Использование информационных технологий и интерактивных методов обучения на занятиях по математике при цикловом обучении в техническом вузе
- Авторы: Рахимов А.А.1
-
Учреждения:
- Таджикский технический университет имени академика М.С. Осими
- Выпуск: Том 21, № 1 (2024)
- Страницы: 35-43
- Раздел: ВЛИЯНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ НА РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
- URL: https://journals.rudn.ru/informatization-education/article/view/41250
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-8631-2024-21-1-35-43
- EDN: https://elibrary.ru/MZBYCT
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Постановка проблемы. Предлагается метод циклового обучения в вузе. Цель исследования - объяснение предлагаемого понятия и описание его отличий от других методов обучения. Методология. Проанализированы результаты обучения студентов технических вузов и работы педагогов, преподающих математику с использованием информационных технологий и интерактивных методов обучения. Осуществлена оценка применения информационных технологий на занятиях по математике при цикловом обучении в техническом вузе. Результаты. Перечислены и всесторонне обоснованы все преимущества циклического метода обучения в высших учебных заведениях. Подробно описаны основные характеристики интерактивных методов, их виды, результаты использования, особенности методики применения данных методов на занятиях, а также при самостоятельной подготовке студентов. Заключение. Показано, что при циклическом методе обучения студенты становятся активными участниками образовательного процесса, учатся использовать и применять на практике различные источники информации.
Полный текст
Постановка проблемы. Сфера профессиональной подготовки выпускников вузов, специализирующихся на нефилологических направлениях, предусматривает важный компонент - способность эффективно решать проблемы, связанные с производственной деятельностью. Новая педагогическая возможность накопила достаточно обширный набор способов, приемов и средств реализации индивидуализации обучения. Среди них особое положение занимает модульное обучение. Лишь основные концепции и практические разработки по проблемам модульного непрерывного обучения остаются в области высшего профессионального образования. Кроме того, сами способы реализации модульного обучения, по сути, не осуществлялись ни содержательно, ни технологически. На протяжении последних нескольких лет в Политехническом институте Таджикского технического университета имени академика М.С. Осими (г. Худжанд) практикуется циклический вид обучения. Цель исследования - объяснение понятия циклического вида обучения и его отличия от других традиционных методов обучения. Методология. Циклический метод был внедрен в процесс обучения в Политехническом институте первоначально как экспериментальный. Но проработав по этому методу полгода, преподаватели и студенты быстро освоились и уже не хотели возвращаться к традиционному методу обучения. Рассмотрим преимущества данного метода. Циклический метод обучения предполагает один цикл (месяц) изучения одного предмета, то есть студенты одной группы изучают один предмет, например высшую математику, в течение одного месяца [1, c. 256; 2, с. 308-313; 3, с. 282-290]. В течение этого месяца учащиеся не только изучают дисциплину, но и в процессе обучения сдают два промежуточных экзамена, самостоятельно составляют задания, а после окончания курса сдают итоговый экзамен. Подробно следует остановиться на каждом этапе. Процесс экспериментального обучения математическим дисциплинам показан на рис. 1. Изображение выглядит как текст, снимок экрана, диаграмма, дизайн Автоматически созданное описание Рис. 1. Распределение учебного предмета в цикле Источник: создано А.А. Рахимовым. Изображение выглядит как текст, снимок экрана, диаграмма, дизайн Автоматически созданное описание Figure 1. Distribution of the academic subject in the cycle Source: created by Amon A. Rakhimov. Степень успешности учащегося определяется по системе балльного рейтинга [4, c. 228-231]. В период цикла знания учащегося посредством текущего контроля, семестровых работ [5, c. 82-89], промежуточных и итоговых контрольных [6, c. 272-275] измеряются по 10-бальной 2системе [7, c. 132-143; 8]. На дневном цикле на первом уроке студентам ОДЗ раздаются электронные варианты силлабуса, курса лекций, практических занятий, комплекса домашних заданий (КДЗ; рис. 2) и семестровых работ. Студенты знакомятся с вариантами семестровых работ и КДЗ [9, с. 12-18]. Изображение выглядит как текст, снимок экрана, Шрифт, флэш-память Автоматически созданное описание Рис. 2. Организация и структура индивидуальных домашних заданий студентов Источник: создано А.А. Рахимовым. Изображение выглядит как текст, снимок экрана, Шрифт, число Автоматически созданное описание Figure 2. Organization and structure of students' individual homework assignments Source: created by Amon A. Rakhimov. Основой циклового обучения является 100%-е техническое оснащение аудиторий упомянутого выше вуза. Преподавателю нужно знать главную цель педагогической деятельности в процессе цикла - привить молодому человеку умение действовать, помочь в отдалении от умений и способностей, расширить взгляды на жизнь, подготовить студентов к успешному сдаче итогового экзамена. И только эта сторона мотивирует его использовать новейшие технологии для реализации экономического процесса. На каждом уроке перед преподавателем встают следующие задачи: создать атмосферу заинтересованности каждого студента; стимулировать всю аудиторию к высказываниям, используя различные методы выполнения заданий, не боясь ошибиться; применять на занятиях дидактический материал, в основном в электронной форме[8], что позволяет студенту выбирать наиболее понятные и значимые для него виды учебных материалов; оценивать деятельность студента не только по строгому результату (правильно/неправильно), но и по динамике его достижений; а также поддерживать стремление студентов найти свой способ работы, анализировать методы работы других студентов [10-12]. Университет готовит специалистов в области экономики, программирования, строительства, энергетики, моделирования и дизайна одежды, транспортной инженерии, технологий пищевой промышленности и агрономии [13]. Рассматривая структурное содержание речи данных этапных исследований, предпринималась попытка выделить ее основные логико-коммуникативные направления. Это - осмысление, комментирование, толкование, аргументирование, применение [14]. Организация учебного процесса в рассматриваемом вузе осуществляется посредством: - интерактивного оборудования: проекторы, электронные доски, лингафонные кабинеты; - программного обеспечения: комплекс драйверов, интерактивные учебники, методические пособия; - компетентности пользователя: знания, умения опыт преподавателей, умение организовать работу с таким оборудованием. При помощи данного оборудования проводится промежуточный (рубежный) контроль знаний студентов. Этот вид контроля очень эффективен для оценки полученных знаний при циклическом обучении. Преподаватель четко и точно может определить основные дисциплины аудитории на данном этапе обучения. Также при циклическом методе обучения большое значение имеет самостоятельная работа студентов. Так как на занятиях невозможно полностью охватить весь объем работ по подготовленным дидактическим материалам, куда входят учебники, технические пособия, презентации, тесты, сборники и методические пособия по практическим работам, дополнительные материалы (видеои аудиозаписи) и т. д., на первом занятии преподаватель предоставляет весь этот материал в электронной форме студентам. И в процессе рубежного контроля возможно установить, кто самостоятельно готовился к занятиям. Результаты и обсуждение. Исследование и наблюдения показали, что циклический метод обучения предусматривает подготовку материала не в пассивном, а в активном режиме, с широким использованием технических средств. Интерактивное общение, в свою очередь, способствует умственному развитию, усовершенствованию коммуникативных навыков студентов. В технологическом цикле, например, требуются умения применять полученные знания на практике. И конечный результат рубежного контроля - это объективная оценка полученных знаний. На занятиях необходимо создать такую ситуацию, при которой каждый студент, даже слабо знающий предмет, будет стараться высказать свое мнение относительно изучаемой темы. Целями циклического метода обучения являются: - приобретение знаний, умений и навыков; - создание способа самостоятельной деятельности; - развитие познавательных и творческих способностей, применяемых в дальнейшем в сфере профессиональной деятельности. При создании проблемной ситуации на занятиях обязательно учитывается специфика технического вуза, в частности специальность группы. На этом этапе широко можно применять межпредметные связи. Темы, касающиеся будущей профессии, и сопутствующие темы позволяют студентам более свободно излагать свою точку зрения фактически по всем вопросам. И постепенно каждый в группе становится активным участником решения поставленной задачи и, собственно, всего занятия. По словам преподавателей указанного вуза, с начала применения технических средств на занятиях наблюдаются активные познавательные позиции обучающихся. Посредство использования интерактивной доски, которая установлена во всех аудиториях института, становится доступным создание проблемной ситуации и ее разрешение, выполнение различных заданий. Возможность быстрого перехода от одной части занятия к другой обеспечивает эффективное обучение во время цикла. Обучение геометрии с использованием технических средств помогает учителю не только разнообразить учебный процесс, но и реализовать комплекс методических, педагогических и дидактических задач. Профессиональная задача преподавателя в его педагогической деятельности состоит из трех основных частей: хорошие знания, умения решать методические задачи на своих занятиях и правильно организовывать учебный процесс. Кроме того, деятельность преподавателя имеет следующие основные задачи: конструктивное планирование, организация, коммуникативное обучение, воспитание и исследование. Эти функции и задачи двусторонне дополняют друг друга и помогают поддерживать требуемый уровень эффективности обучения. Творчество преподавателя наиболее эффективно осуществляется при цикловом обучении, потому что связь между преподавателем и студентом не разрывается в течение всего месяца. Из вышесказанного следует, что применение материально-технической базы в итоге оказывается более чем продуктивным для формирования требуемых знаний и умений у студентов. Возможно организовать обучение, в ходе которого студенты получают знания, осуществляют планирование и выполнение творческих задач-проектов. Для самостоятельной активности студентов (индивидуальной, парной, групповой) отводится специальное время (от нескольких минут занятий до нескольких недель, то есть до конца цикла). Задачи самостоятельных работ заключаются в развитии: - познавательных навыков обучающихся; - умения ориентироваться в информационном пространстве; - творческого мышления. Организация самостоятельной работы студентов (независимо от предметной области) при циклическом обучении подразумевает, что: - преподаватель должен привить студентам интерес к заданной теме; - педагог возглавляет группу студентов, определяя цели и задачи каждого из них; - педагог определяет тему занятия, а студенты более независимы в поиске соответствующих материалов. Порядок самостоятельной работы студентов постоянно проверяется преподавателем, так как при подготовке заданий важен не только результат, но и сам процесс достижения новых знаний и умений. В процессе самостоятельной работы студенты могут сдавать преподавателю доклады, статьи, рефераты, контрольные работы, пересказывать прочитанные статьи, рассказы, повести, книги и т. д. Каждый вид самостоятельной работы вносит свои коррективы в программу в зависимости от количества студентов, задействованных в процессе выполнения данной работы. На заключительном этапе по итогам работы студентов осуществляется презентация проекта. В конце выставляется оценка - результат проделанной работы. На занятиях с применением метода циклического обучения в вышеуказанном вузе имеется возможность применения любого интерактивного метода, так как все они согласованы со стандартами высшего образования Республики Таджикистан, реализуется системный подход к обучению. Заключение. При циклическом методе обучения студенты становятся активными участниками образовательного процесса, учатся использовать и применять на практике различные источники информации. При этом преподавателю необходимо соотнести цели занятия, его этапы с применением методов. Только в этом случае сложные и трудные для запоминания правила будут усваиваться легко и с интересном. Еще один альтернативный циклический метод обучения - окончательный экзамен по дисциплине. После окончания цикла (занятий) в течение одной недели проводится итоговый экзамен. Это большое подспорье и помощь студентам. Во-первых, все полученные знания еще не успели стереться из памяти; во-вторых, не нужно ждать 6 месяцев, чтобы сдать экзамен по данной дисциплине; в-третьих, за целый семестр сдается только один экзамен вместо пяти-шести. В итоге можно отметить, что циклический метод в условиях применения разнообразных информационных технологий обучения является достаточно эффективным и приемлемым как для преподавателей, так и для студентов.Об авторах
Амон Акпарович Рахимов
Таджикский технический университет имени академика М.С. Осими
Автор, ответственный за переписку.
Email: amon_rahimov@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-2075-4486
кандидат педагогических наук, доцент кафедры высшей математики и физики, Политехнический институт
Республика Таджикистан, 735700, Худжанд, пр-т И. Сомони, д. 226Список литературы
- Нугмонов М., Рахимов А.А. Методические основы работ студентов по математике в условиях кредитного обучение в техническом вузе. Худжанд, 2021.
- Рахимов А.А. Методика использование математического пакета MAPLE 17 при изучении темы «Производная и ее применение» в курсе высшей математики для студентов технического вуза // Известия Тульского государственного университета. Технические науки. 2020. Вып. 11. С. 308-313.
- Рахимов А.А., Мирзоев Д.Н., Бободжонова Н.О. Использование программ MathCad и Multisim в процессе обучения математической модели сложной функции электрических цепей по предмету математика для инженеров // Вестник Таджикского национального университета. Серия: Педагогика. 2021. № 5. С. 282-290.
- Рахимов А.А. Роль самостоятельной работы студентов в образовательном процессе на примере изучения высшей математики в кредитной технологии обучения // Вестник Таджикского национального университета. 2017. № 3/8 (101). С. 228-231
- Рахимов А. Дифференцированное обучение студентов по высшей математике в кредитной системе обучения // Вестник университета (естественные и экономические науки). 2012. № 2 (21). С. 82-89.
- Рахимов А., Рахматуллоева М., Хаитова У. Эффективность циклического метода преподавания в условиях кредитной системе образования // Вклад Гадобой Собирова в исследование истории математики Средней Азии: материалы республиканской научно-практической конференции. Душанбе, 2011. С. 272-275.
- Рахимов А.А. Компьютерное маделирование как один из способов повышения эффективности обучения по высшей математике в техническом вузе // Вестник КГУ. 2023. Т. 29. № 2. С. 132-143.
- Таранчук Е.А. Организационно-педагогические условия формирования образовательной самостоятельности студентов педагогического вуза: автореф. дис. … канд. пед. наук. Красноярск, 2008. 23 с.
- Тестов В.А. Стратегия обучения в современных условиях // Педагогика. 2005. № 7. С. 12-18.
- Ципляева Т.Б. Предметный план учебного текста (дидактико-методический аспект): дис. … канд. пед. наук. М., 2000. 298 с.
- Черноусова Н.В. Развитие познавательной самостоятельности студентов педагогических факультетов в процессе поиска решения текстовых алгебраических задач: дис. … канд. пед. наук. М., 1999. 170 с.
- Чучалин А.И., Боев О.В., Севастьянова О.А. Опыт разработки и использования кредитной системы оценки содержания образовательных программ в области техники и технологий // Системы управления качеством высшего образования: материалы Третьей международной научно-методической конференции (3-4 июня 2003 г.). Воронеж, 2003. 200 с.
- Чучалин А.И., Боев О.В., Севастьянова О.А. Система оценки содержания и качества освоения образовательных программ в области техники и технологий // Проблемы введения системы зачетных единиц в высшем профессиональном образовании: материалы к Всероссийскому совещанию 23 апреля 2003 г., Москва / под ред. В.Н. Чистохвалова. М., 2003. 200 с.
- Шабалин A.M. Развитие познавательной самостоятельности будущих специалистов в области информационных технологий в процессе обучения информатике в колледже: дис. … канд. пед. наук. Омск, 2005.