ХУДОЖЕСТВЕННОМ ФИЛЬМЕ «ПОЗДНИЙ РЕБЕНОК» (ПО ОДНОИМЕННОЙ ПОВЕСТИ А. АЛЕКСИНА)

Челюканова О.Н.

Аннотация

В статье рассматриваются особенности экранизации повести А. Алексина «Поздний ребенок». Автор приходит к выводу, что фильм демонстрирует зрителю новые способы размышления о тексте, основанные на системе визуальной символики, кинематографических посылов, предполагающих глубокое и многосмысловое прочтение оригинала. Многоаспектный синтез позволяет передать все психологическое и художественное богатство повести, обогащает изначальную смысловую канву сюжета, добавляя и генерируя новые смыслы. Привлечение образов музыки, живописи, архитектуры демонстрирует взаимодействие творческих принципов писателя и режиссера.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2017;22(3):484-490
pages 484-490 views

МОТИВНАЯ СТРУКТУРА ЖЕНСКОГО МИРА В ПОЭЗИИ СИЛЬВИИ ПЛАТ

Данилова С.А.

Аннотация

В статье предпринята попытка анализа мотивной структуры женского мира в поэзии Сильвии Плат (1932-1963) - американской поэтессы, представительницы жанра «исповедальной поэзии» и автора ряда произведений с ярко выраженной феминистской направленностью. Мотивная структура женского мира является наиболее объемной в поэтическом наследии С. Плат, включающей в себя более 10 взаимосвязанных мотивов: например, бунта против патриархальных традиций, женщины-творца, материнства. Мотивный анализ позволяет отследить взаимодействие и взаимное наложение понятий «внутреннего» и «внешнего», «общего» и «индивидуального», а также выявить смысловую связь текстов поэтессы между собой.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2017;22(3):491-500
pages 491-500 views

СВОЕОБРАЗИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО КОНФЛИКТА В ФИЛОСОФСКОЙ ЛИРИКЕ МИГЕЛЯ ДЕ УНАМУНО: КОНЦЕПЦИЯ АГОНИСТА И СТРАННИКА

Измоденова А.С.

Аннотация

В статье рассматриваются концепция Агонизма, связанная с типом подвижника в испанской литературе. Анализируется главный герой известного поэта Испании Унамуно - страдающий Воин-мессия, Агонист или Странник. Странник - авторский концепт Унамуно, обладающий архетипическими чертами, имеющий особенности углубленного миропонимания. Рассуждения и выводы публикации основываются на критических и литературоведческих статьях последних лет, на творчестве как крупных, так и малоизвестных современных поэтов новейшего времени.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2017;22(3):501-508
pages 501-508 views

Журналистика

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО КАПИТАЛА В УСЛОВИЯХ МЕДИАТИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СООБЩЕСТВ И СВЯЗЕЙ

Ним Е.Г., Скворцова Д.А.

Аннотация

В статье исследуется приобретение и использование социального капитала вследствие вступления в профессиональные сообщества и расширения сети межличностных связей пользователями социальных сетей. Также в работе систематизированы механизмы использования социального капитала в виде того или иного типа связей, предложена типологизация профессиональных сообществ. Помимо этого, исследованы профессиональные преимущества, получаемые пользователями Facebook за счет использования медиатизированных сообществ и связей данной социальной сети.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2017;22(3):509-520
pages 509-520 views

ОСОБЕННОСТИ КРЕОЛИЗОВАННЫХ ТЕКСТОВ В СТРАНАХ МОНОАКТИВНЫХ, ПОЛИАКТИВНЫХ И РЕАКТИВНЫХ КУЛЬТУР

Музыкант В.Л., Кривич И.С.

Аннотация

В данной статье авторами рассматривается проблема восприятия креолизованных текстов различными целевыми аудиториями, раскрывается сама суть понятий «моноактивная культура», «полиактивная культура», «ориентированная на уважение культура». Особое внимание уделено основным и лексическим чертам публицистического стиля креолизованных текстов. Авторы раскрывают данные процессы через призму их восприятия целевыми аудиториями. Основываясь на коммуникативной модели британского ученого и специалиста в области кросс-культурного менеджмента Ричарда Льюиса, в работе были проанализированы примеры журналистских и рекламных текстов и их восприятие различными целевыми аудиториями.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2017;22(3):521-531
pages 521-531 views

ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД К ИЗМЕРЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОНТЕНТА В НОВЫХ МЕДИА: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Волкова И.И., Гужвий Д.А.

Аннотация

Авторы предлагают рассматривать эффективность журналистских текстов, опубликованных в новых медиа, с помощью интегративного подхода, который объединяет техники журналистики и интернет-маркетинга. Один из вариантов - адаптация методов, применяемых рекламными агентствами. В статье ставится проблема совместимости маркетинговых методик с формализованной шкалой, которую использовали СМИ в период до цифровых коммуникаций. Авторы приходят к следующему выводу: создавать тексты для новых медиа с учетом ключевых показателей эффективности могут журналисты, обладающие маркетинговым мышлением и владеющие в равной степени как социальными, так и технологическими компетенциями.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2017;22(3):532-543
pages 532-543 views

НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ НА РОССИЙСКИХ ТЕЛЕКАНАЛАХ: РЕАЛИИ И ПРОБЛЕМЫ

Гегелова Н.С.

Аннотация

Статья посвящена анализу современного состояния научно-популярного телевидения в России. Автор выявляет существующие проблемы, связанные с дальнейшим устойчивым развитием этого важного направления в деятельности телеканалов РФ и приходит к выводу о том, что нехватка квалифицированных научных журналистов существенно влияет на качество телевизионного научного контента. Кроме этого, не хватает целевых программ по переподготовке и повышению квалификации журналистов и ученых - популяризаторов науки. В статье анализируются возможности оптимизации научно-популярного направления. Особое внимание автор уделяет вопросу системного подхода к решению этих проблем. В частности, автор считает необходимым переподготовку не только журналистов, но и научных кадров - ученых и научных сотрудников, способных увлечь зрителей и передать им свои знания в доходчивом популяризаторском стиле.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2017;22(3):544-552
pages 544-552 views

Рецензии. Обзоры

А.Б. КРИНИЦЫН. СЮЖЕТОЛОГИЯ РОМАНОВ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО: МОНОГРАФИЯ. М.: МАКС ПРЕСС, 2017

Золотько О.В.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2017;22(3):553-558
pages 553-558 views

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах