Оценка влияния применения мобильных приложений в обучении специалистов сферы туризма на качество их подготовки

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Постановка проблемы. Модернизация современной образовательной системы предполагает внедрение технологий, основанных на искусственном интеллекте, AR, VR и мобильных платформах. Применение мобильных средств в обучении работников туристической индустрии удовлетворяет требованиям к программам подготовки высококвалифицированных профессионалов для этой сферы и вызовам экономической интеграции. Исследование направленно на обоснование эффективности использования мобильных приложений в обучении специалистов туристической отрасли для повышения качества их подготовки. Методология. Применялись теоретико-методологический анализ и обобщение при определении содержания и проблем мобильного обучения в сфере туризма, выявлении перспектив развития тревел-приложений. Для проектирования мобильных приложений было выбрано средство iBuildApp. Разработано тестирование, включающее блоки «Основы туристической деятельности» (20 баллов), «Мобильные приложения в сфере туризма» (20 баллов). В исследовании приняли участие 49 студентов Орловского государственного института культуры (направление подготовки «Туризм», профиль «Технология и организация экскурсионных услуг»). В качестве метода статистической обработки использован критерий согласия Пирсона. Результаты. Сформулированы идеи методического подхода, отражающего необходимые изменения в системе подготовки специалистов туристической сферы именно с учетом вызовов экономической интеграции, требований профессионального стандарта и стратегии развития туризма в России. Выделены трудности, которые влияют на эффективность включения мобильных приложений в подготовку работников отрасли: зависимость от зарубежных программных решений, дороговизна разработки собственного мобильного приложения и его постобслуживания, технические сбои в сети. Определены статистически достоверные различия в качественных изменениях, произошедших в системе подготовки. Заключение. Использование мобильных приложений в обучении специалистов туристической отрасли способствует повышению качества их подготовки за счет новых возможностей коллаборации и проектной деятельности, оптимизации затрат, инновационного опыта работы и т. д. К негативным аспектам можно отнести снижение общего уровня устной коммуникабельности, риски потери телефона, отвлечения внимания и развития зависимости.

Об авторах

Дмитрий Николаевич Грибков

Орловский государственный институт культуры

Автор, ответственный за переписку.
Email: bibliotekar2005@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-3388-9526

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой информатики и документоведения

Российская Федерация, 302020, Орел, ул. Лескова, д. 15

Марина Робертовна Деньгина

Вятский государственный университет

Email: marina-dengina@mail.ru
ORCID iD: 0009-0009-5080-4537

старший преподаватель, кафедра иностранных языков неязыковых направлений

Российская Федерация, 610000, Киров, ул. Московская, д. 36

Владимир Владимирович Матвеев

Орловский государственный институт культуры

Email: rector@ogik.ru
ORCID iD: 0000-0003-2906-5716

доктор экономических наук, профессор, ректор

Российская Федерация, 302020, Орел, ул. Лескова, д. 15

Татьяна Викторовна Машарова

Московский городской педагогический университет

Email: mtv203@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-5974-7748

доктор педагогических наук, профессор, профессор департамента педагогики, Институт педагогики и психологии образования

Российская Федерация, 129226, Москва, 2-й Сельскохозяйственный пр-д, д. 4

Список литературы

  1. Tyagi P, Tyagi P, Singh A, Jain E, Singh A. Tourist experiences through mobile augmented reality. International Conference on Electronics and Renewable Systems. Tuticorin; 2022. p. 1605-1610. http://doi.org/10.1109/ICEARS53579.2022.9752325
  2. Левицкий М.Л., Гриншкун В.В., Заславская О.Ю. Многокомпонентная модель унификации и интеграции цифровых ресурсов вуза // Вестник МГПУ. Серия: Информатика и информатизация образования. 2023. № 1 (63). С. 7-23. http://doi.org/10.25688/2072-9014.2023.63.1.01
  3. Lee C, Chen M, Wu W, Xing W. The impacts of ICTs on tourism development: international evidence based on a panel quantile approach. Information Technology and Tourism. 2021;23(4):509-547. http://doi.org/10.1007/s40558-021-00215-4
  4. Аниськин В.Н., Бусыгина А.Л., Замара Е.В. Оптимизация процесса подготовки специалистов по туризму в условиях цифровой экономики // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 1. С. 29-32. http://doi.org/10.26140/anip-2019-0801-0005
  5. Голых Н.Я., Лопаткин Н.Н., Кудинов И.С. Мобильное приложение для реализации интерактивного и индивидуального обучения студентов // Казанский педагогический журнал. 2020. № 1. С. 84-90. http://doi.org/10.34772/KPJ.2020.138.1.011
  6. Soboleva EV, Karavaev NL. Characteristics of the project-based teamwork in the case of developing a smart application in a digital educational environment. European Journal of Contemporary Education. 2020;9(2):417-433. http://doi.org/10.13187/ejced.2020.2.417
  7. Sergeeva NA, Ryabchikova VG, Nikulina EG, Rubleva OS. Formation of foreign language competences of students using mobile applications. Perspectives of Science and Education. 2021;(3):481-493. http://doi.org/10.32744/pse.2021.3.34
  8. Spatar'-Kozachenko TI, Morozan OV, Petrienko NS. Current problems of staff training in the sphere of tourism and hospitality in Russia and abroad. Servis Plus. 2018;12(3):44-51. http://doi.org/10.24411/2413-693X-2018-10305
  9. Морозов Д.В. Российский опыт развития системы туристических информационных центров: пути применения в Республике Беларусь // Журнал Белорусского государственного университета. История. 2023. № 2. С. 55-64. http://doi.org/10.33581/2520-6338-2023-2-55-64
  10. Maduku DK. Antecedents of mobile marketing adoption by SMEs: does industry variance matter? Journal of Organizational Computing and Electronic Commerce. 2021;31(3):222-249. http://doi.org/10.1080/10919392.2021.1956847
  11. Стахова Л.В. Мобильный туристский путеводитель как актуальный инструмент продвижения в туризме // Сервис в России и за рубежом. 2022. Т. 16. № 2. С. 160-169. http://doi.org/10.24412/1995-042X-2022-2-160-169
  12. Ammirato S, Felicetti AM, Linzalone R, Carlucci D. Digital business models in cultural tourism. International Journal of Entrepreneurial Behaviour and Research. 2021; 28(8):1940-1961. http://doi.org/10.1108/IJEBR-01-2021-0070
  13. Watkins W, Ziyadin S, Imatayeva A, Kurmangalieva A, Blembayeva A. Digital tourism as a key factor in the development of the economy. Economic Annals-XXI. 2018;169(1-2):40-45. http://doi.org/10.21003/ea.V169-08
  14. Черевичко Т.В., Темякова Т.В. Креативный туризм и цифровизация общества // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2022. Т. 22. № 2. С. 145-151. http://doi.org/10.18500/1994-2540-2022-22-2-145-151
  15. Titova SV. Developing students' collaborative and language skills through MOOC integration in CLIL. Moscow State University Bulletin. Series 19. Linguistics and Intercultural Communication. 2021;(3):9-25.

© Грибков Д.Н., Деньгина М.Р., Матвеев В.В., Машарова Т.В., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах