Визуальные аспекты сетевой политической коммуникации Беларуси в период политического кризиса 2020 г.

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Представлено эмпирическое исследование визуальной политической коммуникации в Telegram-каналах во время политического кризиса в Беларуси в 2020 г. Метод качественного и количественного контент-анализа применялся к 625 изображениям и видео, полученным из конкурирующих белорусских Telegram-каналов в течение двух недель до и после дня выборов 9 августа 2020 г. Определены общие характеристики визуальной политической коммуникации в белорусском секторе Telegram. Установлено, как противоборствующие политические силы использовали визуальный контент в анализируемый период. Проправительственные каналы придерживались ценностно ориентированного подхода, привлекая визуальные средства для трансляции белорусских ценностей и символов государственной власти. В их визуальном контенте задействовались известные общественные и политические деятели. Визуальный контент оппозиционных каналов служил обличению власти и ее сторонников, а также мобилизации оппозиционно настроенных пользователей Telegram. Они использовали большее разнообразие визуальных форм, опираясь в основном на пользовательский контент, например прямые репортажи с мест протестов. Визуальные образы с протестующими толпами, жертвами и символами оппозиции нацеливались на то, чтобы вызвать чувство причастности: они должны были стать триггерами для перехода от онлайн-активизма к реальным оффлайн-протестам.

Об авторах

Кристина Львовна Зуйкина

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Автор, ответственный за переписку.
Email: chris-zu@ya.ru
ORCID iD: 0000-0002-2199-197X

кандидат филологических наук, старший научный сотрудник, кафедра социологии массовых коммуникаций, факультет журналистики

Российская Федерация, 125009, Москва, ул. Моховая, д. 9, стр. 1

Список литературы

  1. Barbera, P., Casas, A., Nagler, J., Egan, P., Bonneau, R., Jost, J., & Tucker, J. (2019). Who leads? Who follows? Measuring issue attention and agenda setting by legislators and the mass public using social media data. American Political Science Review, 113(4), 883-901. https://doi.org/10.1017/S0003055419000352
  2. Барт Р. Избранные работы: семиотика, поэтика. М.: Прогресс; Универс, 1994. 222 с.
  3. Bennett, W.L., Segerberg, A., & Walker, S. (2014). Organization in the crowd: Peer production in large-scale networked protests. Information, Communication & Society, 17(2), 232-260. https://doi.org/10.1080/1369118X.2013.870379
  4. Boulianne, S., Koc-Michalska, K., & Bimber, B. (2020). Mobilizing media: Comparing TV and social media effects on protest mobilization. Information, Communication & Society, 23(5), 642-664. https://doi.org/10.1080/1369118X.2020.1713847
  5. Bourdieu, P. (1991). Language and symbolic power. Harvard University Press.
  6. Brantner, C., Lobinger, K., & Wetzstein, I. (2011). Effects of visual framing on emotional responses and evaluations on news stories about the Gaza conflict. Journalism & Mass Communication Quarterly, 88(3), 423-540. https://doi.org/10.1177/107769901108800304
  7. Бронников И.А. Гражданский активизм в сетевых сообществах // Вестник Московского университета. Серия 12: Политические науки. 2020. № 1 (1). С. 7-18.
  8. Cornet, V.P., Hall, K.N., Cafaro, F., & Brady, E.L. (2017). How image-based social media websites support social movements. CHI EA’17: Proceedings of the 2017 CHI Conference Extended Abstracts on Human Factors in Computing Systems (pp. 2473-2479). https://doi.org/10.1145/3027063.3053257
  9. Cvetkovich, A. (2001). Fierce pussies and lesbian avengers: Dyke activism meets celebrity culture. In E. Bronfen & M. Kavka (Eds.), Feminist Consequences: Theory for the New Century (pp. 283-318). New York: Columbia University Press.
  10. Doerr, N., Mattoni, A., & Teune, S. (2013). Advances in the visual analysis of social movements. Bingley: Emerald Group.
  11. Earl, J., & Kimport, K. (2011). Digitally enabled social change: Activism in the Internet age. Cambridge, Mass: MIT Press.
  12. Gerbaudo, P., & Treré, E. (2015). In search of the ‘we’ of social media activism: introduction to the special issue on social media and protest identities. Information, Communication & Society, 18(8), 865-871. https://doi.org/10.1080/1369118X.2015.1043319
  13. Grijdanus, H., Fernandes, C., Turner-Zwinkels, F., Honari, A., Roos, C., Rosenbusch, H., & Postmes, T. (2020). The psychology of online activism and social movements: Relations between online and offline collective action. Current Opinion in Psychology, 35, 49-54. https://doi.org/10.1016/j.copsyc.2020.03.003
  14. Halbwachs, M. (1992). On collective memory. Chicago: University of Chicago Press.
  15. Highfield, T., & Leaver, T. (2016). Instagrammatics and digital methods: Studying visual social media, from selfies and GIFs to memes and emoji. Communication Research and Practice, 2(1), 47-62. https://doi.org/10.1080/22041451.2016.1155332
  16. Howard, P.N., & Parks, M.R. (2012). Social media and political change: Capacity, constraint, and consequence. Journal of Communication, 62(2), 359-362. https://doi.org/10.1111/j.1460-2466.2012.01626.x
  17. Jenzen, O., Erhart, I., Eslen-Ziya, H., Korkut, U., & McGarry, A. (2021). The symbol of social media in contemporary protest: Twitter and the Gezi Park movement. Convergence: The International Journal of Research into New Media Technologies, 27(2), 414-437. https://doi.org/10.1177%2F1354856520933747
  18. Jost, J., Barbera, P., Bonneau, R., Langer, M., Metzger, M., Nagler, J., Sterlin, J., & Tucker, J. (2018). How social media facilitates political protest: Information, motivation, and social networks. Political Psychology, 39(1), 85-118. https://doi.org/10.1111/pops.12478
  19. Khatib, L. (2013). Image politics in the Middle East: The role of the visual in political struggle. London: I.B. Tauris.
  20. Liao, T. (2010). Visual symbolism, collective memory, and social protest: The case of the 2009 London G20 protest. Social Alternatives, 29(3). 37-43.
  21. Mattoni, A., & Doerr, N. (2007). Images within the Precarity Movement in Italy. Feminist Review, 87(1), 130-135. https://doi.org/10.1057/palgrave.fr.9400356
  22. McKee, Y. (2016). Occupy and the end of socially engaged art. E-flux Journal, (72). Retrieved August 23, 2023, from https://www.e-flux.com/journal/72/60504/occupy-and-the-end-of-socially-engaged-art/
  23. Мирзоев Н. Как смотреть на мир. М.: Ад Маргинем Пресс; Музей современного искусства «Гараж», 2019. 344 с.
  24. Panofsky, E. (1957). Gothic architecture and scholasticism. New York: Meridian Books, World Publishing Company
  25. Poell, T., & Van Dijck, J. (2018). Social media and new protest movements. In J. Burgess, A. Marwick & T. Poell (Eds.), The SAGE Handbook of Social Media (pp. 546-561). London: Sage.
  26. Пырма Р.В. Содержание современного гражданского активизма // Власть. 2021. Т. 29. № 2. С. 141-147.
  27. Rossi, L., Neumayer, C., & Vilpius, J. (2016). Images of protest in contested social media: Production, propagation and narratives. AoIR Selected Papers of Internet Research, 6. Retrieved August 25, 2023, from https://spir.aoir.org/ojs/index.php/spir/article/view/8643
  28. Schudson, M. (1989). How culture works: Perspectives from media studies on the efficacy of symbols. Theory and Society, 18(2), 153-180.
  29. Treré, E. (2018). Hybrid media activism. Ecologies, imaginaries, algorithms. London: Routledge.
  30. Володенков С.В., Артамонова Ю.Д. Информационные капсулы как структурный компонент современной политической интернет-коммуникации // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2020. № 53. С. 188-196. https://doi.org/10.17223/1998863Х/53/20
  31. Ziemann, B. (2008). The code of protest. Images of peace in the West German peace movements, 1945-1990. Contemporary European History, 17(2), 237-261. https://doi.org/10.1017/S0960777308004396

© Зуйкина К.Л., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах