Формирование дивергентного мышления школьников в условиях дополнительного образования при работе с лентами времени
- Авторы: Герасимова Е.К.1, Ниматулаев М.М.2, Новоселова С.Ю.3, Шишков М.С.4
-
Учреждения:
- Северо-Кавказский федеральный университет
- Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
- Сочинский институт (филиал) Российского университета дружбы народов
- Школа № 1506
- Выпуск: Том 20, № 4 (2023)
- Страницы: 373-385
- Раздел: ВЛИЯНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ НА РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
- URL: https://journals.rudn.ru/informatization-education/article/view/38119
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-8631-2023-20-4-373-385
- EDN: https://elibrary.ru/BTMJPY
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Постановка проблемы. Подготовка выпускника, готового применять полученные знания в дальнейшей жизнедеятельности и находить нестандартные, оригинальные решения, преодолевая привычные шаблоны и устоявшиеся мнения, - одна из важнейших задач, которые стоят перед педагогами цифровой школы. Цель исследования - обоснование эффективности использования таймлайн-сервисов для развития дивергентного мышления школьников в условиях дополнительного образования. Методология. Применялись теоретико-методологический анализ и обобщение фундаментальных научных работ по проблеме исследования, обработка результатов тестирования и лент времени. В педагогическом эксперименте приняли участие 130 обучающихся государственного бюджетного общеобразовательного учреждения г. Москвы «Школа № 1506». Для диагностики и оценки сформированности дивергентного мышления использовалась методика Ф. Вильямса (адаптированная Е.Е. Туник); в качестве метода статистической обработки - хи-квадрат Пирсона. Результаты. Таймлайн в дополнительном образовании задействовался при отображении исторических фактов в хронологическом порядке, составлении алгоритмов, создании биографий, представлении статистики. Выявлен дидактический потенциал таймлайна как разновидности количественной инфографики, предлагающей графическую реализацию цифровых данных в отношении каждого компонента в структуре креативности: гибкость, оригинальность, разработанность, беглость. Определены статистически достоверные различия в качественных изменениях, произошедших в педагогической системе. Заключение. Использование таймлайн-сервисов в условиях дополнительного образования способствует развитию дивергентного мышления обучающихся за счет возможностей интерактивного представления событий и фактов, многократного использования, мультимедийности, технического минимализма. Отмечены трудности, которые осложняют использование виртуальных лент времени: управление временными ресурсами, необходимость разработки критериев и показателей эффективного применения веб-сервисов соответствующего назначения.
Об авторах
Елена Константиновна Герасимова
Северо-Кавказский федеральный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: elkongerasimova@gmail.com
ORCID iD: 0000-0003-3758-8533
кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатики, Институт цифрового развития
Российская Федерация, 355009, Ставрополь, ул. Пушкина, д. 1Магомедхан Магомедович Ниматулаев
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Email: mnimatulaev@fa.ru
ORCID iD: 0000-0003-4290-6073
доктор педагогических наук, профессор департамента бизнес-информатики
Российская Федерация, 125993, Москва, Ленинградский пр-т, д. 49Светлана Юрьевна Новоселова
Сочинский институт (филиал) Российского университета дружбы народов
Email: novoselovaapk@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-2289-6878
доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры русского языка и методики его преподавания
Российская Федерация, 354340, Сочи, ул. Куйбышева, д. 32Михаил Сергеевич Шишков
Школа № 1506
Email: ladogamc@ya.ru
ORCID iD: 0009-0008-9991-9776
учитель информатики
Российская Федерация, 127282, Москва, ул. Широкая, д. 1АСписок литературы
- Dilekci A., Karatay H. The effects of the 21st century skills curriculum on the development of students’ creative thinking skills // Thinking Skills and Creativity. 2023. Vol. 47. http://doi.org/10.1016/j.tsc.2022.101229
- Avcı Ü., Yildiz-Durak H. Innovative thinking skills and creative thinking dispositions in learning environments: antecedents and consequences // Thinking Skills and Creativity. 2023. Vol. 47. http://doi.org/10.1016/j.tsc.2022.101225
- Хакназаров С.Х. Удовлетворенность родителей качеством дополнительного образования детей по родным языкам и литературе // Вестник угроведения. 2022. Т. 12. № 2. С. 386–397. http://doi.org/10.30624/2220-4156-2022-12-2-386-397
- Степанов С.Ю., Рябова И.В., Гаврилова Е.В. Влияние цифровой среды и дополнительного образования на интеллектуальные и креативные способности школьников // Вопросы психологии. 2021. № 1. С. 61–70.
- Малова Е.Н., Шубович В.Г., Шубович М.М. Здоровьесберегающий аспект использования информационно-коммуникационных технологий в дополнительном образовании младших школьников // Теория и практика физической культуры. 2019. Т. 12. С. 70–72.
- Агеев Н.Я., Токарчук Ю.А., Токарчук А.М., Гаврилова Е.В. Связь цифровых технологий с развитием когнитивных и коммуникативных процессов подростков и юношей: обзор эмпирических исследований // Психолого-педагогические исследования. 2023. Т. 15. № 1. С. 37–55. http://doi.org/10.17759/psyedu.2023150103
- Уранова В.В., Близняк О.В., Мажитова М.В., Исякаева Р.Р. Роль визуализации учебной информации в условиях образовательного процесса у студентов медико-биологического профиля по дисциплине «Аналитическая химия» // Russian Journal of Education and Psychology. 2022. Т. 13. № 6. С. 19–44. http://doi.org/10.12731/2658-4034-2022-13-6-19-44
- Гилфорд Дж. Модель структуры интеллекта // Психология мышления / под ред. А.М. Матюшкина. М.: Гардарики, 2005. С. 37–45.
- Delany D.E., Cheung C.S. Transactions between adolescents' after school activities and divergent thinking // Psychology of Aesthetics, Creativity, and the Arts. 2020. Vol. 14. No. 4. Pp. 462–474. http://doi.org/10.1037/aca0000266
- Ибраева Э.С., Шаушекова Б.К. Развитие интереса к STEM-образованию у детей младшего школьного возраста в системе дополнительного образования // Перспективы науки и образования. 2023. № 1 (61). С. 276–290. http://doi.org/10.32744/pse.2023.1.16
- Быкова С.С., Буянова И.Б., Серикова Л.А. Развитие дивергентного мышления младших подростков на основе педагогической технологии решения изобретательских задач // Перспективы науки и образования. 2020. Т. 45. № 3. С. 323–335. http://doi.org/10.32744/pse.2020.3.24
- Colzato L.S., Ritter S.M., Steenbergen L. Transcutaneous vagus nerve stimulation (tVNS) enhances divergent thinking // Neuropsychologia. 2018. Vol. 111. Pp. 72–76. http://doi.org/10.1016/j.neuropsychologia.2018.01.003
- Durnali M., Orakci S., Khalil T. Fostering creative thinking skills to burst the effect of emotional intelligence on entrepreneurial skills // Thinking Skills and Creativity. 2022. Vol. 47. http://doi.org/10.1016/j.tsc.2022.101200
- Карвунис Ю.А., Ложкина М.Б., Капилевич Л.В. Эффективность внедрения компонентов электронного обучения в дополнительном образовании спортивно-туристской направленности // Теория и практика физической культуры. 2021. Т. 10. С. 64–65.
- Соболева Е.В., Суворова Т.Н., Блохина Н.Ю., Батакова Е.Л. Формирование группового творческого мышления при работе с виртуальными стенами // Перспективы науки и образования. 2021. № 3 (51). С. 465–480. http://doi.org/10.32744/pse.2021.3.33
- Кечаева М.В., Салынина С.Ю. Роль системы дополнительного образования детей в процессе социализации личности // Современные проблемы науки и образования. 2023. № 1. http://doi.org/10.17513/spno.32367