Междисциплинарные научные связи в содержании обучения прикладной математике

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Проблема и цель. Сегодня к выпускникам, обучающихся на физико-математических направлениях подготовки по профилю прикладной математики, предъявляются высокие требования [23; 24]. Они должны иметь не только фундаментальные знания по дисциплинам прикладной математики, обладать научным мировоззрением, умениями и навыками исследования прикладных задач при помощи математического моделирования, но и стремиться реализовывать прикладные исследования природоохранными технологиями. Достижение таких целей при обучении студентов прикладной математике требует использования в учебном процессе различных педагогических и информационных технологий, разработки содержания обучения, новых форм и методов обучения, привлечения к преподавательской деятельности специалистов по прикладной математике. Методология. В процессе подготовки специалистов по прикладной математике реализуются идеи развития их математических творческих способностей, усиление мотивации к формированию глубоких теоретических и практических знаний по дисциплинам прикладной математики и основ гуманитарной культуры. Реализация этих важных идей осуществляется на базе широкого использования междисциплинарных научных связей в условиях гуманитаризации вузовского математического образования. Формирование студентами фундаментальных знаний по прикладной математике и основ гуманитарной культуры достигается разработкой содержания обучения на основе современных научных достижений прикладной математики, реализацией научно-образовательного, научно-познавательного и гуманитарного потенциала обучения прикладной математике. Результаты. Полученные фундаментальные знания по прикладной математике, сформированное научное мировоззрение и гуманитарная культура позволят выпускникам в своей будущей профессиональной деятельности проявлять гуманное отношение к природе и окружающему миру, применять природоохранные технологии при реализации прикладных исследований. Кроме того, с таким багажом знаний выпускники способны стать достойными членами современного информационного общества с гуманитарной культурой. Заключение. В процессе обучения прикладной математике, применяя инновационные педагогические технологии, целесообразно не только давать студентам фундаментальные научные знания, но и прививать основы гуманитарной культуры.

Об авторах

Виктор Семенович Корнилов

Московский городской педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: vs_kornilov@mail.ru

доктор педагогических наук, кандидат физико-математических наук, профессор, заместитель заведующего кафедрой информатизации образования Московского городского педагогического университета

Российская Федерация, 127521, Москва, ул. Шереметьевская, 29

Список литературы

  1. Араманович И.Г., Левин В.И. Уравнения математической физики. М.: Наука, 1969. 286 с.
  2. Арнольд В.И. «Жесткие и мягкие» математические модели. М.: МЦНМО, 2004. 32 с.
  3. Арсенин В.Я. Методы математической физики и специальные функции. М.: Наука, 1984. 383 с.
  4. Ашихмин В.Н. Введение в математическое моделирование: учебное пособие. М.: Логос, 2015. 440 с.
  5. Бидайбеков Е.Ы., Корнилов В.С., Камалова Г.Б. Обучение будущих учителей математики и информатики обратным задачам для дифференциальных уравнений // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. 2014. № 3 (29). С. 57—69.
  6. Блехман И.М., Мышкис А.Д., Пановко Я.Г. Прикладная математика: предмет, логика, особенности подходов. М.: КомКнига, 2005. 376 с.
  7. Болотелов Н.В., Бродский Ю.И., Павловский Ю.Н. Сложность. Математическое моделирование. Гуманитарный анализ: исследование исторических, военных, социально-экономических и политических процессов. М.: Либроком, 2009. 320 с.
  8. Бордовский Г.А., Кондратьев А.С., Чоудери А.Д.Р. Физические основы математического моделирования: учебное пособие. М.: Aкадемия, 2005. 316 с.
  9. Вайцзеккер Э., Ловинс Э., Ловинс Л. Фактор четыре. М.: Академия, 1997. 400 с.
  10. Зельдович Я.Б., Мышкис А.Д. Элементы прикладной математики. М.: Наука, 1967. 646 с.
  11. Корнилов В.С. Вузовская подготовка специалистов по прикладной математике — история и современность // Наука и школа. 2006. № 4. С. 10—12.
  12. Корнилов В.С. Лабораторные занятия как форма организации обучения студентов фрактальным множествам // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. 2012. № 1 (23). С. 60—63.
  13. Корнилов В.С. Обратные задачи в содержании обучения прикладной математике // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2014. № 2. С. 109—118.
  14. Корнилов В.С. Обучение студентов обратным задачам математической физики как фактор формирования фундаментальных знаний по интегральным уравнениям // Бюллетень лаборатории математического, естественнонаучного образования и информатизации: рецензируемый сборник научных трудов. Т. VI. Самара: Самарский филиал МГПУ, 2015. С. 251—257.
  15. Корнилов В.С. Реализация научно-образовательного потенциала обучения студентов вузов обратным задачам для дифференциальных уравнений // Казанский педагогический журнал. 2016. № 6. С. 55—59.
  16. Корнилов В.С. Теория и методика обучения обратным задачам для дифференциальных уравнений: монография. М.: ОнтоПринт, 2017. 500 с.
  17. Корнилов В.С. Формирование фундаментальных знаний по математическому моделированию при обучении обратным задачам для дифференциальных уравнений // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. 2017. № 1 (39). С. 92—99.
  18. Корнилов В.С., Карташова Л.И. Практикум по прикладной математике: учебно-методическое пособие. Воронеж: Научная книга, 2013. 100 с.
  19. Лаврентьев М.М., Романов В.Г., Шишатский С.П. Некорректные задачи математической физики и анализа. М.: Наука, 1980. 286 с.
  20. Левченко И.В., Корнилов В.С., Беликов В.В. Роль информатики в подготовке специалистов по прикладной математике // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. 2009. № 2 (18). С. 108—112.
  21. Мартинсон Л.К., Малов Ю.И. Дифференциальные уравнения математической физики. М.: МГТУ имени Н.Э. Баумана, 1996. 367 с.
  22. Некорректные задачи естествознания: сборник научных трудов / под ред. А.Н. Тихонова, А.В. Гончарского. М.: Изд-во Московского университета, 1987. 303 с.
  23. Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по направлениям бакалавриата. URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/92/91/4/28 (дата обращения: 15.01.2019).
  24. Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по направлениям магистратуры. URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/93/91/5/30 (дата обращения: 15.01.2019).
  25. Современные проблемы прикладной математики: сборник научно-популярных статей. Вып. 1 / под ред. А.А. Петрова. М.: МЗ Пресс, 2005. 231 с.
  26. Тарасевич Ю.Ю. Математическое и компьютерное моделирование. Вводный курс: учебное пособие. М.: Едиториал УРСС, 2004. 152 с.
  27. Избранные труды А.Н. Тихонова. М.: МАКС Пресс, 2001. 485 с.
  28. Тимофеев Ю.М., Поляков А.В. Математические аспекты решения обратных задач атмосферной оптики: учебное пособие. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2001. 188 с.
  29. Тихонов А.Н., Арсенин В.Я. Методы решения некорректных задач. М.: Наука, 1986. 287 с.
  30. Тихонов А.Н., Костомаров Д.П. Рассказы о прикладной математике. М.: Наука, 1979. 206 с.
  31. Тихонов А.Н., Самарский А.А. Уравнения математической физики. М.: Изд-во МГУ, 1999. 798 c.
  32. Юрко В.А. Введение в теорию обратных спектральных задач: учебное пособие. М.: Физматлит, 2007. 384 c.

© Корнилов В.С., 2019

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах