Обучение технологии искусственного интеллекта в общеобразовательной школе: от разработки до практики

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Постановка проблемы . Сегодня необходимость освоения школьниками дидактических элементов в области искусственного интеллекта (ИИ) подчеркивается на государственном уровне. Проблемы внедрения обучения искусственному интеллекту связаны: 1) с определением концептуальных основ формирования содержания обучения; 2) отбором и структурированием содержания обучения; 3) адаптацией содержания обучения возрасту учащихся; 4) интеграцией в школьное образование содержания обучения. Цель исследования заключается в формировании теоретически обоснованного содержания обучения искусственному интеллекту учащихся основной школы, а также в определении возможных вариантов интеграции разработанного содержания обучения в школьное образование. Методология. В эмпирическом исследовании приняли участие 225 учащихся 5-9 классов и 125 преподавателей московских и подмосковных образовательных организаций. Использовались такие методы, как анализ, синтез, тестирование и метод выборочных средних Результаты. Подтверждена целесообразность внедрения обучения искусственному интеллекту в основную школу. Выработана концепция обучения в области искусственного интеллекта учащихся основной школы. Раскрыты возможности формирования содержания обучения искусственному интеллекту на основе различных подходов. Определены цели и результаты обучения основам искусственного интеллекта в рамках основной школы. Сформировано содержание обучения, которое возможно и необходимо осваивать в области искусственного интеллекта учащимся основной школы с учетом межпредметных и внутрипредметных связей. Разработаны учебно-методические материалы для обучения учащихся основной школы начиная с 5 класса. Заключение . В соответствии с вариативностью отечественного школьного образования сформированное содержание обучения позволяет предложить различные учебные курсы и учебные модули для освоения учащимися основной школы искусственного интеллекта в различных видах деятельности.

Об авторах

Ирина Витальевна Левченко

Московский городской педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: levchenkoiv@mgpu.ru
ORCID iD: 0000-0002-1388-4269

доктор педагогических наук, профессор, профессор департамента информатики, управления и технологий

Российская Федерация, 129594, Москва, ул. Шереметьевская, д. 28

Альбина Рифовна Садыкова

Московский городской педагогический университет

Email: sadykovaar@mgpu.ru
ORCID iD: 0000-0002-1413-200X

доктор педагогических наук, доцент, профессор департамента информатики, управления и технологий

Российская Федерация, 129594, Москва, ул. Шереметьевская, д. 28

Людмила Игоревна Карташова

Московский городской педагогический университет

Email: kartashovali@mgpu.ru
ORCID iD: 0000-0002-9499-9083

кандидат педагогических наук, доцент, доцент департамента информатики, управления и технологий

Российская Федерация, 129594, Москва, ул. Шереметьевская, д. 28

Полина Алексеевна Меренкова

Московский городской педагогический университет

Email: kukhtinapa@mgpu.ru
ORCID iD: 0000-0003-4774-8668

старший преподаватель, департамент информатики, управления и технологий

Российская Федерация, 129594, Москва, ул. Шереметьевская, д. 28

Список литературы

  1. Духанина Л.Н., Максименко А.А. Проблемы имплементации искусственного интеллекта в сфере образования // Перспективы науки и образования. 2020. № 4 (46). С. 23–35. https://doi.org/10.32744/pse.2020.4.2
  2. Босова Л.Л. Современные тенденции развития школьной информатики в России и за рубежом // Информатика и образование. 2019. № 1. C. 22–32. https://doi.org/10.32517/0234-0453-2019-34-1-22-32
  3. Murphy R.F. Artificial intelligence applications to support K-12 teachers and teaching: a review of promising applications, challenges, and risks. Santa Monica, CA: RAND Corporation, 2019. 20 p. ttps://doi.org/10.7249/PE315
  4. Peng L., Xiaohong S. Predictions for the potential development of artificial intelligence in Chinese education // ICIEI 2018: Proceedings of the 3rd International Conference on Information and Education Innovations, June 30th – July 2nd 2018, London. London: ACM, 2018. Pp. 26–29. https://doi.org/10.1145/3234825.3234839
  5. Sperling А., Lickerman D. Integrating AI and machine learning in software engineering course for high school students // ITiCSE '12: Proceedings of the 17th ACM Annual Confe- rence on Innovation and Technology in Computer Science Education, July 3rd – July 5th 2012, Haifa. New York: ACM; 2012. Pp. 244–249. https://doi.org/10.1145/2325296.2325354
  6. Меренкова П.А. Мировой опыт внедрения искусственного интеллекта в школьное образование // Современные информационные технологии в образовании: материалы XXXI конференции. М. ‒ Троицк: Тровант, 2020. С. 21–23.
  7. Левченко И.В. Основные подходы к обучению элементам искусственного интеллекта в школьном курсе информатики // Информатика и образование. 2019. № 6. С. 7–15. https://doi.org/10.32517/0234-0453-2019-34-6-7-15
  8. Левченко И.В. Концептуальные основы обучения школьников в области искусственного интеллекта // Математика и информатика в образовании и бизнесе: сборник материалов международной научно-практической конференции. М., 2020. С. 320–325.
  9. Карташова Л.И., Левченко И.В. Методика обучения информационным технологиям учащихся основной школы в условиях фундаментализации образования // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. 2014. № 2. С. 25–33.
  10. Григорьев С.Г., Гриншкун В.В., Левченко И.В., Заславская О.Ю. Проект примерной программы по информатике для основной школы // Информатика и образование. 2011. № 9. С. 2–11.
  11. Левченко И.В. Формирование информационных компетенций при освоении школьниками технологий искусственного интеллекта // Шамовские педагогические чтения: сборник статей XIII Международной научно-практической конференции. М., 2021. С. 380–384.
  12. Кондратьева В.А. Обучение основам программирования на языке Python в школьном курсе информатики // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. 2021. № 1 (55). С. 8–16. https://doi.org/10.25688/2072-9014.2021.55.1.01
  13. Калинин И.А., Самылкина Н.Н. Информатика. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. 212 с. https://doi.org/10.25688/2072-9014.2021.55.1.01
  14. Ясницкий Л.Н. Искусственный интеллект. Элективный курс. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. 197 с.

© Левченко И.В., Садыкова А.Р., Карташова Л.И., Меренкова П.А., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах