Фиджитализация образовательных технологий в России: направления, примеры, проблемы
- Авторы: Каптерев А.И.1
-
Учреждения:
- Московский городской педагогический университет
- Выпуск: Том 21, № 3 (2024)
- Страницы: 308-327
- Раздел: ВЛИЯНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ НА РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
- URL: https://journals.rudn.ru/informatization-education/article/view/42315
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-8631-2024-21-3-308-327
- EDN: https://elibrary.ru/RUMBIQ
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Постановка проблемы . Современная социально-коммуникативная ситуация требует кардинальных изменений в дидактических моделях, образовательном инжиниринге и педагогическом дизайне. Российский опыт имеет определенную специфику в цифровой трансформации профессионального образования. Несколько лет назад в мире появился новый тренд - перестройка образовательных технологий (EdTech) в направлении фиджитализации. На стыке цифрового и физического миров в 2013 г. родилась такая концепция, как фиджитал-технологии. Phygital (физический + цифровой) - это комплекс технологий, благодаря которому студенты получают уникальный интерактивный опыт, используя во взаимосвязи как традиционные материальные источники учебной информации, так и виртуальное общение в образовательном процессе. Появление такого явления, как фиджитализация, связано с тем, что границы между физическим и цифровым становятся все более размытыми, что открывает новые возможности для социализации и профессионализации (в том числе в системе высшего образования). Это направление образовательной деятельности считается приоритетным и базовым для трансформации российского образования. В рамках данного направления основное внимание уделяется следующим аспектам: (а) использованию интернет-ресурсов в педагогических целях, (б) структурированию учебной программы в соответствии с модульным принципом, (в) относительному преобладанию практических и лабораторных заданий над теоретическим материалом, (г) разработке индивидуальных траекторий обучения на основе мониторинга успешности освоения обучающимися предыдущих модулей, (д) поискам более эффективных методов оценки результатов обучения. Цель исследования состоит в том, чтобы кратко, но, по возможности, полностью описать методологические, теоретические и технологические основы фиджитализации образовательных технологий. Методология . Использовались такие межнаучные подходы, как системно-структурный, системно-деятельностный, а также педагогический компетентностный подход. Был проведен контент-анализ и темати ческий мониторинг внедрения фиджитализации в университеты. Результаты . 1) Проанализированы основные направления фиджитализации образовательных технологий: а) использование персональных веб-сайтов преподавателей, б) развитие виртуальных лабораторий, в) использование генеративных языковых моделей искусственного интеллекта; 2) проанализирована важность каждого компонента и приведены примеры того, как они могут быть реализованы на практике, обсуждены основные проблемы и предложены потенциальные решения; 3) представлен обзор основных функций фиджитализации образовательных технологий, включая определение этой тенденции, характеристики и основные проблемы; 4) обсуждаются основные методы и инструменты, используемые в фиджитализации образовательных технологий; 5) определяются наиболее перспективные направления исследований в этой области. Заключение. Фиджитализация образовательных технологий в университетах обладает потенциалом преобразовать высшее образование, предоставляя студентам захватывающий, персонализированный и увлекательный опыт обучения, который может подготовить их к будущей карьере и улучшить их общие результаты обучения.
Об авторах
Андрей Игоревич Каптерев
Московский городской педагогический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: kapterevai@mgpu.ru
ORCID iD: 0000-0002-2556-8028
SPIN-код: 9195-3150
доктор социологических наук, доктор педагогических наук, профессор департамента информатизации образования, Институт цифрового образования
Российская Федерация, 129226, Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, д. 4, корп. 1Список литературы
- Цифровая среда в образовательных организациях различных уровней: аналитический доклад / под ред. Я.И. Кузьминова. М.: НИУ ВШЭ, 2023. 164 с. https://doi.org/10.17323/978-5-7598-2745-0
- Каптерев А.И. Вызовы генеративного искусственного интеллекта для системы высшего образования // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2023. Т. 20. № 3. С. 255–264. https://doi.org/10.22363/2312-8631-2023-20-3-255-264
- Цифровые технологии в образовании. Тенденции, проблемы, перспективы: монография / под общ. ред. научного совета ГНИИ «Нацразвитие». СПб.: ГНИИ «Нацразвитие», 2023. 80 с. https://doi.org/10.22363/2312-8631-2023-203-255-264
- McDonald J.K., West R.E. Design for learning: Principles, processes, and praxis. Edtech Books, 2021. https://edtechbooks.org/id
- Павличева Е.Н., Ромашкова О.Н. Информационные процессы поддержки принятия решений в многоуровневых образовательных системах. М.: Изд-во «ОнтоПринт», 2022. 156 с.
- Vanek J., Simpson D., Johnston J., Petty L.I. Ideal distance education and blended learning handbook. 6th ed. EdTech Books, 2019. 103 p. https://edtech.worlded.org/wp-content/uploads/2019/08/8-18-19-IDEAL-Handbook-6th-Edition.pdf
- West R.E. Foundations of learning and instructional design technology: Historical roots and current trends. EdTech Books, 2018. https://edtechbooks.org/lidtfoundations
- Каптерев А.И. Персональный сайт преподавателя ВУЗа в образовательном инжиниринге. М.: ООО «Book-expert», 2022. 190 с.
- Da Silva Mendonça R., de Oliveira Lins S., de Bessa I.V., de Carvalho Ayres F.A. Jr, de Medeiros R.L.P., de Lucena V.F. Jr. Digital twin applications: A survey of recent advances and challenges // Processes. 2022. No. 10. https://doi.org/10.3390/pr10040744
- Hassan M., Svadling M., Björsell N. Experience from implementing digital twins for maintenance in industrial processes // Journal of Intelligent Manufacturing. 2024. Vol. 35. P. 875–884. https://doi.org/10.1007/s10845-023-02078-4
- Martín-Gutiérrez J., Mora C.E., Añorbe-Díaz B., González-Marrero A. Virtual technologies trends in education // Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education. 2017. Vol. 13. Issue 2. P. 469–486. https://doi.org/10.12973/eurasia.2017.00626a
- Xie R., Gu D., Tang Q., Huang T., Yu F.R. Workflow scheduling in serverless edge computing for the industrial internet of things: A learning approach // IEEE Transactions on Industrial Informatics. 2022. Vol. 19. No. 7. P. 8242–8252. https://doi.org/10.1109/TII.2022.3217477
- Wang W., Qi Y., Wang Q. An augmented reality application framework for complex equipment collaborative maintenance / Luo Y. (ed.) // Cooperative design, visualization, and engineering: Proceedings of the 8th International Conference. 11–14 September 2011, Hong Kong, China. Berlin; Heidelberg: Springer, 2011. P. 154–161. https://doi.org/10.1007/978-3-642-23734-8_25
- Каптерев А.И. Когнитивный менеджмент и искусственный интеллект в библиотеках: возможности и особенности // Научные и технические библиотеки. 2023. № 6. С. 113–137. https://doi.org/10.33186/1027-3689-2023-6-113-137
- Овчинникова Е.В., Чискидов С.В. Проблемы разработки и применения интерактивных образовательных модулей в процессе обучения // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 7 ч. Ч. IV. М.: ООО «Ар-Консалт», 2014. С. 80–85.
- Фролов Ю.В., Яковлев В.Б., Серышев Р.В., Воловиков С.А. Бизнес-модели, аналитика данных и цифровая трансформация организации: подходы и методы. М.: МГПУ, 2021. 176 с.
- Каптерев А.И. Виртуализация интеллектуального пространства: социологические аспекты обучения // Труд и социальные отношения. 2006. Т. 17. № 4. С. 120–126.
- Григорьев С.Г., Каптерев А.И. Облачные технологии в изучении профессионального сознания магистрантов педагогического направления // Вестник МГПУ. Серия: Информатика и информатизация образования. 2015. № 2 (32). С. 57–75.