Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования
Главный редактор: Гриншкун Вадим Валерьевич, академик РАО, д. пед. наук, профессор.
ISSN: 2312-8631 (Print) ISSN: 2312-864X (Online)
Издается с 2004 г. Периодичность выхода: 4 выпуска в год (ежеквартально).
Открытый доступ: Open Access. Плата за публикацию: не взимается.
Рецензирование: двойное слепое. Язык публикаций: русский, английский.
Издатель: Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы
История журнала
Индексация: РИНЦ, ВАК, Google Scholar, Ulrich's Periodicals Directory, WorldCat, East View, Cyberleninka, ERIH PLUS, DOAJ, Dimensions, ResearchBib, Lens, Research4Life, JournalTOCs
Журнал предназначен для публикаций результатов прикладных научных исследований ученых, преподавателей и сотрудников Университета в виде научных статей, обзорных научных материалов, научных сообщений, библиографических обзоров по темам научных исследований, связанных с информатизацией всех сфер образовательного процесса. В журнале также могут быть опубликованы материалы, представленные российскими учеными, не являющиеся сотрудниками Университета, и материалы, представляемые учеными зарубежных стран, научная ценность которых и пригодность для публикации в журнала определяется Редакционной коллегией.
Журнал входит в список периодических изданий, публикации в которых принимаются к рассмотрению ВАК РФ при защите докторских диссертаций. На журнал можно подписаться в любом почтовом отделении (каталог агентства "Роспечать") или в издательстве. Выпуски Журнала в реферативно-библиографическом и полнотекстовом виде доступны в базе данных Российского индекса научного цитирования (РИНЦ) на платформе Научной электронной библиотеки (НЭБ) elibrary.ru
Перечень отраслей науки и групп специальностей научных работников в соответствии с номенклатурой ВАК РФ:
5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования (педагогические науки)
5.8.2. Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) (педагогические науки)
5.8.7. Методология и технология профессионального образования (педагогические науки)
Текущий выпуск
Том 22, № 1 (2025)
- Год: 2025
- Статей: 7
- URL: https://journals.rudn.ru/informatization-education/issue/view/1838
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-8631-2025-22-1
Весь выпуск
ПЕДАГОГИКА И ДИДАКТИКА ИНФОРМАТИЗАЦИИ
О разработке дидактических систем в условиях цифровой трансформации профессионального образования (часть 1)
Аннотация
Постановка проблемы. Широкое применение в образовательном процессе профессиональной школы современных цифровых и сетевых технологий привело к необходимости анализа инновационного опыта с позиций общей теории и дидактики профессионального образования и развития соответствующих направлений педагогической теории в условиях цифровой трансформации. Наибольшую актуальность в санкционных условиях приобретают задачи совершенствования подготовки высокопрофессиональных кадров по инженерно-техническим и технологическим направлениям и специальностям. С этой целью развивается теория дидактических систем технического образования в ситуации цифровой трансформации и начата разработка модельной дидактической системы высшего образования по группам предметных областей знаний, обеспечивающих подготовку кадров для нефтегазовой отрасли. Методология. Авторы определяют различия и взаимосвязь понятий «дидактическая теория» и «дидактическая система», формулируют основные методологические положения дидактических систем в высшей школе и подходы к разработке конкретных систем. Рассматриваются концептуальные положения использования цифровых технологий при построении дидактических систем, особенности разработки дидактических систем для технического образования. Результаты. Разработаны методологические основы построения дидактических систем в высшем техническом образовании в условиях цифровой трансформации, сформулирован ряд методологических положений теории цифровой и сетевой трансформации образования, начата разработка модельной дидактической системы. Заключение. Результаты методологических исследований позволяют перейти к разработке методов и методик формирования дидактических систем в высшей технической школе. Многие положения имеют важное значение для всей системы общего и профессионального образования и позволяют развернуть аналогичные исследования в системе среднего профессионального образования.


ГЛОБАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Изучение использования генеративного искусственного интеллекта студентами университетов: систематический обзор литературы
Аннотация
Постановка проблемы . Искусственный интеллект (ИИ) меняет практики в различных областях деятельности, включая образование. Появление ChatGPT привело к заметным сдвигам в среде высшего образования, где стремительно распространяются различные инструменты генеративного ИИ. Использование студентами вузов этих инструментов изучено явно недостаточно. Устранение этого пробела имеет решающее значение для формирования целостного понимания роли генеративного ИИ в высшем образовании. Учитывая стремительное и зачастую неконтролируемое внедрение инструментов генеративного ИИ в студенческую среду, необходимо провести систематический обзор литературы для синтеза существующих знаний. Методология . В данном исследовании представлен систематический обзор литературы, основанный на принципах PRISMA (Preferred Reporting Items for Systematic Reviews and Meta-Analyses) и включавший три ключевых этапа: разработка стратегии поиска, отбор исследований, анализ данных и синтез результатов. Материалы для исследования собраны из двух баз данных: Google Scholar и Lens. Эти базы были выбраны за их полноту и доступность, что обеспечивало комплексный сбор соответствующей литературы по использованию ИИ в высшем образовании. Данные были проанализированы качественно: к статьям, полученным из Google Scholar, были применены априори и апостериори коды. Для более глубокого анализа выбранных статей выявлялись повторяющиеся паттерны. Результаты . Из первоначального количества 620 статей на основе заранее определенных критериев были выбраны 42 статьи. Основные способы использования генеративного ИИ, выявленные в проанализированных статьях, обобщены и представлены в виде таблицы. Заключение . Обнаруженные различия в использовании студентами генеративного ИИ в зависимости от их уровня компетентности показывают, что инструменты генеративного ИИ потенциально могут увеличить разрыв между более и менее компетентными учащимися. Исходя из этого, необходимо соблюдать баланс, когда практики использования генеративного ИИ сопровождаются практиками формирования критического мышления.


ВЛИЯНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ НА РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Теоретические аспекты применения системы компьютерного моделирования Maple в процессе преподавания математики студентам технических вузов
Аннотация
Постановка проблемы. В статье рассмотрены теоретические аспекты создания методической базы для преподавания высшей математики с применением компьютерной системы Maple студентам технических вузов. Математический функционал, которым обладает указанная система, позволяет расширить возможности применяемого программного обеспечения и за счет особой наглядности повысить эффективность усвоения материала. Очень часто в рамках математической подготовки используются различные средства повышения эффективности обучения, однако в педагогической практике компьютерные системы применяются крайне редко. Методология . В ходе исследования проведена оценка результатов образовательного процесса в техническом вузе, где преподавание высшей математики осуществляется с использованием компьютерной системы Maple. Результаты. Пример реализации описываемых в статье подходов показал, что применение различных компонент компьютерной системы Maple привлекает внимание опытных преподавателей, которые интересуются возможностями использования этой системы для улучшения процесса обучения в рамках осуществления образовательных программ и решения практических задач производственно-технического характера. Это свидетельствует о рациональности и уместности использования компьютерной программы Maple в технических вузах различных профилей для повышения результативности математического образования. Заключение. Проведенное исследование позволило выработать пути оптимального использования программы Maple для усвоения основных тем и разделов учебного курса высшей математики студентами инженерно-технических вузов. Применение компьютерной программы Maple и компьютерного моделирования положительно сказалось на качестве обучения и уровне знаний студентов - будущих инженеров, что в целом позитивно повлияло на результативность получения ими образования на протяжении нескольких лет.


Развитие структурного компонента вычислительного мышления с использованием метода алгоритмических примитивов
Аннотация
Постановка проблемы. Необходимым качеством современного специалиста является структурное мышление - навык, с помощью которого человек способен проводить декомпозицию сложной задачи на подзадачи и создавать целостные структуры из набора элементов. Цель исследования заключается в обосновании метода алгоритмических примитивов для создания методики развития структурного компонента вычислительного мышления студентов в кластере дисциплин «Программирование - Численные методы - Информационные технологии в образовании». Методология. Метод алгоритмических примитивов основан на введении понятия «алгоритмический примитив», под которым понимается шаблон алгоритма решения элементарных задач, из совокупности которых можно строить алгоритмы для решения сложных задач. Создание примитива осуществляется с использованием ментальных схем предметной области. Такой подход позволяет автоматизировать практически все этапы обучения и создавать электронные средства обучения. Результаты. Обоснован и внедрен в учебный процесс метод алгоритмических примитивов для решения задач различного уровня сложности в кластере дисциплин «Программирование - Численные методы - Информационные технологии в образовании». Создана учебная база алгоритмических примитивов для электронных курсов по данным дисциплинам. Заключение. Метод алгоритмических примитивов существенно облегчает работу преподавателя по обучению студентов решению задач и способствует развитию у них структурного компонента вычислительного мышления.


Аспекты разработки англо-русского электронного словаря по анализу данных для студентов IT-направлений
Аннотация
Постановка проблемы. Использование информационных технологий значительно изменило сферу образования. Различные электронные средства успешно применяются в обучении иностранным языкам. Электронные словари предлагают расширенный функционал, хотя их разработка остается сложным процессом и требует дальнейших исследований для оптимизации использования этого средства обучения в образовании. Методология . Данное исследование включает в себя анализ аспектов разработки электронного словаря, который студенты, обучающиеся на IT-специальностях, могли бы использовать для овладения английским языком. Авторами предложены принципы отбора лексических единиц для словаря. В качестве методической основы словаря указаны дидактические принципы. Результаты . На основании проведенного анализа в исследовании определены ключевые технические компоненты для создания электронного словаря (базы данных, CMS, API), а также подчеркивается важность выбора языка программирования для разработки. Также рассматриваются различные алгоритмы поиска слов для улучшения эффективности поиска и пользовательского опыта. Заключение . В статье выделены ключевые аспекты создания электронного словаря и подчеркнута важность опоры на определенные дидактические принципы при создании словаря и его внедрении в образовательный процесс.



ОБУЧЕНИЕ ИНФОРМАТИКЕ
Существующие подходы к обучению информационным технологиям студентов физико-математических направлений подготовки
Аннотация
Постановка проблемы. В поле приоритетных целей научно-технологического развития Российской Федерации и в условиях интенсивной цифровизации отечественной системы высшего образования существует острая необходимость в формировании цифровых компетенций у студентов физико-математических направлений подготовки. Для этого важно понимание эффективных подходов к их обучению. Методология. Методологическая основа исследования направлена на обобщение международного опыта организации образовательного процесса по проблематике исследования и на апробацию внешней валидности существующих в высшей школе подходов к обучению студентов информационным технологиям. Результаты. Определен перечень цифровых компонент, используемых в образовательных программах физико-математических направлений подготовки. Сформулирована количественная характеристика уровня развития существующих в Российской Федерации образовательных подходов к развитию цифровых компетенций у студентов относительно международного опыта. Заключение. Проведенный сравнительный анализ методов обучения информационным технологиям студентов позволил выявить теоретическую основу организации образовательных траекторий в разрезе практического развития цифровой грамотности обучающихся физико-математических направлений подготовки.



О подходах к использованию нейронных сетей в качестве объекта и средства обучения в начальной и основной школе
Аннотация
Постановка проблемы . В статье выполнен анализ научных работ о применении искусственного интеллекта в различных областях деятельности человека и использовании нейронных сетей в образовании. Проблемой, требующей проведения исследований, является то, что нейросети при обучении школьников должны рассматриваться не только как объект изучения, но и как средство обучения. Методология. В ходе исследования разработана и апробируется авторская модель интегрированного использования нейронных сетей в качестве объекта и средства обучения. Для определения истинности выдвигаемых утверждений на занятиях по информатике в московской школе № 293 проведен педагогический эксперимент, основанный на использовании критерия χ2 Пирсона. Результаты. Показаны причины быстрого развития нейронных сетей. Предложены способы и примеры их применения на уроках информатики в начальной и основной школе, примеры генерации недостоверного материала. Приведен список программ и нейросетей для работы школьников с мультимедийными материалами. Описаны этапы работы школьников на примере нейросети Kandinsky 3.1. Изложены результаты экспериментальной проверки эффективности использования нейронных сетей в подгот овке школьников к работе с содержательным наполнением электронных изданий. Заключение. Для эффективного применения нейронных сетей в обучении рекомендуется рассматривать их как объект изучения, уделяя внимание проблеме достоверности сгенерированного материала, угрозам и рискам постоянного обращения школьников к нейронным сетям. При использовании таких сетей в качестве средства обучения следует объяснять критерии, на основании которых школьник будет выбирать нейронную сеть в зависимости от существующих задач и интересов.


