Researcher and professor Rafael A. Arslanov is 70 years old!

Cover Page

Abstract



30 ноября 2018 г. Рафаелю Амировичу Арсланову исполняется 70 лет. Для тех, кто знаком с юбиляром не один год, эта дата представляется неким недоразумением. И дело не только в психологически объяснимом неприятии все возрастающих цифр. Просто подтянутая фигура Арсланова, его природный оптимизм, заряженность на творчество не позволяют числить его по категории маститых ветеранов, почивающих на лаврах былых заслуг. Напротив, он подает пример в неустанном научном поиске, на него хочется равняться и в учебном, и в научном процессе, и в плодотворном общении с коллегами и учениками. Жанру юбилейной статьи присущи собственные каноны и нормы, которые требуют рассказать об основных и значимых этапах жизни и творчестве юбиляра. Не будем и мы нарушать сложившейся традиции. Родился Рафаель Амирович в обычной московской семье. Мама работала на Первом Московском часовом заводе. Отец служил в милиции. В жизни каждого человека очень многое закладывается в детстве и зависит от родных и близких. Родители Арсланова прошли суровую школу военных испытаний. Амир Айниятович в 18 лет ушел на фронт, защищал осажденный Ленинград, штурмовал Кенигсберг, где был тяжело ранен. Среди его боевых наград - два ордена «Отечественной войны», медали, среди которых особо ценимая солдатами - «За отвагу». Раиса Галеевна, как и тысячи москвичей, участвовала в создании оборонительных укреплений на подступах к столице, была награждена медалью «За оборону Москвы». Думается, что Рафаель Амирович унаследовал лучшие качества родителей - уважение к людям, трудолюбие, патриотизм. А на формирование мужских черт характера - товарищества, дружбы, воли - оказал и район знаменитой Таганки, где проживала семья. Уже в школьные годы проявился интерес Арсланова к гуманитарным предметам - литературе и истории. Рано обнаружившаяся тяга к знаниям воплотилась в страсть к чтению. Еще в детстве Рафаель Амирович стал настоящим «библиофагом», а любовь к беллетристике способствовала выработке блестящего литературного стиля, который свойственен его научным сочинениям. Профессиональное становление Арсланова не было связано с обычным переходом на учебу из школы в вуз. С 1967 по 1969 гг. он служил в Советской Армии. В рядах зенитно-ракетных войск охранял небо столицы Украины - Киева. Наверное, не в последнюю очередь и в связи с этим драматические события, происходящие сейчас в соседнем государстве, вызывают у него болезненно-обостренную реакцию. Закончив армейскую службу сержантом, Арсланов еще год трудился слесарем-механиком 4-го разряда на Первом Московском часовом заводе. И только затем в 1970 г. поступил на историко-филологический факультет Университета дружбы народов имени П. Лумумбы. Здесь произошло его во многом судьбоносное знакомство с доктором исторических наук, профессором В.Ф. Антоновым. Возглавляемая им кафедра истории СССР представляла собой научный центр по изучению русского народничества. Василий Федорович, обладавший редким даром ученого и педагога, сразу отметил несомненные способности Арсланова, привлек его к работе в исследовательском семинаре. Предметом изучения стало идейное наследие П.Л. Лаврова. Интерес к этой выдающейся личности побуждал к исследованию не только опубликованных работ, но и к архивным поискам, введению в научный оборот ранее неизвестных сочинений. Труд историка манил и завораживал. Однако студенты УДН имени П. Лумумбы существовали не только в тесных рамках двухсеместрового учебного процесса. Третий (летний) семестр, как правило, был связан с работой интернациональных студенческих строительных отрядов. Хотелось бы сказать несколько слов об этой малоизвестной странице биографии Арсланова. Он является одним из ветеранов-стройотрядовцев, девять раз выезжавшим на стройки Казахстана и Сибири. Среди наиболее известных объектов народного хозяйства, в строительстве которых ему довелось принимать участие - железные дороги Усть-Илим - Хребтовая, Вяхиревка - Братск, западный участок легендарной Байкало-Амурской магистрали. Работа в строительных отрядах - это не только напряженный труд, но и присущее студенчеству неистребимое чувство озорства и юмора, которое проявлялось в регулярно устраиваемых на День строителя «переворотах». В результате тщательно продуманного сценария командный состав «свергался», «заключался под стражу» и наступало вожделенное время безвластия. Действо приобретало карнавальную форму, наполненную шутками и весельем, но вместе с тем в нем проявлялось свойственное человеку экзистенциональное чувство свободы. Одним из «закоперщиков» таких переворотов как раз и выступал Рафаель Амирович, разрабатывавший планы «военных операций», программы, манифесты, тексты листовок с призывами к действию. В 1975 г. с отличием окончив родной университет и получив квалификацию историка и переводчика с французского языка, Арсланов поступил в аспирантуру. В 1978 г. он защитил кандидатскую диссертацию по теме «Критика П.Л. Лавровым русского либерализма» и был принят на должность ассистента кафедры истории СССР. Превращение бывшего аспиранта в преподавателя - длительный и непростой процесс, требующий выработки индивидуальных методов чтения лекционных курсов, проведения семинарских занятий. Не менее сложным является и формирование умений научного руководства курсовыми, дипломными работами студентов. Собственными педагогическими наработками с Арслановым щедро делились старшие товарищи по кафедре истории СССР - Т.В. Батаева, Т.Д. Крупина, Н.Г. Георгиева, В.Г. Джангирян и др. Неоценимый опыт приобрел Рафаель Амирович во время загранкомандировки в Мали (1984-1987 гг.). Здесь он работал преподавателем истории в Высшей школе (Ensup) г. Бамако, где читал на французском языке курс лекций по истории средних веков и истории Восточной Европы. К концу 1980-х гг. доцент Арсланов стал одним из ведущих преподавателей историко-филологического факультета Университета дружбы народов. Одновременно с этим он не прекращал научную деятельность, расширяя предметную область исследования - историю российской общественной мысли - и обращаясь к творчеству А. И. Герцена, А.Д. Градовского, К.К. Арсеньева, В. А. Гольцева и других, в основном мало известных писателей и публицистов. В результате в начале 1990-х гг. Арсланов оказался в рядах ученых, кардинальным образом пересмотревших историю российского либерализма. Если в советской историографии русские либералы ХIХ - начала ХХ в. рассматривались сквозь призму господствующей методологии и представали идеологами буржуазии, склонными к сделке с самодержавием, то в изменившихся в современной России условиях они из обвиняемых превратились в объект научного анализа. Исследователи обратились к проблеме генезиса, типологии и особенностей либерализма в России, стали воспринимать его как самоценное явление, пытаясь, с одной стороны, показать теоретическую глубину и актуальность исканий его ведущих теоретиков, а с другой, - понять причины отторжения его основных идей российским социумом. Особое место среди русских либералов занимал Константин Дмитриевич Кавелин, заслуженно считающийся одним из основоположников и ведущих теоретиков либерального течения в стране. К исследованию его жизненного пути и творчества и обратился Арсланов, создавший биографию, посвященную одному из ярчайших представителей русской творческой элиты России ХIХ в.1 В его монографии впервые в отечественной историографии рассматривалось становление и развитие мировоззрения мыслителя, протекавшее в контексте исторического времени. Значительное место в работе было уделено деятельности Кавелина, способствовавшей консолидации общественных сил страны, его заметному участию в подготовке Великой реформы - отмене крепостного права. Особое внимание в книге Арсланов уделил роли Кавелина в осмыслении значения роли личности в общественном прогрессе и распространении идеи ее самоценности. Изданная работа стала основой докторской диссертации «К.Д. Кавелин и становление национальной либеральной традиции в России», которая была успешно защищена в 2000 г. Согласно экспертному мнению Арсланов «первым в отечественной исторической науке исследовал становление национальной формы либерализма в России второй половины XIX в., выявил основные компоненты национально-либеральной модели развития»2. При этом, изучая наследие Кавелина, он отметил стремление русского мыслителя адаптировать либеральные ценности к социокультурным условиям России эпохи пореформенной модернизации. Тем самым Арсланову удалось обосновать актуальность теоретических исканий отечественного либерала для наших дней. В 2003 г. Арсланову было присвоено звание профессора. Его достижения в исследовании общественной мысли России были оценены и научным сообществом. В 2001 г. он был избран действительным членом Российской академии естественных наук по отделению «Сословные и национальные традиции». В настоящее время Арсланов возглавляет созданную еще его научным руководителем В.Ф. Антоновым научную школу «История общественнополитической мысли и общественных движений России XIX - начала XX в.». Под его руководством были защищены 14 кандидатских и одна докторская диссертации. Возглавляемый им коллектив ученых получил грант РГНФ по теме «Эволюция реформаторской демократической мысли в России второй половины XIX - начала XX в.: модели развития, историография, методы исследования». Цель проекта заключалась в том, чтобы, опираясь на анализ особенностей отечественного либерализма (антибуржуазность, признание необходимости сохранения крестьянской общины, отстаивание идеи сильного социального государства и др.), обосновать его идеологическую совместимость с демократизмом, а также выявить круг общественных деятелей, занимавшихся теоретической и практической разработкой общей программы действий. Арсланову удалось показать основное содержание либерально-демократического синтеза, предполагающего осуществление «демократизации без революции» или «реформаторской демократии». По его справедливому замечанию, к началу 1880-х гг. определенная часть народников разочаровывается не только в идее насилия как движущей силы прогресса, но и в народе как носителе начал демократии и социализма, и осознает, что главным субъектом модернизации страны является либерально-демократическая интеллигенция, действующая на легальной почве. Кроме того, часть либералов после воцарения Александра III, как утверждает Арсланов, «утрачивает веру в реформаторский потенциал самодержавия, делает ставку на местное самоуправление, начинает объединяться вокруг идеи политического освобождения, …и идет на сближение с демократией в целях обретения более прочной социальной базы»3. Вместе с тем, раскрывая взаимоотношения народников и либералов, Арсланов не затушевывает существующие между ними непримиримые разногласия, прежде всего по вопросу об особом пути развития России. Именно на этой основе он выделяют две модели реформаторского демократизма: либерально-демократическую - западный путь к свободе через создание «социального государства» и реформаторско-народническую - самостоятельный путь к социальной справедливости в союзе с народом4. Принципиально новым в концепции Арсланова стало выявление точек соприкосновения, вокруг которых кристаллизовались основные компоненты идеологии реформаторского демократизма. Это особое отношение к народу (признание ответственности интеллигенции за его «бедственное» положение), совместная деятельность в земстве как базовом институте национальной демократической системы и лучшей школы подготовки населения страны к политической свободе и демократии и, наконец, убеждение в необходимости мирной эволюции страны, путем постепенного преодоления социальных издержек Великой реформы5. Оригинальный взгляд Арсланова на внешнеполитическую доктрину русских либералов привлек к себе внимание редакции широко известного мировой научной общественности журнала «The International History Review» (RINH). Написанная им в соавторстве с К.П. Курылевым статья, посвященная восприятию либералами пореформенной эпохи внешнеполитических отношений России и западноевропейских стран во второй половине ХIХ столетия, получила положительные рецензии и была опубликована в июле 2017 г.6 В своей статье Арсланов выявил основные факторы, влиявшие на становление и эволюцию внешнеполитических воззрений либералов, отметив роль поражения России в Крымской войне как события, вызвавшего не только преодоление у части либералов идеализации Запада, но и формирование прагматического подхода к внешней политике страны. Арсланов проследил за тем, как динамика международных отношений, процесс модернизации страны по европейскому образцу с его противоречивыми последствиями, а также трансформация самой либеральной доктрины вели к складыванию в либерализме течений с различным воспри- ятием ведущих стран Европы и их внешней политики. В результате ученый выявил группу национально ориентированных российских либералов того времени, которые в качестве приоритетных выдвигали задачи модернизации, проведения либеральных реформ, а не великодержавную политику и укрепление внешнеполитического могущества страны, препятствующих, по их мнению, росту благосостояния народа и обеспечению социальной стабильности. С другой стороны, Р.А. Арсланов обнаружил стремление ряда либеральных публицистов активно противостоять влиянию западных стран на международной арене и укреплять позиции России в решении, например, восточного вопроса, что положило начало формированию концепции «либеральной империи». В итоге Арсланову удалось установить присущее либерализму того времени сочетание патриотических настроений, защиты национальных интересов и поддержки внешней политики государства с зачастую противоречащей им приверженностью идеям пацифизма, свободы, национального суверенитета и критики некоторых действий правительства на международной арене. В целом, Р.А. Арсланов представил внешнеполитическую концепцию либералов как развивающуюся в контексте времени систему, в которой защита национальных интересов во внешней политике сочеталась с верой в возможность утвердить либеральные идеалы внутри страны. В настоящее время профессор Р.А. Арсланов является заместителем заведующего кафедрой истории России факультета гуманитарных и социальных наук, заместителем главного редактора журнала «Вестник РУДН. Серия: История России», он возглавляет направление аспирантуры «Исторические науки и археология». В 2018 г. Р.А. Арсланов стал заместителем председателя Экспертного совета по истории ВАК России. Свои силы и знания он отдает подготовке квалифицированных специалистов-историков. Особо хотелось бы отметить участие Р.А. Арсланова в международной деятельности РУДН, которая является одной из первостепенных сфер в рамках образовательной политики университета. Он осуществляет научное руководство дипломными работами студентов, обучающихся по программам совместной магистратуры с университетами Франции и Китая, читает лекции за рубежом. Р.А. Арсланов часто представляет Университет, факультет и кафедру истории России на самых разных международных площадках: на конференциях, коллоквиумах, в посольствах и т.д. Исследовательская и преподавательская работа Рафаеля Амировича способствует «узнаваемости» и популяризации в мировом научном пространстве достижений школы изучения истории общественно-политической мысли. Свидетельством тому - многочисленные ученики Арсланова не только в России, но и за рубежом, которые чаще всего продолжают заниматься научной деятельностью по избранной еще в студенческие годы проблематике. Вся сознательная жизнь Рафаеля Амировича связана с РУДН. С полным основанием можно сказать, что он не только достойный воспитанник родного Университета, но и продолжатель его лучших научных и духовных традиций. В день 70-летия хотелось бы пожелать профессору Арсланову счастья, творческого долголетия и успехов на благородной ниве служения образованию и науке.

Vasiliy V Zverev

Institute of Russian History Russian Academy of Sciences

Email: v.v.zverev@bk.ru
19 Dmitrya Ulyanova St., Moscow, 117036, Russia -

  • Арсланов Р.А. К.Д. Кавелин: человек и мыслитель. М.: РУДН, 2000.
  • История русской социально-политической мысли в ХХI веке: исследователи и исследования: энциклопедия. М.: Издательство Московского университета. 2015. С. 51.
  • Арсланов Р.А. Становление и эволюция реформаторского демократизма в России конца ХIХ - начала ХХ в. // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: История России. 2011. № 2. С. 10, 16
  • Арсланов Р.А. Реформаторский демократизм в концепции В.А. Гольцева // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: История России. 2010. № 1. С. 55
  • Rafael A. Arslanov, Konstantin P. Kurylev, “West European countries and their foreign policy in the views of the Russian liberals of mid-to-late 19 century,” The International History Review 39 (2017): 73-101

Views

Abstract - 26

PDF (Russian) - 29

PlumX


Copyright (c) 2018 Zverev V.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.