Разработка курса профессионального развития по реализации междисциплинарного подхода в школах с использованием интерактивных онлайн-сервисов, обеспечивающих развитие мультимодальности в образовательном процессе

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Проблема и цель. Предлагаются способы решения проблемы внедрения и реализации междисцплинарного подхода в образовательный процесс, в частности в узконаправленные предметы. Цель исследования - разработка онлайн-курса профессионального развития для учителей, в котором могли бы реализоваться практические подходы развития междисциплинарности и мультимодальности через использование онлайн-сервисов с дальнейшим применением и экспериментальным подтверждением эффективности соответствующего подхода в практической деятельности учителя. Методология. Осуществлено практическое исследование на основе формирования экспериментальной (93 человека) и контрольной (71 человек) групп школьников разных предметов и возрастных групп (4-8 классы). Обучение школьников экспериментальной группы проводилось учителями, принимавшими участие в онлайн-курсе, с применением практических методов и приемов, способствующих внедрению и реализации междисциплинарного подхода на уроках географии, математики, русского и английского языков, окружающего мира и литературного чтения, а также с использованием онлайн-сервисов Padlet, Zoom Google Tools. Анализ уровня междисциплинарных навыков школьников осуществлялся при помощи диагностик метапредметных умений и критического и креативного мышления. Результаты. Показано, что предложенные инструменты и приемы для реализации междисциплинарного подхода и применение онлайн-сервисов в образовательном процессе эффективны. Обоснованием служит создание банка методических материалов и инструментов для уроков с внедрением междисцплинарного подхода и онлайн-сервисов - помощников, способствующих более высокому и эффективному результату в развитии метапредметных умений и навыков критического и креативного мышления школьников. Предложенные инструменты и сервисы способствуют развитию субъектности учащихся, то есть способности брать на себя ответственность за собственное учение, делать осознанный выбор и высказывать свою точку зрения, и развивают мотивацию, что ведет к вовлечению в образовательный процесс. Они могут играть значительную роль для информатизации систем обучения школьников, так как оказывают непосредственное влияние на развитие мультимодальности учащихся. Заключение. Экспериментально подтверждена эффективность предложенного подхода к внедрению и развитию междисциплинарности в образовательном процессе в рамках обучения узконаправленным предметам с использованием онлайн-сервисов. Учителя, прошедшие онлайн-курс, активно внедряли инструменты и применяли онлайн-сервисы на практике, а школьники показали повышенный уровень навыков креативного и критического мышления и метапредметных умений в рамках проведения контрольных диагностик.

Об авторах

Екатерина Игоревна Никонорова

Международный билингвальный детский сад AltAstra

Автор, ответственный за переписку.
Email: ekaterinanikser@gmail.com
ORCID iD: 0000-0001-9803-9349

IB-директор

Российская Федерация, 123290, Москва, Шелепихинская наб., д. 42, корп. 2

Список литературы

  1. Stepien W., Gallagher S., Workman D. Problem-based learning for traditional and interdisciplinary classrooms // Journal for the Education of the Gifted. 1993. Vol. 16. No 4. Pp. 338–357.
  2. Данилов Ю.А. Роль и место синергетики в современной науке // Онтология и эпистемология синергетики. М.: ИФ РАН, 1997. С. 5–11.
  3. Касавин И.Т. Дискурс-анализ как междисциплинарный метод гуманитарных наук // Эпистемология и философия науки. 2006. Т. X. № 4. С. 5–17.
  4. Morin E. Repenser la Réforme – Réformer la Pensée. Paris: Editions du Seuil, 1999.
  5. Книгин А.Н. Междисциплинарность: основная проблема // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2008. № 3. С. 14–21.
  6. Киященко Л.П., Моисеев В.И. Философия трансдисциплинарности. М.: ИФ РАН, 2009. 205 с.
  7. Mittelstrass J. Interdisciplinarity and transdisciplinarity // Opportunities of Scientific Business in the Future. Vienna, 1993. Pp. 17–31.
  8. Rose J. Survey of cybernetics. London: Iliffe Books, 1969.
  9. Семенова Т.В., Вилкова К.А. Вклад характеристик участников массовых открытых онлайн-курсов (МООК) в формирование уровня удовлетворенности обучением // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2019. № 4. С. 262–277.
  10. Jacobs H.H. Interdisciplinary curriculum: design and implementation. Alexandria: Association for Supervision and Curriculum Development, 1989.

© Никонорова Е.И., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах