ОБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассматриваются подходы к обучению учащихся объектно-ориентированному программированию в среде операционной системы Windows. Для этого проведен анализ ли-тературы по программированию и современных школьных учебников по информатике, а так-же теоретического материала по объектно-ориентированному программированию в рамках содержательной линии «Алгоритмизация и программирование» школьного курса информа-тики. Объектно-ориентированный подход принципиально отличается от структурного про-граммирования тем, что объектно-ориентированная парадигма программирования является более открытой и масштабируемой. Это не означает, что переход на объектно-ориентирован-ный подход к программированию требует отказа от всех алгоритмов, применяемых при струк-турном применении всех ранее найденных и испытанных методов и приемов. Напротив, но-вые элементы всегда основываются на предшествующем опыте. Объектный подход создает множество существенных удобств, которые при других условиях не могут быть обеспечены. Объектно-ориентированное программирование в среде операционной системы Windows по-зволяет заинтересовать учащихся с первого занятия и делать обучение увлекательным и ин-тересным за счет того, что учащиеся могут управлять объектами, с которыми современные учащиеся сталкиваются с самого детства на своих персональных компьютерах, планшетах и телефонах.

Полный текст

Содержание линии «Алгоритмизация и программирование» меняется в течение всего периода обучения информатике. Некоторые считают, что линия «Алгоритмизация и программирование» не востребована сегодня как это было даже в конце XX века. Изучение линии «Алгоритмизация и программирование» в школьном курсе информатики связано с одной стороны с усилением фундаментальной компоненты курса информатики. С другой стороны изучение линии «Алгоритмизация и программирование» носит профориентационный характер. Судя по всему, в ближайшее время линия «Алгоритмизация и программирование» в школьном курсе информатики будет оставаться самой важной содержательной линией, несмотря на то, что лозунг «программирование вторая грамотность» уже потерял свою актуальность. Сегодня стало очевидно, что программирование - это не вторая грамотность, а довольно специфичный вид деятельности человека, который характеризуется широким и глубоким владением знаний, развитым мышлением и творческим подходом к своей профессиональной деятельности. Несмотря на это линия «Алгоритмизация и программирование» является ключевой линией школьного курса информатики. Изучение линии «Алгоритмизация и программирование» в школьном курсе информатики по мнению М.П. Лапчика, И.Г. Семакина и Е.К. Хеннера [2] может иметь два целевых аспекта: первый - развивающий аспект, под которым понимается развитие алгоритмического мышления учащихся; второй - программистский аспект. Составление программ начинается с построения алгоритма, а важнейшим качеством профессионального программиста является развитое алгоритмическое мышление. Вопрос о месте и объеме линии «Алгоритмизация и программирование» в школьном курсе информатики остается открытым. Изучение линии «Алгоритмизация и программирование» в школьном курсе информатики связано с одной стороны с усилением фундаментальной компоненты курса информатики. Ученикам дается представление о том, что такое языки программирования, что представляет собой программа на языках программирования высокого уровня, как создается программа в среде современной системы программирования. С другой стороны, изучение линии «Алгоритмизация и программирование» носит профориентационный характер. Изучение программирования в рамках школьного курса позволяет ученикам испытать свои способности к такого рода деятельности. Безусловно, в большей степени эту задачу может решать профильный курс информатики в старших классах. Если говорить о требованиях к выпускнику школы с точки зрения освоения им содержания дисциплины «Информатика», то можно обратиться к таблице распределения заданий единого государственного экзамена по разделам курса информатики [1]. Распределение по линиям изучения информатики имеет следующий вид: - алгоритмизация и программирование - 65 баллов; - компьютер (архитектура) - 3 балла; - информационные технологии - 9 баллов; - информация, информационные процессы представление информации - 17 баллов; - формализация и моделирование - 6 баллов. Таким образом, линия алгоритмизации и программирования остается самой главной линией по объему содержания в школьном курсе информатики. Кроме того, эта линия является самой сложной для изучения. Поэтому требует особого внимания и методически обоснованного подхода к выбору содержания, организационных форм, средств и форм обучения. Объектно-ориентированное программирование - это метод программирования, который основан на разработке программы в виде множества объектов. Программирование в среде операционной системы Windows - это наиболее распространенный пример объектно-ориентированного программирования. Программирование в среде операционной системы Windows имеет свои особенности. В частности, вставляемый объект становится частью документа-приемни ка. При этом вместе с документом сохраняется информация о про грамме, в которой он создавался. Двойным щелчком по объекту загружается эта программа, ее средства позволяют редактировать объект. При копировании информации из одного документа в другой устанавливается связь между документом-источником и документом-приемником так, что при изменении информации в документе-источнике она автоматически изменяется в документе-приемнике. Связь устанавливается между файлами - документами, сохраненными на диске. В Windows устанавливается общий набор шрифтов, которые ис пользуются всеми приложениями Windows. Основу составляют шрифты True-Туре - графические масштабируемые шрифты, которые показываются на экране так же, как печатаются, и не зависят от ви да используемого принтера. Настройками Windows устанавливается раскладка клавиатуры (используемые алфавиты и способ их переключения), основной язык (это определяет, например, какой словарь подключается для провер ки орфографии), принятые единицы измерения и способы пред ставления чисел, даты и времени. Все приложения Windows используют эти установки. Современные операционные системы позволяют параллельно работать с несколькими задачами. Это означает, что соответствующие программы и обрабатываемая информация находятся в оперативной памяти. Активная работа осуществляется с одной задачей, остальные программы работают в фоновом режиме. В нижней части экрана расположена «Панель задач». Каждой активной задаче соответствует клавиша на «Панели задач». Последние несколько версий операционной системы, как и любой другой современной операционной системы, ориентированы на работу в глобальном пространстве Интернета. Полностью использовать эти свойства системы можно при по стоянно включенном компьютере и подключении к Интернету. В такой ситуации компьютер может самостоятельно подключиться к Интернету, принять поступившую почту и отправить подготовленные письма, получить новую информацию из каналов Интернета, на которые оформлена подписка, автоматически обновить свои программные средства, если на сервере Microsoft обнаружены новые дополнения или версии программ, и др. В любой момент работы имеется доступ к браузеру, средства поиска информации расширены возможностью поиска в Интернете. Объектно-ориентированное программирование [3; 4] в среде операционной системы Windows позволяет заинтересовать учащихся с первого занятия и делать обучение увлекательным и интересным за счет того, что учащиеся могут управлять объектами, с которыми современные учащиеся сталкиваются с самого детства на своих персональных компьютерах и телефонах. Объектно-ориентированное программирование в среде операционной системы Windows позволяет создавать простые обучающие программы, работающие в среде Windows без особых усилий.

×

Об авторах

Хамид Абдулович Гербеков

Хамид Абдулович

Автор, ответственный за переписку.
Email: hamit_gerbekov@mail.ru

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой алгебры и геометрии Карачаево-черкесского государственного университета им. У.Д. Алиева

ул. Ленина, 29, Карачаевск, Карачаево-Черкесская Республика, Россия, 369202

Оксана Пиляловна Башкаева

Карачаево-черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева

Email: diny03@mail.ru

старший преподаватель кафедры алгебры и геометрии Карачаево-черкесского государственного университета им. У.Д. Алиева

ул. Ленина, 29, Карачаевск, Карачаево-Черкесская Республика, Россия, 369202

Список литературы

  1. Единый государственный экзамен по информатике и ИКТ. URL: http://xn--80aff1fya.xn-p1ai/demo/ege17/spec/inf.pdf
  2. Лапчик М.П., Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Рагулина М.И. и др. Теория и методика обучения информатике. М.: Академия, 2008. 592 с
  3. Магомедов Р.М., Сурхаев М.А. Предпосылки изменения компонентов методической подготовки будущего учителя информатики // Известия Чеченского государственного педагогического института. 2014. № 1 (9). С. 22-25
  4. Мунаев С.С. Обучение студентов основам объектно-ориентированного программирования // Молодой ученый. 2016. № 7. С. 674-674

© Гербеков Х.А., Башкаева О.П., 2017

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах