Подходы к проектированию модели формирования универсальных компетенций студентов в рамках разработки и реализации концепции Smart University

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Постановка проблемы. Рассматриваются компоненты универсальных компетенций с точки зрения применения технологических инноваций в процессе обучения. Описан фрагмент модели формирования универсальных компетенций студентов на основании концепции Smart University. Исследование направлено на обоснование подходов к проектированию модели формирования универсальных компетенций при их теоретическом анализе на основе концепции Smart University и рассмотрение их особенностей, структуры и классификации. Методология . Подход к проектированию модели формирования универсальных компетенций построен на анализе расшифровки по буквам акронима SMART и структуры концепции Smart University. Предложена матрица обзора понятия универсальных компетенций в современном контексте. Результаты. Универсальные компетенции понимаются как smart-компетенции, объединенные пятью типами компетенций: профессиональными, мотивационными, адаптационными, ключевыми и цифровыми. Обосновано формирование шести групп универсальных компетенций: системное и критическое мышление; разработка и реализация проектов; командная работа и лидерство; гражданско-патриотическое поведение; самоорганизация и самообразование; технологическое решение. Созданная модель определяет структуру универсальных компетенций и служит критерием оценки способностей студентов. Заключение . Smart-компетенции являются ответом на сложившую экономическую ситуацию. Подход структурирован для образовательных организаций, разделяющих политику развития в сочетании с технологиями. Полученные результаты могут представлять определенный интерес для ученых в области информатизации образования, преподавателей и руководителей вуза по инновационной и образовательной политике.

Полный текст

Постановка проблемы. В цифровой экономике отмечается возросший спрос на ИТ-специалистов и формирование у обучающихся всех уровней подготовки современных ИТ-компетенций. Таким образом, в соответствии с новыми условиями в современном управлении образовательным процессом требуется трансформация образовательных программ по различным направлениям подготовки для решения профессиональных задач. При этом для освоения знаний и навыков необходимо использование технологических инноваций в процессе обучения. Такая тенденция устойчивого развития в высшем профессиональном образовании вызывает необходимость формирования новой грамотности, подходящей и инвариантной для всех будущих профессий, как определенный гарант кризисных ситуаций. Существуют различные индикаторы высокого уровня эффективности формирования глобальных компетенций студентов, количество и содержание которых зависит от специфики образовательных программ, поэтому необходимо изучать подходы к проектированию модели формирования универсальных компетенций на основе концепции применения технологий в образовательном процессе. Налицо противоречие между потребностью в повышении профессиональных компетенций студентов, существенными возможностями технологических инноваций для улучшения качеств образовательных продуктов, с одной стороны, и недостаточностью их формирования для разработки и реализации концепции Smart University, с другой стороны. Попытка создания модели формирования универсальных компетенций в информационно-образовательной среде вуза описана в работе Е.Г. Зуевой [1]. В ней представлен график подготовки специалистов, имеющих универсальные и профессиональные компетенции за счет владения компьютерными средствами, ИКТ-компетентность, знания в области функционирования локальной и корпоративной сетей. Кроме того, в работах М.С. Добряковой, Н. Зиилым, Дж. Моссым, И.Д. Фрумина представлен фрагмент модели формирования универсальных компетенций, базирующейся на знании, мотивации и мастерстве овладения деятельностью [2]. И.Ю. Тарханова и И.Г. Харисова в своих научных статьях подтвердили влияние технологии на формирование универсальных компетенций [3]. В работе А.В. Короткевича и В.Н. Лучиной сделан акцент на оценку степени качества сформированных универсальных компетенций как устойчивого развития, разработана стратегия влияния и учета ограничений, связанных с кризисом мировой техногенной цивилизации [4]. Их измерение и оценка при освоении образовательных программ по академическому уровню рассмотрены С.М. Авдеевой, П.В. Гассом, Е.Ю. Кардановой, Ю.Н. Корешниковой, А.А. Куликовой, Е.А. Орелом, Т.В. Пащенком, П.С. Сорокиным [5]. Д. Борн предлагает напрямую обратиться к реальным проблемам сегодняшнего дня и тем самым выйти за рамки абстрактных концепций. Он представляет новую структуру глобальных навыков студентов на основе международных и национальных образовательных политик [6]. Развитие концепции Smart University в России обсуждалось на международном конгрессе Smart Russia. Докладчик В. Каптур продемонстрировал, что Smart University - это университет, в котором совокупность использования подготовленными людьми технологических инноваций и возможностей сети Интернет приводит к новому, соответствующему smart-обществу, качеству процессов и результатов деятельностей университета [7]. Иначе говоря, Smart University - это высшее образовательное учреждение для подготовки будущих качественных специалистов города Smart City. Слово Smart является акронимом, расшифрованным по управленческому и технологическому решению. Теоретические основы исследования этой концепции представлены в работах В.Л. Ускова, Дж.П. Баккена, Р.Д. Хоулетта, Л.С. Джейн [8]. Анализ перечисленных научных работ выявил проблему, связанную с необходимостью выработки подходов формирования универсальных компетенций студентов в рамках разработки и реализации концепции Smart University. Настоящее исследование направлено на обоснование подходов к проектированию фрагмента модели формирования универсальных компетенций при проведении их теоретического анализа на основе концепции Smart University и рассмотрении их особенностей, структуры, классификации. Методология. В ходе проведения теоретического анализа использовалась матрица обзора понятия универсальных компетенций в современном контексте. В результате сделан вывод о необходимости уточнения термина SMART. На основании его расшифровки выделены новые компоненты измерения универсальных компетенций, получаемых студентом при обучении: S - самоуправляемое; M - мотивированное; A - адаптивное (гибкое); R - результативное (обогащенное ресурсами); T - технологичное. Для составления фрагмента модели применялись такие структуры концепции Smart University, как smart-образование, smart-преподаватель, smart-студент. Результаты и обсуждение. В России понятие универсальных компетенций предусмотрено в документах федеральных государственных образовательных стандартов 3-го поколения (ФГОС 3++). Появление таких компетенций стало результатом бурного развития технологий в современном мире и их внедрения в деятельность вуза с целью создания единого образовательного пространства в рамках реализации требований Болонского процесса. По мнению В.В. Белкиной и Т.В. Макеевой, универсальные компетенции представляются как неспецифичные для работы в определенной профессии или отрасли, но очень важные для работы, образования и жизни в целом [9]. Такие компетенции должны быть гибкими, поэтому требуется применение компетентностного подхода для подготовки студентов при обучении решению любых профессиональных задач в различных сферах деятельности, реализуемое во время интерактивной практики в учебном процессе, а также внеучебном. Обладание вузом smart-технологиями способствует формированию у студентов современных цифровых навыков. Кроме того, форма универсума у человека строится на четырех критериях: естествознание, обществознание, человекознание и технознание [10]. Отношение человека к технике и самому себе отражено в концепции Smart University: самостоятельность (саморазвитие) - S и технологичность - T. Саморазвитие студента представляет собой целостный процесс саморефлексии и реализации собственного потенциала с целью улучшения качества своей жизни и достижения самых сокровенных устремлений. Это может повлиять как на формирование будущей профессиональные жизни, так и на карьерные достижения. Действия и прогресс, наблюдаемые в одной профессиональной области, обычно имеют положительное влияние на другие профессиональные сферы. Компетенция саморазвития формируется в результате специальным образом спроектированного и реализуемого процесса обучения и освоения образовательных программ по профессиональному направлению. В.В. Белкина и Т.В. Макеева утверждают, что успешность формирования универсальных компетенций оказывает существенное влияние на мотивацию (отражена в концепции буквой М) студентов к получению качественного образования. Низкая мотивация - одна из основных причин отчисления студентов. Высокая мотивация позволяет преодолевать неизбежные препятствия на пути к успеху в целом. С помощью инновационных технологий проблема снижения мотивации решена за счет использования интерактивных средств обучения. В рамках концепции универсальные компетенции предполагаются адаптационными. Способность человека к саморазвитию и принятию внешних изменений обуславливаются использованием адаптационных компетенций. В небольших компаниях такие специалисты достаточно сильно востребованы, поскольку их можно переводить из отдела в отдел исходя из проблемных участков. Многие отделы интенсивно переходят от одной стадии развития к другой, и, если к естественным навыкам, ориентированным на результат, добавить хорошие адаптационные навыки, ценность таких специалистов возрастает [11]. Повышение адаптационных компетенций может осуществляться посредством обработки информации в поисковых системах при реализации образовательных программ и участия в конкурсах профессионального мастерства [12]. Студент обогащается полученными знаниями во время обучения за счет освоения междисциплинарных образовательных программ, включая прохождение практики. По мнению И.Ю. Тархановой, ключевой компетенцией выступает способность личности успешно реализоваться в любой сфере деятельности, поэтому важно осваивать различные предметы. Также значимы лидерские качества и умение решать практические задачи [13]. Успешное освоение ключевых компетенций характеризуется положительными результатами работы на разных уровнях. Наличие образовательных технологий в образовательных организациях - способ формирования универсальных компетенций, поэтому необходимо рассмотреть их эффективность. Существует сложность выбора их применения из-за большого количества техники и частых обновлений. Для избежания таких проблем предлагается выбирать smart-технологию, отвечающую современным условиям. Отмечается, что в мире нет полного понимания понятия «smart-технология», но в ближайшем будущем оно возникнет. Критерием отнесения той или иной технологии к категории smart может стать ее соответствие одному из подвидов технологий, зашифрованных в аббревиатуре smart. Существенную роль в этом наборе могут играть мотивационные технологии, которые являются значимыми для повышения эффективности обучения студентов [14]. Некоторые технологии обучения явно преследуют эту цель. К учебному программному обеспечению, позволяющему студентам реализовывать различные проекты, относятся Matlab, Maple, ESRI GIS, ДМП SAS, SPSS, STATA, SURVEYXACT, Coulor Box, ESRI GIS, Latex, Microsoft Aftale и др. При этом к цифровым компетенциям причисляются и информационные, которые сводятся к набору навыков, позволяющих студенту осознать наличие информационной потребности, идентифицировать ее, найти, оценить и с точностью использовать в конкретном контексте для решения задач. Роль таких компетенций в процессе обучения, на рынке труда и в обществе достаточно значительна. Развивая эту тему, Ю Чжао, С.М. Гомес, А.Л. Пинто и Л. Чжао указывают на то, что цифровые компетенции также понимаются как когнитивный, поведенческий и технологический навыки, которые помогают решить многие проблемы в современном обществе и имеют динамичный и сквозной характер [15]. Они учитывают способность, наряду с прочной теоретической основой, исследованиями и экспериментами, применять знания, установки и навыки, необходимые для планирования, внедрения, оценки и постоянного пересмотра процессов преподавания и обучения с использованием технологических инноваций. На основе исследования концепции Smart University универсальные компетенции определяется как комбинация пяти типов компетенций: профессиональных (саморазвитие); мотивационных; адаптационных; ключевых; цифровых. Термин «универсальные» охватывает общие, глобальные и единые компетенции, а это значит, что ни одна из этих комбинаций не отделяется от других (рисунок). Многими авторами видится разница между универсальными и профессиональными компетенциями. На наш взгляд, в сформированные универсальные компетенции студентов включают профессиональные, потому не существуют высшее специальное заведение, которые готовят студентов только для освоения глобальных программ обучения. Вуз обучает профессиональных специалистов в конкретном сфере деятельности, а четыре полученные при обучении компетенции применяются и дополняются для обеспечения и повышения уровня качества подготовки. Они должны подходить для всех направлений подготовки, поэтому требуются более широкие подходы [16]. В таблице представлены шесть групп универсальных компетенций на основе концепции Smart University: системное и критическое мышление; разработка и реализация проектов; командная работа и лидерство; гражданско-патриотическое поведение; самоорганизация и самообразование; технологическое решение. Изображение выглядит как текст, снимок экрана, Шрифт, линия Автоматически созданное описание Фрагмент модели формирования универсальных компетенций студентов Источник: составлено авторами. Изображение выглядит как текст, снимок экрана, линия, Шрифт Автоматически созданное описание Fragment of the model of formation of universal competencies of students Source: compiled by the authors. Обзор карты универсальных компетенции на основе концепции Smart University Классификация универсальных компетенций (smart-компетенции) Наименование универсальных компетенций (УК) (S) Профессиональные (саморазвитие) УК-1. Способен развивать профессиональный уровень и самостоятельно осваивать новые методы исследования. УК-2. Способен определить и реализовать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки (M) Мотивационные УК-3. Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла. УК-4. Способен мотивировать себя и команду на выполнение определенных профессиональных действий (A) Адаптационные УК-5. Способен добиваться успеха в деятельности. УК-6. Способен что-либо менять в себе и принимать изменения из вне (R) Ключевые УК-7. Способен проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей. УК-8. Способен организовать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели команде (T) Цифровые УК-9. Способен уверенно, эффективно и безопасно выбирать и применять ИКТ в разных сферах жизни. УК-10. Способен проводить оценку информации, ее достоверность, строить логические умозаключения на основании поступающих информации и данных Источник: составлено авторами. Overview of the map of universal competences based on the Smart University concept Classification of universal competences (smart competences) Name of the universal competencies (UC) (S) Professional (self-development) UC-1. Able to develop professional skills and learn new research methods independently. UC-2. Able to identify and implement the priorities of his/her own activity and ways to improve it based on self-assessment (M) Motivational UC-3. Able to manage the project at all stages of its life cycle. UC-4. Able to motivate himself/herself and the team to perform certain professional activities (A) Adaptation UC-5. Able to succeed in activities. UC-6. Able to change things about oneself and accept change from outside (R) Key UC-7. Able to demonstrate a civic-patriotic attitude, demonstrate informed behavior based on traditional human values. UC-8. Able to organize and manage teamwork, develop a team strategy to achieve the team goal (T) Digital UK-9. Able to select and use ICT confidently, effectively and safely in different areas of life. UK-10. Able to assess information, its validity, build logical conclusions based on incoming information and data Source: compiled by the authors. Технологические инновации в вузе - это усовершенствованные образовательные продукты, услуги или процессы, технологические характеристики которых сильно отличаются от предыдущих. Они считаются инновацией, если обеспечивают определенные преимущества для вуза. Цели технологических инноваций в вузе включают [17]: - механизацию и автоматизацию системы процессов обучения и управления на основе компьютеров и электронных систем; - ускорение системы передачи информаций на основе инженерной инфраструктуры вуза и города; - использование автоматизированных систем и робототехники; - уменьшение нагрузок персонала; - снижение затрат на материалы. Наличие интернета в образовательных организациях является важным фактором. Именно с помощью интернета происходит обмен данными по всему миру. Он также позволяет распознавать и отслеживать информацию. Следовательно, большинство инструментов обучения и исследования - это компьютеры и другие электронные устройства. Интернет облегчает подключение информационных и коммуникационных технологий, что приводит к быстрому обмену данными между группами лиц в организации и в мире в целом. Концепция Smart University обладает определенной структурой, которую можно условно разделить на две подструктуры: smart-процессы и smart-инфраструктура. В smart-процессы входят smart-образование, smart-исследование, smart-управление, smart-студент и smart-преподаватель. В понятие smart-инфраструктура включаются smart-кампус и smart-аудитория. Smart-образование не является полностью дистанционным образованием, поскольку концепция Smart University делает акцент на прямом общение между студентами и преподавателями. Стоит отметить, что для упрощения контактов между ними используется совокупность ИКТ, к которым относятся инновационные учебные материалы, электронные учебники, технологические методы обучения, интерактивные учебные мероприятия. Для успешной реализации ИКТ в вузе необходимо постоянно обновлять образовательные курсы и применять знания в ИТ на практике. Smart-исследование можно отнести к категории исследований, благодаря которым возникают новые подходы к использованию в науке высокотехнологических инструментов и лабораторного оборудования. Подобное исследование подразумевает обязательное соблюдение экологических норм и общепризнанных норм безопасности. Особенностью smart-управления является активное использование ИКТ в системе управления с контролем доступа, мониторингом, безопасностью информационных данных, а также быстрой и гибкой обратной связью. Хорошие знания в использовании информационных технологий, а также знание педагогической мотивации студентов к работе и динамичность обратной связи преподавателя может определить смарт-преподаватель. Smart-студент хорошо владеет информационными технологиями в обучении, проявляет интерес к учебе и является дисциплинированным. Инфраструктура вуза может быть разной, но кампус представляет собой основную smart-структуру. Smart-кампус включает в себя сеть Wi-Fi, покрывающую территорию всего кампуса, камеры наблюдения, используемые в системе безопасности, доступ к транспорту, магазинам, спортивным инфраструктурам, развлечениям, присутствие технологического оборудования, особенности архитектуры с территориальным планированием и дизайном, систему поддержки 24/7 и экологичность использования. Совсем недавно ЮНЕСКО запустила программу smart-аудитория в рамках «устойчивого развития в области образования 2030» [18]. Ее специфика заключается в использовании технологических особенностей оборудования и достижения комфорта при оснащении учебных аудиторий. Заключение. Описанные в статье smart-технологии сочетают в себе наиболее передовые технологические инновации, которые характерны для текущего периода научно-технического развития общества. Об этом свидетельствуют пять ключевых технологий, названия которых породили аббревиатуру smart. Развитие таких технологий в обществе не может не отразиться на изменениях, которые следует произвести в системе высшего образования. С одной стороны, на smart-технологиях будут базироваться новые способы осуществления образовательной деятельности в вузах. С другой стороны, новое поколение студентов должно уже на этапе обучения в вузе активно знакомиться с новейшими достижениями научно-технического прогресса. Появление и развитие соответствующих обновленных вузов на основе реализации концепции Smart University, очевидно, будет способствовать решению всех обозначенных проблем.
×

Об авторах

Габриэль Алексеевна Мошляк

Российский университет дружбы народов

Email: moshlyak-ga@rudn.ru
ORCID iD: 0000-0001-7450-1244

кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры сравнительной образовательной политики

Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6

Александр Рабенатулутра

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: rabenatolotra@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-5211-7396

аспирант, кафедра сравнительной образовательной политики

Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6

Список литературы

  1. Зуева Е.Г. Опыт формирования универсальных компетенций у студентов в информационно-образовательной среде туристского вуза // Мир образования - образование в мире. 2008. № 4. С. 283-292.
  2. Добрякова М.С., Фрумина И.Д., Баранникова К.А., Зиила Н., Мосс Дж., Реморенко И.М., Хаутамяки Я. Универсальные компетентности и новая грамотность: от лозунгов к реальности. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2020. 472 с. http://doi.org/10.17323/978-5-7598-2177-9
  3. Тарханова И.Ю., Харисова И.Г. Образовательные технологии формирования универсальных компетенций студентов вуза // Ярославский педагогический вестник. Серия: Педагогические науки. 2018. № 5. С. 136-145. http://doi.org/10.24411/1813-145X-2018-10165
  4. Короткевич А.В., Лучина В.Н. Универсальные компетенции для устойчивого развития: определение границ и понятий // Журнал Белорусского государственного университета. Серия: Экология. 2019. № 2. С. 4-12.
  5. Авдеева С.М., Гасс П.В., Карданова Е.Ю., Корешникова Ю.Н., Куликова А.А., Орел Е.А., Пащенко Т.В., Сорокин П.С. Оценка универсальных компетентностей как результатов высшего образования. Аналитический доклад к XXII Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества. 2021. № 3. 52 с.
  6. Bourn D. Understanding global skills for 21st century professions. Cham: Palgrave Macmillan, 2018. http://doi.org/10.1007/978-3-319-97655-6
  7. Каптур В. Умные университеты - основа устойчивых городов // Умные устойчивые города: технологические тренды, истории успеха и перспективы. Минск, 2019. С. 2-8.
  8. Uskov V.L., Bakken J.P., Howlett R.J., Jain L.C. Smart University: conceptual modeling and systems’ design // Smart Universities. Concepts, Systems, and Technologies. Cham: Springer, 2017. Pp. 49-86. http://doi.org/10.1007/978-3-319-59454-5
  9. Белкина В.В, Макеева Т.В. Концепт универсальных компетенций высшего образования // Ярославский педагогический вестник. Серия: Педагогические науки. 2018. № 5. С. 117-126.
  10. Субетто А.И. Теория знания и системология образования: монография / под ред. Л.А. Зеленова. СПб.: Астерион, 2018. 142 c.
  11. Sternberg J.R. The development of adaptive competence: why cultural psychology is necessary and not just nice // Developmental Review. 2014. Vol. 34. Issue 3. Pp. 208-224. http://doi.org/10.1016/j.dr.2014.05.004
  12. Гусев В.А., Зацепин В.А., Зацепина М.Ю., Лисачкина В.Н. Формирование адаптационной компетентности у студентов специальностей сервиса и туризма // Самарский научный вестник. 2018. № 4 (7). С. 312-315. http://doi.org/10.17816/snv201874305
  13. Болдырева Н.В., Болдырева Н.П. Ключевые компетенции в современных условиях // Вестник евразийской науки. Серия: Науки об образовании. 2022. № 2 (14). С. 1-20.
  14. Shvetsova O.A. Smart education in high school: new perspectives in global world // Quality Management, Transport and Information Security, Information Technologies. Section 3: The Role of Smart Technologies at University. St. Petersburg, 2017. Pp. 688-691. http://doi.org/10.1109/ITMQIS.2017.8085917
  15. Zhao Y., Sánchez Gómez M.C., Pinto Llorente A.M., Zhao L. Digital competence in higher education: students’ perception and personal factors // Sustainability. 2021. Vol. 13. Issue 21. http://doi.org/10.3390/su132112184
  16. Мануйлова Н.Б., Мессинева Е.М., Фетисов А.Г. Разработка проверочной схемы для индикаторов освоения универсальных компетенций // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. № 2 (8). С. 1-9.
  17. Kurzhals C., Graf-Vlachy L., König A. Strategic leadership and technological innovation: a comprehensive review and research agenda // Corporate Governance: An International Review. 2020. Vol. 28. No. 6. Pp. 437-464. http://doi.org/10.1111/corg.12351
  18. Cebrián G., Palau R., Mogas J. The smart classroom as a means to the development of ESD methodologies // Sustainability. 2020. Vol. 12. Issue 7. http://doi.org/10.3390/su12073010

© Мошляк Г.А., Рабенатулутра А., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах