Применение интерактивных мнемотехник для развития коммуникативных навыков дошкольников

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Проблема и цель. Рассматривается опыт использования мнемотехники как совокупности методов и приемов в учреждениях дошкольного образования. Целью описываемого исследования является обеспечение наиболее эффективного освоения дошкольниками представлений об окружающем мире и развитие речи. Методология. В процессе исследования проведен анализ нормативных документов, психолого-педагогического опыта по использованию мнемотехники, выполнено обобщение и систематизация материала по данной тематике, проделана рефлексия содержания сформированных знаний. Результаты. Предлагается апробированная методика использования мнемотехники в дошкольном учреждении для развития речи и понимания особенностей окружающего мира. Сформулированы пошаговые рекомендации для внедрения данной технологии в организации деятельности дошкольников. Выявлены психологические особенности использования приемов мнемотехники, которые способствуют развитию не только коммуникативных навыков, но и творческой активности детей. Заключение. Показано, что методика использования мнемотехники имеет большие возможности и должна быть рекомендована для распространения в работе с самыми разными группами детей, имеющих особенности развития. Вместе с тем обнаружено, что сегодня в детских дошкольных учреждениях мнемотехника используется преимущественно в традиционном формате, тогда как эффективным является интеграция методики с интерактивными информационными технологиями. Результаты проведенного исследования позволяют сделать выводы о перспективности направления интерактивной технологии мнемотехники, которая сталкивается с проблемой уровня готовности работников детских учреждений к их использованию. В целом материалы исследований подтверждают, что интеграция мнемотехнических приемов в игровую деятельность дошкольников соответствует возрастным особенностям детей, способствует развитию творчества, взаимопонимания, углубления интереса и любознательности к окружающему миру.

Полный текст

Постановка проблемы. Сегодня актуален вопрос организации развивающейся предметно-пространственной среды в детском саду. Обновляется содержание дошкольного образования согласно требованиям ФГОС. Разнообразие форм и методов работы с дошкольниками создает педагогические условия для развития творческих способностей, коммуникативных навыков, логического мышления, навыков ориентации в пространстве [1]. Методисты подчеркивают, что мнемотехника способствуют развитию психических познавательных процессов: творческих способностей, мышления, воображения. При организации любой деятельности, в особенности с дошкольниками, необходимо соблюдать принцип от простого к сложному, и в работе с мнемотехникой предпочтительнее начинать работу с мнемоквадратов, переключаясь затем к мнемодорожкам и мнемотаблицам [1]. В течение многих лет учителя использовали мнемотехнику, чтобы помочь дошкольникам запомнить исторические факты, музыкальные линии и пробелы, но современные педагоги не просто используют проверенные и настоящие инструменты памяти, они также создают свои собственные [2]. В мнемоническом обучении дошкольники связывают новую информацию с тем, что они уже изучили с помощью визуальных и словесных подсказок. Подход часто используется в классах специального образования, но может применяться в любой группе. Его успех заключается в улучшении первоначальной обработки информации и приводит к лучшему поиску этой информации в более позднее время. Мнемонические стратегии - это систематические процедуры для улучшения памяти [3]. Важно учитывать, что мнемонические стратегии - это стратегии памяти, а не стратегии понимания. Дошкольники, которые обучаются мнемонически, лучше выполняют тесты на понимание содержания, но обычно это происходит по причине запоминания ими того, что может применяться в тестах на понимание. Тем не менее, когда требуется улучшение понимания, важно рассмотреть возможность использования конкретных стратегий понимания, таких как разработка контента, предварительная активация знаний, манипулирование, обучение и опрос или прогнозирование и проверка. Мнемонические стратегии не препятствуют пониманию и, что более важно, в ДОУ есть много случаев, когда дошкольники достигли адекватного понимания концепции, но забыли факты, связанные с ней [1]. Одна из эффективных мнемотехник - это словесная стратегия разработки, которая успешно связывает известную информацию с неизвестной, обычно через акустический канал. В этой основной форме неизвестное слово звучит как известное (ключевое слово) и связано с изображением или изображением с определением. Методы исследования. Мнемотехники работают лучше всего, когда они образуют очень четкую связь между известной и неизвестной информацией и практикуются регулярно. Хорошо сконструированная мнемотехника вначале работает так хорошо, что иногда вызывает у дошкольников предположение об отсутствии необходимости постоянной практики, но это не так. Однако правильно построенная мнемотехника, если ее изучать и практиковать несколько раз с интервалами, будет сохраняться в течение очень долгого времени. Мнемотехника работает - хотя не обязательно лучше, чем другие мнемотехники - когда она личная: например, имя конкретного человека, которое подразумевает характеристику, известную только знающим его людям [4]. Часто считается, что мнемонические изображения, которые вызывают непосредственные эмоции, в некотором роде глупы или смешны, являются более запоминающимися, чем «обычные», тем не менее по этому поводу нет строгих научных подтверждений. Вместе с тем существуют некоторые доказательства того, что если одно слово сильно отличается от остальных в списке, оно запомнится лучше, чем другие. Результаты и обсуждение. Чтобы создать легкую мнемотехнику для дошкольников, можно предложить использование стратегии ключевых слов. Лучше начинать с определения приоритетов и выбора наиболее важного словаря, терминов и понятий, которые дошкольники должны помнить. Выбирать необходимо акустически похожие ключевые слова, знакомые всем дошкольникам. Можно представить ключевое слово с ответом, значением или соответствующей информацией. Также рекомендуется использовать картинки для создания изображения для дошкольников [5]. Основная цель мнемонического обучения состоит в том, чтобы дошкольники приняли мнемонические стратегии и использовали их независимо друг от друга. Чтобы облегчить переход от созданной учителями к созданной дошкольником мнемотехники, можно предложить пять шагов: 1) включать как можно больше мнемонических стратегий в свое обучение; 2) стимулировать создание стратегий; 3) помогать дошкольникам разрабатывать стратегии и использовать метод мозгового штурма; определять важную информацию или ассоциации; выделять ключевые слова или другие важные словесные разработки; связывать ключевое слово с соответствующей информацией; 4) мотивировать отдельных дошкольников создать мнемотехники; 5) проводить мониторинг и оценку самостоятельного создания мнемонических стратегий. Несмотря на то, что создание мнемотехники в группах полезно, возникают ситуации, когда мнемотехника учителя более уместна. Дошкольники могут успешно создавать мнемотехнику и получать от этого удовольствие, но они по-прежнему перемещаются по контенту значительно медленнее, чем учителя, создающие и предлагающие стратегии для группы [6]. Использование возможностей компьютеров, современных информационно-коммуникационных технологий в ДОУ происходит все активнее. Поскольку возможности интерактивных компьютеров меняются достаточно быстро, детские сады должны признать преимущества этой технологии. Маскотт и Гиффорд раскрывают некоторые преимущества использования виртуальной реальности в обучении коммуникативным навыкам, такие как мультисенсорный подход, трехмерность, поощрение решения проблем и эффективные методы моделирования. Виртуальная реальность позволяет преподавателю создавать интерактивные ролевые сценарии, ориентированные на конкретные социальные проблемы дошкольников. Эта технология может также использоваться, чтобы помочь дошкольнику поддерживать и развивать социальные навыки. Рассмотрим специфические мнемонические приемы [1]. 1. Метод ключевых слов - чрезвычайно универсален и имеет множество полезных приложений, может также использоваться для более специализированной лексики. 2. Метод Pegwords можно использовать, когда необходимо запомнить пронумерованную или упорядоченную информацию. Pegwords - рифмующиеся слова для чисел, они заменяют число, которое нужно запомнить и связать с другой информацией. Pegwords можно комбинировать с ключевыми словами. 3. Письменные стратегии - включают использование буквенных подсказок для запоминания списков вещей, являются наиболее знакомыми дошкольникам. Сокращения наиболее полезны, когда первые буквы списка могут использоваться для создания всего слова. В других случаях соответствующие слова не могут быть легко составлены из первых букв слов, которые нужно запомнить. В этих случаях может быть создан акростих, в котором первые буквы восстанавливаются для представления слов в предложении. В работе с дошкольниками важно использовать интерактивные технологии, обязательно c учетом возрастных особенностей. Современная среда дошкольного образовательного учреждения включает интерактивное оборудование: интерактивные доски, компьютеры, мультимедийное оборудование, аудио, видеотехнику. Следует подчеркнуть, с одной стороны, интерактивные технологии способствуют повышению интереса детей к познанию и образовательной деятельности, но, с другой стороны, чрезмерное их использование со временем замедляет процесс саморазвития [7]. Интерактивные технологии - взаимопознание, которое основано на активном взаимодействии с педагогом [8]. Особенно актуально это в условиях реализации ФГОС ДО. Методически обоснованная интеграция интерактивных технологий в ДОУ действительно создает целостность педагогической системы «ребенок - среда - ребенок» и вместе с тем обеспечивает условия для каждого ребенка в соответствии с его индивидуальным развитием и способствует коррекции проблем при их наличии [9]. Детям нравятся интерактивные развивающие игры. Создание в ДОУ специально оборудованного помещения с определенными функциями решает следующие задачи [10]: - создание центра игровой поддержки; - индивидуальное или групповое обучение детей с помощью интерактивных технологий; - современный методический кабинет для проведения мастер-классов, интернет-семинаров, совещаний педагогического коллектива. На базе использования современных методических кабинетов организуется активный обмен опытом, в частности, по использованию мнемотехники, методических находок отдельных воспитателей и методистов, что, безусловно, обогащает и расширяет содержание образовательной среды и позволяет организовать деятельность увлекательно, оригинально. При таких условиях развиваются индивидуальные образовательные потребности дошкольников, их коррекция [11]. Заключение. Активное и умелое использование учителем и воспитателем возможностей интерактивных технологий в практической деятельности, включая информацию и общение, становится для ребенка ориентиром в мире технологий, формирует основу его информационной культуры личности и помогает ему преодолевать проблемы развития [12]. Методисты и воспитатели на основе собственной практики подчеркивают, что это значительно повышает интерес детей к образовательной деятельности и уровень познавательных способностей. Именно поэтому использование интерактивных технологий в дошкольных организациях помогает создавать необходимые условия для развития и способствует изменению традиционных способов организации развивающейся пространственной предметной среды с учетом особенностей восприятия современного окружающего мира [13]. В специальных научных исследованиях описывается влияние обучения дошкольников с проблемами памяти самостоятельному использованию мнемонических стратегий [14]. Можно выделить семь общих этапов учебных занятий с дошкольниками. Этап 1. Ознакомить дошкольников с целями обучения, довести до них смысл тренинга, насколько это им будет полезно. Привести яркие примеры того, как эти приемы, освоенные в процессе тренинга, могут пригодиться в различных ситуациях обучения. Этап 2. Дать инструкции по стратегии и положительным объяснениям по использованию стратегии. Составить диаграммы с указанием пошагового создания стратегий: 1) определить термин; 2) озвучить определение термина; 3) найти ключевое слово; 4) представить, что определение делает что-то с ключевым словом; 5) подумать об определении, о том, что надо сделать с ключевым словом; 6) изучать то, что представляли, пока не запомнится определение. Этап 3. Предложить модели, во время которых примеры и мыслительные процессы произносятся вслух. Этап 4. Обеспечить дошкольникам возможность практиковаться устно с обязательной корректирующей обратной связью. Этап 5. Организовать направленную практику с соответствующими отзывами как об использовании стратегии, так и об атрибуции. Этап 6. Предоставить обобщающие инструкции, практику и обратную связь. Этап 7. Включить тренинг по позитивному подкреплению и атрибуции для выполнения заданий и правильного запоминания информации. Следует сделать вывод о том, что такие приемы мнемотехники, как мнемодорожки, мнемоквадраты, мнемотаблицы, схематическое моделирование, способствуют эффективному развитию речи, решают многие проблемы недоразвития речи [15]. Таким образом, актуальная проблема развития коммуникативных навыков в дошкольном возрасте может быть решена на основе использования мнемотехники, что также способствует подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе.

×

Об авторах

Елена Евгеньевна Буйлина

Московский городской педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: bujlelena@yandex.ru

магистрант департамента информатизации образования

Российская Федерация, 127521, Москва, ул. Шереметьевская, 29

Дора Тимофеевна Рудакова

Московский городской педагогический университет

Email: dtrudakova@gmail.com

кандидат педагогических наук, доцент департамента информатизации образования

Российская Федерация, 127521, Москва, ул. Шереметьевская, 29

Список литературы

  1. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов // Дошкольное воспитание. 1990. № 10. С. 16-21.
  2. Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи // Логопед. 2008. № 4. С. 102-115.
  3. Большова Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники: учебно-методическое пособие. СПб.: Детство-пресс, 2015. 36 c.
  4. Буйлина Е.Е. Проблемы формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста // Наука в мегаполисе. 2020. № 3 (19). С.13-16.
  5. Васильева О.С. Использование технологии мнемотехники в образовательном процессе ДОУ // Вестник науки и образования. 2015. № 3. С. 56-59.
  6. Усенко Ю.В. Использование мнемотаблиц в познавательно-речевом развитии дошкольника //Дошкольная педагогика. 2013. № 7. С. 18-23.
  7. Рудакова Д.Т. Информационные технологии для организации познавательной деятельности и развития личности // Социально-культурные процессы в условиях интеграции и дезинтеграции: материалы Всероссийской научной конференции с международным участием. Улан-Удэ: БГУ имени Д.Ш. Цырендоржиева, 2017. С. 122-124.
  8. Апатов Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. М.: Просвещение, 2014. 224 c.
  9. Рудакова Д.Т. Содержание и принципы интернет-обучения // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2009. № 3. С. 34-39.
  10. Зубы А.В. Информационные технологии в лингвистике, использование современных информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе: учебно-методическое пособие. Барнаул: БГПУ, 2016. 176 c.
  11. Чепурной Г.А. Мнемотехника: технология эффективного усвоения информации в условиях современного образования. Тернополь: Мандривец, 2013. 148 с.
  12. Рудакова Д.Т. Развитие коммуникативной культуры на основе использования информационно-коммуникативных технологий // Образовательные технологии ХХI века. ОТ’06: материалы Шестой городской научно-практической конференции. М., 2006. С. 111-118.
  13. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Академия, 2018. 272 c.
  14. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников: практическое пособие. М.: Просвещение, 2018. 112 c.
  15. Масленникова Д.К., Самылова О.А. Использование мнемотехнических приемов для формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня // Психологические науки. 2018. № 8. С.140-145.

© Буйлина Е.Е., Рудакова Д.Т., 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах