Том 18, № 1 (2021)
- Год: 2021
- Статей: 9
- URL: https://journals.rudn.ru/informatization-education/issue/view/1433
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-8631-2021-18-1
Весь выпуск
Статьи
К юбилею Владимира Михайловича Филиппова
ДИДАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Исследование различий стилей обучения студентов и интеграции знаний в процессе обучения в среде SPOC на примере курса «Основы португальского языка»
Аннотация
Проблема и цель. С наступлением информационной эры многие учащиеся все чаще обращаются к онлайн-обучению и используют специализированные платформы для завершения построения знаний, занимаясь в автономном режиме. Методология. Большинство исследований обучающего поведения фокусируются на поиске наилучшей модели обучения и игнорируют возможное влияние различных форм обучения на построение знаний. Поэтому, основываясь на модели стилей обучения Фелдера - Сильвермана, в данной работе для улучшения опросника и сбора данных о поведении учащихся при четырехмерном дифференциальном обучении применялась шкала стилей обучения Соломона. Для лучшего понимания влияния стилей обучения на эффективность онлайн-обучения использовались данные об обучении на платформе небольших частных онлайн-курсов и общая теория интеграции знаний когнитивного интеллекта для выяснения связи между режимами обучения и индивидуальными различиями. Результаты. Проанализированы данные об учебном поведении 46 студентов Нанькайского университета, занимающихся на платформе SPOC, выявлены различия в стилях обучения и построении знаний студентов в среде SPOC. По сравнению с традиционным методом обучения на курсе «Основы португальского языка» смешанная модель обучения с использованием платформы Chaoxing имеет беспрецедентные преимущества. Взаимодействие внутри и вне класса положительно сказывается на вовлеченности студентов и содействует педагогической диагностике. Заключение. Установлено, что некоторые стили обучения по-разному влияют на эффективность онлайн-обучения, а игнорирование индивидуальных различий учащихся негативно отражается на построении знаний.
Использование технологий искусственного интеллекта для выстраивания индивидуальных образовательных траекторий обучающихся
Аннотация
Проблема и цель. Разработаны и апробированы решения для построения индивидуальных образовательных траекторий обучающихся, ориентированные на улучшение образовательного процесса за счет формирования персонифицированного набора рекомендаций из дисциплин по выбору. Методология. Использовались методы интеллектуального анализа данных и машинного обучения, направленные на обработку как числовых, так и текстовых данных. Применялись подходы на основе коллаборативной и контентной фильтрации для формирования рекомендаций учащимся. Результаты. Апробация разработанной системы проводилась в разрезе нескольких периодов выбора элективных курсов, в которых приняло участие 4769 учащихся первого и второго годов обучения. Для каждого учащегося был автоматически сформирован набор рекомендаций, а затем выполнена оценка качества построенных рекомендаций исходя из доли учащихся, воспользовавшихся этими рекомендациями. Согласно результатам проведенной апробации, рекомендациями воспользовались 1976 учащихся, что составило 41,43 % от общего числа принявших участие. Заключение. Разработана рекомендательная система, выполняющая автоматическое ранжирование дисциплин по выбору и формирующая персонифицированный набор рекомендаций каждому учащемуся исходя из его интересов для выстраивания индивидуальных образовательных траекторий.
РАЗВИТИЕ СЕТИ ОТКРЫТОГО ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Состояние и перспективы дистанционного обучения в период пандемии COVID-19
Аннотация
Проблема и цель. В российском обществе переход на дистанционное обучение образовательных организаций в марте 2020 года в связи с новой коронавирусной инфекцией вызвал острую дискуссию об эффективности и последствиях такого формата обучения, а также о перспективах его использования после пандемии COVID-19. Перед системой образования встала задача подготовки специалистов в условиях неопределенности будущего и ускоренной цифровизации экономики. Цель исследования заключалась в определении основных факторов, оказывающих влияние на развитие и распространение дистанционного обучения в ближайшие годы, а также возможных краткосрочных и долгосрочных последствий перехода на дистанционное обучение вузов. Методология. Использовался анализ научной литературы и практической деятельности, опытного преподавания. Результаты. Содержание и форма образования значительно трансформируются в долгосрочной перспективе. Сегодня необходимые цифровые компетенции невозможно приобрести в рамках традиционного образовательного процесса (лекции, семинары, экзамены в устной форме), без системного применения информационных технологий в обучении. Поэтому информационные технологии будут крайне востребованы выпускниками и подготовят их к практическому использованию ИТ на рабочем месте. Кроме того, ИТ могут существенно увеличить эффективность обучения, поскольку позволяют реализовать индивидуальную траекторию обучения, персонализировать его, снять ограничения по времени и месту занятий, повысить наглядность и интерактивность образовательного процесса. Заключение. Онлайн-обучение и электронное обучение с применением дистанционных образовательных технологий в долгосрочной перспективе позволят удовлетворить запрос обучающихся и общества на подготовку кадров в условиях неопределенности будущего. Благодаря ИТ создаются условия для активной познавательной и учебной деятельности, обеспечивается индивидуализация обучения, превращающая обучающегося в активного и равноправного участника учебного процесса, в том числе благодаря отказу от предоставления готового дифференцированного знания, которое ведет к формированию репродуктивного характера мышления у обучающихся.
ПРЕПОДАВАНИЕ ИНФОРМАТИКИ
Анализ эффективности освоения будущими учителями информатики ресурсов Московской электронной школы на базе площадок производственной практики
Аннотация
Проблема и цель. Анализируются площадки производственной (педагогической) практики на базе московских школ в контексте эффективного освоения будущими учителями информатики ресурсов Московской электронной школы. Целью является выявление корреляции цифрового следа, полученного в результате разработки индекса сетевой активности школ на основе данных о действиях учителей и учащихся в средах электронного обучения и определения соответствующих этому индексу образовательных организаций, а также методической активности школ города Москвы - баз производственной (педагогической) практики будущих учителей информатики. Методология. Использовались анализ нормативных документов и базы московских школ, на площадках которых осуществляется производственная (педагогическая) практика студентов Московского городского педагогического университета, обучающихся по направлению «Информатика», рефлексия содержания полученного знания, поиск критериев отбора базовых школ для проведения производственной (педагогической) практики будущих учителей информатики, локальный педагогический эксперимент. Результаты. Установлено, что активность школ в разработке и использовании образовательных ресурсов Московской электронной школы не является обязательным условием сотрудничества именно с ними. В то же время владение будущими учителями-предметниками информационными технологиями, в том числе технологией работы с ресурсами Московской электронной школы, является неотъемлемой частью профессиональной компетенции современного педагога и особенно учителя информатики. Заключение. Предложены основополагающие критерии выбора площадок для производственных практик будущих учителей информатики, в частности студентов Московского городского педагогического университета. Сформулированные критерии отбора базовых школ для проведения производственной (педагогической) практики студентов университета позволяют успешно решать поставленные перед этим видом учебной деятельности задачи, достигать намеченных целей и формировать профессионально-педагогические компетенции.
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Методология и особенности оценки экономического эффекта от внедрения моделей цифровой образовательной среды в системах среднего профессионального и высшего образования
Аннотация
Проблема и цель. Активное внедрение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в учебный процесс, реформирование традиционных моделей обучения и образования стали приоритетными направлениями реформ и инициатив в различных национальных системах образования в XXI веке. Государственные расходы являются основным источником финансирования образования в странах ОЭСР, поэтому оценка экономического эффекта от внедрения цифровой образовательной среды на разных уровнях образования в условиях давления на государственные бюджеты стала одним из ключевых вопросов для национальных правительств и образовательных организаций, а также предметом специальных исследований. В российской практике до настоящего времени не проводилась оценка экономического эффекта при полномасштабном использовании электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ среднего профессионального (подготовка специалистов среднего звена) и высшего образования. Для этих целей разработана методология, которая, однако, нуждается в апробации. Результаты. Определен перечень затрат, необходимых для обеспечения полномасштабного использовании электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ среднего профессионального (подготовка специалистов среднего звена) и высшего (включая аспирантуру) образования, обоснована методология оценки экономического эффекта от указанных мероприятий, на ее основе проведены расчеты. Заключение. Разработанная методология показала свою эффективность и нуждается в дальнейшем исследовании и развитии.
ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ
Развитие информационной культуры студентов при обучении уравнениям математической физики в условиях информатизации образования
Аннотация
Проблема и цель. В современных условиях востребованы специалисты разных предметных областей, обладающие информационной культурой и умеющие решать сложные профессиональные задачи с использованием современных информационных и коммуникационных технологий. Сегодня необходимы специалисты в области прикладной математики, которая играет большую роль в развитии человеческой цивилизации. Поэтому в процессе преподавания в вузе различных учебных дисциплин прикладной математики, в том числе дисциплины «Уравнения математической физики», должно уделяться внимание развитию информационной культуры студентов. Методология. При обучении студентов дисциплине «Уравнения математической физики» крайне важно, чтобы преподаватель знал не только содержание обучения этой дисциплине, но и имел практический опыт решения уравнений математической физики компьютерными средствами. Подобные навыки позволят преподавателю успешно проводить учебные занятия в условиях информатизации обучения. Вместе с тем нужно отчетливо понимать, что использование компьютерных технологий при обучении упомянутой дисциплине должно быть корректным. Очевидно, что нужно разрабатывать и реализовывать на практике разнообразные методические подходы, позволяющие развивать у студентов информационную культуру на учебных занятиях по данной дисциплине. Результаты. Использование передовых педагогических технологий на учебных занятиях по дисциплине «Уравнения математической физики», на которых применяются компьютерные технологии, позволит студентам развить информационную культуру. Заключение. Компьютерные технологии, к которым обращаются студенты в процессе решения учебных задач, требуют от них определенных умений и навыков для выявления их широких возможностей. Студенты осознают роль компьютерных технологий в проведении научных прикладных исследований, понимают роль методологии компьютерного моделирования и вычислительного эксперимента при изучении окружающего мира.
Подходы к совершенствованию подготовки ИТ-специалистов в сфере электронного документооборота
Аннотация
Проблема и цель. Рассматривается проблема совершенствования подготовки ИТ-специалистов в сфере электронного документооборота в процессе обучения в вузе. Методология. В исследовании использован анализ практической деятельности в работе с системами электронного документооборота и обучения работе с данными системами в процессе подготовки ИТ-специалистов в сфере электронного документооборота. Результаты. Выдвинуто предложение о необходимости создания специальной учебной системы электронного документооборота для ее использования в качестве объекта изучения и средства обучения в процессе подготовки ИТ-специалистов в сфере электронного документооборота, сформулированы требованиям к ней, описаны поэтапные модели ее подготовки. Заключение. Предложенные программно-технологические средства и организационно-методические способы позволят решить задачу совершенствования качества подготовки ИТ-специалистов в сфере электронного документооборота.
ЭЛЕКТРОННЫЕ СРЕДСТВА ПОДДЕРЖКИ ОБУЧЕНИЯ
Разработка адаптивного массового открытого онлайн-курса в рамках обучения технологиям искусственных нейронных сетей
Аннотация
Проблема и цель. Развитие массовых открытых онлайн-курсов способствует все большему внимаю студентов к ним. На данный момент существует множество крупных сервисов, предоставляющих услуги по обучению в режиме онлайн, но нет четко прописанных универсальных требований к подобным курсам. Наряду с этим имеет место достаточно высокий уровень отказа от курса на различных этапах в связи с потерей мотивации к продолжению обучения. Методология. Рассматривается вариант решения поставленных вопросов при помощи технологий адаптивного обучения на примере курса по обучению технологиям искусственных нейронных сетей. Результаты. Определена тематика разделов онлайн-курса. Составлен план работ и сформулированы наиболее актуальные пути решения обозначенных проблем. Заключение. Представленная стратегия решения проблем может помочь в дальнейшем совершенствовании и апробации разработанного курса и применяться к любому массовому открытому онлайн-курсу.