Формирование дивергентного мышления школьников в условиях дополнительного образования при работе с лентами времени

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Постановка проблемы. Подготовка выпускника, готового применять полученные знания в дальнейшей жизнедеятельности и находить нестандартные, оригинальные решения, преодолевая привычные шаблоны и устоявшиеся мнения, - одна из важнейших задач, которые стоят перед педагогами цифровой школы. Цель исследования - обоснование эффективности использования таймлайн-сервисов для развития дивергентного мышления школьников в условиях дополнительного образования. Методология. Применялись теоретико-методологический анализ и обобщение фундаментальных научных работ по проблеме исследования, обработка результатов тестирования и лент времени. В педагогическом эксперименте приняли участие 130 обучающихся государственного бюджетного общеобразовательного учреждения г. Москвы «Школа № 1506». Для диагностики и оценки сформированности дивергентного мышления использовалась методика Ф. Вильямса (адаптированная Е.Е. Туник); в качестве метода статистической обработки - хи-квадрат Пирсона. Результаты. Таймлайн в дополнительном образовании задействовался при отображении исторических фактов в хронологическом порядке, составлении алгоритмов, создании биографий, представлении статистики. Выявлен дидактический потенциал таймлайна как разновидности количественной инфографики, предлагающей графическую реализацию цифровых данных в отношении каждого компонента в структуре креативности: гибкость, оригинальность, разработанность, беглость. Определены статистически достоверные различия в качественных изменениях, произошедших в педагогической системе. Заключение. Использование таймлайн-сервисов в условиях дополнительного образования способствует развитию дивергентного мышления обучающихся за счет возможностей интерактивного представления событий и фактов, многократного использования, мультимедийности, технического минимализма. Отмечены трудности, которые осложняют использование виртуальных лент времени: управление временными ресурсами, необходимость разработки критериев и показателей эффективного применения веб-сервисов соответствующего назначения.

Об авторах

Елена Константиновна Герасимова

Северо-Кавказский федеральный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: elkongerasimova@gmail.com
ORCID iD: 0000-0003-3758-8533

кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатики, Институт цифрового развития

Российская Федерация, 355009, Ставрополь, ул. Пушкина, д. 1

Магомедхан Магомедович Ниматулаев

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Email: mnimatulaev@fa.ru
ORCID iD: 0000-0003-4290-6073

доктор педагогических наук, профессор департамента бизнес-информатики

Российская Федерация, 125993, Москва, Ленинградский пр-т, д. 49

Светлана Юрьевна Новоселова

Сочинский институт (филиал) Российского университета дружбы народов

Email: novoselovaapk@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-2289-6878

доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры русского языка и методики его преподавания

Российская Федерация, 354340, Сочи, ул. Куйбышева, д. 32

Михаил Сергеевич Шишков

Школа № 1506

Email: ladogamc@ya.ru
ORCID iD: 0009-0008-9991-9776

учитель информатики

Российская Федерация, 127282, Москва, ул. Широкая, д. 1А

Список литературы

  1. Dilekci A., Karatay H. The effects of the 21st century skills curriculum on the development of students’ creative thinking skills // Thinking Skills and Creativity. 2023. Vol. 47. http://doi.org/10.1016/j.tsc.2022.101229
  2. Avcı Ü., Yildiz-Durak H. Innovative thinking skills and creative thinking dispositions in learning environments: antecedents and consequences // Thinking Skills and Creativity. 2023. Vol. 47. http://doi.org/10.1016/j.tsc.2022.101225
  3. Хакназаров С.Х. Удовлетворенность родителей качеством дополнительного образования детей по родным языкам и литературе // Вестник угроведения. 2022. Т. 12. № 2. С. 386–397. http://doi.org/10.30624/2220-4156-2022-12-2-386-397
  4. Степанов С.Ю., Рябова И.В., Гаврилова Е.В. Влияние цифровой среды и дополнительного образования на интеллектуальные и креативные способности школьников // Вопросы психологии. 2021. № 1. С. 61–70.
  5. Малова Е.Н., Шубович В.Г., Шубович М.М. Здоровьесберегающий аспект использования информационно-коммуникационных технологий в дополнительном образовании младших школьников // Теория и практика физической культуры. 2019. Т. 12. С. 70–72.
  6. Агеев Н.Я., Токарчук Ю.А., Токарчук А.М., Гаврилова Е.В. Связь цифровых технологий с развитием когнитивных и коммуникативных процессов подростков и юношей: обзор эмпирических исследований // Психолого-педагогические исследования. 2023. Т. 15. № 1. С. 37–55. http://doi.org/10.17759/psyedu.2023150103
  7. Уранова В.В., Близняк О.В., Мажитова М.В., Исякаева Р.Р. Роль визуализации учебной информации в условиях образовательного процесса у студентов медико-биологического профиля по дисциплине «Аналитическая химия» // Russian Journal of Education and Psychology. 2022. Т. 13. № 6. С. 19–44. http://doi.org/10.12731/2658-4034-2022-13-6-19-44
  8. Гилфорд Дж. Модель структуры интеллекта // Психология мышления / под ред. А.М. Матюшкина. М.: Гардарики, 2005. С. 37–45.
  9. Delany D.E., Cheung C.S. Transactions between adolescents' after school activities and divergent thinking // Psychology of Aesthetics, Creativity, and the Arts. 2020. Vol. 14. No. 4. Pp. 462–474. http://doi.org/10.1037/aca0000266
  10. Ибраева Э.С., Шаушекова Б.К. Развитие интереса к STEM-образованию у детей младшего школьного возраста в системе дополнительного образования // Перспективы науки и образования. 2023. № 1 (61). С. 276–290. http://doi.org/10.32744/pse.2023.1.16
  11. Быкова С.С., Буянова И.Б., Серикова Л.А. Развитие дивергентного мышления младших подростков на основе педагогической технологии решения изобретательских задач // Перспективы науки и образования. 2020. Т. 45. № 3. С. 323–335. http://doi.org/10.32744/pse.2020.3.24
  12. Colzato L.S., Ritter S.M., Steenbergen L. Transcutaneous vagus nerve stimulation (tVNS) enhances divergent thinking // Neuropsychologia. 2018. Vol. 111. Pp. 72–76. http://doi.org/10.1016/j.neuropsychologia.2018.01.003
  13. Durnali M., Orakci S., Khalil T. Fostering creative thinking skills to burst the effect of emotional intelligence on entrepreneurial skills // Thinking Skills and Creativity. 2022. Vol. 47. http://doi.org/10.1016/j.tsc.2022.101200
  14. Карвунис Ю.А., Ложкина М.Б., Капилевич Л.В. Эффективность внедрения компонентов электронного обучения в дополнительном образовании спортивно-туристской направленности // Теория и практика физической культуры. 2021. Т. 10. С. 64–65.
  15. Соболева Е.В., Суворова Т.Н., Блохина Н.Ю., Батакова Е.Л. Формирование группового творческого мышления при работе с виртуальными стенами // Перспективы науки и образования. 2021. № 3 (51). С. 465–480. http://doi.org/10.32744/pse.2021.3.33
  16. Кечаева М.В., Салынина С.Ю. Роль системы дополнительного образования детей в процессе социализации личности // Современные проблемы науки и образования. 2023. № 1. http://doi.org/10.17513/spno.32367

© Герасимова Е.К., Ниматулаев М.М., Новоселова С.Ю., Шишков М.С., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах