Удовлетворенность качеством дистанционного образования в медицинском вузе в период карантинных мероприятий

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Постановка проблемы. В течение пандемии COVID-19 базисное медицинское образование, традиционно имевшее строго очный характер, на протяжении полного учебного года было дистанционным. Это потребовало значительных изменений в структуре подходов к обучению, которые привели к определенным особенностям в его качестве и личностном восприятии субъектами образовательного процесса. Цель исследования - разработка подхода к совершенствованию дистанционного медицинского образования на основании данных об удовлетворенности субъектов учебного процесса. Методология. Изучены данные Медицинского университета Семей (МУС) и Университета имени Шакарима г. Семей (УШ). В качестве респондентов выступили 450 студентов 4-6 курсов МУС и 385 студентов 4-5 курсов УШ. Осуществлено анкетирование 98 членов профессорско-преподавательского состава (ППС) МУС и 105 - УШ, участвовавших в дистанционных программах обучения в 2020-2021 учебном году. Результаты. Студенты МУС отметили недостаточную активность ППС, недостатки существующего методического обеспечения, проблемы связи со стороны обучающегося. В УШ ключевыми проблемами оказались недостатки связи и оборудования, недостаточная активность и готовность ППС. По мнению преподавателей обоих вузов наблюдалась недостаточная активность обучающихся. Также отмечена недобросовестность студентов. Более значимой в медицинском вузе оказалась недостаточная подготовка преподавателей к осуществлению дистанционного обучения. Заключение. Удовлетворенность студентов и преподавателей дистанционным обучением в период COVID-19 оставалась высокой, но имела проблемы, связанные как с материальными, так и человеческими ресурсами.

Полный текст

Постановка проблемы. Разработка современных подходов к методическому обеспечению образовательного процесса все чаще ассоциируется с исполь- зованием исключительно дистанционных методов обучения или их сочетаний с традиционными с преобладанием первых [1]. Действительно, приоритетное развитие информационных технологий в настоящее время позволяет создавать мощные среды дистанционного обучения (ДО), обеспечивающие представление основных и дополнительных учебных материалов, интерактивное взаимодействие с обучаемым как со стороны интеллектуальной компьютерной системы, так и преподавателя, комплексную оценку знаний[41] [2]. Для подавляющего большинства направлений среднего специального и высшего образования такой подход является принятым. Исключение составляет ограниченный кластер специальностей, в котором существенную роль играют практические навыки, основанные на взаимодействии с людьми или устройствами, лишь в ограниченной степени подлежащими компьютерной симуляции [3]. Медицинское образование занимает в этом кластере ведущее место. При этом количество ежегодно подготавливаемых специалистов среднего и выс- шего медицинского образования находится на 1-3 местах среди всех специальностей профессиональной подготовки в большинстве стран мира [4]. Резкий скачок в сторону использования в данном кластере дистанционных технологий был связан с пандемией COVID-19 [5; 6], в ходе которой практически впервые осуществлялся полностью дистанционный процесс подготовки медиков в течение длительного промежутка времени [7]. Более того, в последующем периоде, когда необходимость в полностью дистанционном обучении студентов-медиков в эпидемиологическом плане оказалась менее очевидной, тенденция к использованию дистанционного обучения сохранилась в практике международного медицинского образования [8]. Соответственно, возник вопрос сравнительной оценки результатов очных и дистанционных образовательных программ в области медицинского образования с учетом аспекта обязательности последних, то есть использования не в случае наиболее адекватной возможности, а сплошного и обязательного. Цель исследования - разработка подхода к совершенствованию дистанционного медицинского образования на основании данных об удовлетворенности субъектов учебного процесса. Методология. Проведено исследование, включающее данные общемеди- цинского факультета Медицинского университета Семей (МУС, MUS) и педагогического факультета Университета имени Шакарима г. Семей (УШ, USh). В качестве респондентов выступали 450 студентов 4-6 курсов МУС и 385 студентов 4-5 курсов УШ. Не было значимых различий по возрастно-половому и социальному составам. Осуществлено анкетирование 98 членов профессорско-преподавательского состава (ППС) МУС и 105 - УШ, участвовавших в дистанционных программах обучения, связанных с пандемией COVID-19, за 2020-2021 учебный год. В качестве исследовательских инструментов использованы авторские анкеты для студентов и ППС. Анкета для студентов включала 20 вопросов по техническому, методическому обеспечению образовательного процесса, готовности ППС к условиям дистанционного образования, личностному отношению студентов к таковому и общей оценки удовлетворенности. Анкета для ППС, включала 28 вопросов, предполагающих, кроме вышеуказанного в анкетах для студентов, оценку уровня взаимодействия с последними и их учебной активности. Статистический анализ предусматривал ранжирование признаков и определение значимости различий их частоты с использованием критерия χ2 Пирсона. В качестве граничного уровня статистической значимости для опровержения нулевой гипотезы принимали p < 0,05 [9]. Результаты и обсуждение. В табл. 1 представлены результаты опроса студентов по структуре проблем дистанционного обучения. Таблица 1 Результаты опроса студентов Определение проблемы МУС, n = 450 УШ, n = 385 χ2 р Ранг Частота, % Ранг Частота, % Недостаточное организационно- методическое обеспечение 3 19,6 7 8,6 20,20 < 0,001 Недостаточное учебно- методическое обеспечение 2 42,4 6 9,6 112,7 < 0,001 Проблемы связи со стороны вуза 7 9,8 5 16,6 8,63 0,017 Проблемы связи со стороны обучающегося 4 13,1 1 23,1 14,24 0,004 Проблемы оборудования со стороны обучающегося 8 8,4 2 19,5 21,60 < 0,001 Недостаточная готовность ППС 5 12,2 4 18,4 6,26 0,038 Недостаточная активность ППС 1 46,0 3 18,7 69,50 < 0,001 Недостаточная готовность обучающегося к ДО 6 10,4 8 4,7 9,62 0,011 Table 1 Results of the survey of students Problem definition MUS, n=450 USh, n=385 χ2 р Rank Frequency, % Rank Frequency, % Insufficient organizational and methodological support 3 19.6 7 8.6 20.20 < 0.001 Insufficient educational and methodological support 2 42.4 6 9.6 112.7 < 0.001 Communication problems on the part of the university 7 9.8 5 16.6 8.63 0.017 Communication problems on the part of the student 4 13.1 1 23.1 14.24 0.004 Equipment problems on the part of the student 8 8.4 2 19.5 21.60 < 0.001 Insufficient readiness of teaching staff 5 12.2 4 18.4 6.26 0.038 Insufficient activity of teaching staff 1 46.0 3 18.7 69.50 < 0.001 Insufficient readiness of the student for distance learning 6 10.4 8 4.7 9.62 0.011 В медицинском университете преобладали претензии студентов к недостаточной активности ППС, недостаткам существующего методического обеспечения, проблемам связи со стороны обучающегося. В УШ ключевыми проблемами оказались недостатки связи и оборудования, недостаточной активности и готовности ППС. Значимые различия по ощущению проблем определены в отношении недостатков учебно-методического обеспечения, активности ППС, проблем оборудования обучающегося, недочетов в организации образовательного процесса (p < 0,001). Отсутствие подготовки и привычки к дистанционным методам обучения у студентов медицинского университета, вероятно, привело к подобным результатам оценки, хотя и имелись объективные компоненты, которые определялись необходимостью в срочной, а не плановой перестройке учебного процесса в дистанционный формат, ускоренному переводу материалов в электронную форму и недостаточной подготовкой профессорско-преподавательского состава. Наиболее важной проблемой дистанционного образования по мнению преподавателей обоих вузов являлась недостаточная активность обучающихся, которую затруднительно преодолеть при данной форме обучения. Также была отмечена недобросовестность обучающихся, проявляющаяся в виде формального отношения к получению и контролю знаний (табл. 2). Существенные различия между МУС и УШ были определены только в отношении недостаточной готовности к осуществлению дистанционных образовательных программ с превышением в медицинском вузе (различия в 5,4 раза, p = 0,006). В среднем обучающиеся и ППС медицинского университета определили частоту проблем дистанционного обучении как более высокую, нежели в многопрофильном университете. Среднее число указанных студентами негативных моментов в первом случае составило 1,62 на одного респондента, во втором - 1,19. Соответствующие показатели для ППС составили 2,04 и 1,80. Таблица 2 Результаты опроса профессорско-преподавательского состава Определение проблемы МУС, n = 98 УШ, n = 105 χ2 р Ранг Частота, % Ранг Частота, % Недостаточное организационно- методическое обеспечение 7 11,2 8 7,6 0,777 > 0,1 Недостаточное учебно- методическое обеспечение 6 15,3 3 18,1 0,283 > 0,1 Проблемы связи со стороны вуза 9 5,1 7 10,5 2,016 0,091 Недостаточная готовность к осуществлению дистанционных программ 4 20,4 9 3,8 13,40 0,006 Проблемы связи со стороны обучающихся 8 9,2 6 11,4 0,275 > 0,1 Проблемы оборудования со стороны обучающихся 9 5,1 5 13,3 4,048 0,05 Недостаточная готовность обучающихся к ДО 3 28,6 4 17,1 3,778 0,057 Недостаточная активность обучающихся 1 56,1 1 49,5 0,885 > 0,1 Отсутствие личного контакта 5 19,4 5 13,3 1,365 > 0,1 Недобросовестность обучающихся 2 33,7 2 35,2 0,055 > 0,1 Table 2 Results of the survey of teaching staff Problem Definition MUS, n = 98 USh, n = 105 χ2 р Rank Frequency, % Rank Frequency, % Insufficient organizational and methodological support 7 11.2 8 7.6 0.777 > 0.1 Insufficient educational and methodological support 6 15.3 3 18.1 0.283 > 0.1 Communication problems on the part of the university 9 5.1 7 10.5 2.016 0.091 Lack of readiness to implement remote programs 4 20.4 9 3.8 13.40 0.006 Communication problems on the part of the student 8 9.2 6 11.4 0.275 > 0.1 Equipment problems on the part of the student 9 5.1 5 13.3 4.048 0.05 Insufficient readiness of the student for distance learning 3 28.6 4 17.1 3.778 0.057 Insufficient activity of teaching staff 1 56.1 1 49.5 0.885 > 0.1 Lack of personal contact 5 19.4 5 13.3 1.365 > 0.1 Dishonest of students 2 33.7 2 35.2 0.055 > 0.1 Необходимость практической подготовки в рамках медицинского образования наиболее значительна. С другой стороны, если этот подход играет ведущую роль в общемедицинском образовании, комплекс симуляционных технологий может обеспечить адекватные практические навыки для многих медицинских специальностей (лучевая диагностика и терапия, химиотерапия, клиническая фармакология и др.) [10]. Соответственно, проблемной областью для дистанционного обучения становятся специальности, непосредственно связанные с осуществлением практических действий в неопределенных ситуациях - травматология и ортопедия, полостная хирургия, хирургическая стоматология и другие профили, где вероятность определения «нестандартной» ситуации равна или выше, чем «стандартной», а также требуется обязательное освоение широкого комплекса практических навыков [11]. Наиболее адекватной системой комбинированного обучения таких спе- циалистов может быть применение преимущественно дистанционной теоретической подготовки с дополнительным непосредственным взаимодействием с преподавателем (но не с пациентами) и использованием симуляционных технологий. В ходе и после пандемии COVID-19 возникла острая проблема расширения подходов к дистанционному образованию. В большинстве случаев общего и во многих случаях профессионального образования она касалась отсутствия или недостаточности теоретический базы, методических подходов, учебно-методических материалов, материальной базы и специальной подготовки лиц, осуществляющих образовательный процесс. Считается, что пандемия снизила общий уровень образования в мире [12; 13]. Медицинское образование оказалось одной из наиболее проблемных областей [14]. В то же время огромный опыт разработки подходов к процессам обучения, наличие материально-технической базы и квалифицированного профессорско-преподавательского состава могло бы в ряде случаев обеспечить наличие высоких результатов дистанционного медицинского образования. В нашей работе мы рассматриваем показатели и перспективы одного из инновационных медицинских вузов Казахстана - Медицинского университета Семей, осуществлявшего дистанционное медицинское образование в течение 2020-2021 учебного года. Одним из важных аспектов обучения является удовлетворенность студентов и преподавателей организацией и ходом учебного процесса. В нашем случае выявлены основные проблемные области, которые являются предметом для коррекции, главным образом путем организационно-методических мероприятий. В числе последних первоочередными надлежит рассматривать: улучшение качества дистанционного образования посредством проведения целенаправленных повышений квалификации профессорско-преподавательского состава; осуществление мероприятий по совершенствованию контроля знаний студентов в онлайн-режиме; расширение возможностей инфекционно-безопасных образовательных центров для обеспечения практической подготовки медиков [15-17]. Также важным аспектом является полноценное обеспечение ППС и студентов комплексом учебных материалов в электронной форме, доступной при однократном получении пакета учебной информации или в онлайн-режиме. Заключение. Изменения в структуре подходов к обучению в связи с вынужденным его переходом в онлайн в период пандемии коснулись не только качества обучения, но и изменили личностное восприятие учебного процесса его участниками. Представленный в исследовании подход к совершенствованию дистанционного медицинского образования на основании данных об удовлетворенности субъектов учебного процесса предполагает проведение организационно-методических мероприятий, в том числе повышение квалификации преподавателей и обеспечение учебного процесса комплексом электронных учебный материалов. В течение последнего года произошло постепенное снижение уровня заболеваемости SARS-CoV2, смертности от данной патологии и эпидемиологической напряженности. Соответственно, базисное медицинское образование, по крайней мере исходя из проведенного исследования, вернулось в формат строго очного обучения. Однако достаточно вероятным остается повторение серьезных и продолжительных эпидемических или других чрезвычайных ситуаций, ограничивающих возможности непосредственно взаимодействия людей, в том числе ППС и студентов. Поэтому полученный в течение пандемии опыт дистанционного образования остается актуальным.
×

Об авторах

Алмагуль Бекеновна Букатаева

Алтайский государственный педагогический университет; Медицинский университет Семей

Автор, ответственный за переписку.
Email: alma_bukataeva@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-3154-6703

аспирант, Алтайский государственный педагогический университет; преподаватель, кафедра IT в медицине НАО, Медицинский университет Семей

Российская Федерация, 656031, Барнаул, ул. Молодежная, д. 55; Республика Казахстан, 071400, Семей, ул. Абая, д. 103

Александр Владимирович Овчаров

Алтайский государственный педагогический университет

Email: ovcharov2010@yandex.ru
кандидат физико-математических наук, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой технологических дисциплин Российская Федерация, Барнаул, ул. Молодежная, д. 55

Список литературы

  1. Филиппова И.Я., Кокцинская Е.М. Обзор современных методик дистанционного образования // Видеонаука. 2016. № 1. С. 13-18.
  2. Keleş M.K., Özel S.A. A review of distance learning and learning management systems. In Cvetkovic D. (ed.) Virtual Learning. InTech; 2016. http://doi.org/10.5772/65222
  3. Касьяненко Е.Ф., Рубцова Л.Н., Димов И.Д., Богомолова В.Ю. Дистанционное и мобильное обучение в медицинских вузах: проблемы и перспективы. URL: https://s.science-education.ru/pdf/2019/5/29216.pdf
  4. Агранович М.Л., Ермачкова Ю.В., Селиверстова И.В. Российское образование в контексте международных индикаторов, 2019. Аналитический доклад. М.: Центр статистики и мониторинга образования ФИРО РАНХиГС, 2019. 96 с.
  5. Данике М.К. Модернизация дистанционного обучения как необходимого компонента системы образования // International Journal of Information and Communication Technologies. 2020. Vol. 1. Issue 4. Рp. 92-98.
  6. Wijesooriya NR, Mishra V, Brand PL, Rubin BK. COVID-19 and telehealth, education, and research adaptations. Paediatric Respiratory Reviews. 2020;35:38-42. http://doi.org/10.1016/j.prrv.2020.06.009.
  7. Ahmed H, Allaf M, Elghazaly H. COVID-19 and medical education. Lancet Infectious Diseases. 2020;20(7):777-778. https://doi.org/10.1016/S1473-3099(20)30226-7
  8. Evans AZ, Adhaduk M, Jabri AR, Ashwath ML. Is virtual learning here to stay? A multispecialty survey of residents, fellows, and faculty. Current Problems of Car- diology. 2023;48(6):101641. https://doi.org/10.1016/j.cpcardiol.2023.101641
  9. Гланц С. Медико-биологическая статистика. М.: Практика, 1998. 459 с.
  10. Babacan S, Dogru Yuvarlakbas S. Digitalization in education during the COVID-19 pandemic: emergency distance anatomy education. Surgical Radiologic Anatomy. 2022;44(1):55-60. https://doi.org/10.1007/s00276-021-02827-1
  11. Li J, Yang S, Chen C, Li H. The impacts of COVID-19 on distance education with the application of traditional and digital appliances: evidence from 60 developing countries. International Journal of Environment Research in Public Health. 2022;19(11):6384. https://10.3390/ijerph19116384
  12. Муллер О.Ю. Образование в условиях цифровизации // Гуманитарно-педагогические исследования. 2021. Т. 5. № 2. С. 6-8.
  13. Camargo CP, Tempski PZ, Busnardo FF, Martins MA, Gemperli R. Online learning and COVID-19: a meta-synthesis analysis. Clinics (Sao Paulo). 2020;75:e2286. http://10.6061/clinics/2020/e2286
  14. Kaul V, Gallo de Moraes A, Khateeb D, Greenstein Y, Winter G, Chae J, Stewart NH, Qadir N, Dangayach NS. Medical education during the COVID-19 pandemic. CHEST. 2021;159(5):1949-1960. https://doi.org/10.1016/j.chest.2020.12.026
  15. Attia M, Antit S, Affes M, Zairi S, Baccouche I, Neji H, Hantous-Zannad S. Distance education in times of COVID-19: a leap into the future? Tunis Medicine. 2021;99(5):511-517.
  16. Hilburg R, Patel N, Ambruso S, Biewald MA, Farouk SS. Medical education during the coronavirus disease-2019 pandemic: learning from a distance. Advanched Chronic Kidney Diseases. 2020;27(5):412-417 https://doi.org/10.1053/j.ackd.2020.05.017
  17. Murthy N, Saelee R, Patel Murthy B, Meng L, Shaw L, Gibbs-Scharf L, Harris L, Chorba T, Zell E. COVID-19 vaccine initiation and dose completion during the SARS-CoV-2 Delta variant surge in the United States, December 2020 - October 2021. Public Health Report. 2023;138(1):183-189. http://doi.org/10.1177/00333549221123584

© Букатаева А.Б., Овчаров А.В., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах