РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ФОРМ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ В УСЛОВИЯХ РАСШИРЕНИЯ ЗАДАЧ ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассматривается пути совершенствования образования за счет использования со-временных организационных форм обучения. Автор отмечает, что новое понимание обществом ценностей и целей образования, значения образовательных результатов и обусловливают направления модернизации образования и если во главу угла ставятся современные образовательные результаты, то добиться их можно лишь в процессе новой по содержанию и по организационным формам учебной деятельности. В статье приводятся дидактические возможности использования современных организационных форм при подготовке и переподготовке будущих учителей информатики. Отмечается необходимость предоставления учителю информатики широких возможностей для выбора организационных форм, инновационных методов, новых средств обучения для профессионального совершенствования. То есть, актуальным является, по мнению автора, поиск методологических и дидактических оснований для систематизации организационных форм обучения при подготовке будущих учителей информатики, развитие уже известных и разработка новых форм обучения, конструирования на их основе новых педагогических технологий. Следовательно, отмечается, необходимость решения комплекса задач по развитию организационных форм подготовки будущих учителей информатики в условиях расширения задач его профессиональной деятельности.

Полный текст

Современная государственная политика в сфере образования направлена, прежде всего, на модернизацию российского образования. Главное - обеспечить конкурентоспособность России, в том числе в сфере образования. Главное условие конкурентоспособности страны - инновационный путь развития экономики. В свою очередь, развитие экономики невозможно без инвестиций в человека, в образование. В современном социуме, где знания, уровень интеллектуального развития его членов становится ключевым стратегическим ресурсом, определяющим фактором развития экономики и становления новых общественных отношений, значительно повышается статус образования, формируются новые требования к его уровню и качеству. Образование сегодня, как никогда ранее, должно быть направлено не на обеспечение процесса, а на достижение современных образовательных результатов, в том числе экономических и социальных. Как показывают нормативные документы последних лет («Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», «Национальная док трина Российской Федерации в сфере образования в период с 2000 до 2025 гг.) самый острый вопрос модернизации образования в России есть вопрос повышения его качества. Так, например, «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» обозначается «Главная задача российской образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства». Развитие и информатизация общества идет настолько быстрыми темпами, что учителя начинают отставать от быстро меняющейся действительности. Поэтому, необходимо поменять и программы повышения квалификации учителей - в зависимости от современных потребностей. Соответственно, так как перед вузами стоят новые задачи, появляется потребность усовершенствовать профессиональные качества учителя. Именно качество образования выступает как многогранная категория, общий показатель, объединяющий все ступени развития, становления и обучения личности, результаты и условия учебно-воспитательной работы; показатель результативности учебной деятельности современной школы, главной продукцией которого являются качественно подготовленные выпускники. Следовательно, для совершенствования профессионализма учителей информатики и преподавателей вузов, кроме того руководителей этих образовательных учреждений (директор, завуч, ректор, проректор и др.) с первых дней работы должны быть охвачены в системе дополнительного профессионального образования. Очевидна необходимость более гибкого дифференцированного подхода к повышению квалификации различных целевых групп работников образования, каждая из которых имеет разные образовательно-профессиональные потребности. Обладая различными знаниями, умениями и опытом работы, работники образования нуждаются в личностно-ориентированном подходе к повышению квалификации. Возможности образовательного учреждения, и его потенциал в сфере учебной деятельности определяются в его способности осуществить качественное образование, в способности создать соответствующие условия для учебно-воспитательной работы, а также создать финансовое, информационное и материальнуютехническую базу образовательного учреждения. Соответственно, в современной школе должна быть сформирована некая структура для повышения качества образования, которая будет состоит из совокупности технологий и средств, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов, отвечающих заданным стандартам, критериям, запросам, и нормативам потребителей. В старой редакции закона «Об образовании» на государственном уровне определялась инвариантная часть содержания образования, которая была отражена в так называемых минимумах содержания обучения, а прерогативой образовательных учреждений и региональных органов управления образованием субъектов Федерации была вариативная часть. Принятые Госдумой в 2007 году дополнения и изменения к Закону «Об образовании» отменили не только прежние составные части стандарта в виде требований к уровню подготовки выпускника и миниму ма содержания образования, но и деление содержания образования на школьный, национально-региональный и федеральный компоненты. Новая редакция стандарта составлялась на других принципах. По мнению А.А. Кузнецова, «ключевой составляющей стандарта стали планируемые образовательные результаты. При этом надо учесть, что изменилось и само представление об образовательных результатах. Если раньше в стандартах речь шла только о предметных результатах, то теперь стандарт ориентируется и на метапредметные, и на личностные результаты. А эти результаты уже могут быть достигнуты (особенно в гуманитарных предметах) при освоении достаточно разного, вариативного содержания» Личностные достижения обучающегося в процессе прохождения содержания образования, формулирование степени его успешности и личностного роста автор понимает под традиционными образовательными результатами. К современным образовательным результатам, по мнению автора, относятся: постижение новых навыков и умений по сравнению с имеющейся практикой, формирование информационной культуры, освоение ключевых компетенций, формирование познавательных интересов и др. Следовательно, если необходимо получить новый образовательный результат, то надо организовать новую учебную деятельность. Одна из главных проблем, по мнению автора, это «противоречие между экспонентно-возрастающим объемом информации, который необходимо усвоить будущему специалисту - выпускнику вуза, и ограниченными возможностями осуществить это в традиционно отводимые сроки обучения». Как отмечает А.М. Новикова «в современных условиях для свободного продвижения человека в образовательном пространстве необходимо обеспечить максимальную гибкость и разнообразие форм образования. Тем более, что в условиях рыночной экономики, судя по опыту зарубежных стран, далеко не каждому юноше, не каждой девушке, а тем более взрослому человеку будет по карману обучение в очной форме. Даже если образование будет бесплатным - далеко не каждая семья сможет кормить и одевать своего взрослого члена» [7]. По прогнозам ЮНЕСКО в XXI веке школьнику на обучение в образовательном учреждении будет отведено где-то около 30-40% времени, на дистанционное обучение будет отведено 40% времени, на индивидуальное обучение или самообразование около 20% времени. Следовательно, повсеместно повышается интерес к современным формам учебной деятельности не только в вузе, но и образовательном учреждении. Отсюда, для повышения качества образования и достижения современных образовательных результатов необходимо создание и внедрение принципиально новых информационных технологий, организационных (инновационных) форм и средств обучения [8]. Это противоречие можно решить только с помощью внедрения и создания новых образовательных технологий, средств и инновационных форм обучения, рассчитанных на построение принципиально другого образовательного процесса. В современных вузах России - конвейерный принцип организации образования, в котором доминируют традиционные формы организации обучения (семинары, практические занятия, лекции) и, соответственно, словесная форма передачи информации от педагога к обучаемому, характерная репродуктивная идеология обучения. Очень мало времени в образовательных учреждениях уделяется новым инновационным формам учебной деятельности: сетевому взаимодействию, форумам, дистанционному обучению, телекоммуникационным проектам, e-mail-консультациям, кредитно-модульному обучению, кейс-технологиям, методам компьютерных конференций, online-лекциям, мастер-классам, тренингам и др. Именно инновационные формы обучения призваны заменить традиционную и неэффективную сегодня машину-конвейер системы образования. Таким образом, можно сделать вывод, что новая учебная деятельность может быть реализована, только с помощью современных организационных форм обучения. «Задача обоснования новой идеологии содержания высшего профессионального образования, построения образовательного процесса, т.е. поиска его нового облика образования требует для своего решения принципиально новых подходов, новых ориентиров. Главные из них - современные организационные формы учебной деятельности, взаимодействие преподавателя и обучаемых, новая образовательная среда, ориентированная на востребованные современным обществом образовательные результаты» [9]. Исследователи С.Г. Григорьев, А.А. Кузнецов, И.В. Роберт, В.В. Рубцов, С.В. Зенкина, М.М. Ниматулаев, отмечают, что применение инновационных организационных форм учебной деятельности и применение современных средств обучения предопределяют узловые факторы роста эффективности образовательной деятельности. Качество образования предопределяется достигнутыми новыми образовательными результатами. Современное понимание обществом ценностей и целей системы образования, значения новых образовательных результатов и предопределяют эффективные пути реформирования системы образования. Если на современном этапе развития системы образования главный акцент делается на достижение современных образовательных результатов, то это означает, что добиться их можно лишь в условиях современной по содержанию и по организационным формам учебной деятельности. Соответственно, актуализируется вопрос поиска дидактических и методологических оснований для классификации современных организационных форм обучения, «раскручивание» традиционных и разработка инновационных форм обучения, формирование и корректировка компонентов профессиональной деятельности учителя информатики в условиях использования новых организационных форм обучения. Под новыми организационными формами будем понимать следующие формы учебной деятельности, которые автор разделил на две части: - традиционные (основанные на классно-урочной); - инновационные (телекоммуникационные проекты, сетевое взаимодействие, мастер классы, online-лекции, кейс-технология, слайд-лекции, форумы, e-mailконсультации, компьютерное тестирование, дистанционное обучение, метод компьютерных конференций, модульное обучение, кредитно-модульное обучение и др.). Организационные формы обучения применяемые при подготовке будущих учителей информатики на основе использования информационных и коммуни- кационных технологий позволяют достичь следующих дидактических возможностей: - организации сетевых педагогических сообществ; организации взаимодействия участников образовательного процесса (ученики, цифровые источники информации, учителя); - организации дистанционного обучения для повышения квалификации работников образовательных учреждений; - взаимодействия удаленных участников процесса обучения между собой: преподавателя и обучающегося студента или группы студентов, например, при электронной переписке, организации дискуссий через телеконференции и видеоконференции; - организации телеконференций одновременно с большим количеством обучающихся для решения определенных образовательных задач; - организовать различного рода совместные исследовательские работы учащихся, преподавателей, студентов, научных работников из различных вузов, школ, научных и учебных центров различных регионов или даже разных стран [2-6; 9]. Указанные возможности подтверждают необходимость совершенствования содержания обучения будущего учителя информатики, пересмотра существующих технологий его методической подготовки в педвузе, необходимость расширения задач его профессиональной деятельности. В ФГОС по направлению «Педагогическое образование» профиль «Информатика» выделяют следующие задачи профессиональной деятельности магистров в области педагогической деятельности: - изучение возможностей, потребностей и достижений учащихся старшей школы, различных профильных образовательных учреждений, учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования и проектирование на основе полученных результатов индивидуальных маршрутов их обучения, воспитания и развития; - организация процесса обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям старших школьников, юношей и девушек, и отражающих специфику предметной области; - организация взаимодействия с коллегами, родителями, взаимодействие с социальными партнерами, в том числе с иностранными, поиск новых социальных партнеров, включение во взаимодействие с социальными партнерами обучающихся; - использование имеющихся возможностей образовательной среды и проектирование новых условий, в том числе информационных, для обеспечения качества образования; - осуществление профессионального самообразования и личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры. Решить эти задачи в вузе предполагают при изучении дисциплин, в рамках которых изучаются теория и практика использования средств информационных технологий (ИТ) при реализации образовательного процесса («Информационные технологии в обучении в профильной школе» и «Информационные технологии в управлении образованием»). Данные предметы учат будущих учителей информатики как к реализации учебного процесса с использованием средств информационных технологий, так и к организации информационно-коммуникационной образовательной среды образовательного учреждения. Дисциплины блока развивают инструментарий, нужный для реализации и разработки технологий использования средств информационных технологий в процессе обучения в профильной школе. Следовательно, необходимо поменять подход к обучению современным информационным технологиям. Главным становится не подробное усвоение некоторого программного продукта, а процесс решения поставленной образовательной проблемы, при решении которой используются современные информационные технологии. И таким образом данный программный продукт выступает не в качестве главного предмета изучения, а как инструментальное средство, необходимое для решения проблемы. При этом в процессе обучения создаются условия как для формирования ключевых информационно-технологических умений, так и приобретения опыта решения профессиональной задачи. В настоящее время имеются новые стандарты, целевые установки, новые задачи в обучении, учебно-методические программы, учебники, а, следовательно, должны быть и новые организационные формы обучения. Однако увлечение новыми организационными формами и методами обучения без принципиального изменения сути, содержания образовательного процесса, отсутствие четкой концепции преобразований в образовательном процессе не приводит к росту качества подготовки будущих учителей информатики. Проведенный анализ современного состояния подготовки и переподготовки школьных учителей информатики в области использования средств ИКТ в профессиональной деятельности (А.А. Кузнецов, И.В. Роберт, С.А. Бешенкова, С.В. Зенкина, Я.А. Ваграменко, Н.Д. Угриновича, С.А. Жданов, А.Г. Гейна, А.П. Ершова, Э.И. Кузнецов, В.М. Монахова, М.П. Лапчик, Е.К. Хеннера, И.Б. Готской и др.), а также ФГОС ВПО по педагогическим специальностям и направлениям показывает, что учителя информатики и руководители образовательных учреждений не в полной мере владеют новыми формами учебной деятельности. Проблема введения новых организационных форм учебной деятельности, становится сегодня все более актуальной. Современному образовательному учреждению необходимы и соответствующие методы, технологии обучения, приемы, инновационные формы, такие, которые помогут решать нынешние задачи - обеспечивать личностную ориентацию обучения, информатизацию учебного процесса, компетентностный подход, профильное обучение. Необходимость корректировки системы образования отметил на заседании Совета при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике от 13 сентября 2007 года Президент РФ Д.А. Медведев «Мы должны научиться корректировать само содержание и методы обучения, предоставляя широкие возможности для профессиональной переподготовки. Необходимо дать учителю широкие возможности для выбора формы, модели и профессионально- го совершенствования». То есть, актуальным является поиск методологических и дидактических оснований для систематизации организационных форм обучения, развитие уже известных и разработка новых форм обучения, конструирования на их основе педагогических технологий. Следовательно, необходимо решить комплекс задач по развитию организационных форм подготовки будущих учителей информатики в условиях расширения задач его профессиональной деятельности.

×

Об авторах

Р М Магомедов

Финансовый университет при Правительстве РФ

Автор, ответственный за переписку.
Email: Rmagomedov@fa.ru

Магомедов Рамазан Магомедович, кандидат педагогических наук, доцент департамента анализа данных, принятия решений и финансовых технологий Финансового университета при Правительстве РФ.

Щербаковская ул., 38, Москва, Россия, 105187

Список литературы

  1. Кузнецов А.А. Степень свободы школы не должна быть критической. URL: http://www. vestnik.edu.ru/kuznezov.html (дата обращения: 12.04.2017).
  2. Магомедов Р.М., Ниматулаев М.М., Савина С.В. Взаимосвязь методов и организационных форм обучения в условиях новой информационно-образовательной среды // Стандарты и мониторинг в образовании. 2014. № 4. С. 47-51.
  3. Магомедов Р.М., Сурхаев М.А. Предпосылки изменения компонентов методической подготовки будущего учителя информатики // Известия Чеченского государственного педагогического института. 2014. № 1(9). С. 22-25.
  4. Магомедов Р.М., Савина С.В. Подготовка учителя информатики к использованию новых организационных форм обучения // Информатика и образование. 2014. № 8. С. 81-83.
  5. Магомедов Р.М. Методические аспекты совершенствования организационных форм подготовки учителя информатики в педвузе // Преподаватель XXI век. 2012. № 4. Ч. 1. С. 102-111.
  6. Магомедов Р.М., Ниматулаев М.М. Требования, предъявляемые к учителю информатики в новой информационно-образовательной среде // Наука и школа. 2012. № 1. С. 41-42.
  7. Новиков А.М. Формы обучения в современных условиях. URL: http://www.anovikov.ru/ artikle/forms.htm (дата обращения: 12.04.2017).
  8. Полат Е.С., Петров А.Е. Дистанционное обучение каким ему быть? URL: http://distant. ioso.ru/library/publication/razvitie.htm (дата обращения: 12.04.2017).
  9. Савина С.В. Возможности сетевых сообществ в образовательном процессе // Современные информационные технологии. Теория и практика: Материалы I Всероссийской научнопрактической конференции. Череповец: ЧГУ, 2015. С. 169-171

© Магомедов Р.М., 2017

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах