Обращение ректора РУДН

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Полный текст

Уважаемые коллеги! Современный этап информатизации общества беспрецедентен по краткости периода времени, за который информационные технологии оказали столь значительное влияние на жизнь и поведение практически каждого человека. Доступность и мобильность разнообразной компьютерной техники, распространение телекоммуникационных сетей, проникновение цифровых технологий в профессиональную и бытовую сферы деятельности людей привели к существенному расширению не только доступа к информации, но и возможности ее глобального распространения. Все чаще в исследованиях и публикациях встречаются аргументированные мнения о том, что под влиянием информационных технологий современный человек думает и действует иначе, иными для него становятся источники и способы обработки информации. Особенно очевидно это проявляется у представителей молодого поколения, для которых характерен иной стиль поведения, общения, речи. Многие молодые люди обладают относительно малым объемом информации, удерживаемой в памяти, но при этом блестяще ориентируются в мировых телекоммуникационных ресурсах и оказываются способными оперативно находить сведения, требуемые для жизни и профессиональной деятельности. Современному человеку стали доступными для изучения информационные источники, порожденные разными взглядами, культурами и традициями. Его собственное представление о жизни формируется на основе индивидуального сопоставления разных, подчас полярных, мнений и суждений. Такие тенденции обладают множеством положительных и негативных аспектов, которые еще только предстоит выявить, изучить и осмыслить. В этих условиях способы получения образования не могут оставаться прежними. Ученые и педагоги находятся в постоянном поиске подходов к наиболее эффективному использованию информационных технологий в системе образования. Совершенно очевидно, что привнесение цифровых средств в процессы обучения и воспитания естественным образом отвечает все большей потребности молодежи в их повсеместном применении: для молодых людей стали обычными чтение электронных книг, запись лекций не в бумажную тетрадь, а с помощью планшета или мобильного компьютера, изучение материала и выполнение заданий в рамках обучения на онлайн-курсах. С другой стороны, информатизация образования способствует формированию членов общества, способных жить и работать с использованием информационных технологий. Круг замыкается. Происходит новый виток развития общества и его сферы образования. Такие изменения системы обучения и воспитания сопровождаются множеством дидактических, методических и технологических проблем, решение части из которых требует активного профессионального общения и совместной работы ученых, педагогов, инженеров и других исследователей. В условиях, когда самостоятельное освоение новых цифровых систем постоянно упрощается, необходим перенос акцентов с обучения информационным технологиям на обучение тому, как эффективно решать повседневные или профессиональные задачи с использованием таких технологий. Существенное расширение доступа к информационным ресурсам ставит перед системами обучения разным дисциплинам новую задачу, связанную с критическим анализом и отбором достоверной, объективной, непротиворечивой и полезной информации. Подобные факторы заставляют совершенствовать стандарты образования, которые, в свою очередь, все больше опираются на возможности и реалии информатизации. Особо хотелось бы выделить проблемы, связанные с необходимостью обеспечения обновляемой системы образования качественными цифровыми ресурсами, позволяющими учить по-новому, и потребностью в педагогах для всех уровней образования, способных обучать и воспитывать, эффективно и уместно применяя наиболее подходящие для этого информационные технологии. Подавляющее большинство имеющихся сегодня образовательных электронных изданий являются электронными версиями ставших традиционными бумажных учебников и пособий. Электронный вид способствует их распространению и более массовому использованию. Но такие средства не влекут за собой появление новых свойств, значимых для образования, хотя современная цифровая техника, очевидно, такими свойствами обладает. Необходимы совместные усилия для того, чтобы применение компьютерной техники стало дидактически оправданным, а используемые в образовании электронные ресурсы не могли бы существовать на бумаге, вне такой техники. Представлением об этом должны обладать современные педагоги, многие из которых являются в том числе и разработчиками новых средств обучения. Во многих случаях именно педагог оказывается тем единственным специалистом, от профессионализма которого зависит, какой информационный источник будет использовать студент или школьник. Постепенно формируется устойчивое мнение о том, что неоправданное применение цифровых технологий «всегда и везде» не дает требуемого результата. Педагоги должны владеть взвешенными, научно обоснованными и проверенными практикой подходами к использованию любых средств обучения с опорой на естественные преимущества таких средств. Активно обсуждаемые профессиональные стандарты и подходы к подготовке педагогов не могут не учитывать эти и другие факторы информатизации. Необходимо обсуждение вопросов об изменении роли педагога, все чаще выполняющего функцию наставника и воспитателя в условиях, когда ученик имеет больше возможностей для коллективной работы, самообучения и саморазвития. Дискуссионными остаются подходы к оснащению образовательных организаций новейшими цифровыми средствами. С одной стороны, за счет резкого роста количества личных компьютерных устройств у педагогов и обучающихся уменьшается востребованность имеющейся в школах, колледжах и вузах быстро устаревающей компьютерной техники. С другой стороны, все актуальнее становится проблема знакомства учеников с наиболее передовыми и современными технологиями. Научного обсуждения требуют вопросы обоснованного материального обеспечения, отбора и интеграции разрозненных информационных технологий и ресурсов в рамках формирования информационной среды образовательных организаций. Неслучайно развитию подобных системных подходов к информатизации и соответствующей подготовке педагогов уделяется сейчас основное внимание в приоритетном национальном проекте «Образование», федеральных и региональных программах, таких как «Цифровая экономика», «Цифровая школа», «Московская электронная школа» и других. Вот уже 15 лет на страницах нашего журнала научная общественность России и других стран обсуждает пути развития образования в условиях повсеместной цифровизации. В вышедших в свет 52 выпусках «Вестника Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования» применительно ко всем уровням образования регулярно публиковались новые предложения по совершенствованию содержания и методов обучения информатике, приемов дистанционного и трансграничного образования, фундаментальных и прикладных основ использования информационных технологий в образовании, методов разработки, оценки качества и применения цифровых образовательных ресурсов. За эти годы вокруг журнала сформировалось сообщество авторов, редакторов и рецензентов, благодаря которым на его страницах последовательно поднимаются и решаются проблемы, наиболее актуальные для разных этапов информатизации. В октябре 2018 года это сообщество послужило основой для организации и проведения в РУДН научной конференции «Информатизация непрерывного образования (Informatization of Continuing Education, ICЕ-2018)», очное и заочное участие в которой приняли более 1500 человек. Все больший интерес к журналу проявляют коллеги из Болгарии, Великобритании, Казахстана, США, Финляндии и других стран, публикующие свои статьи и работающие в редакционной коллегии журнала. Благодарим всех авторов и читателей журнала за многолетнее сотрудничество! Мы обязательно продолжим эту работу и рассчитываем на новые научные знакомства, актуальную тематику, прогрессивные идеи. Убеждены, что обсуждение на страницах журнала очень сложных, малоисследованных, постоянно обновляемых, очень востребованных и интересных проблем, связанных с информатизацией образования, обязательно внесет вклад в формирование нового общества, способного жить, работать и учиться в цифровую эпоху.
×

Об авторах

В М Филиппов

Российский университет дружбы народов

Ректор Российского университета дружбы народов, академик Российской академии образования, доктор физико-математических наук, профессор, председатель Высшей аттестационной комиссии при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации

Список литературы


© Филиппов В.М., 2019

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах