РОЛЬ СЕНСОМОТОРНОГО КОМПОНЕНТА В ОБРАБОТКЕ ЯЗЫКОВОЙ ИНФОРМАЦИИ: ВОПЛОЩЕННОЕ ПОЗНАНИЕ VS КОГНИТИВНАЯ ФАСИЛИТАЦИЯ?

Обложка

Аннотация


В настоящее время в когнитивной психологии набирает влияние подход «воплощенное познание» (англ. embodied cognition). Его представители говорят о важности понимания того, как организован сенсомоторный опыт в ходе взаимодействия человека с внешней средой при решении познавательных задач. Статья посвящена обсуждению роли сенсомоторного компонента в обработке языковой информации. Ставится вопрос о том, являются ли сенсомоторные репрезентации необходимым условием обработки языковых стимулов (как это предполагается подходом «воплощенное познание») или же они просто содействуют обработке языковой информации [феномен «когнитивной фасилитации» (англ. cognitive enhancement)], уменьшая время ее переработки. Для ответа на этот вопрос описываются ключевые характеристики нескольких вариантов подхода, связанного с воплощенным познанием в обработке языковых стимулов. Анализируются работы, демонстрирующие: конгруэнтную активность сенсомоторных зон при переработке информации; ситуативный характер влияния сенсомоторного компонента на обработку пространственных понятий; роль сенсомоторных репрезентаций в обработке языковых метафор. На основе проведенного обзора формулируется общее резюме: текущие исследования демонстрируют аргументы в поддержку фасилитирующей роли сенсорики и моторики в обработке языковой информации.


Юлия Петровна Мигун

Лицо (автор) для связи с редакцией.
uliaymig@mail.ru
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации Вернадского пр-т, 82, Москва, Россия, 119571

научный сотрудник лаборатории когнитивных исследований института общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Москва, Россия).

Владимир Феликсович Спиридонов

vfspiridonov@yandex.ru
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации Вернадского пр-т, 82, Москва, Россия, 119571

доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры общей психологии института общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Москва, Россия).

  • Aziz-Zadeh L., Wilson S.M., Rizzolatti G., Iacoboni M. Congruent Embodied Representations for Visually Presented Actions and Linguistic Phrases Describing Actions // Current Biology. 2006. Vol. 16. No. 18. P. 1818-1823. doi: 0.1016/j.cub.2006.07.060
  • Boroditsky L. Metaphoric structuring: Understanding time through spatial metaphors // Cognition. 2000. Vol. 75. No. 1. P. 1-28. doi: 10.1016/S0010-0277. 99 00073-6
  • Boroditsky L. How Languages Construct Time // Space, Time and Number in the Brain. 2011. P. 333-341. doi: 10.1016/B978-0-12-385948-8.00020-7
  • .Bottini R., Bucur M., Crepaldi D. The nature of semantic priming by subliminal spatial words: Embodied or disembodied? // Journal of Experimental Psychology: General. 2016. Vol. 145. No. 9. P. 1160- 1176. doi: 10.1037/xge0000197
  • .Calvo-Merino B., Grèzes J., Glaser D.E., Passingham R.E., Haggard P. Seeing or Doing? Influence of Visual and Motor Familiarity in Action Observation // Current Biology. 2006. Vol. 16. No. 19. P. 1905-1910. doi: 10.1016/j.cub.2006.07.065
  • .Chemero A. Radical embodied cognitive science. Cambridge, MA: The MIT Press, 2009.
  • Collins A.M., Loftus E.F. A spreading-activation theory of semantic processing // Psychological Review. 1975. Vol. 82. No. 6. P. 407-428. doi: 10.1037/0033-295X.82.6.407
  • .Fadiga L., Craighero L., Buccino G., Rizzolatti, G. Speech listening specifically modulates the excitability of tongue muscles: A TMS study // European Journal of Neuroscience. 2002. Vol. 15. No. 2. P. 399-402. doi: 10.1046/j.0953-816x.2001.01874.x
  • .Fischer M.H., Zwaan R.A. Embodied language: A review of the role of the motor system in language comprehension // Quarterly Journal of Experimental Psychology. 2008. Vol. 61. No. 6. P. 825-850. doi: 10.1080/17470210701623605
  • .Gallese V., Lakoff G. The brain’s concepts: The role of the sensory-motor system in conceptual knowledge // Cognitive Neuropsychology. 2005. Vol. 22. No. 3-4. P. 455-479. doi: 10.1080/02643290442000310
  • .Gibbs R.W. Why many concepts are metaphorical // Cognition. 1996. No. 61. P. 309-319. Retrieved from http://psychology.illinoisstate.edu/jccutti/psych480_24/readings/gibbs1996.pdf
  • Gibbs R., Gould J., Andric M. Imagining metaphorical actions: Embodied simulations make the impossible plausible // Imagination, Cognition, Personality. 2006. No. 25. P. 221-238.
  • Gibson J. The Ecological Approach to Visual Perception. Boston: Houghton Mifflin.,1979.
  • Giora R. Understanding figurative and literal language: The Graded Salience Hypothesis // Cognitive Linguistics. 1997. No. 7. P. 183-206.
  • Glenberg A.M., Kaschak M.P. Grounding language in action // Psychonomic Bulletin and Review. 2002. Vol. 9. No. 3. P. 558-565. doi: 10.3758/BF03196313
  • .Johansson Falck, M., & Gibbs, Jr., R. W. (2012). Embodied motivations for metaphorical meanings. Cognitive Linguistics, 23(2). doi: 10.1515/cog-2012-0008
  • .Hauk O., Johnsrude I., Pulvermüller F. Somatotopic Representation of Action Words in Human Motor and Premotor Cortex // Neuron. 2004. Vol. 41. No. 2. P. 301-307. doi: 10.1016/S0896-6273. 03 00838-9
  • Klatzky R.L., Pellegrino J.W., McCloskey B.P., Doherty S. Can you squeeze a tomato? The role of motor representations in semantic sensibility judgments // Journal of Memory and Language. 1989. No. 28. P. 56-77.
  • Lakoff G. The Contemporary Theory of Metaphor // Metaphor and Thoughts. New York: Cambridge University Press., 1993. P. 202-251. doi: 10.1207/s15327868ms1401_6
  • .Lakoff G., Johnson M. Philosophy in the Flesh: The embodied mind and its challenge to Western thought. New York: Basic Books. 1999. 590 p.
  • Lebois L.A.M., Wilson-Mendenhall C.D., Barsalou L.W. Are Automatic Conceptual Cores the Gold Standard of Semantic Processing? The Context-Dependence of Spatial Meaning in Grounded Congruency Effects // Cognitive Science. 2015. Vol. 39. No. 8. P. 1764-1801. https://doi. org/10.1111/cogs.12174
  • Mahon B.Z., Caramazza A. A critical look at the embodied cognition hypothesis and a new proposal for grounding conceptual content // Journal of Physiology Paris. 2008. Vol. 102. No. 1-3. P. 59- 70. doi: 10.1016/j.jphysparis.2008.03.004
  • .Meteyard L., Cuadrado S.R., Bahrami B., Vigliocco G. Coming of age: A review of embodiment and the neuroscience of semantics // Cortex. 2012. Vol. 48. No. 7. P. 788-804. doi: 10.1016/j. cortex.2010.11.002
  • Newell A., Simon H.A. Human problem solving. Englewood Cliffs. New Jersey: Prentice-Hall, 1972
  • Ostarek M., Vigliocco G. Reading sky and seeing a cloud: On the relevance of events for perceptual simulation // Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, and Cognition. 2017. Vol. 43. No. 4. P. 579-590.
  • Pulvermüller F., Hauk O., Nikulin V.V., Ilmoniemi R.J. Functional links between motor and language systems // European Journal of Neuroscience. 2005. Vol. 21. No. 3. P. 793-797. doi: 10.1111/j.1460-9568.2005.03900.x
  • .Thibodeau P.H., Boroditsky L. Metaphors we think with: The role of metaphor in reasoning // PLoS ONE. 2011. Vol. 6. No. 2. doi: 10.1371/journal.pone.0016782
  • .Thornton T., Loetscher T., Yates M.J., Nicholls M.E.R. The highs and lows of the interaction between word meaning and space // Journal of Experimental Psychology: Human Perception and Performance. 2013. Vol. 39. No. 4. P. 964-973. doi: 10.1037/a0030467
  • .Utsumi A. Computational Exploration of Metaphor Comprehension Processes Using a Semantic Space Model // Cognitive Science. 2011. Vol. 35. No. 2. P. 251-296. doi: 10.1111/j.1551-6709.2010.01144.x
  • .van Dam W.O., Brazil I.A., Bekkering H., Rueschemeyer S. A. Flexibility in Embodied Language Processing: Context Effects in Lexical Access // Topics in Cognitive Science. 2014. Vol. 6. No. 3. P. 407-424. doi: 10.1111/tops.12100
  • .Willems R.M., Casasanto D. Flexibility in embodied language understanding // Frontiers in Psychology. 2011. No. 2 JUN. P. 1-11. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2011.00116
  • Willems R.M., Toni I., Hagoort P., Casasanto D. Neural Dissociations between Action Verb Understanding and Motor Imagery // Journal of Cognitive Neuroscience. 2010. Vol. 22. No. 10. P. 2387-2400. doi: 10.1162/jocn.2009.21386
  • .Wilson-Mendenhall C.D., Barrett L.F., Simmons W.K., Barsalou L.W. Grounding emotion in situated conceptualization // Neuropsychologia. 2011. No. 49. P. 1105-1127
  • Wilson M. Six views of embodied cognition // Psychonomic Bulletin and Review. 2002. Vol. 9. No. 4. P. 625-636. doi: 10.3758/BF03196322
  • .Wilson N.L., Gibbs R.W., Goodman G.O., McClelland, J.L., Gibbs R.W. Real and imagined body movement primes metaphor comprehension // Journal of Pragmatics. 2011. No. 26. P. 580-586. doi: 10.1016/S0093-934X. 02 00517-5

Просмотры

Аннотация - 53

PDF (Russian) - 41


© Мигун Ю.П., Спиридонов В.Ф., 2018

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.