Моделирование подготовки педагогов к профессиональным коммуникациям, основанной на использовании цифровых технологий в дидактическом дискурсе

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Постановка проблемы . Информационные технологии обладают значимым потенциалом с точки зрения повышения эффективности профессиональных коммуникаций в системе образования. Система подготовки педагогов должна быть комплексно расширена для формирования у них готовности к дидактическим дискурсам, осуществляемым на основе использования цифровых средств. Подобное развитие должно коснуться многих учебных курсов в педагогических вузах. Актуальной является проблема моделирования подходов к подготовке студентов таких вузов к осуществлению на профессиональном уровне дидактических дискурсов, в рамках которых эффективно применяются современные цифровые технологии. Методология. Проведено моделирование подходов к подготовке будущих педагогов персональным коммуникациям, основанным на использовании современных цифровых технологий. Определены критерии для оценки эффективности внедрения разработанной модели. Осуществлено анкетирование преподавателей двух столичных педагогических вузов, выявляющее итоги практической апробации предложенной модели. Результаты. Разработана и описана состоящая из более чем двадцати элементов модель системы подготовки педагогов к профессиональным коммуникациям, основанной на использовании цифровых технологий в дидактическом дискурсе. Предложены критерии и параметры для изучения результатов апробации модели, такие как дидактическая эффективность, методическая обоснованность, интерактивность, технологичность и другие. По всем критериям в ходе анкетирования педагоги отметили значимость предлагаемых в модели подходов. При этом степень повышения эффективности различается в зависимости от вида критерия. Заключение. Полученные результаты аргументируют необходимость совершенствования комплекса учебных курсов в рамках подготовки будущих педагогов в вузе, направленного на формирование у них готовности к осуществлению профессиональных коммуникаций в условиях использования цифровых технологий. Разработанная и описанная в статье модель может играть роль отправной точки для проведения и развития соответствующих исследований.

Полный текст

Постановка проблемы. Проникновение информационных технологий в разные виды образовательных отношений заставляет предпринимать шаги по развитию содержания и методики подготовки педагогов к осуществлению их профессиональной деятельности. В частности, телекоммуникационные и другие цифровые технологии обладают значимым потенциалом с точки зрения повышения эффективности профессиональных коммуникаций, которые имеют место в системе образования. Это означает, что должны совершенствоваться содержание и методы подготовки будущих педагогов в вузах для обучения способам корректного использования имеющихся и появляющихся цифровых систем с целью повышения эффективности коммуникаций в рамках профессиональной педагогической деятельности. Такая подготовка не может не быть комплексной, поскольку изменения вносятся в различные дисциплины методической и филологической подготовки учителя, а также в курсы, относимые к информатике и использованию информационных технологий в образовании. Подобное развитие должно опираться на многоплановые педагогические исследования. В качестве примера такого исследования можно привести диссертацию И.А. Евстигнеевой, где описываются подходы к совершенствованию дискурсивных навыков обучающихся в вузе, опирающиеся на использование современных цифровых средств [1]. Существует множество других работ, которые в совокупности сочетают в себе обоснование необходимости развития коммуникативных качеств будущих специалистов на фоне использования новейших информационных технологий. К числу таких работ относятся отечественные и зарубежные исследования Р.К. Потаповой, И.И. Молчановой, П.В. Сысоева, Ж.К. Оналбека, М. Гргик и других педагогов [2-6]. В целом, эти и другие подобные работы прямо или косвенно свидетельствуют о необходимости выработки особых подходов к совершенствованию коммуникативных профессиональных качеств педагога, но не определяют содержание, методы и средства такой подготовки. В то же время, уже предпринимались попытки формирования теоретических и практических основ для развития соответствующих систем обучения будущих педагогов. В частности, в основу обучения предлагалось положить так называемый дидактический дискурс и методы повышения эффективности подобных дискурсов на базе комплексного использования цифровых технологий [7]. Под дидактическими дискурсами можно упрощенно понимать различные виды коммуникаций педагогов, обучающихся, а иногда и родителей обучающихся, способствующие достижению целей обучения и воспитания. В частности, к дидактическим дискурсам может быть отнесено любое общение учителей и школьников в рамках учебных занятий. В случае, если речь идет о подготовке в области иностранных языков, то понятие дидактического дискурса конкретизируется до понятия «иноязычный лингводидактический дискурс», информатизации которого посвящены отдельные научные исследования [8]. Следует отметить, что во многих случаях умение корректно выстраивать профессиональные коммуникации предоставляет педагогам дополнительные возможности для выполнения воспитательных функций, в том числе для выработки значимых личностных качеств и формирования у обучающихся корректного представления о традиционных духовно-нравственных ценностях, что в настоящее время является особенно актуальным [9; 10]. Профессиональное владение педагогом релевантными цифровыми технологиями может существенно повлиять на эффективность воспитательных воздействий. На этом фоне особую значимость приобретает выработка подходов к развитию системы подготовки педагогов в области информатизации образования [11]. Такая система должна быть комплексно расширена в направлении подготовки педагогов к эффективному осуществлению дидактических дискурсов на основе использования цифровых технологий во всех видах профессиональных коммуникаций. Необходимы идеи и формы их описания для последующего теоретического изучения и практической реализации. Одним из таких подходов является информационное моделирование, когда предложения исследователей по развитию педагогических систем оформляются в виде моделей. Неслучайно приемы педагогического моделирования широко используются исследователями при описании подходов к формированию различных профессиональных качеств и компетенций педагогов. В этой связи следует упомянуть научные труды Е.Ю. Елизаровой, А.Н. Мироновой, И.Н. Ибрагимовой, Е.Т. Рубцовой, Б.С. Мавлоновой, С.В. Кесаевой [12-16]. Опираясь на эти работы, можно сделать вывод о том, что построение такой модели было бы целесообразным и для подготовки педагогов к использованию цифровых технологий с целью повышения эффективности профессиональных коммуникаций. Однако, до сих пор требуемой модели построено не было. С учетом этого можно говорить о наличии актуальной проблемы, заключающейся в необходимости моделирования подходов к подготовке студентов педагогических специальностей вузов к осуществлению на профессиональном уровне дидактических дискурсов, в рамках которых эффективно применяются современные цифровые технологии. В настоящей статье описывается попытка разрешения вышеназванной проблемы за счет построения, описания и проверки реализуемости одной из таких моделей. Методология. Первоначальную модель подходов к обучению студентов педагогических специальностей вузов использованию информационных технологий в дидактических дискурсах предлагается разработать на основе анализа имеющихся научных источников и опыта подготовки педагогов. Такая модель носила бы характер образца, который со временем мог бы развиваться с учетом результатов проводимых исследований и поступающих предложений. В ходе описываемого исследования результаты моделирования визуализируются в виде специального графа, отражающего ключевые элементы разрабатываемой системы подготовки и связи между этими элементами. Реализация предлагаемой модели в двух ключевых столичных педагогических вузах - Московском педагогическом государственном университете и Московском городском педагогическом университете - при подготовке к профессиональным коммуникациям будущих учителей иностранных языков предоставляет возможность анализа результатов апробации описываемого подхода. Для этого в рамках исследования разрабатываются специальные анкеты и критерии для определения коллективного мнения преподавателей педагогических вузов об эффективности и результативности внедрения модели. Критерии и результаты анкетирования педагогов описываются в настоящей статье, что позволяет сделать выводы о целесообразности и значимости моделирования. Результаты и обсуждение. В рамках построения модели с учетом накопленного опыта подготовки будущих педагогов к осуществлению дидактических дискурсов можно сформировать набор элементов, которые должны быть изначально определены для того, чтобы такая подготовка могла стать реальностью. В числе необходимых элементов следует предусмотреть теоретические разработки на тему особых условий и принципов подготовки педагогов к использованию цифровых технологий для повышения эффективности дидактических дискурсов, а также обладающие практической значимостью перечни специализированных цифровых средств, предназначенных для обучения студентов дидактическим дискурсам. Кроме того, важно включить в модель разработку различных содержательных и методических компонент для формирования обновленной системы подготовки педагогов к профессиональным коммуникациям. В число таких компонент входят кейсы, образцы, примеры эффективных профессиональных коммуникаций педагога, задачи и задания для подготовки педагогов к реализации дидактических дискурсов на основе использования цифровых технологий. Особую роль здесь должно играть изучение влияния использования цифровых технологий на коммуникации педагогов, способствующих как обучению, так и воспитанию. Результаты соответствующих исследований должны лечь в основу содержания обучения. Перечисленные выше элементы следует включить в модель как изначально необходимые для подготовки педагогов к информатизации дидактических дискурсов. Подобные подходы учитываются в рамках описываемого исследования и отражены в разработанной модели (рис. 1). Модель должна описывать содержательные и методические элементы, которые необходимо реализовать в рамках развития систем подготовки будущих педагогов в вузе. К их числу относится обучение специфическим цифровым технологиям, которые значимы для дидактических дискурсов. В определенном смысле здесь речь идет о развитии курсов информатики и информационных технологий. Также следует предусмотреть выпускные квалификационные и проектные работы студентов, связанные с проведением дидактических дискурсов на основе использования цифровых технологий. Такие дискурсы могут быть реализованы в рамках программ педагогических и производственных практик студентов педагогических вузов. Рис. 1. Модель системы подготовки педагогов к профессиональным коммуникациям, основанной на использовании цифровых технологий (ЦТ) в дидактическом дискурсе Источник: создано В.В. Копыловой. Figure 1. A model of a teacher training system for professional communications based on using of digital technologies (DT) in didactic discourse Source: created by Victoria V. Kopylova. Важно предусмотреть развитие личностных качеств педагога, которые должны сохраняться и проявляться в случае, когда интенсивность дидактических дискурсов повышается за счет использования цифровых технологий, а также расширяется содержательная база таких дискурсов в условиях использования электронных переводчиков и информационных источников, сформированных в разных странах и регионах мира. Данная модель задает направления для развития содержания соответствующей подготовки педагогов. В частности, в ней предусмотрено обучение студентов использованию компьютерной техники для формирования содержания дидактических дискурсов, применению цифровых технологий в профессиональных коммуникациях педагога с родителями обучающихся, приемам использования цифровых презентаций и других средств повышения наглядности для аргументации собственных позиций в рамках профессиональных коммуникаций. Существенное внимание предлагается уделять возможностям собственного профессионального развития педагогов с опорой на профессиональные коммуникации с коллегами, осуществляемые с применением цифровых систем. Еще раз следует подчеркнуть (в модели это выделено особо), что предлагаемая подготовка должна носить комплексный характер и базироваться на развитии содержания, методов и средств обучения многим учебным курсам, реализуемым в большинстве педагогических вузов. Сюда относятся курсы подготовки педагогов к использованию цифровых технологий в профессиональной деятельности, а также курсы, относимые к филологической и методической подготовке. Отдельное внимание следует уделить подходам к определению готовности педагогов к осуществлению профессиональных коммуникаций в условиях использования новейших цифровых технологий. Педагогические измерения могли бы стать в том числе и способом оценки эффективности и результативности предлагаемого развития систем обучения педагогов новым подходам к дидактическим дискурсам. Предлагаемая модель предусматривает необходимые для этого элементы. К сожалению, формат статьи не позволяет более детально описать отраженные на рис. 1 элементы. В ходе исследования практически каждый из них получает более подробное описание и визуализацию в виде соответствующего подграфа. Кроме того, ограниченный объем текста статьи не дает возможности показать конкретное содержание, методы и средства, которые разрабатываются, собираются и внедряются в рамках проводимых исследований. Таким описаниям планируется посвятить последующие публикации. Для комплексной оценки эффективности внедрения разработанной модели в 2023 и 2024 гг. осуществлялось довольно масштабное анкетирование преподавателей Московского городского педагогического университета и Московского педагогического государственного университета по итогам обучения студентов на основе обновленных программ, направленного на реализацию дидактических дискурсов в рамках профессиональных коммуникаций, базирующихся на использовании описанных в модели подходов к применению различных информационных технологий. Всего в исследовании приняло участие более 50 педагогов. В качестве критериев и параметров для анализа результатов апробации модели использовались нижеследующие направления, которые были представлены в комплексных анкетах, заполняемых преподавателями указанных вузов. Оценка дидактической эффективности, включающая мнение преподавателей о том, как реализация новой модели способствует достижению целей образования, и повышается ли мотивация студентов к участию в профессиональных коммуникациях, реализуемых с применением информационных технологий. Оценка методической обоснованности, подразумевающая обоснование того, что информационные технологии могут быть интегрированы в общую систему средств обучения в рамках реализуемых методических систем подготовки будущих педагогов. Сюда же следует отнести выявление степени соответствия использования таких технологий в рамках дидактических дискурсов современным педагогическим подходам (в том числе популярным деятельностному и компетентностному подходам), а также определение степени гибкости предложенной модели, которая может быть распространена на профессиональные коммуникации, осуществляемые в рамках обучения различным учебным дисциплинам на разных уровнях образования. Оценка степени интерактивности, означающая определение пригодности предлагаемой модели для повышения эффективности коммуникаций между преподавателями и студентами педагогических вузов, а также между будущими педагогами и школьниками. В эту же оценку включается наличие возможности для совместной работы и получения обратной связи о ходе и результатах образовательного процесса. Оценка уровня технологичности, в рамках которой определяются работоспособность, доступность и комфортность использования информационных технологий в рамках дидактических дискурсов. Подобная оценка косвенно определяет корректность требований к аппаратному и программному обеспечению, систематизируемому в рамках модели. Оценка возможностей для повышения адаптивности и индивидуализации профессиональных коммуникаций педагога, которая означает определение степени того, насколько предлагаемая модель предоставляет возможность учитывать индивидуальные особенности участников дидактических дискурсов, и приобретаются ли за счет использования информационных технологий дополнительные механизмы для адаптации содержания коммуникаций под различных людей с учетом их уровня знаний и темпа освоения нового материала. Оценка социально-этических аспектов реализации модели, подразумевающая обоснование обеспечения информационной и кибербезопасности участников дидактических дискурсов и используемых для этого информационных систем, а также определение возможностей для предотвращения информационного или других видов неравенства всех участников профессиональных коммуникаций в сфере образования в условиях использования информационных технологий. Оценка дополнительных возможностей по формированию у будущих педагогов компетенций в области использования информационных технологий, что означает выявление вклада реализации предлагаемой модели в общей процесс подготовки будущих педагогов в области информатизации образования, формирования у них так называемых цифровых компетенций. Интегральные результаты обработки данных, собранных в ходе анкетирования, приведены на рис. 2. Рис. 2. Интегральные результаты анкетирования преподавателей в рамках оценки эффективности реализации модели системы подготовки будущих педагогов к профессиональным коммуникациям, основанной на использовании цифровых технологий в дидактическом дискурсе (по 100-балльной шкале) Источник: создано В.В. Копыловой. Figure 2. Teacher survey integral results in the framework of evaluating the effectiveness of implementation of a model of a system for training future teachers for professional communications based on the digital technologies in didactic discourse (on the 100-point scale) Source: created by Victoria V. Kopylova. Из диаграммы видно, что по всем без исключения критериям анкетируемые педагоги отмечают значимость предлагаемых в модели подходов. При этом степень повышения эффективности разнится в зависимости от критерия. Наибольший вклад реализация модели вносит в приобретение новых технических возможностей, расширение представлений педагогов о возможностях использования цифровых технологий в профессиональной деятельности и повышение дидактической эффективности. Наименьший показатель отмечается у критерия «Интерактивность» в связи с тем, что дидактические дискурсы изначально по своей природе являются интерактивными. Заключение. К полученным результатам следует относиться как к аргументации в пользу необходимости развития всего комплекса учебных курсов в рамках подготовки будущих педагогов в вузе, направленного на формирование у них готовности к осуществлению дидактических дискурсов и профессиональных коммуникаций в условиях использования цифровых технологий. Разработанная и описанная в статье модель может играть роль отправной точки для проведения и развития соответствующих исследований. Опыт показывает, что для многих разработчиков наличие хорошо структурированной модели является существенным подспорьем при создании различных компонент методических систем обучения. Хотелось бы выразить надежду, что формирование моделей, подобных описанной в настоящей статье, внесет значимый вклад в развитие профессиональной подготовки будущих педагогов. Не следует забывать, что для педагога общение является одним из основных элементов его профессиональной деятельности. Вне зависимости от того, кто является участником подобных коммуникаций - сами педагоги, педагоги и обучающиеся, педагоги и родители обучающихся, педагоги и общественность, - любое такое общение прямо или косвенно может внести существенный вклад в обучение, воспитание и развитие школьников и студентов. Если педагоги будут мотивированы и способны эффективно применять современные цифровые технологии в дидактических дискурсах, то это опосредованно скажется положительным образом на эффективности системы образования. В этой связи предлагаемая модель и последующие подходы к ее реализации могут являться значимыми.
×

Об авторах

Виктория Викторовна Копылова

Издательство «Просвещение»

Автор, ответственный за переписку.
Email: vkopylova@list.ru
ORCID iD: 0009-0009-7562-2289
SPIN-код: 8999-4710

кандидат педагогических наук, доцент, вице-президент издательства «Просвещение»

Российская Федерация, 127473, Москва, ул. Краснопролетарская, д. 16, стр. 3

Список литературы

  1. Евстигнеева И.А. Методика развития дискурсивных умений студентов на основе современных информационных и коммуникационных технологий (английский язык, языковой вуз) : дис. … канд. пед. наук. Тамбов : Тамбовский государственный университет, 2013. 233 с.
  2. Потапова Р.К., Потапов В.В. Речевые базы данных как часть мультимодальных корпусов в интернете // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Серия: Гуманитарные науки. 2018. Вып. 6 (797). С. 99-116.
  3. Молчанова И.И. Цифровые технологии при обучении монологической речи студентов неязыковых вузов на основе проектной методики : монография. 2-е изд., испр. и доп. М. : Экон-Информ, 2024. 174 с.
  4. Sysoyev P.V., Evstigneeva I.A., Evstigneev M.N. The development of students’ discourse skills via modern information and communication technologies // Procedia. Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 200. P. 114-121. https://doi.org/10.1016/j. sbspro.2015.08.028
  5. Onalbek Z.K., Grinshkun V.V., Omarov B.S., Abuseytov B.Z. The main systems and types of forming of future teacher-trainers’ professional competence // Life Science Journal. 2013. Vol. 10. No. 4. P. 2397-2400.
  6. Grgic M. Competencies and beliefs of Swiss teachers with regard to the modular curriculum ‘Media and ICT’ // International Journal of Educational Research Open. 2023. Vol. 5. Article no. 100288. https://doi.org/10.1016/j.ijedro.2023.100288
  7. Копылова В.В. Информатизация дидактического дискурса как фактор развития содержания профессиональной подготовки педагогов // От информатики в школе к цифровой трансформации образования : материалы Научно-практической конференции памяти академика РАО А.А. Кузнецова, Москва, 25 октября 2024 г. М. : Российская академия образования, 2024. С. 208-212.
  8. Копылова В.В. Информатизация иноязычного лингводидактического дискурса как фактор развития коммуникационной основы профессионального образования // Вестник МГПУ. Серия: Информатика и информатизация образования. 2024. № 4 (70). С. 16-26.
  9. Shebzuhova T.A., Bondarenko N.G., Mukhtarova S., Simonova M.A., Znamenskaya E.P. The role of searching for the meaning of life from the standpoint of religious faith in the spiritual self-realization of the individual // European Journal of Science and Theology. 2018. Vol. 14. No. 5. P. 89-100.
  10. Григорьева Н.А., Симонова М.А. Государственная молодежная политика в современной России: тенденции и противоречия // Перспективы науки. 2014. № 8 (59). С. 15-20.
  11. Гриншкун В.В. Информатизация как значимый компонент совершенствования системы подготовки педагогов // Вестник МГПУ. Серия: Информатика и информатизация образования. 2014. № 1 (27). С. 15-21.
  12. Елизарова Е.Ю. Модель формирования общепрофессиональных компетенций в рамках основной профессиональной образовательной программы подготовки будущих педагогов // Мир науки. Педагогика и психология. 2023. Т. 11. № 1. № статьи 42PDMN123. https://mir-nauki.com/PDF/42PDMN123.pdf
  13. Миронова А.Н. Модель подготовки будущих педагогов к использованию субъектно-ориентированных технологий в профессиональной деятельности // Вестник Кыргызстана. 2023. № 1 (2). С. 118-124.
  14. Ибрагимова И.Н., Рубцова Е.Т. Технологическая культура как составная часть компетентностной модели подготовки педагога // Наука и образование: новое время. 2019. № 1 (30). С. 716-723.
  15. Мавлонова Б.С. Модель подготовки будущих педагогов к учебно-воспитательной деятельности на основе управленческой компетенции // Инновационные подходы в современной науке : cборник статей по материалам CLXIV Международной научно-практической конференции, Москва, 19 апреля 2024 г. М. : ООО «Интернаука», 2024. С. 17-20.
  16. Кесаева С.В. Педагогическая модель профессиональной подготовки будущих педагогов на основе ресурсов сетевого взаимодействия вуза и школы // Современные технологии в образовании. 2018. № 18. С. 82-94.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Копылова В.В., 2025

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.