Возможности ТУИС И МООК в комплексном решении задач обучения иностранных студентов в российских вузах

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Проблема и цель. В статье актуализируется проблема интеграции возможностей массового открытого онлайн-курса (МООК) и телекоммуникационной учебно-информационной системы (ТУИС) вуза, рассматриваемая с учетом выявления возможностей данной интеграции для комплексного решения задач обучения иностранных студентов в вузе. Методология. Одним из наиболее эффективных решений в рамках перспектив развития современного вуза является на сегодняшний день интеграция систем МООК и ТУИС. Результаты. Выявлены возможности инновационных форм дистанционного образования для организации учебного процесса в вузе. Определены и раскрыты перспективные возможности интеграции МООК и ТУИС в рамках функционирования современной цифровой образовательной среды вуза. Заключение. Интеграция систем МООК и ТУИС позволяет нивелировать нюансы, связанные с ориентацией МООК на большое количество пользователей. Несмотря на то, что численность студентов вузов высока, учет особенностей конкретного вуза обеспечивается взаимодействием систем МООК и ТУИС, что делает учебный процесс прогрессивным, инновационным и ориентированным на современные тенденции развития.

Полный текст

Постановка проблемы. Развитие информационных и телекоммуникационных технологий, их стратегическая направленность, обусловливающая увеличение информационного потенциала современного вуза, являются на сегодняшний одними из основных показателей рейтинговой позиции образовательного учреждения на международной арене. Данные характеристики определяют не только способность вуза к вхождению в мировое информационное пространство, но и огромные возможности самого вуза в эффективном использовании этих ресурсов [2; 7]. Наибольшую значимость в этой связи приобретают возможности организации образовательного процесса и его функциональная поддержка, роль которых неуклонную расширяется в рамках привлечения к обучению в вузе студентов - граждан других государств и их сопровождения в процессе профессиональной подготовки. Эта значимость опосредована двумя основными факторами: с одной стороны, это развитие информационнои телекоммуникационной сети образовательного учреждения, а с другой - уровень их использования в данном образовательном учреждении [5; 6; 9; 12; 14; 15]. Необходимо отметить, что данные факторы являются взаимозависимыми, взаимодействующими и взаимообусловливающими, что актуализирует достаточно важный аспект: современная развитая информационно-коммуникационная сеть позволяет реализовать в образовательной среде и наиболее инновационные технологии, а следовательно, делать образовательный процесс эффективнее, что, в свою очередь, обеспечит стимулирование к обучению студентов и преподавателей данного вуза [3; 11]. Необходимо отметить, что в контексте развития информационных и телекоммуникационных технологий (в нашем случае в вузах), использующих современные средства коммуникации, как правило, функционируют интегрировано несколько сетей связи, которые и определяют задачи, стратегические направления, а также тактику использования данных технологий для формирования современной образовательной среды [10]. Данный вектор развития инноваций в контексте информационно-коммуникационных технологий не просто определяет технологические стороны реализации образовательной политики современных вузов, но формирует в соответствии с современными реалиями так называемую информационную среду обитания, которая в рамках образовательного учреждения должна на сегодняшний день отвечать требованиям языковой интегрированности, то есть полностью обеспечивать образовательные потребности студентов, имеющих принадлежность к различным языковым группам [4; 13]. Помимо этого, так называемая потребительская ценность [2] реализации в вузе телеи информационно-коммуникационных технологий обучения (что особенно важно для иностранных студентов) позволяет образовательному учреждению успешно представлять собственные конкурентные позиции на международном образовательном рынке, предлагая различные инновационные решения использования вышеуказанных технологий в плане создания новых образовательных продуктов, образовательных ресурсов, а также услуг. На этой основе современный вуз необходимо рассматривать с позиции сложной функциональной системы, в которой взаимосвязаны все процессы: научно-исследовательская деятельность, учебная деятельность, финансово-экономическая, информационно-маркетинговая, в рамках которой формирование цифровой образовательной среды позволяет осуществлять эффективное повышение качества предлагаемых образовательных услуг и т. п. [8]. Методы исследования. В современной системе образования намечены перспективные стратегии, отражающие следующие основные тенденции: · переход от традиционных форм, а также традиционной организации обучения к инновационно-технологическим и их «перевод» в самостоятельную деятельность студентов; данный фактор обусловливает масштабный процесс разработки и внедрения в учебный процесс открытых онлайн-курсов, или МООК, реализацию смешанного обучения (blended learning), так называемые перевернутые классы, представляющие собой сочетание традиционных форм и организации обучения с использованием элементов электронного обучения (e-learning, m-learning, BYOD); в каждом из этих видов и способов обучения используются специальные компьютерные технологии, а также информационно-технологический инструментарий коммуникативного взаимодействия (компьютерное сетевое, телекоммуникационные системы связи: мобильная спутниковая, подвижная, транкинговая, циркулярная и др.), позволяющие интегрировать в разрабатываемые электронные образовательные ресурсы различные интерактивные элементы всевозможных форматов коммуникации (к таким форматам можно отнести телекоммуникационную учебноинформационную систему - ТУИС); · трансформация традиционной ролевой деятельности преподавателя от носителя знаний и его передачи обучающимся к разнофункциональной ролевой идентификации в образовательном процессе: преподаватель-модератор, преподаватель-тьютор, преподаватель-наставник, преподаватель-корректор, преподаватель-направляющий, преподаватель-координатор и т. д.; необходимо отметить, что часть данных ролей в процессе реализации информационно-коммуникационных и телекоммуникационных технологий может выполняться и самими студентами в пределах организации оперативного доступа к информационным (в том числе образовательным) ресурсам вуза в рамках компетенции и прав доступа студентов. Таким образом, необходимо говорить о формировании единого информационно-коммуникационного пространства, в котором совокупность учебнометодических, программных, организационных и технологических компонентов будет объединена функционирующими в рамках вуза (а также по необходимости и за его пределами) телекоммуникационными средствами взаимодействия. Именно в таком ракурсе становится необходимым и востребованным развитие цифрового образовательного пространства, в котором обеспечивается оперативный доступ к образовательным ресурсам и осуществляется оперативное коммуникационное взаимодействие в контексте использования данных ресурсов. Одним из наиболее эффективных решений в рамках рассматриваемых перспектив развития современного вуза является на сегодняшний день интеграция таких систем, как МООК и ТУИС. МООК (массовые открытые онлайн-курсы) как инновационная форма дистанционного образования делает современное образование открытым и доступным, то есть отвечающим основным регулирующим принципам гуманизации образования, что является особенно значимым с позиций удовлетворения образовательных потребностей иностранных граждан, обучающихся в иноязычной и инокультурной образовательной среде. Неограниченное временем, локацией, точкой доступа и количеством обращение к образовательному ресурсу делает перспективной данную образовательную технологию. На сегодняшний день большинство МООК представлено видеолекциями, сопровождаемыми одним или несколькими преподавателями. Как правило, такая видеолекция имеет поддержку в виде аудиои видеоматериалов, а также ссылок на дополнительные ресурсы. Лекция поддерживается функцией контроля, которая реализуется в тестовом формате: это позволяет осуществлять контроль и самоконтроль обучения; понимание изложенного материала, долю усвоенной информации и глубину ее усвоения; также реализуется функция закрепления представленного материала, основанная на приложенных к курсу дополнительных материалов для самостоятельной работы. Среди наиболее известных проектов в сфере массового онлайн-образования можно назвать такие, как Coursera, edX, Udacity и другие, позволяющие осуществлять публикацию образовательных материалов в интернет-среде в виде набора различных онлайн-курсов [1]. Среди российских образовательных платформ можно выделить Stepik (образовательная платформа со встроенным конструктором открытых онлайнкурсов), UNIWEB и «Универсариум», ориентированные на распространение качественного образования на русском языке и др. Среди многих преимуществ подобных образовательных ресурсов можно выделить основные: · курсы МООК имеют совмещенность с различными компьютерными системами, информационно-коммуникационными ресурсами и соответствующим технологическим интернет-инструментарием; · разработка МООК сопровождается использованием существующих средств программного обеспечения, что значительно облегчает процесс создания данного электронного образовательного ресурса; · разработка МООК поддерживается интеграцией с такими средствами коммуникации и телекоммуникации, как вебинар, форум, блоги, электронные почти, мессенджеры, подкасты и прочие; особенно это имеет огромное значение в обучении языкам, позволяя сочетать практически все виды образовательной деятельности; · МООК ориентированы на использование их в учебном процессе образовательных учреждений, что позволяет решать многие задачи, связанные с учетом специфики этапа адаптации студентов, языковой поддержки студентов - иностранных граждан, дополнительного образования в рамках индивидуального образовательного маршрута и мн. др.; · обеспечение взаимодействия участников курсов между собой, а также с преподавателями; это позволяет студентам объединяться в группы при выполнении заданий, получать оперативные консультации и другую информационную поддержку и т. д. Необходимо отметить, что системы МООК обеспечивают поддержку процесса общения на основе средств электронной коммуникации. И, если отталкиваться от выявления недостатков МООК как открытых доступных систем в мировом интернет-пространстве, можно отметить, что интеграция средств коммуникации в систему функционирования курсов ориентирована на широкий круг участников курсов (большие группы участников), что, например, затрудняет общение в режиме реального времени или является недостаточно подходящим по расписанию. Также следует отметить и то, что взаимное оценивание деятельности является не всегда эффективным. Все эти возможные минусы призвана учесть ТУИС (телекоммуникационная учебно-информационная система), представляющая собой систему информационно-коммуникационного взаимодействия, отражающую специфику конкретного образовательного учреждения. Необходимо отметить, что успешная интеграция ТУИС и МООК реализована во многих ведущих высших образовательных учреждениях. К таким вузам относятся МГУ имени М.В. Ломоносова, РУДН и др. Взаимодействие ТУИС и МООК позволяет учебному заведению оптимизировать процесс организации учебной деятельности, эффективно корректировать его в соответствии не только с высокой численностью обучающихся, но и с их особыми образовательными потребностями (к таким обучающимся относятся и иностранные студенты). Результаты и обсуждение. Перспективные возможности интеграции ТУИС и МООК в комплексном решении задач обучения иностранных студентов заключаются в следующих основных аспектах: · информационной доступности на основе создания информационнокоммуникационной поддержки как преподавателей, так и студентов; · простоте использования образовательной платформы для субъектов образовательного процесса, а также удобстве учебно-методической поддержки: это реализуется за счет того, что интеграция ТУИС и МООК позволяет преподавателям осуществлять удобное использование разработанных (для данной телекоммуникационной системы и электронной платформы) электронных конструкторов при создании электронных образовательных ресурсов, поддерживаемых данными системами, использовать встроенные конструкторы для разработки электронных учебных пособий и т. д.; помогает преподавателю учесть многие факторы обучения иностранных студентов, а иностранным студентам быстрее адаптироваться к образовательной среде; · гибкости настроек в процессе работы с электронной образовательной платформой: каждый преподаватель может сделать удобные для себя настройки и выбрать способ общения со студентами; · расширении функциональных возможностей платформы и системы коммуникации для создания и использования электронных образовательных ресурсов и обратной связи, а также организации учебного процесса в условиях обучения студентов различного уровня подготовленности; · функциональной поддержке учебных материалов, обеспечивающейся наличием внутри электронной образовательной платформы средств для разработки электронного образовательного контента без использования стороннего редактора; · единой и удобной системе коммуникации и формирования отчетов по результатам образовательной деятельности иностранных студентов (это важно как для преподавателей, так и для студентов); · удобной системе организации пользователей курсов с наличием средств коммуникации и каналов обратной связи: управление потоками и группами студентов, возможность распределения студентов не только по большим потокам, но и по группам (для дифференциации учебной деятельности) и др. Заключение. Интеграция ТУИС и МООК позволяет нивелировать минусы, связанные с ориентацией МООК на большое количество пользователей. Несмотря на то что численность студентов вузов также высока, все же учет особенностей конкретного вуза (контингент обучающихся, расписание, учет национальных особенностей иностранных студентов, учет дифференциации и возможностей индивидуализации процесса на основе сопровождающей деятельности и пр.) обеспечивается взаимодействием этих двух систем, что делает учебный процесс прогрессивным, инновационным и ориентированным на современные тенденции развития.

×

Об авторах

Александр Анатольевич Белоглазов

Московский государственный гуманитарно-экономический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: beloglazov@inbox.ru

кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры прикладной математики и информатики по областям факультета прикладной математики и информатики

Российская Федерация, 107150, Москва, ул. Лосиноостровская, 49

Лилия Борисовна Белоглазова

Российский университет дружбы народов

Email: a-abe@yandex.ru

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры русского языка

Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 10, корп. 3

Игорь Михайлович Мальков

Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова

Email: im.malkov@s-vfu.ru

старший преподаватель кафедры теории и методики обучения информатике Института математики и информатики

Российская Федерация, 677000, Якутск, ул. Белинского, 58

Наталья Алексеевна Антонова

Российский университет дружбы народов

Email: kafedra1rki@rudn.ru

кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры русского языка

Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 10, корп. 3

Лилия Александровна Алексеева

Российский университет дружбы народов

Email: pikgass@yandex.ru

старший преподаватель кафедры русского языка

Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 10, корп. 3

Полина Александровна Копылова

Российский университет дружбы народов

Email: kafedra1rki@rudn.ru

старший преподаватель кафедры русского языка

Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 10, корп. 3

Наталья Викторовна Новоселова

Российский университет дружбы народов

Email: amaray70@yandex.ru

старший преподаватель кафедры русского языка

Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 10, корп. 3

Софья Дмитриевна Пудовкина

Российский университет дружбы народов

Email: kafedra1rki@rudn.ru

педагог кафедры русского языка

Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 10, корп. 3

Ирина Александровна Белоглазова

ООО «Центр автоматизации»

Email: irinabeloglazova@bk.ru

референт-переводчик Центра автоматизации города Москвы

Российская Федерация, 127238, Москва, Локомотивный проезд, д. 21, корп. 5

Список литературы

  1. Азимов Э.Г. Использование МООК (массовых открытых онлайн-курсов) в обучении русскому языку как иностранному (достижения и перспективы) // Вестник Российского университета дружбы народов. Вопросы образования: языки и специальность. 2014. № 4. С. 124-129.
  2. Архипова З.В. Современные информационно-телекоммуникационные системы как фактор повышения конкурентоспособности высших учебных заведений // Известия Байкальского государственного университета. 2014. № 1. С. 126-130.
  3. Белоглазов А.А., Белоглазова Л.Б., Мокашов В.В., Копылова П.А. Дистанционное обучение как один из способов эффективного обучения иностранных студентов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2018. № 5 (15). С. 38-45.
  4. Бем Н.А. МООС как тренд современного онлайн-образования // Международный научно-исследовательский журнал. 2015. № 11 (42). Ч. 4. С. 63-64.
  5. Бойцова Н.Н. Международное сотрудничество вузов как важный компонент в системе непрерывного образования // Молочнохозяйственный вестник. 2012. № 3 (7). С. 16-21.
  6. Будлянская Н.И., Молчан А.Ю. Международное сотрудничество и экспорт образовательных услуг в сфере высшего образования // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. № 2-4. С. 23-25.
  7. Вacютинa Т.Л., Стахно Р.Е. Применение современных информационных технологий в обучении // Проблемы современной науки и образования. 2016. № 7 (49). С. 52-54.
  8. Заворина Е.Г. МООС в цифровом маркетинге образовательных продуктов // Московский экономический журнал. 2019. № 8. С. 771-783.
  9. Егорова А.Ю. Формирование готовности иностранных студентов к использованию информационно-коммуникационных технологий при обучении в техническом вузе. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27688 (дата обращения: 10.09.2019).
  10. Карташова А.А. Университет как сложная саморазвивающаяся система // Векторы благополучия: экономика и социум. 2013. № 2 (8). С. 131-135.
  11. Кущева Н.Б., Терехова В.И. Современная цифровая образовательная среда в высшем образовании России // Проблемы современной экономики. 2018. № 1 (65). С. 191-194.
  12. Рассказова А.Н. Модель оценки эффективности повышения индивидуальных компетенций на основе онлайн-обучения // E-learning stakeholders and researchers summit: материалы международной конференции. М., 2017. С. 145-160.
  13. Устюжанина Е.В., Евсюкова Е.В. Цифровизация образовательной среды: возможности и угрозы // Вестник Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. 2018. № 1 (97). С. 3-12.
  14. Чикишев Е.М., Чикишева А.А. Оценка роли учреждения высшего образования в социальной адаптации и интеграции иностранных обучающихся в российскую среду // Russian Journal of Education and Psychology. 2015. № 8 (52). С. 408-427.
  15. Шахман И.С. Адаптация к условиям обучения в российских вузах как определяющий фактор эффективности образовательного процесса иностранных студентов // Наука и школа. 2014. № 4. С. 154-158.

© Белоглазов А.А., Белоглазова Л.Б., Мальков И.М., Антонова Н.А., Алексеева Л.А., Копылова П.А., Новоселова Н.В., Пудовкина С.Д., Белоглазова И.А., 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах