Том 16, № 3 (2019)
- Год: 2019
- Статей: 8
- URL: https://journals.rudn.ru/informatization-education/issue/view/1241
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-8631-2019-16-3
Весь выпуск
ДИДАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Цифровая идентичность, цифровая самоидентификация, цифровой профиль: постановка проблемы
Аннотация
Проблема и цель. Статья посвящена исследованию проблемных вопросов, касающихся цифровой идентичности, цифровой самоидентификации личности, цифрового профиля. Поиском ответов на эти вопросы занимаются не только ученые гуманитарного направления, но и специалисты в области государственного управления, финансов, образования, философии и этики, высокотехнологичных секторов экономики, поскольку формирование цифровой идентичности - это сфера личной, общественной, корпоративной и национальной безопасности. Целями описываемого в статье исследования являются определение на основе анализа сложившихся подходов к цифровизации общества возможных проблем в области формирования цифровой идентичности личности и выявление основных путей решения таких проблем. Методология. Проведено аналитическое исследование по выявлению вопросов, характеризующих процессы цифровизации общества. Первый блок вопросов: что такое цифровая идентичность? Каковы ее особенности? Как формируется цифровая идентичность в условиях сетевой коммуникации? Второй блок вопросов: каким образом происходит цифровая самоидентификация личности? Каковы последствия этого процесса для реальной и виртуальной (конвергентной) жизни индивида? Третий блок вопросов: что такое цифровой профиль? Кто провайдер цифрового профиля? В чем заключаются новые возможности и риски использования цифровых профилей? Результаты. В ходе исследования аргументировано, что в условиях цифровой экономики, предполагающей повсеместное использование больших массивов данных, особое значение приобретает решение проблемы контроля над формированием цифровой идентичности гражданина. Начиная с самого раннего возраста, у человека необходимо целенаправленно развивать навыки формирования цифровой идентичности. Единственный способ восстановить полный контроль над цифровой проекцией человека - это сделать все данные о пользователе открытыми для него. Опыт применения соответствующих цифровых профилей порождает новые риски, перечисленные в статье. Заключение. Проблемы цифровой идентичности, цифровой идентификации и цифрового профиля являются темами для серьезного общественно-профессионального и научного обсуждения. Цифровая идентичность оказывает все более возрастающее влияние на жизнь человека и общества. Формирование цифровой идентичности является вопросом личной, общественной и национальной безопасности. Человеку необходимо учиться формировать свою цифровую идентичность.
ЭЛЕКТРОННЫЕ СРЕДСТВА ПОДДЕРЖКИ ОБУЧЕНИЯ
Особенности обучения использованию информационных технологий при получении финансовых услуг
Аннотация
Проблема и цель. В статье проведен комплексный анализ организации процессов обучения пользователей работе с безналичной системой оплаты с использованием средств информатизации, а также оценена эффективность специальным образом разработанного электронного образовательного ресурса, позволяющего организовать такое обучение. Целью стало выявление специфики обучения населения использованию безналичной системы оплаты товаров и услуг на основе разработанного электронного ресурса, которое заключается в рассмотрении классификации российских и международных платежных систем, опыта их использования, возможностей информационных и телекоммуникационных технологий в организации такого обучения. Это позволило спроектировать модель повышения уровня финансовой грамотности, разработать образовательный электронный ресурс, организовать и провести обучение, построенное с использованием информационных технологий, а также оценить эффективность применения разработанного образовательного электронного ресурса при формировании финансовой грамотности. Методология. В ходе проектирования специального электронного образовательного ресурса производилось изучение специальной литературы и нормативных правовых актов. Основу исследования составили работы А.И. Савельева, А.В. Пухова, Д.А. Кочергина, В.А. Лопатина, С.В. Криворучко, В.М. Ионова, В. Семенихина, Д. Поминова, В.А. Дадалко, П.А. Тамарова и др. В рамках исследования применялись: метод прямого наблюдения за качественным тестированием сайта, который позволил определить, какие существуют особенности дизайна сайта и сформулировать рекомендации по его изменению (в рамках прямого наблюдения осуществлялся замер скорости навигации респондента по сайту, эмоциональное состояние, список разделов, интересующих респондентов в большей степени), и метод глубинного интервью, направленный на оценку соответствия содержания разработанных материалов требованиям целевой группы потребителей и потенциальных пользователей портала. Фокусгруппа как метод не подходит в рамках данного исследования в связи с тем, что респонденты слишком сильно отличаются по возрасту и уровню финансовой грамотности. Результаты. В рамках статьи представлен подробный анализ уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации. В ходе исследования подтвердилась ак- туальность проблемы низкого уровня финансовой грамотности населения России, а также необходимости разработки информационного инструмента по решению данной проблемы. В рамках проектной части в качестве информационного инструмента по повышению уровня финансовой грамотности населения был разработан прототип веб-сайта. Выбор веб-сайта как инструмента эффективной информатизации обучения основам финансовой грамотности был обусловлен статистикой роста пользователей Интернета, а также выбранной целевой аудиторией в возрасте от 20 до 35 лет. Заключение. Особенности информатизации обучения по использованию безналичной системы оплаты рассмотрены на основе использования прототипа веб-сайта специально для текущих и будущих пользователей финансовых услуг. Данный портал направлен на развитие у пользователей самостоятельных навыков сравнения и выбора платежных систем и электронных кошельков по показателям их финансовой устойчивости. Функционал портала направлен на поиск и освоение пользователем важных принципов работы с банковскими продуктами, в том числе на то, чтобы пользователи портала всегда были в курсе ближайших семинаров и мероприятий по повышению финансовой грамотности в их городе проживания.
ПРЕПОДАВАНИЕ ИНФОРМАТИКИ
Подходы к решению проблемы поиска сценариев уроков по информатике для основной школы в библиотеке Московской электронной школы
Аннотация
Проблема и цель. В статье рассматривается проблема поиска сценариев уроков по информатике для основной школы в библиотеке Московской электронной школы (МЭШ). Целью является выявление особенностей поисковой системы МЭШ и возможных подходов к совершенствованию процесса нахождения сценариев уроков информатики для основной школы. Методология. В процессе исследования был использован комплекс методов: анализ ресурсов библиотеки МЭШ и нормативных документов; рефлексия содержания полученного знания; поиск подходов к совершенствованию процесса нахождения сценариев уроков информатики для основной школы в библиотеке МЭШ; локальный педагогический эксперимент. Результаты. Выявлено отличие классификации разделов и тем школьного курса информатики, предусмотренной Примерной основной образовательной программой [16] (в соответствии с общеобразовательными стандартами [20]), от установленной в библиотеке МЭШ классификации [3], а также наличие большого числа контролируемых элементов содержания библиотеки МЭШ, указываемых создателями сценариев уроков по информатике для основной школы, что определяет проблему поиска нужных ресурсов. Результаты исследования позволили найти подходы к решению выявленной проблемы. Заключение. Предложены подходы к решению выявленной проблемы поиска сценариев уроков по информатике для основной школы в библиотеке МЭШ, реализация которых может оказать положительное влияние на возможность нахождения нужного цифрового ресурса и, как следствие, повысить эффективность профессиональной деятельности учителя информатики основной школы.
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Автоматизированная система по проведению профориентационного тестирования в образовательных организациях
Аннотация
Проблема и цели. В статье рассмотрена проблема проведения профориентационной деятельности в общеобразовательных организациях. Определена роль ранней профориентации в осознанном выборе выпускниками школ своей будущей профессии. Показана необходимость использования автоматизированных систем для проведения профориентационного тестирования учащихся с целью выявления склонностей и интересов к той или иной области профессиональной деятельности. Методология. Исследование направлено на проектирование и разработку системы «Психодиагностика образовательного учреждения», позволяющей проводить профориентационное тестирование в различных вариантах. В отличие от существующих разработок, созданная система позволяет проводить в компьютерном классе и удаленно как групповое, так и индивидуальное тестирование. В системе хранятся результаты тестирования за все время проведения, а также предоставляется возможность осуществлять аналитику результатов исследования по различным показателям и критериям. Результаты. Работа имеет практическую ценность для общеобразовательных учреждений, занимающихся профориентацией школьников. Показаны результаты апробации данной системы на базе ГБОУ г. Москвы «Школа № 1357 “На Братиславской”». Заключение. Впервые предлагается система, позволяющая повысить эффективность профориентационной деятельности образовательной организации и автоматизировать процесс тестирования в различных вариантах с возможностью аналитики результатов тестирования.
ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ
Модель проектирования ресурсов Московской электронной школы по предметной области «Математика» основного общего образования
Аннотация
Проблема и цель. В статье рассматривается актуальная проблема, связанная с разработкой различных методических аспектов подготовки сценариев уроков по математике в Московской электронной школе (МЭШ), которые еще не рассматривались в методике, что поможет учителю математики включиться в активную и продуктивную работу по применению нового электронного ресурса. Целями исследования являлись определение подходов к разработке типологии сценариев уроков по математике в МЭШ и создание модели наиболее востребованных типов сценариев. Методология. Определение подходов к созданию типологии сценариев уроков по математике осуществлено на основе анализа научной литературы, аналитической деятельности, метода моделирования и проведения анкетирования работников просвещения. Результаты. Разработаны и описаны наиболее часто применяемые типы сценариев уроков математики, которые могут быть созданы учителем с помощью имеющихся ресурсов МЭШ. Такие типы сценариев отражают модель, составленную на основе системно-деятельностного подхода, и включают мотивационный, деятельностный, контроля и рефлективный блоки. Предложенная модель предусматривает возможность унифицированного представления сценариев. Заключение. Применение разработанных подходов позволит обеспечить оперативность работы учителя, рациональное использование программных средств, технологических преимуществ и ключевых возможностей инструментария МЭШ, облегчит поиск нужного сценария в МЭШ.
Обучение физике школьников гуманитарно-ориентированных групп по Middle Years Programme (программа основной школы) Международного бакалавриата
Аннотация
Проблема и цель. В 1968 году в Швейцарии была создана международная неправительственная организация Международного бакалавриата с консультационным статусом в ЮНЕСКО [11; 26; 27; 29-31]). Методологической основой Международного бакалавриата выступают межкультурное общение, коммуникации, саморазвитие, концептуальное мышление, эффективность обучения и др. Международный бакалавриат является международно признанной учебной программой и реализуется по всему миру, в том числе и в России (Владивосток, Москва, Московская область, Пермь, Самара, Санкт-Петербург, Ульяновск). Кроме того, дипломы Международного бакалавриата признаются многими иностранными учебными заведениями. В процессе обучения физике школьников гуманитарно-ориентированных групп по программе MYP (основная школа) Международного бакалавриата у некоторых школьников появляются трудности как при усвоении теоретического материала, так и при решении учебных текстовых задач. В связи с чем для повышения эффективности обучения таких школьников целесообразно не только проводить теоретическое обоснование возможностей использования методов адаптации текстов задач по физике и разрабатывать адаптированные учебные задачи с последующим их включением в содержание обучения, но и использовать современные информационные технологии при изложении школьникам теоретического материала (мультимедийные средства обучения, электронные ресурсы и др.), а также научить школьников использовать компьютерные программы («Живая физика», «Лаборатория L-микро», «1С: Репетитор по физике», «Курс физики XXI века», «Открытая физика», «Физика в анимациях», «Физика. 7-11 классы. Практикум» и др.). Очевидно, что необходимо в дальнейшем проводить и экспериментальную педагогическую деятельность, выявляющую эффективность такого обучения физике. Методология. Эффективность обучения физике школьников гуманитарно-ориентированных групп по программе MYP (основная школа) Международного бакалавриата во многом будет обеспечиваться разработанным содержанием обучения, реализацией дидактических принципов обучения и системно-деятельностного подхода в обучении, информатизацией обучения, лингвистическим анализом содержания учебных задач, реализацией технологического подхода к конструированию учебного процесса обучения, учетом особенностей психологических закономерностей формирования умственных действий школьников в процессе решения физических задач [1; 3; 7-9; 12-16; 19; 20; 28]. Результаты. Применение методики адаптации текста учебных задач, использо- вание средств информатизации и различных алгоритмов решения физических задач, лингвистический анализ содержания учебных задач способствуют повышению качества обучения физике школьников гуманитарно-ориентированных групп по программе MYP (основная школа) Международного бакалавриата. Заключение. Использование адаптированного формата представления учебных задач, различных алгоритмов решения физических задач, применение современных информационных технологий для обучения физике школьников гуманитарно-ориентированных групп по программе MYP (основная школа) Международного бакалавриата способствуют повышению у школьников заинтересованности в обучении и формированию у них фундаментальной системы предметных знаний по физике.