Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования

Главный редактор: Гриншкун Вадим Валерьевич, академик РАО, д. пед. наук, профессор.

ISSN: 2312-8631 (Print) ISSN: 2312-864X (Online)

Издается с 2004 г. Периодичность выхода: 4 выпуска в год (ежеквартально).

Открытый доступ: Open AccessПлата за публикацию: не взимается.

Рецензирование: двойное слепое. Язык публикаций: русский, английский.

ИздательРоссийский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы

История журнала

ИндексацияРИНЦ, ВАК, Google Scholar, Ulrich's Periodicals Directory, WorldCat, East View, Cyberleninka, ERIH PLUS, DOAJ,  Dimensions, ResearchBib, Lens, Research4Life, JournalTOCs

 

Журнал предназначен для публикаций результатов прикладных научных исследований ученых, преподавателей и сотрудников Университета в виде научных статей, обзорных научных материалов, научных сообщений, библиографических обзоров по темам научных исследований, связанных с информатизацией всех сфер образовательного процесса. В журнале также могут быть опубликованы материалы, представленные российскими учеными, не являющиеся сотрудниками Университета, и материалы, представляемые учеными зарубежных стран, научная ценность которых и пригодность для публикации в журнала определяется Редакционной коллегией.

Журнал входит в список периодических изданий, публикации в которых принимаются к рассмотрению ВАК РФ при защите докторских диссертаций. На журнал можно подписаться в любом почтовом отделении (каталог агентства "Роспечать") или в издательстве. Выпуски Журнала в реферативно-библиографическом  и полнотекстовом виде доступны в базе данных Российского индекса научного цитирования (РИНЦ) на платформе Научной электронной библиотеки (НЭБ) elibrary.ru

Перечень отраслей науки и групп специальностей научных работников в соответствии с номенклатурой ВАК РФ: 
5.8.1.  Общая педагогика, история педагогики и образования (педагогические науки)
5.8.2. Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) (педагогические науки)
5.8.7. Методология и технология профессионального образования (педагогические науки)

Объявления

 
Не было опубликовано ни одного объявления.
 
Ещё объявления...

Текущий выпуск

Том 20, № 4 (2023)

ГЛОБАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Международный опыт трансформации системы повышения квалификации в условиях цифровизации
Сувирова А.Ю., Лесин С.М., Шевелева Н.Н., Антонов Н.В.
Аннотация

Постановка проблемы . Современные требования к системе повышения квалификации во всем мире демонстрируют необходимость использования информационных и цифровых технологий. Актуальной задачей является обобщение эффективных подходов к решению ключевых проблем, значимых для столичного образования, в условиях цифровизации. Система повышения квалификации в Москве, проходящая путь трансформации в условиях цифровизации, испытывает потребность в формулировке эффективных предложений или модельных решений на основе анализа современного международного опыта трансформации системы повышения квалификации, что позволит ей удержать лидирующие позиции в реализации качественного образования на всех уровнях. Цель исследования - формирование предложений по совершенствованию системы повышения квалификации в Москве на основе полученных результатов анализа международного опыта трансформации системы повышения квалификации в условиях цифровизации. Методология . Использовались методы анализа научных публикаций и материалов, анализа и сопоставления материалов аналитических отчетов зарубежных организаций различных стран мира, описывающих практику реализации программ повышения квалификации. Для формирования предложений по совершенствованию системы повышения квалификации в Москве применялись методы сопоставления полученных результатов и моделирование ситуаций, в которых они могли быть применены. Результаты . Рассмотрен опыт стран Европы и Азии, основным критерием отбора которых стало то, что они занимают лидирующие позиции, зафиксированные такими международными исследованиями качества образования, как PISA и TALIS, а также имеют эффективные международные механизмы реализации системы повышения квалификации. Полученные результаты международного опыта в обобщенном виде сопоставлены с текущим состоянием столичной системы повышения квалификации, определен ряд практик и подходов, а также цифровых технологических решений, представляющих высокий интерес для осуществления эффективного процесса трансформации в условиях цифровизации. Заключение. Трансформация систем повышения квалификаций за рубежом происходит на системном уровне при реализации разных подходов, концепций, стратегий или цифровых инструментов. В рамках исследования выявлены эффективные международные практики, на основе которых возможно сформировать предложения по совершенствованию системы повышения квалификации в Москве.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2023;20(4):343-357
pages 343-357 views

ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

Современное состояние и перспективы моделирования цифровых профессиональных пространств в бизнесе и образовании
Каптерев А.И., Ромашкова О.Н., Чискидов С.В., Ермакова Т.Н.
Аннотация

Постановка проблемы. Мир становится все более цифровым, возрастает потребность в моделировании цифровых профессиональных пространств (ЦПП), которые помогают управлять бизнес-процессами более оперативно. ЦПП - это компьютерные системы, разработанные для повышения эффективности таких видов трудовой деятельности, как сотрудничество, общение и обмен данными. Цель исследования - описать методологические, теоретические и технологические основания моделирования ЦПП. Методология . Использовались системно-структурный и системно-деятельностный подходы, а также применяемый в педагогике компетентностный. Проведен контент-анализ и тематический мониторинг моделирования цифрового контента. Результаты . Представлена модель для проектирования ЦПП, включающая несколько ключевых компонентов, таких как оценка потребностей пользователей, когнитивный менеджмент, моделирование ЦПП, проектирование организационной структуры бизнес-процессов, моделирование данных и разработка сценариев использования информационных систем, образовательный инжиниринг. Проанализирована важность каждого компонента и приведены примеры их реализации в процессе обучения, обсуждены некоторые проблемы и предложены потенциальные пути их решения. Рассмотрены основные концепции и подходы, связанные с моделированием ЦПП, включая их определение, характеристики и основные проблемы, а также основные методы и инструменты, используемые для моделирования этих сред. Определены наиболее перспективные направления исследований в данной области. Заключение . Моделирование и использование ЦПП в высшем образовании обладает потенциалом для повышения качества и доступности образования, одновременно подготавливая студентов к быстро меняющемуся рынку труда. ЦПП обладают возможностями для цифровой трансформации высшего образования, предоставляя студентам захватывающий, персонализированный и увлекательный опыт обучения, который может подготовить их к будущей карьере и улучшить их общие результаты обучения.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2023;20(4):358-372
pages 358-372 views

ВЛИЯНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ НА РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Формирование дивергентного мышления школьников в условиях дополнительного образования при работе с лентами времени
Герасимова Е.К., Ниматулаев М.М., Новоселова С.Ю., Шишков М.С.
Аннотация

Постановка проблемы. Подготовка выпускника, готового применять полученные знания в дальнейшей жизнедеятельности и находить нестандартные, оригинальные решения, преодолевая привычные шаблоны и устоявшиеся мнения, - одна из важнейших задач, которые стоят перед педагогами цифровой школы. Цель исследования - обоснование эффективности использования таймлайн-сервисов для развития дивергентного мышления школьников в условиях дополнительного образования. Методология. Применялись теоретико-методологический анализ и обобщение фундаментальных научных работ по проблеме исследования, обработка результатов тестирования и лент времени. В педагогическом эксперименте приняли участие 130 обучающихся государственного бюджетного общеобразовательного учреждения г. Москвы «Школа № 1506». Для диагностики и оценки сформированности дивергентного мышления использовалась методика Ф. Вильямса (адаптированная Е.Е. Туник); в качестве метода статистической обработки - хи-квадрат Пирсона. Результаты. Таймлайн в дополнительном образовании задействовался при отображении исторических фактов в хронологическом порядке, составлении алгоритмов, создании биографий, представлении статистики. Выявлен дидактический потенциал таймлайна как разновидности количественной инфографики, предлагающей графическую реализацию цифровых данных в отношении каждого компонента в структуре креативности: гибкость, оригинальность, разработанность, беглость. Определены статистически достоверные различия в качественных изменениях, произошедших в педагогической системе. Заключение. Использование таймлайн-сервисов в условиях дополнительного образования способствует развитию дивергентного мышления обучающихся за счет возможностей интерактивного представления событий и фактов, многократного использования, мультимедийности, технического минимализма. Отмечены трудности, которые осложняют использование виртуальных лент времени: управление временными ресурсами, необходимость разработки критериев и показателей эффективного применения веб-сервисов соответствующего назначения.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2023;20(4):373-385
pages 373-385 views
Цифровизация мотивационных признаков как способ организации самостоятельной работы бакалавров
Добровольская Н.Ю.
Аннотация

Постановка проблемы . Эффективная организация внеаудиторной работы будущих бакалавров предполагает построение индивидуальных траекторий обучения, основанных в том числе на уровне мотивации к изучению профильных дисциплин. Обосновывается целесообразность применения интеллектуальных информационных технологий при классификации состава и форм самостоятельной работы бакалавров прикладной математики. Методология . С помощью разработанного мобильного приложения выявлены многопараметрические мотивационные признаки обучаемых. Полученные мотивационные профили кластеризованы на пять мотивационных групп, близких по значениям признаков. Построение и анализ многопараметрической классификации произведены методами кластерного анализа и нейросетевых технологий. Кластеризация мотивационных групп и применение соответствующих стратегий организации самостоятельной работы выполнялись на факультете компьютерных технологий и прикладной математики Кубанского государственного университета. Результаты . Сконструированная нейронная сеть классифицирует мотивационный профиль бакалавра, назначает ему стратегию самостоятельной работы, устанавливая конкретные значения вариативных элементов стратегии. Для кластеризованных мотивационных групп определены стратегии организации самостоятельной работы. Заключение . Построение и кластеризация мотивационных профилей позволяет скорректировать индивидуальные стратегии самостоятельного обучения бакалавров прикладной математики, выявить значения вариативных элементов и, как следствие, не только развить профессиональные умения, но и сформировать навыки организации собственного рабочего процесса, распределения ресурсов, выделения этапов работы.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2023;20(4):386-395
pages 386-395 views
Оценка влияния применения мобильных приложений в обучении специалистов сферы туризма на качество их подготовки
Грибков Д.Н., Деньгина М.Р., Матвеев В.В., Машарова Т.В.
Аннотация

Постановка проблемы. Модернизация современной образовательной системы предполагает внедрение технологий, основанных на искусственном интеллекте, AR, VR и мобильных платформах. Применение мобильных средств в обучении работников туристической индустрии удовлетворяет требованиям к программам подготовки высококвалифицированных профессионалов для этой сферы и вызовам экономической интеграции. Исследование направленно на обоснование эффективности использования мобильных приложений в обучении специалистов туристической отрасли для повышения качества их подготовки. Методология. Применялись теоретико-методологический анализ и обобщение при определении содержания и проблем мобильного обучения в сфере туризма, выявлении перспектив развития тревел-приложений. Для проектирования мобильных приложений было выбрано средство iBuildApp. Разработано тестирование, включающее блоки «Основы туристической деятельности» (20 баллов), «Мобильные приложения в сфере туризма» (20 баллов). В исследовании приняли участие 49 студентов Орловского государственного института культуры (направление подготовки «Туризм», профиль «Технология и организация экскурсионных услуг»). В качестве метода статистической обработки использован критерий согласия Пирсона. Результаты. Сформулированы идеи методического подхода, отражающего необходимые изменения в системе подготовки специалистов туристической сферы именно с учетом вызовов экономической интеграции, требований профессионального стандарта и стратегии развития туризма в России. Выделены трудности, которые влияют на эффективность включения мобильных приложений в подготовку работников отрасли: зависимость от зарубежных программных решений, дороговизна разработки собственного мобильного приложения и его постобслуживания, технические сбои в сети. Определены статистически достоверные различия в качественных изменениях, произошедших в системе подготовки. Заключение. Использование мобильных приложений в обучении специалистов туристической отрасли способствует повышению качества их подготовки за счет новых возможностей коллаборации и проектной деятельности, оптимизации затрат, инновационного опыта работы и т. д. К негативным аспектам можно отнести снижение общего уровня устной коммуникабельности, риски потери телефона, отвлечения внимания и развития зависимости.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2023;20(4):396-409
pages 396-409 views

ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГОВ К ИНФОРМАТИЗАЦИИ

Формирование иноязычной компетенции будущих педагогов при работе с флэш-картами
Никулина Е.Г., Старкова Е.К., Рябчикова В.Г., Сергеева Н.А.
Аннотация

Постановка проблемы . Модернизация высшего образования открывает новые перспективы для использования электронных ресурсов в обеспечении доступности, непрерывности и качества иноязычного обучения. Применение интерактивных средств (тренажеров, флэш-карт, виртуальных досок) удовлетворяет требованиям к образовательным программам подготовки студентов педагогических направлений и вызовам современного общества. Флэш-карта - это карточка со словом, понятием, изображением на одной стороне и переводом на другой. Цель исследования - обоснование эффективности применения флэш-карт для формирования иноязычной компетенции будущих педагогов. Методология. Теоретико-методологический анализ и обобщение применялись при определении тенденций развития языкового образования, включения средств информатизации в иноязычную деятельность и профессиональную коммуникацию. Для работы с готовыми флэш-картами и создания новых тематических сетов в цифровом формате выбрана онлайн-платформа Quizlet. Составлены вопросы для контрольной работы, сгруппированные по блокам «Цифровые образовательные технологии» (50 баллов), «Иностранный язык в профессиональном общении» (50 баллов). В исследовании приняли участие 54 студента Вятского государственного университета, обучающиеся по направлению 44.03.05 «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки, уровень подготовки - бакалавриат). На этапе статистической обработки результатов применялся критерий хи-квадрата Пирсона. Результаты . Описана система работы с флэш-картами в иноязычной профессиональной коммуникации будущих педагогов: изучение функционала Quizlet; работа с готовыми наборами карт при изучении, автоматизации и совершенствовании лексических единиц; разработка собственных тематических сетов. Студенты экспериментальной группы использовали режимы Flashcards, Speller, Scatter, Quizlet Live в ходе самостоятельной работы и сетевой коллаборации. Определены статистически достоверные различия в качественных изменениях, произошедших в уровне сформированности иноязычной компетенции. Заключение. Применение флэш-карт в подготовке студентов педагогических специальностей обладает значительным дидактическим потенциалом для развития их иноязычной компетенции: эффект погружения, соревновательности и получения позитивных эмоций; ресурсы для самостоятельного изучения языка во внеаудиторное время; преодоление языкового барьера в игровой виртуальной среде информационного взаимодействия. К недостаткам можно отнести однообразие форм для тестов, отсутствие возможности практиковать произношение, частичную поддержку режимов работы в мобильной версии.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2023;20(4):410-422
pages 410-422 views

ДИСТАНЦИОННОЕ, СМЕШАННОЕ И ПЕРЕВЁРНУТОЕ ОБУЧЕНИЕ

Применение видеоматериалов на занятиях по профессионально ориентированному английскому языку в условиях дистанционного обучения
Голубева В.С.
Аннотация

Постановка проблемы. В последние годы дистанционный формат перестал быть редкостью и активно внедряется в образовательный процесс. Однако в старшей школе при преподавании специализированных предметов, включая и профессионально ориентированный английский язык, ощущается некоторая сложность в том, чтобы сделать занятие по дисциплине динамичным и интересным для обучающихся. Применение видеоматериалов видится одним из способов решения данной проблемы. Цель исследования - рассмотреть вопросы, связанные с использованием видеоматериалов на занятиях по профессионально ориентированному английскому языку. Методология. Раскрываются такие темы, как преимущества использования видеоматериалов в процессе обучения, критерии их отбора, подготовка заданий, освещаются преимущества и специфика использования новостного видеоконтента в качестве инструмента для обучения английскому языку. Особое внимание уделяется использованию видеоматериалов в условиях дистанционного обучения. Приводятся примеры из практического опыта использования видеоматериалов на занятиях по английскому языку для студентов третьего и четвертого курсов Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова в Санкт-Петербурге, обучающихся по направлению «Технологии транспортных процессов». Результаты. Использование видеоматериалов на дистанционных занятиях имеет значительное количество преимуществ для студентов. Практика показала, что наиболее интересными и эффективными для использования являются новостные программы. Заключение. Сделан вывод, что процесс подготовки к занятию с использованием видеоматериалов является сложным для преподавателей, но в то же время его использование положительно влияет на их профессиональный рост и на эффективность образовательного процесса.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2023;20(4):423-430
pages 423-430 views

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах