МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНЫЙ КРИТЕРИЙ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ-КУЛЬТУРЫ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье излагаются методические аспекты формирования интернет-культуры учащихся старших классов общеобразовательной школы, оценка и анализ уровня интернет-культуры (мотивационно-ценностный критерий) на констатирующем и контрольном этапах экспериментальной работы. Раскрываются составляющие интернет-культуры (информационная, коммуникативная и нормативно-поведенческая) в соответствии с мотивационно-ценностным, когнитивным, инструментально-деятельностным критериями. Использовалась диагностика, направленная на осознание значимости информационных и интерактивных видов деятельности в сети Интернет, а также на формирование системы знаний и понимания возможностей, преимуществ и недостатков, положительных и отрицательных характеристик виртуальной коммуникации и информационной деятельности в сети Интернет. Для определения уровня сформированности интернет-культуры у старшеклассников в соответствии с мотивационно-ценностным компонентом в рамках констатирующего и контрольного этапов эксперимента исследования использовался метод наблюдения, оценки и диагностики. Обращается внимание на то, что внедрение в образовательный процесс разработанной системы педагогических условий с целью формирования интернет-культуры старшего школьника действительно способствуют повышению уровня достижений учащихся старших классов по мотивационно-ценностному критерию.

Полный текст

В связи с интенсивной информатизацией современного общества пользова- телями Интернета становятся люди различных профессий, различных возрастных групп. Однако наиболее востребованы интернет-ресурсы в среде молодых людей, а самыми активными пользователями в сети Интернет являются старшеклассники.Интернет-технологии имеют неоднозначный воспитательный потенциал:одна из положительных сторон Интернета - возможность доступа к огром- ному количеству информационных и коммуникативных услуг, безграничная воз- можность потребления и обмена информацией;Интернет дает пользователям возможность получать доступ к негативной информации, которая оказывает неоднозначное воздействие на формирование личности. В интернет-пространстве имеются сайты экстремистского, террори- стического националистического характера, а общение средствами интернет- сервисов зачастую происходит на низком культурном уровне.Таким образом, на первый план выступает проблема формирования интернет- культуры пользователя сети Интернет, что является и определенным условием социализации личности в интернет-пространстве.Мы в своем исследовании акцентируем внимание на старший школьный воз- раст, это безусловно наиболее насыщенный и противоречивый период формиро- вания личности. В данном возрастном периоде прослеживается определенный переход от детства к взрослой самостоятельной жизни, что сопровождается из- менением ценностей, сменой интересов, видов деятельности, образа жизни и т.д. Учащиеся именно старшего школьного возраста имеют свободный, бесконтроль- ный доступ в сеть Интернет.Современная молодежь ориентирована на расширение сферы и механизмов взаимодействия с окружающим миром. Учащиеся старшей школы находятся в постоянном поиске различных форм взаимодействия с Глобальной сетью - это прослеживается как в содержании взаимодействия, так и в механизмах реализа- ции форм интернет-взаимодействия. Современные технологии сети Интернет дают возможность реализовать новые формы виртуального взаимодействия (ин- тернет-общение старшеклассников на интересующие темы, совместная работа в рамках интернет-проектов и пр.). Использование интернет-технологий наряду с традиционными средствами общения, а также понимание закономерностей, пре- имуществ и недостатков коммуникации в виртуальном пространстве определя- ется наличием у старшеклассников мотивов информационной и коммуникаци- онной деятельности в виртуальном интернет-пространстве [3].На основании изученных подходов к определению понятия «интернет-куль- тура», социально-психологических особенностей старших школьников, а также теорий исследования культуры личности мы определяем понятие «интернет-куль- тура старшего школьника» как часть общей культуры личности, представленной информационной, коммуникативной и нормативно-поведенческой составляю- щими, формирование которых направлено на получение знаний о возможностях и механизмах работы в сети Интернет, развитие информационно-поисковых и коммуникативных умений и навыков с целью расширения сферы общения и ме- ханизмов взаимодействия с окружающим миром, повышение мотивации к об- разованию и самообразованию, развитие ценностного отношения к деятельности в сети Интернет [1].Интернет-культура, являясь составным элементом личностной культуры, в данной структуре представлена в виде трех компонентов - коммуникативного, информационного и нормативно-поведенческого. Формирование элементов ин- тернет-культуры происходит через познавательную деятельность, в ее различных формах, в процессе пользования ресурсами сети Интернет.Информационный, коммуникативный и нормативно-поведенческий компо- ненты интернет-культуры в рамках нашего исследования характеризуются в со- ответствии с критериями: мотивационно-ценностный, когнитивный, инстру- ментально-деятельностный. В научно-педагогической литературе существует достаточно много различных подходов к определению критериев количествен- ного анализа рассматриваемого феномена. Мы ориентируемся на точку зрения исследователей, которые считают, что определяющей характеристикой критерияявляется его переход на качественно более высокий уровень (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, В.А. Сластёнин и др.).Остановимся подробнее на мотивационно-ценностном критерии интернет- культуры. Данный критерий является наиболее сложным для исследования. Его обусловливают уровень воспитанности, социальной культуры человека, однако именно показатели данного критерия являются, на наш взгляд, определяющим и является базой всех информационно-коммуникационных процессов в вирту- альном пространстве.Мотивационно-ценностный критерий определяется наличием социально зна- чимых мотивов, обуславливающих информационно-коммуникационную деятель- ность в виртуальном пространстве; проявление интереса к проблемам интернет- социума, трендовым вопросам поиска и дифференциации информации, взаимо- действию в сети Интернет; позитивное эмоциональное отношение к данному виду информационной и коммуникационной деятельности; желание овладеть информационно-поисковыми и коммуникативными умениями с целью дальней- шей деятельности по использованию информационных, коммуникационных и интернет-технологий; мотивационно-ценностные ориентиры соответствия раз- ных форм деятельности в сети Интернет этическим нормам, правилам адекват- ного социального взаимодействия; осознание личной ответственности в выборе целей, форм и методов информационной и коммуникативной деятельности.Под формированием интернет-культуры будем понимать процесс целенаправ- ленного изменения личности под влиянием педагогических условий, специально создаваемых субъектом педагогической деятельности, направленный на овладе- ние необходимыми навыками информационной и интерактивной деятельности в виртуальной сети. Формирование интернет-культуры (а именно ее составля- ющих - коммуникативной, нормативно-поведенческой, информационной) и переход ее на более высокий уровень оказывает влияние на процесс формирова- ния личностной культуры. Уровневый подход, как правило, лежит в основе из- учения любого процесса развития, поскольку его сущность заключается в пере- ходе от одного уровня к качественно более сложному. Нами выделены уровни сформированности интернет-культуры старшего школьника: адаптивный (низ- кий), продуктивный (средний), креативный (высокий); показатели уровней сфор- мированности интернет-культуры (мотивационно-ценностный критерий): мо- тивы информационно-коммуникационной работы в виртуальном пространстве, ценностное отношение к данному виду деятельности, мотивы следования при- нятым нормам и правилам эффективной информационно-коммуникативной деятельности в виртуальной сети Интернет, ценностное отношение к нормам и правилам эффективной информационно-коммуникативной деятельности в сети Интернет.По результатам исследования теоретических аспектов проблемы формирова- ния интернет-культуры старшеклассника была сформулирована цель опытно- экспериментальной работы - повышение качества процесса формирования ин- тернет-культуры учащихся старших классов общеобразовательной школы, оцен- ка и анализ уровня интернет-культуры на констатирующем и контрольном этапах опытно-экспериментальной работы.Далее приведем задачи формирующего этапа исследования:формирование мотивов эффективной работы в сети Интернет (поиска и анализа информации и виртуальной коммуникации), а также знаний в сфере интернет-культуры (трех составляющих: информационная, коммуникативная и нормативно-поведенческая);обучение алгоритмам эффективного использования информационно-по- исковых и коммуникативных сервисов сети Интернет;воспитание нравственно-ценностных основ интернет-культуры, которые необходимы для успешной и эффективной информационно-поисковой деятель- ности и интернет-коммуникации в виртуальной сети;развитие творчества и самообразования в сети Интернет.Нами выделены следующие педагогические условия, которые обеспечивают эффективный процесс формирования интернет-культуры старшеклассников общеобразовательной школы:построение процесса формирования интернет-культуры учащихся старших классов общеобразовательной школы в соответствии со структурно-функцио- нальной моделью;внедрение в школьную практику модульной программы «Основы интернет- культуры старшего школьника»;комплексное применение информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы.Экспериментальная работа была проведена с участием 101 респондента - уча- щихся старших (10-х) классов: МБОУ СОШ № 22 г. Ульяновска, которые соста- вили экспериментальную группу (52 человека) и МБОУ «Гимназия «№ 13» г. Улья- новска, представивших контрольную группу (49 человек).На констатирующем этапе эксперимента проведена первая диагностика, на- правленная на определение наиболее значимых умений для старшеклассника современной школы в сфере интернет-технологий. Данная диагностическая ра- бота направлена на выявление информационно-коммуникационных видов дея- тельности старшеклассников в Сети, осознание их значимости, а также на фор- мирование системы знаний о возможностях, преимуществах и недостатках, по- ложительных и отрицательных характеристиках виртуальной коммуникации и информационной деятельности в глобальной сети.Ученикам 10-х классов обеих групп было предложено 15 утверждений, на каж- дое из которых они могли выбрать лишь один из предложенных ответов (согласен, скорее согласен, не согласен). Далее ответы были соотнесены с баллами от 1 до 3 (1 - низкая степень значимости соответствующего умения, навыка; 2 - сред- няя; 3 - высокая) и вычислен средний балл для группы по каждому утверждению.Согласно данным проведенного констатирующего этапа эксперимента, мож- но утверждать, что старшеклассники понимают сущность информационно-по- исковых систем как средства поиска новой информации (2,55 балла из макси- мальных 3 баллов), а также осознают необходимость эффективного грамотного использования информационных ресурсов в условиях переизбытка информаци- онных потоков (2,05 балла из максимума в 3 балла). Кроме того, проведеннаядиагностика позволила выявить, что одним из самых непопулярных из приве- денных видов деятельности старшеклассников в Интернете является поиск ин- формации о творческих конкурсах и проектах (1,60 балла из максимальных 3 бал- лов). Диагностика позволяет констатировать, что старшеклассники современной школы уделяют необходимое внимание информационным ресурсам сети Интер- нет, считая, что современный школьник должен обладать достаточными умени- ями работы с информацией, опубликованной в виртуальном пространстве. Одно- временно с этим старшие школьники редко используют интерактивные возмож- ности сети Интернет с целью разрешения образовательных задач и вопросов творческой реализации.С целью выявления значимости видов деятельности для получения новой ин- формации старшим школьникам исследуемых в эксперименте групп было пред- ложено проранжировать 10 утверждений. При анализе результатов диагностики каждому утверждению был присвоен балл от 1 до 10 [2].В результате проведенной диагностики можно сделать вывод, что с целью ов- ладения новой информацией для старшеклассников наиболее значимым видом деятельности является работа в Интернете (8,25 баллов из 10). Несколько ниже показатели у таких видов деятельности, как посещение развивающих меропри- ятий (7,9 баллов из 10), общение со сверстниками (5,85 баллов из 10), а также посещение школьных кружков (секций) (5,25 баллов из 10). Данные показатели еще раз подтверждают наше предположение о том, что для старшеклассников Интернет действительно является одним из наиболее привлекательных и вос- требованных средством получения новой информации.В результате проведения констатирующего этапа эксперимента были полу- чены числовые и качественные характеристики сформированности мотиваци- онно-ценностного критерия, в соответствии с которыми все респонденты были соотнесены и распределены по уровням интернет-культуры:адаптивный (низкий) уровень интернет-культуры старшеклассника, харак- теризующийся достаточно низкой ответственностью и осознанностью в выборе целей, средств и форм информационно-коммуникативной деятельности в вир- туальной сети Интернет; низкой самостоятельностью и активностью в достиже- нии целей информационно-коммуникативной деятельности, оценке информации опубликованной в виртуальном пространстве; низкими ценностными ориента- циями, лежащим в основе информационно-коммуникативной деятельность в сети Интернет;продуктивный (средний) уровень интернет-культуры старшеклассника, ха- рактеризующийся достаточной мотивацией информационно-поисковой и ком- муникативной деятельности в виртуальной сети Интернет; достаточными зна- ниями о возможностях, преимуществах и недостатках информационно-поиско- вых и коммуникативных систем; наличием критериев оценки качества полученной информации; средней активностью в образовательной интернет- коммуникации; мотивированностью (старательностью) в процессе решения по- ставленных задач; наличием попыток самостоятельно определять цели инфор- мационной деятельности и выстраивать интернет-контакты различными спосо-бами; состоянием комфорта в процессе интернет-коммуникации; стремлением развивать и совершенствовать умения и навыки информационной деятельности;креативный (высокий) уровень интернет-культуры старшеклассника, ха- рактеризующийся высокой ответственностью, осознанностью, самостоятельно- стью и активностью в выборе целей, средств и форм информационно-поисковой и интерактивной деятельности в сети Интернет; высоким уровнем ценностных ориентаций, лежащих в основе информационной и коммуникативной деятель- ность в сети Интернет наличием; наличием сформированной системы знаний о механизмах эффективной информационной и коммуникативной деятельности в виртуальном пространстве сети Интернет.По итогам анализа результатов эксперимента было установлено, что мотива- ционно-личностный компонент является одним из факторов успешного форми- рования интернет-культуры учащихся старших классов; необходимо целенаправ- ленно формировать интернет-культуру старшеклассников общеобразовательной школы. Таким образом, эффективное формирование интернет-культуры стар- шеклассников общеобразовательной школы обеспечивается следующими педа- гогическими условиями:построение процесса формирования интернет-культуры старших школь- ников в общеобразовательной школе в соответствии со структурно-функцио- нальной моделью;внедрение в школьную практику модульной программы «Основы интернет- культуры старшего школьника»;комплексное применение информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы.

×

Об авторах

Юлия Александровна Веселовская

Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова

Автор, ответственный за переписку.
Email: veselovskaya.yulya@bk.ru

кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры методики математического и информационно-технологического образования

Площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, 4, Ульяновск, Россия, 432071

Наталья Георгиевна Кузина

Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова

Email: metod-matematika@yandex.ru

кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета физико-математического и технологического образования

Площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, 4, Ульяновск, Россия, 432071

Наталья Владимировна Сидорова

Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова

Email: navsi69@mail.ru

кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой методики математического и информационно-технологического образования

Площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, 4, Ульяновск, Россия, 432071

Список литературы

  1. Веселовская Ю.А. Формирование интернет-культуры учащихся старших классов общеобразовательной школы: дисс. … канд. пед. наук. Ульяновск. 189 с.
  2. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: Речь, 2003. 350 с.
  3. Якутова Ю.А., Сидорова Н.В. Интернет-культура как качественная характеристика виртуальной коммуникации // Современные информационные технологии и ИТ-образование: сборник трудов IV Международной научно-практической конференции. М.: ИНТУИТ.РУ. 2011. С. 267-270.

© Веселовская Ю.А., Кузина Н.Г., Сидорова Н.В., 2017

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах