ESCHATOLOGICAL CONCEPTS IN RUSSIA IN DISCOURSE OF POST-SOVIET TRANSFORMATIONS

Abstract


In the article there is considered the eschatological discourse of Russia in the conditions of the post-Soviet transit. There are revealed social, economic, cultural and political factors of the growing interest in eschatology. The authors give the classification of modern eschatological concepts. There is put forth the hypothesis ofthe connection between the growing apocalyptical sentiments and the process of social transformations. The authors present proofs of the postmodernist essence of the modern eschatological interpretations contrary to the dogmatic religious positions of the Apocalypse. The problem of eschatology is contextualized in the history of Russia with the study periods of the middle ages and the new time. This approach is determined by a rigid connection between the eschatological perspective and the religious culture. The analysis shows that in fact eschatology can be produced in the secular type of society as well. The rise of the eschatological discourse has been clearly recorded since the end of the twentieth century.

Введение Традиционно проблема эсхатологии контекстуализируется в истории России с изучением периодов средних веков и Нового времени. Такой подход определялся жесткой связью эсхатологической проблематики с религиозной культурой. Анализ показывает, что в действительности эсхатология может продуцироваться и в секулярном типе общества. Подъем эсхатологического дискурса четко фиксируется, в частности, с конца XX в. Всплеск интереса к апокалиптике в современной России имеет свои социальные основания. Прослеживается связь популярности эсхатологических сюжетов с разрушением традиционного уклада и потерей общественной стабильности. В определенном смысле апокалипническая рефлексия являлась деформированным отражением модернизационных процессов. Турбулентный распад сложившихся общественных структур и механизмов вызывал эсхатологические ассоциации. Метафизическое направление общественной мысли при этом непосредственно апеллировало к профетизму «конца света», научно-позитивистское - обращалось к исследованию самого хилиатического сознания и апокалиптических концептов [2]. Апокалипсис и теория катастроф Как и в прежние эпохи, особо чувствительно, в плане апокалиптической рефлексии, общественность реагировала на различного рода катастрофы. Сформировалось целое направление «катастрофизма», соединяющие традиции естественно-научного и эсхатологического дискурсов. Эсхатология, будучи прежде феноменом экзистенциального свойства, укладывалась теперь в формат космогонических закономерностей. Актуализация апокалиптических мифологем в рамках естественнонаучного направления моделирования истоков земных катастроф была связана с очередным околоземным виражем кометы Галлея в 1986 г. [6]. Еще более акцентированные эсхатологические ассоциации породила авария на Чернобыльской АЭС. Ее апокалиптическая экспликация определялась словами откровения: «…и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод. Имя сей звезде полынь; и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки». Чернобыль, указывалось, в частности, в книге «Национальная идея, или Чего ожидает Бог от России», по-украински как раз и есть «полынь». Потрясшая весь мир атомная катастрофа была предсказана за девятнадцать столетий прежде. Следовательно, делают вывод авторы книги, и все остальные события из Откровения Иоанна Богослова, сопровождающие появление роковой звезды, должны происходить в наше время. «Апокалипсис, - заявляют они, - это уже сегодня!» [19, с. 17]. Крушение СССР как «конец света» Глобальная деструкция перестроечной эпохи обусловило приложение логотипа антихриста к фигуре М.С. Горбачева. Прозвище «меченый» оказалось закреплено за ним на уровне массового восприятия. Характерно, что атеистические воззрения большинства советского населения не препятствовали обращению к апокалиптической символике. Теоретически идеомиф о М.С. Горбачеве - антихристе был обоснован лично контактировавшим с генеральным секретарем по роду службы Борисом Олейником. Для доказательства данного постулата бывший советский номенклатурный работник апеллировал к святому писанию и пророчествам отцов церкви. Последний из лидеров СССР преподносился автором в качестве олицетворения планетарного зла. Он ставит его в один ряд с такими нарицательными в инфернальном смысле фигурами, как Каин, Прокруст, Герострат, Нерон, Юлиан-Отступник. Массовое доверие к М.С. Горбачеву в первые годы перестройки Б. Олейник соотносил с предсказываемым в Откровении «антихристовым прельщением». Магии горбаческого обольщения не избежал тогда и сам автор. Процессы деструкции, сопровождающие политическую биографию М.С. Горбачева, объяснялись им мистическим образом, как действие энергии аккумулированного зла. К таким проявлениям антихристовой ауры М.С. Горбачева автор относил расстрел на площади Тяньанмынь, свержение руководства государств Восточной Европы, столкновения в Лос-Анджелесе - события, совершившиеся вслед за посещением советским лидером соответствующих стран [26]. Крушение Советского Союза, еще несколько лет назад казавшегося незыблемым, актуализировало идеомифы о конце света. Стремительность разворачиваемых событий обусловливало рост эсхатологических настроений, убежденности, что без вмешательства потусторонних сил ничего подобного не могло бы произойти. Во многих апокалиптических пророчествах приход в мир антихриста относился к 1992 г. В составленной С. Фоминым антологии «Русь перед вторым пришествием» с этой датой связывались предсказания о начале последних времен целого ряда иериархов и преподобных: Нифонта Константинопольского, Нила Афонита, Косьмы Этолоса, Саввы из Колимпоса, Каллиниска из монастыря Черника [33, с. 331-332]. Сам составитель полагал, что если с 1992 г. ведется проповедь антихриста, то его воцарение произойдет в 1995 г. [33, с. 336] В записанной им беседе с одним из духовников Троице-Сергиевой Лавры имелись следующие рассуждения: «Грядет воцарение Царства антихристова... и все признаки этого уже налицо: государственный хаос, забастовки, нехватка продовольствия при небывалом урожае, отравление природы, в стране рвутся к власти новые силы. Затем, если Господь допустит новую власть, пройдет около 3,5 лет, пока она начнет показывать свое истинное лицо, а до тех пор будет эйфория свободы, помощь властей Церкви и содействие духовному возрождению России... Далее могут наступить новые великие испытания для Церкви и для народа, которых не видела еще наша история» [33, с. 333]. Помимо озарений православных мистиков апокалиптическая дата определялась также по предсказаниям прихода Мессии в иных религиозных традициях, главных образом в иудаизме. Для представителей каждой из религий мира антихрист будет позиционироваться как избавитель. Для иудеев он предстанет Машиахом, для христиан - Христом, для мусульман - Махди, для буддистов - Буддой и т.д. [24, с. 129] В этой связи экуменизм рассматривается в эсхатологической литературе в качестве антихристовой идеологии [29]. Геополитическое направление апокалиптики Разрушение биполярной модели мира приводило к актуализации теорий об антихристовой сущности программы глобализации. Они являлись своеобразным откликом на курс «Мирового жандарма» со стороны США, особо наглядно обнаруживаемый в бомбардировках Ирака и Югославии. «Новый Мировой Порядок» преподносился как эсхатологический проект, превосходящий по масштабам другие исторические формы планетарных утопий [14, с. 1-2]. Установление моноцентристкой модели мира при сохранении дуальной структуры историсофского сознания не могло не катализировать эсхатологической рефлексии. Однополярность современного мироустройства вызывала ассоциации с единоцентрием антихристова царства. Антихрист, таким образом, обретал геополитические очертания. Казалось бы, противоречие геополитической трактовки природы антихриста и вполне определенная его личностная идентификация в Новом Завете более чем очевидно. Тем не менее, новый подход получил экзегетическое обоснование. Авторы книги «Национальная идея, или Чего ожидает Бог от России» предложили различать два апокалиптических образа - антихриста и Зверя. Если первый из них - конкретный человек, то второй - «личность коллективная». Еще в «книге Даниила», указывают они, «мировые империи» олицетворялись через образы «зверей». Подчеркивалась более древняя, нежели в «Откровении», даниилова зооморфная экспликация. «Вполне возможно, - резюмировался дискурс о библейской политической символике, - что и апокалиптический “Зверь” - ни что иное, как новая мировая империя, антибожеская по духу и несущая миру античеловечный “новый мировой порядок”» [19, с. 18]. Наиболее акцентированным выражением геополитического направления эсхатологии является выдвинутая В.С. Медведевым таласократическая версия дешифровки апокалиптического Зверя. Исходным основанием для такого суждения послужило библейское указание о выходе его из моря. Континентальные Россия и Китай данному образу не могут соответствовать, а вот морская по своему генезису англо-американская цивилизация - с ним вполне соотносится. После череды мировых катаклизмов именно таласократическая цивилизационная модель приобрела планетарные масштабы [19, с. 19]. Семь голов Зверя, «суть семь царей», истолковываются как «большая семерка». Под шестым, перед которым преклонились пять падших из них, подразумевается США. Япония, совмещающая подходы традиционного общества с западной экономикой, идентифицируется как «седьмой», тот, что «еще не пришел, и когда придет, не долго ему быть». Наконец, «восьмой» и есть собственно «Зверь», олицетворяющий кооптируемую из числа «семи» мировую финансовую элиту [19, с. 19]. Одна из голов, указывалось в Откровении Иоанна Богослова, была смертельно ранена мечом, но затем исцелена. Данный фрагмент Апокалипсиса вызывал у авторов «Национальной идеи» ассоциации с Германией, расколотой в результате войны надвое, но чудесным образом восстановленной, т.е. исцеленной. При истолковании образа десяти антихристовых рогов авторы переходили от большой семерки к Северо-атлантическому альянсу. Именно десять европейских стран вошли в 1949 г. в НАТО. Заморские территории - США и Канаду при этом авторы почему-то решили не включать в общее число членов организации. Сами «рога» эксплицировались в качестве указания на вооруженную силу антихриста [19, с. 20]. Слова Апокалипсиса о войне Зверя со святыми и одержанной им победе над ними непосредственно адресуются к югославским событиям. Пояснялось, что сербы в Косово обороняли не только территорию, но и, прежде всего, православные святыни, отданные при попустительстве натовских оккупантов на поругание антихристивым силам. Каково же место в канве апокалиптических событий отводится России? С ней связывается появление упоминаемого в Откровении другого зверя, выходящего, в отличие от первого, из земли, и имевшего два рога, подобные агнчим. Именно его континентальное происхождение служило для авторов свидетельством о российской природе данного апокалиптического персонажа. Второй зверь, поясняют они, был создан как точное подобие первого, но только уже на территории постсоциалистического пространства [19, с. 21-22]. Чаще всего геополитическим выражением царства антихриста преподносят Соединенные Штаты. Америка определяется онтологическим противником: химерической, неорганической, трансплантированной цивилизацией, не имеющей сакральной традиции, но стремящейся навязать другим континентам свою антиэтническую, антитрадиционалистскую вавилонскую модель. Предсказываемый крах США, как, к примеру, в работе О.А. Платонова «Почему погибнет Америка», ввиду вселенских масштабов вызываемой им турбулентности, также укладывается в схему конца света [30]. Процесс создания единой Европы не мог не привести к определенной эсхатологической корректировке в интерпретации проекта глобализации. Казавшийся однозначным американский вектор в апокалиптике вступил в определенные противоречия с конструированием европоцентристской модели истолкования антихристова царства. Среди духовников Троице-Сергиевой Лавры циркулировало мнение, что под Вавилонской блудницей следует понимать США, тогда как десять рогов, ее разоривших, есть государства Европы - члены Евросоюза. Впрочем, последующее расширение ЕС подрывало нумерологические основы данной дешифровки. Иеродиакон московского храма Казанской Божьей Матери Авель (Семенов) и А.Ю. Дроздов квалифицировали Шенген как исполнение пророчеств, полученных Иоанном Богословом. Эсхатологический европоцентризм обосновывался посредством апелляции к средневековому представлению о том, что антихрист будет интронизирован в качестве римского царя, восстановив, таким образом, четвертую мировую империю из данииловых пророчеств. Все исторические потенции воссоздания Римской империи, включая политические проекты Карла Великого, Наполеона, Гитлера, рассматривались авторами как нереализованные проекты установления антихристова царства. «И потому, - предупреждали они, - даже с этой точки зрения функционирование Шенгенской зоны должно закончиться исполнением “тайны беззакония” и воцарением антихриста, на голову которого, как пишется в “Протоколах сионских мудрецов”, наденут патриаршую корону, “поднесенную ему Европой”. Создается “глобальный истукан”, в котором правда уничтожится и будет произведено “совершенное опустошение”» [1, с. 401]. Свою нишу в апокалиптике занимают и новые субъекты мировой геополитики, такие как Китай. Еще В.С. Соловьев связывал нашествие антихристовых племен Гога и Магога с Поднебесной. Бурное развитие Китая в современную эпоху способствовало широкой популярности данной идентификации в отечественной эсхатологической литературе. Историк второй волны эмиграции Н.И. Ульянов объединял в теме Апокалипсиса нашествие маоистов с негритянской революцией. «Мы, - возглашал он, - последнее поколение, способное чувствовать ужас надвигающегося конца. Следующие за нами будут гибнуть, но не будут знать, что гибнут. Конец мира станет для них бытовым явлением… В поразительно короткий срок развязана дикость цветных континентов и уничтожены все доктрины Монро, ограждавшие цивилизацию от нашествий. Если Андрею Белому только “предносился” образ Бандиугу Диара, украшенного ожерельем из зубов убитых европейцев, то до нас явственно донесся из Конго запах жареного мяса белых людей. Не далек день, когда наших женщин начнут линчевать за отказ выходить замуж за негров. Не в знак ли покорности неизбежности судьбе они уже сейчас превращаются в негритянок, папуасок, в монголок? Штаны в обтяжку, мужская сорочка навыпуск, вздыбленная шевелюра, это ли не костюм для встречи жениха полуденного? Современная политика - единственный в мировой истории образец разоружения сильного перед слабым, высшего перед низшим, культурного перед варваром. Мы живем в летаргическом сне, видим, как нас кладут в гроб, зарывают в землю, но не можем ни пальцем пошевелить, ни слова вымолвить» [37, с. 168-169]. В настоящее время получил распространение концепт, связывающий мифологему о нашествии пресловутых апокалиптических племен с массовой миграцией на Запад представителей стран «третьего мира» [16]. Русоцентризм, характерный для отечественной историософской мысли в целом, не мог не привести к представлению об особой миссии России в апокалиптических событиях. Широкое распространение получил взгляд о ее «удерживающей» для всего мира роли [36]. Несмотря на то, что и после сокрушения Третьего Рима конец света еще не наступил, свидетельствует, по мысли М.В. Назарова, о сохранении за Россией данного функционального предначертания. Роль же «удерживателя» выполняют теперь, при отсутствии православного государства, те праведники, десяти из которых хватило бы в свое время для предотвращения гибели Содома и Гоморры. В чем же смысл удержания? Чем объяснить промедление с исполнением апокалиптических пророчеств в условиях глобальной апостасии? По мнению М.В. Назарова, это говорит о неисчертанности человеческой истории, о потаенном сценарии восстановления русской православной государственности. Катастрофизм отечественной истории связывается им с предъявляемым Богом к России, как к «удерживающему», особо строгих требований. Периодически отпадая от Божьего замысла, она всякий раз возвращалась к нему на новом уровне, через осмысление совершенных грехов и покаяние. «Тайна беззакония» раскрывается М.В. Назаровым через последовательность череды духовных оккупаций России: языческой - в начале XIII в., католической - в начале XVII в., протестантской - в петровскую эпоху, европейской - в результате революции 1917 г. Следуя апостасийной логике, начавшийся с 1990-х гг. новый период порабощения должен уже представлять непосредственную власть служителей антихриста. Последняя битва отождествляется автором с противостоянием Третьего Рима - России и анти-Рима - США. Вместе с тем М.В. Назаров допускает, что сам Антихрист генетически будет иметь российские корни. Его образ предвидится автору в виде клонированного человека, полученного от семени некого богатого заказчика из России [23, с. 930-971]. Экуменизм как антихристова религия Повышенное внимание в современной православной эсхатологии отводится критике экуменизма как антихристовой унифицирующей идеологии. Наиболее широкую известность пробрели выступления против заговора экуменистов А. Кураева, критиковавшего теософскую универсальность их учения [17]. Помимо изобличения псевдовосточной сущности экуменизма, другим характерным мотивом является обнаружение тенденции слияния католичества с иудаизмом, папства с синедрионом. Современный римский экуменизм расценивается ревнителями святоотеческой традиции как попытка растворения христианского учения в неком квазирелигиозном суррогате. Суть экуменизма выразил лжепророк из «Трех разговоров» Вл. С. Соловьева Аполлоний: «Accipio et approbo et laetificatur cor meum. - Я такой же истинный православный и истинный евангелист, каков я истинный католик» [35, с. 128]. С обвинением экуменистов в подготовке прихода антихриста активно выступает в своих публикациях Ю.Ю. Воробьевский. В обосновании еретичности их движения он апеллирует к 10-му Апостольскому правилу, гласящему: «Если кто помолится с отлученными от церковного общения, хотя бы и в доме, да будет отлучен!» [7, с. 120]. Экуменизм преподносится автором в контексте критики Ватикана. Объединение вокруг него, наряду с католицизмом, различных религиозных культов оценивается им как свидетельство приготовления папского престола для занятия его антихристом. «Поневоле, - характеризует он современный статус римского первосвященника, - приходит сравнение с кажущейся безграничностью земного могущества того, кто должен прийти перед Концом Света. С могуществом антихриста! Экуменическое размывание Богооткровенных истин является чем-то схожим с “тепловой смертью” вселенной. Она наступит после того, как тепло полностью рассеется, и температура везде будет одинаковой. Так не для антихриста ли собирается разношерстная экуменическая паства? Не для него ли готовится римский престол? Не его ли опознает Восьмой Вселенский Собор, воспринимаемый православным сознанием, как предшествующий Концу Света?! Не его ли рождения с нетерпением ждет языческий бог первого младенческого крика - Ватикан?!» [7, с. 132]. По мнению автора, в последние времена христианскую общину верующих вместо Петра возглавит апостол Иоанн. Понимая именно православие в качестве иоанновой Церкви, он легитимизирует его особые права в период Апокалипсиса [7, с. 125]. В понимании другого видного борца с ересью экуменизма митрополита С.-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева) темные силы кооперируются из традиционных противостоятелей православной веры - язычников, иудеев, католиков. Но за различными их вариациями неизменно находится фигура дьявола. Исторический смысл деятельности всех ветвей демонического заговора заключается в подготовке утопической модели царства антихриста [15]. 666 - число денег Одним из обусловливающих фактов роста психологической дискомфортности населения в постсоветскую эпоху явился стремительный переход от распределительной к рыночной модели экономики. Кризис адаптации предопределил выработку рефлекторного отторжения любых атрибутов современной экономической парадигмы. Живший по регламентированному биографическому сценарию бывший советский человек потерял уверенность в завтрашнем дне. При наличии креативных способностей «тревожное завтра» зачастую переводилось из разряда личной драмы - во вселенскую, наполнялось апокалиптическим содержанием. Осознание самой экономики в качестве источника психологической дискомфортности, а соответственно, и катализатора эсхатологической напряженности, обусловило конструирование принципиально новой гематрической модели. Основу дешифровки мифологемы об антихристе составила экспликация в инфернальном ракурсе финансовой системы современного мира. Под ним уже подразумевался ни человек, и даже ни духовная субстанция, а… деньги. Такая дешифровка показывает, насколько далеко современные истолкователи апокалиптики отошли от текстового оригинала Откровения Иоанны Богослова. Мотив отрицания рыночной модели экономики обусловил появление концепта, в рамках которого «666» идентифицируется в качестве «числа денег». Еще в Ветхом Завете при описании богатств царя Соломона указывалось о ежегодном поступлении в его казну шестьсот шестидесяти шести талантов золота [3, с. 228; 23, с. 937; 19, с. 25]. Обыденная интеллигентская сентенция «деньги - зло» трансформировалась в трансцендентный постулат. Семиосфера глобализируемого мира при акцентированном поиске заданного цифрового кода оказывалась буквально наводнена различными комбинациями «числа Зверя». «Намеренно, или по принципу “Бог шельму метит”, - резюмировал свои гематрические изыскания М.В. Назаров, - число 666 отражено и во многих реалиях современной жизни. Так, оно стало основой штрих-кода EAN-13/UPC для маркировки всех товаров на земле (даже если компьютер не воспринимает разграничительные линии как шестерки, человеческий глаз воспринимает разграничительные линии как шестерки, человеческий глаз воспринимает их схожесть именно так - и неужели нельзя было использовать любой иной разделительный знак?). Три шестерки обрамляют нечетные номера страниц в новом российском паспорте. Многие финансово-страховые общества используют это число как базовое в своих реквизитах. Размеры долларовой банкноты: 66 х 156 (если длину сложенной вдвое банкноты разделить на 13 тоже получится 6). В игровом культе богатства, рулетке, сумма всех цифр от 1 до 36 составляет 666...» [23, с. 937]. Автор отмечал, что число «шесть» особо любимо евреями, о чем, по его мнению, свидетельствует не только шестиконечная звезда, но и 6 миллионов жертв Холокосты, рассматриваемых им также в контексте антихристовой символики. Шестерка, как нумерологическое выражение несовершенства и неполноты, противопоставлялась им цифре семь, соотносящейся с божественной полнотой, покоем и блаженством последнего дня творения [23, с. 937]. В отличие от М.В. Назарова Н. Боголюбов, ссылаясь на каббалистическую традицию, противопоставлял число «шесть» не семерке, а девятке. При истолковании карт Таро номер 6 символизировал искушение, путь от духовности к материи, тогда как цифра 9 представляла обратное восхождение от материальной к духовной ипостаси мира [3, с. 225]. В дешифровке «числа Зверя» Н. Боголюбов также следовал в рамках концепта об антихристовой парадигме «власти еврейских денег». Одним из характерных аргументов автора служило указание, что 666, наряду с 333 и 999, является пробой золотого металла. «То, что число 666, - развертывал Н. Боголюбов свои доказательства, - имеет что-то общее со штриховым кодом, системой кредитных карточек, а также банками и деньгами, отчетливо видно также из того, что код номера Мирового Банка - 666. Или, скажем, карточки австралийского Национального Банка, несущие номер 666. Отдел чековых расчетов индийского банка в Бомбее имеет номерной код 666. Новые американские кредитные карточки сейчас несут префикс 666. «Компьютерная система Оливетти Р 6060» сейчас использует номера, начинающиеся с 666. По всей территории США компьютерные квитанции снабжены серией серых точек, которые представляют число 666. На каждом израильском лотерейном билете напечатано число 666. Если сложить все цифры с игрального стола рулетки, то получится в сумме цифра 666» [3, с. 228]. Антихристова печать и кодификация человечества Апокалиптика составляет краеугольный камень всей христианской историософии. Однако далеко не все адепты христианства эсхатологически одержимы. В современном православии существует два основных подхода в понимании Апокалипсиса. Согласно первому их них апокалиптические события должны произойти единовременно, будучи связаны с историческим моментом воцарения антихриста. В соответствии со вторым взглядом «последние времена» представляют собой довольно длительную историческую эпоху, предшествующую второму пришествию Христа. Мы, утверждают его приверженцы, живем в период развертывающегося Апокалипсиса. А потому христиане должны быть особо бдительны ко всем знамениям прихода антихриста. Напротив, для оппонентов этого взгляда все гематрические изыскания лишены смысла. Если антихрист еще не пришел, то и ни о какой антихристовых атрибутах и всех сопутствующих его появлению обстоятельствах говорить не приходиться. Не может, утверждает, к примеру, Андрей Кураев, быть никакой «печати антихриста» до его воцарения [18]. Напротив, сторонники взгляда о длительном историческом развертывании апокалиптических пророчеств использовали концепт о череде пред-антихристов. Носителями идейной антихристовой парадигмы в различные исторические эпохи преподносились К. Маркс, В.И. Ленин, Л.Д. Троцкий, Мао Цзе Дун, А. Гитлер, Сан Мен Мун, Раджнии и др. Видимым проявлением идентификации с прообраза Зверя определялось использование соответствующей символики. Для эсхатологически ориентированного сознания любая попытка кодификации населения неизменно вызывала ассоциации с «печатью антихриста». Такого рода катализатором явилась, в частности, практика установления индивидуальных налоговых номеров. По благословению епископа Анадырского и Чукотского Диомида и епископа Тульчинского и Браулавского Ипполита храмом Казанской иконы Божьей Матери была выпущена книга иеродиакона Авеля (Семенова) и светского исследователя А.Ю. Дроздова «Знамение пререкаемо», посвященная доказательству антихристовой сущности современной цифровой кодификации личности. «ИНН, - утверждали они, - несет в себе именно религиозный смысл - это символ иной, антихристианской идеологии, символ власти над человеком “хозяина” этой апокалиптической торгово-финансовой системы. Добровольное принятие ИНН есть начало отречения от Христа. ИНН уже лежит не вне сферы деятельности человека и его внутренней жизни, а наоборот, он ее показатель, ее определитель, он - исповедание человека, свидетельство его готовности быть верным или противным Христу» [1, с. 238]. Идентификационный код, подчеркивалось ими, не есть номер документа, а самой личности, и потому будет носить и пожизненный, и посмертный характер. Если государственные паспорта представляли собой удостоверение личности как гражданина той или иной страны, то индивидуальные налоговые номера выражают членство в космополитической антихристовой системе [1, с. 238]. Вопрос об отношении к ИНН поляризовал позиции православных иериархов. Речь велась даже о вероятности нового раскола в РПЦ. Мнение Священного Синода отражал толерантный подход к электронной кодификации. Решением заседавшей в феврале 2001 г. Богословской комиссии Московской Духовной Академии отождествление ИНН с «антихристовой печатью» признавалось ошибочным. Обвинение о наличии в индивидуальных номерах налогоплательщиков числа 666 определялось как необоснованное и относившееся к разряду ложных слухов, разжигающих церковную смуту. Пользующийся значительным авторитетом в РПЦ архимандрит Иоанн (Крестьянкин) в рождественском обращении ко всероссийской пастве на 2001 г. высказал мнение о невозможности влияния на душу христианина никакими технологическими средствами. «У Господа, - пояснял он, - нет понятия о человеке как о номере, номер нужен только современной вычислительной технике, для Господа же нет ничего дороже живой человеческой души…» [32, с. 3]. Выступая по радио «Радонеж», иерамонах Тихон (Полянский) квалифицировал позицию противников ИНН, оцениваемых им в качестве провокаторов, как неоязыческое магически обрядовое заблуждение. Архимандрит Амвросий (Юрасов) в одной из передач того же радиоканала назвал их «нецерковными» и «больноватыми на голову». В дискуссию вынужден был вмешаться сам патриарх. Обращаясь к всероссийской православной пастве в связи с вступлением в неделю великого поста 2001 г., Алексий II заявил, что принятие или неприятие ИНН «есть дело свободного гражданского выбора, но никак не является вероисповедным вопросом» [1, с. 247]. Однако принципиальными противниками ИНН заявила себя значительная часть епархиальных архиереев. В оппозиции к Священному Синоду оказалось большинство монашествующих. Центром религиозного сопротивления личностной кодификации выступила, в частности, Троице-Сергиева Лавра. Российские противники ИНН апеллировали также к позиции ряда православных поместных церквей - Элладской, Кипрской, Финской - официально отвергающих любые формы электронного кодирования. Непримиримость борцов с индивидуальными налоговыми номерами доходила до того, что принявшие их заносились в число служителей антихриста. Ведь присваивание ИНН, поясняли бескомпромиссность своей позиции авторы «Знамения пререкаемо», осуществляется на добровольной основе, то есть при сознательном предпочтении зла. Те же христиане, на которых индивидуальный номер возлагается «автоматически», по роду службы, должны, по их мнению, отказаться от своего социального статуса, ибо в противном случае окажутся вовлечены в антихристову систему. Отвергается добродетельность законопослушности в отношении присваивающего личные номера государства. Предписание «платить кесарю кесарево» теряет, по мнению противников ИНН, в данном случае свое значение. Обнаружение в индивидуальных налоговых номерах трех шестерок рассматривалось как свидетельство, что устанавливающая их власть отнюдь не «кесарева», а «антихристова» [1, с. 242-246, 253-263]. «Поэтому, - пояснял протоиерей Алексей Масюк, - когда верующие сопротивляются сплошной нумерации населения, они протестуют не против власти кесаря, не против государственной власти, а против той нарастающей власти, которая фактически аннулирует государственную власть» [13, с. 65]. Позиция ряда входивших в Богословскую комиссию архиереев, ратующих за подчинение государственным властям даже в случае наличия в ее знаковой системе антихристовых символов, объявлялась принципиально неприемлемой. Однако поиски трех шестерок в штрих-коде ИНН не приводили к заданному результату. Тогда был выдвинут концепт, что «антихристово число» присутствует не в самом индивидуальном налоговом номере, а в считывающем штрих-коды устройстве. Анонимные авторы газеты «Сербский крест» предложили различать «имя, данное человеку зверем» и «личное имя антихриста». Поэтому, утверждают они, сообразно с апокалиптическим откровением «начертываться» будет не антихристова печать - 666, а персональный номер. Мудрость истолкования обнаруживалась в том, что на «число зверя» «нанизывалось» число имени каждого принявшего его власть. Указывалось также на неадекватность перевода с греческого при использовании понятия «печать антихриста». Более точно, полагают авторы публикации, было бы использование эквивалентов - «забор», «частокол». И, торжествующее объявляют они, именно в такой форме представлен штрих-код индивидуального налогового номера [28]. У Н. Боголюбова штрих-кодовые комбинации вызывали визуальные ассоциации с когтями медведя. Для подтверждения Откровения Иоанна Богослова он апеллировал к эсхатологическим мифами индейцев Хопи из Северной Аризоны. Распространенное среди них пророчество, в частности, гласило: «Никто не сможет ни покупать, ни продавать, если у него не будет знака Медведя. Когда покажется этот знак, придет третья великая война» [3, с. 225]. Использованный автором силлогизм приводил, таким образом, к обнаружению символики апокалиптического Зверя. То обстоятельство, что в библейских текстах речь шла явно не о медведе, а совершенно другом звероподобном существе, многоголовом и многорогом, по-видимому, не смущает современных экзегетиков. Характерным для эсхатологического сознания представляется способ обнаружения числа 666 в штрих-кодовых комбинациях. «Вы видите, - истолковывал Н. Боголюбов одну из таких маркировок, - двенадцать коротких двойных штрихов, похожих на следы когтей медведя, шесть слева и шесть справа (сначала их было пять). К ним добавляются три более длинных, наружные слева и справа и в середине. Если Вы теперь найдете среди коротких штрихов цифру 6 (два тонких штриха) и сравните их с длинными, Вы увидите, что длинные штрихи тоже представляют собой цифру 6, но среди цифр она не упоминается. Три более длинных штриха находятся на каждом штриховом коде в мире, изменяются только лишь короткие. Итак, компьютер всегда прочтет 666» [3, с. 226]. Таким образом, в типаже человека, мыслящего эсхатологическими категориями, мало что изменилось по сравнению с аввакумовой эпохой. Критерий праведности в апокалиптические времена противополагался социальной стабильности. В сознании противников ИНН, как прежде перед раскольниками, актуализировалась дилемма земного служения и спасения души. В своем неприятии индивидуальной налоговой кодификации они обнаружили готовность перейти в положение социальных маргиналов, лишь бы не принять какие-либо из подозреваемых в антихристовой сущности атрибутов. В конечном итоге проблема ИНН, еще недавно рассматриваемом в качестве реального основания церковного раскола, сошла как бы сама собой на нет. Но по-прежнему эсхатологический дискурс связывается с перспективой введения единой идентификационной карты человека. Общественное сознание будоражат периодически появляемые сообщения о разработке миниатюрных чипов, вживляемых в человеческое тело в качестве своеобразного датчика и электронной карты. Инплонтация их на лбу и руке кодируемых убеждала в том, что речь идет именно об «антихристовой печати». Слова Откровения о том, «что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание» соотносилось с функциональным предназначением идентификационной карты. Новым подходом в истолковании сущности антихриста являлось определение его не в качестве живого существа, а машины. В таком качестве, в частности, нередко позиционируется находящийся в Брюсселе глобальный компьютер «Зверь», «занимающий три этажа в 13 этажном здании, построенном в виде креста». «Эта чудовищная машина, - пояснялось в одной из конспирологических публикаций, - имеет способность безошибочно и быстро занумеровать каждого человека во всем мире. После того, как население будет занумеровано, этот номер будет записан в виде подкожной лазерной татуировки на правой руке или на лбу, не различимой простым глазом. Машина “Зверь”... Что это? Игра слов, злая ирония или просто совпадение, случайность? Таким образом, “имя” компьютера сходится со зверем, о котором пишет Апостол Иоанн в Откровении» [5, с. 328]. В кодировании антихристовой печатью усматривается не только проявление морального падения, но и физического порабощения. Через имплантированные в организм передатчики можно, к примеру, как рассуждал один их эсхатологов, разрушить все кровеносные сосуды тела, заставить человека совершить самоубийство или ввергнуть его в безумие [5, с. 334]. Согласно другой «машинной» версии истолкования природы антихриста он будет представлять собой так называемый «психологический компьютер». Перспективы развития компьютерной техники усматриваются в возможности создания приборов, используемых в целях психоанализа, способных воздействовать на подсознание. «В проекте “Мастер”, - утверждал один из авторов издания “Зов православия”, - компьютер, который будет чудом последней технологии: он будет снабжен очень сложным чувствительным механизмом, способным анализировать и “исправлять” неправильное (или нежелательное) мировоззрение. Этот механический бог - изделие рук человеческих - будет сконструирован в форме человека. Можно себе представить огромную популярность этого робота и силу его влияния на массы, вплоть до поклонения ему. Все это не фантазия, а реальность. Не есть ли это тот “образ зверя”, о котором сказано в Откровении Св. Апостола Иоанна Богослова (гл. 13, 14-15): “И дано ему (антихристу) было вложить дух в образ зверя, и говорил и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя”. Под “образом зверя” здесь подразумевается не сам зверь (символ антихриста), а его изображение, вероятно, статуя» [5, с. 343]. Если Дьявол - обезьяна Бога, то антихрист - Христа. Его образ конструировался по принципу духовной симметрии в отношении к Иисусу. Поскольку, рассуждали гематристы,

Vartan Ernestovich Bagdasarian

Moscow State Regional University

Email: vardanb@mail.ru
Radio str., 10-1, Moscow, Russia, 105005

Sergey Ivanovich Resnyansky

Peoples’ Friendship University of Russia

Email: s-r44@yandex.ru
Miklukho-Maklay str., 10-2, Moscow, Russia, 117198

Views

Abstract - 16996

PDF (Russian) - 290


Copyright (c) 2016 Багдасарян В.Э., Реснянский С.И.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.