Определение подходов к комплексному исследованию информационной образовательной среды в системах общего, профессионального и дополнительного образования

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Проблема и цель. В статье рассматривается актуальная проблема отсутствия оценки современного состояния и эффективности функционирования информационной образовательной среды отдельных образовательных организаций на региональном и общегосударственном уровнях. Целью исследования являлось определение подходов к оценке состояния подобной среды в системах общего, профессионального и дополнительного образования. Методология. Определение подходов к оценке современного этапа становления и развития информационных образовательных сред осуществлено на основе метода моделирования, аналитической деятельности, использования элементов теории графов, анализа научной литературы. Предусмотрено применение телекоммуникационных технологий для сбора необходимых сведений. Результаты. Разработаны и описаны этапы и технологии для проведения комплексного исследования состояния информационной образовательной среды в системах общего, профессионального и дополнительного образования. Такие этапы включают в себя предварительное построение научно-обоснованной модели, разработку компьютерного инструментария, включающего шаблоны анкет для опросов работников и обучающихся образовательных организаций, сбор и статистическую обработку данных, сравнительный анализ существующего этапа развития информационной образовательной среды и результатов, ранее проведенных исследований, публикацию результатов анализа и вырабатываемых рекомендаций в телекоммуникационных сетях. Предложенная технология предусматривает возможность унифицированного сбора и публикации сведений о примерах наиболее эффективного практического опыта формирования и использования информационных образовательных сред. Заключение. Применение разработанных подходов позволит определить меры, направленные на повышение эффективности проектов по формированию и развитию информационных образовательных сред, будет способствовать более точному прогнозированию перспектив информатизации образования.

Полный текст

Постановка проблемы. Становлению и совершенствованию информационных и (или) цифровых образовательных сред на всех уровнях системы образования сейчас уделяется первостепенное внимание. Достаточно отметить, что соответ-ствующие понятия и подходы вошли в содержание приоритетного национального проекта «Образование», государственных программ «Цифровая экономика», «Цифровая школа» и многих других нормативных и программных документов [12]. В 2017-2018 годах разработана национальная концепция формирования и развития информационной образовательной среды [7]. С внедрением таких сред в систему образования тесно связано активно обсуждаемое создание отечественных платформ для организации и управления образовательным процессом в образовательных организациях, а также разработка электронных образовательных ресурсов для использования в педагогической практике [2]. Комплексный подход к информатизации, выражающийся в построении информационных образовательных сред, направлен на решение множества задач, связанных с необходимостью повышения качества обучения и воспитания, эффективности функционирования системы образования в целом, обеспечения доступности образовательных услуг, подготовки обучающихся к жизни в открытом информационном обществе, расширения возможностей для получения образования в течение всей жизни [3; 4; 8]. При этом актуальной на сегодняшний день проблемой является отсутствие оценки современного состояния и эффективности функционирования информационной образовательной среды как на уровне отдельных организаций общего, профессионального и дополнительного образования, так и на региональном и общегосударственном уровнях. Наличие соответствующей аналитической информации необходимо для определения отправной точки для дальнейшего развития теории и практики формирования информационных образовательных сред [15; 16]. Для проведения указанной оценки необходимо предварительное устранение более частной проблемы, обусловленной отсутствием единых подходов к оценке состояния информационной образовательной среды в системах общего, профессионального и дополнительного образования. Методы исследования. Описанное в статье исследование нацелено на определение подходов к оценке современного этапа становления и развития информационных образовательных сред. В связи с этим в рамках исследования использованы метод моделирования, аналитическая деятельность по определению и систематизации критериев оценки, элементы теории графов, анализ научной литературы, посвященной вопросам информатизации образования, оценки качества образовательных электронных ресурсов, их унификации и интеграции в рамках единых информационных сред. Исследование предусматривает возможность использования телекоммуникационных технологий для построения обратной связи с образовательными организациями, что необходимо для сбора сведений по оценке степени сформированности информационной образовательной среды. Результаты и обсуждение. Предлагаемые в ходе исследования подходы к вышеупомянутой оценке опираются на обязательную предварительную разработку научно-обоснованной модели проведения комплексного исследования состояния информационной образовательной среды в системах общего, профессионального и дополнительного образования. С целью решения этой подзадачи необходимо выполнение нескольких значимых действий. В целом оценка не может быть осуществлена без формирования и коллективной деятельности специальной экспертной группы, в которую должны войти специалисты, обладающие требуемой квалификацией и опытом. Работа экспертной группы осуществляется на основе очного и телекоммуникационного взаимодействия для анализа имеющихся факторов информатизации и сложившихся подходов к определению терминологии, выявления критериев мониторинга состояния информационной образовательной среды, последующего отбора лучших практик и мер, направленных на развитие такой среды [9]. Параллельно следует осуществлять отбор и доработку терминов и понятий, отраженных в существующей нормативной и научной документации, для однозначной фиксации трактовки терминов, имеющих отношение к исследованию и оценке. После этого проводится формулирование критериев, определение индикаторов и значений мониторинга с точной привязкой к заранее определенной терминологической базе. В основу моделирования и последующей оценки предлагается заложить опросы работников и обучающихся образовательных организаций, для чего целесообразно проведение детального анализа существующих подходов к анкетированию участников образовательного процесса и других работников образовательных организаций, подходов к доработке телекоммуникационных технологий, необходимых для такого анкетирования, существующих подходов к информатизации общего, профессионального и дополнительного образования, технологий и средств мониторинга информационных образовательных сред. В процессе разработки модели должны быть проведены определение системы критериев, необходимых для систематизации выявленных факторов построения и развития информационной образовательной среды, а также классификация на их основе факторов и мер, значимых для развития такой среды и выработка предложений по структуре модели проведения комплексного исследования информационной образовательной среды. Значимым здесь является изучение критериев, показателей и значений, использованных и полученных в результате ранее проведенных исследований состояния использования тех или иных средств информатизации в российских образовательных организациях [11]. Помимо прочего, это предоставит впоследствии возможность выполнения сравнительного анализа существующей ситуации с развитием информационной образовательной среды по отношению к результатам ранее проведенных исследований. Далее необходимо определение внешних и внутренних факторов информатизации образовательных организаций, выявление сильных и слабых сторон, а также возможностей и рисков как собственно развития цифровой образовательной среды, так и проведения комплексного исследования ее состояния. В последующем рекомендуется определение уровня использования средств информатизации в управленческой, методической и учебной деятельности образовательных организаций на основе административного и педагогического самоанализа, а также опроса обучающихся и родителей в достаточном количестве образовательных организаций систем общего, профессионального и дополнительного образования из разных регионов страны [14]. Проводимое экспертное обсуждение на основе ранее определенной системы критериев позволит разработать и скорректировать параметры и их возможные значения для последующего вхождения в модель и использования в процессе исследования, систематизировать критерии и определить целевые группы для анкетирования по каждому из них. Только после всех перечисленных действий становится возможным создание информационной модели, включающей в себя структурированные факторы информатизации, значимые для проведения исследования, описание возможной информационной образовательной среды, систему подходов к проведению опросов образовательных организаций и обработки их результатов. При этом построение информационной модели может сопровождаться разработкой математических моделей, необходимых для эффективного анкетирования образовательных организаций, статистической обработки полученных результатов, определения срезов с использованием систематизированных численных данных, наглядного представления полученных количественных результатов [13]. Кроме того, наличие таких моделей позволяет представить детальный план проведения комплексного исследования состояния информационной образовательной среды в системах общего, профессионального и дополнительного образования и эффективности ее использования [5]. Для визуализации модели, приобретения возможности ее коллективного обсуждения и совершенствования возможна разработка ориентированного графа, отражающего факторы и межфакторные связи модели, а также формирование нескольких таблиц, отражающих индикаторы и их возможные значения, необходимые для проведения комплексного исследования состояния информационной образовательной среды в образовательных организациях. Реализация положений модели и проведение требуемых экспертных опросов невозможны без создания и использования специализированного технологического инструментария. Начинать соответствующие разработки предлагается с определения технических, технологических, содержательных, функциональных и эргономических требований к компьютерным программным и аппаратным средствам, задействованным в рамках комплексного исследования. С учетом таких требований проводятся проектирование и разработка компьютерной программной системы, предусматривающей визуализацию анкет для опросов работников и обучающихся образовательных организаций, обработку результатов анкетирования. Для практического использования предлагаемого компьютерного инструментария (оболочки) в рамках опросов и экспертной оценки эффективности интеграции образовательных электронных ресурсов в составе единой информационной образовательной среды необходимы: · разработка на основании ранее созданной модели полей и их возможных значений для выбора (по требованию) при заполнении анкет, ввод разработанных форм анкет в компьютерную оболочку; · размещение компьютерной оболочки с анкетами в телекоммуникационных сетях и предоставление к ним доступа образовательным организациям, тестирование доступа к оболочке и анкетам; · определение подходов к построению обратной связи с пользователями внедряемого технологического инструментария, организация горячей линии по консультированию и поддержке пользователей с использованием телекоммуникационных технологий и очного общения; · разработка на основе ранее определенных математических моделей программных модулей для сбора, обработки и представления аналитической информации, интеграция разработанных программных модулей в оболочку для сбора первичных данных; · опытное использование разработанного технологического инструментария на основе анкетирования нескольких заранее определенных образовательных организаций, экспертная оценка эффективности технологического инструментария, выявление недоработок и последующее совершенствование инструментария по результатам апробации; · разработка технического руководства для пользователей технологического инструментария, методических рекомендаций по заполнению анкет и их статистической обработке. Создание указанной компьютерной системы и ее модулей целесообразно осуществлять с использованием технологии объектно-ориентированного программирования для телекоммуникационных сетей. На следующем этапе, предусмотренном предлагаемым подходом к оценке, осуществляется сбор данных для проведения комплексного исследования состояния информационной образовательной среды в системах общего, профессионального и дополнительного образования. Для этого предварительно определятся перечень образовательных организаций, принимающих участие в исследовании, на основании рекомендаций, выданных экспертной группой, и в соответствии с заранее сформулированными требованиями. Затем проводится телекоммуникационный опрос образовательных организаций общего, профессионального и дополнительного образования разных регионов страны с использованием разработанных анкет и технологического инструментария. В первую очередь в таком опросе оказываются задействованными педагогические работники, владеющие информационными технологиями [1; 10]. Как и на предыдущем этапе, значимыми здесь являются построение обратной связи с образовательными организациями, участвующими в исследовании, а также функционирование горячей линии по консультационной поддержке пользователей с применением телекоммуникационных технологий и очного общения. Для собранных в ходе телекоммуникационного анкетирования данных осуществляется их математическая и статистическая обработка с использованием ранее разработанных математических моделей и модуля обработки статистических данных, входящего в технологический инструментарий. Визуализация результатов статистической обработки полученных данных происходит при помощи графиков, диаграмм и таблиц с предоставлением возможности построения срезов по заранее определенным критериям и запросам. Предусмотренные ранее этапы позволяют осуществить требуемые комплексный анализ и оценку состояния и эффективности применения информационной образовательной среды систем общего, профессионального и дополнительного образования. Соответствующая экспертная и аналитическая деятельность происходит на основе систематизации и интерпретации результатов, полученных в ходе опроса образовательных организаций, с опорой на результаты математической обработки собранных данных. На данном этапе согласно выявленным критериям целесообразно сопоставление данных, полученных в процессе математической обработки, с данными проведенных ранее исследований, что означает выявление динамики изменений по сравниваемым параметрам. При этом результаты оценки информационной образовательной среды и определения динамики ее развития по отношению к ранее проведенным исследованиям визуализируются в графической, табличной и текстовой формах. Отмеченная деятельность и дополнительная связь с образовательными организациями позволяет отобрать и систематизировать примеры наиболее эффективного опыта практической реализации проектов по формированию информационных образовательных сред. Для этого необходимо сформировать единые шаблоны и макеты для описания и публикации подобных примеров, что, в свою очередь, позволит опубликовать в сети Интернет и разослать по телекоммуникационным каналам сведения о наиболее эффективном практическом опыте комплексной информатизации образовательных организаций. Заключение. Реализация разработанных в ходе исследования подходов к оценке сформированности и эффективности информационной образовательной среды позволит не только определить параметры и показатели, характерные для современного этапа информатизации образования, но и предложить ряд мер, направленных на повышение эффективности внедрения различных проектов по формированию и развитию подобной среды. При таких подходах на основании результатов работы экспертной группы и анализа полученных статистических значений становится возможным выявление факторов, оказывающих наиболее значимое влияние на развитие информационной образовательной среды в образовательных организациях основного, профессионального и дополнительного образования. В рамках этой работы происходят формулирование и классификация мер, направленных на повышение эффективности реализации проектов по интеграции разрозненных информационных ресурсов в единые среды [6]. Предложенные меры могут иметь научное и опытное обоснование благодаря опоре на полученные статистические результаты и консолидированное мнение профессионального сообщества. Кроме этого, возможен учет выявляемой существующей динамики развития информационной образовательной среды при составлении прогнозов, поскольку полученные статистические данные, методы математического прогнозирования и экспертное мнение позволяют разработать научно-обоснованный прогноз перспективных направлений и возможных результатов информатизации и цифровизации систем общего, профессионального и дополнительного образования на краткосрочную и долгосрочную перспективу. Выводы, сделанные за счет реализации предлагаемых подходов, могут способствовать эффективности принятия управленческих решений по развитию информационного общества и его системы образования.

×

Об авторах

Вадим Валерьевич Гриншкун

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: vadim@grinshkun.ru

член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры информационных технологий в непрерывном образовании

Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6

Список литературы

  1. Абдуразаков М.М., Гаджиев Д.Д., Цветкова О.Н., Токмазов Г.В. Факторы, влияющие на содержание и характер профессиональной деятельности современного учителя в информационно-образовательной среде // Информатика и образование. 2018. № 10. С. 42-51.
  2. Булатова Э.М. Деятельность педагога в информационно-образовательной среде учебного заведения // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. 2018. № 4 (46). С. 71-76.
  3. Водяненко Г.Р. Информационная образовательная среда школы // Вестник современной науки. 2015. № 8 (8). С. 120-124.
  4. Вязанкова В.В., Шапошникова Т.Л. Информационно-образовательная среда как фактор становления информационной компетентности студентов: монография. Краснодар: КГТУ, 2018. 165 с.
  5. Григорьев В.Ю. Проблемы идентификации первичных данных при анализе регионального образования // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. 2018. № 2 (44). С. 33-39.
  6. Григорьев С.Г., Гриншкун В.В., Реморенко И.М. «Умная аудитория»: от интеграции технологий к интеграции принципов // Информатика и образование. 2013. № 10. С. 3-8.
  7. Кондаков А.М., Вавилова А.А., Григорьев С.Г., Гриншкун В.В., Дронов В.П. и др. Концепция совершенствования (модернизации) единой информационной образовательной среды, обеспечивающей реализацию национальных стратегий развития Российской Федерации // Педагогика. 2018. № 4. С. 98-125.
  8. Привалов А.Н., Романов В.А., Китаев А.А. Информационные технологии и информационно-образовательная среда педагогического вуза // Молодежь. Образование. Наука. 2017. Т. 1. № 1-1. С. 46-52.
  9. Рамазанов Р.Г. Уровни адаптивности при построении и функционировании сетевых сообществ педагогов // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. 2018. № 1 (43). С. 105-115.
  10. Ростовых Д.А., Смольникова И.А., Полянская А.В., Гриншкун В.В., Филатова Н.И. и др. Подготовка и профессиональная деятельность учителей и преподавателей информатики: компетентностный подход: монография. М.: РГСУ, 2010. 240 с.
  11. Тихонов А.Н., Гриншкун В.В., Заботнев М.С., Заславская О.Ю., Ивакин С.Н. и др. Оценка уровня информатизации общеобразовательных учреждений России: информационноаналитические материалы. М.: ГНИИ ИТТ «Информика», 2009. 64 с.
  12. Яникова З.М. Тенденции формирования региональной информационной системы как основа реализации приоритетного проекта «Цифровая школа» // Информатика и образование. 2018. № 3. С. 4-7.
  13. Abramovich S. From the Teaching Machine Movement to Instrumental Perspective on Technologyimmune/technology-enabled Mathematics Curriculum // Информатика и образование. 2018. № 6. С. 58-64.
  14. Adam I.O., Effah J., Boateng R. Virtualisation of an Administrative Work Environment in Higher Education: Managing Information in a Developing Country University // The Journal of Enterprise Information Management. 2017. Vol. 30. No. 5. Pp. 723-747.
  15. Lamb R., King J.L., Kling R. Informational Environments: Organizational Contexts of Online Information Use // Journal of the American Society for Information Science & Technology. 2003. Vol. 54. No. 2. Pp. 97.
  16. Padmini K. Vitalising Library and Information Science Education: A Challenge in the Digital Information Environment // Lecture Notes in Computer Science. 2002. Vol. 2555. P. 524.

© Гриншкун В.В., 2019

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах