Методологические подходы к формированию цифровой компетентности учителя
- Авторы: Беркимбаев К.М.1, Ниязова Г.Ж.1
-
Учреждения:
- Международный казахско-турецкий университет имени Ходжи Ахмеда Ясави
- Выпуск: Том 18, № 4 (2021)
- Страницы: 305-313
- Раздел: ПЕДАГОГИКА И ДИДАКТИКА ИНФОРМАТИЗАЦИИ
- URL: https://journals.rudn.ru/informatization-education/article/view/30225
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-8631-2021-18-4-305-313
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Проблема и цель. Цифровая трансформация в образовании требует нового подхода к традиционным методикам обучения и приводит к ускоренному изменению методов и форм обучения. Изучение и выбор возможностей эффективных сетевых сред при создании цифрового образовательного контента сегодня становятся одной из главных задач для работников сферы образования. Для этого необходимы высококвалифицированные педагоги, у которых сформированы цифровые компетенции и навыки обучения в течение всей жизни, творчески подходящие к постоянному профессиональному росту. В этой связи важным является определение методологических основ формирования цифровой компетентности учителей. Целью исследования стала конкретизация особенностей методологических подходов к формированию цифровой компетентности учителей. Методология. Использованы общетеоретические методы исследований: изучение и анализ литературных данных теоретической направленности; системно-структурный анализ; конкретизация роли подходов к формированию цифровой компетентности учителей. Проведен анализ особенностей методологических подходов к формированию цифровой компетентности учителей. Результаты. Рассмотрена проблема формирования цифровой компетентности учителей. Показано, что необходимость развития цифровой компетентности затрагивается во многих научных работах, однако недостаточно раскрыта в отечественных научно-практических исследованиях. Представлены системный, деятельностный, аксиологический, личностно-ориентированный подходы к формированию цифровой компетенции. На основе анализа соответствующей литературы определены преимущества выбранных подходов в формировании цифровых компетенций учителей, их основные характеристики. Заключение. Подходы, используемые в качестве методологической основы исследования, не только не противоречат, но и дополняют друг друга, выступают в качестве основы для построения концепции и структурно-содержательной модели формирования цифровой компетентности учителя.
Об авторах
Камалбек Мейрбекович Беркимбаев
Международный казахско-турецкий университет имени Ходжи Ахмеда Ясави
Автор, ответственный за переписку.
Email: kamalbek.berkimbaev@yandex.kz
доктор педагогических наук, профессор
Республика Казахстан, 161200, Туркестан, пр-кт Б. Саттарханова, д. 29Гулжан Жолаушиевна Ниязова
Международный казахско-турецкий университет имени Ходжи Ахмеда Ясави
Email: kamalbek.berkimbaev@yandex.kz
кандидат педагогических наук, доцент
Республика Казахстан, 161200, Туркестан, пр-кт Б. Саттарханова, д. 29Список литературы
- Брольпито А. Цифровые навыки и компетенция, цифровое и онлайн-обучение. Турин, 2019. 84 с.
- Гейбл Э. Цифровая трансформация школьного образования. Международный опыт, модные, глобальные рекомендации / пер. с англ.; под науч. ред. П.А. Сергоманова. М.: НИУ ВШЭ, 2019. 108 с.
- Биленко П.Н., Блинов В.И., Дулинов М.В., Есенина Е.Ю., Кондаков А.М., Сергеев И.С. Дидактическая концепция цифрового профессионального образования и обучения. М., 2020. 98 с.
- Цанков Н., Дамьянов И. Предпочтения специалистов в области образования в отношении функциональных возможностей платформ электронного обучения в контексте смешанного обучения // Международный журнал новых технологий в обучении. 2018. Т. 12. № 5. С. 202–209.
- Пургина Е.И. Методологические подходы в современном образовании и педагогической науке: учебное пособие. Екатеринбург: Уральский гос. пед. ун-т, 2015. 275 с.
- Теория систем и системный анализ: учебник / под ред. С.И. Маторина. М. – Берлин: Директмедиа Паблишинг, 2019. 508 с.
- Бабошина Е.Б. Ценностный подход к становлению человека культуры в педагогическом образовании: монография. Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2014. 216 с.
- Философский словарь / под ред. И.Т. Фроловой. М.: Политиздат, 1987. 590 с.
- Фромм Э. Иметь или не быть? М.: Прогресс, 1990. 336 с.
- Реализация ценностного подхода в образовании: коллективная монография / отв. ред. Л.А. Ибрагимова, О.И. Истрофилова. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014. 153 с.
- Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепции и технологии: монография. Волгоград: Смена, 1994. 150 с.